Мифология Египта
Мифология Египта
Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне
называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля"
(плодородная, живая) в противоположность "Красной земле" (пустыне).
Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный
берег был отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили
пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается
на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот
Ра", проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на
запад, в "Поля Камыша" - загробный "рай", место вечной
жизни.
Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во
фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.
Особенности
Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной,
чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее
алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не
объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта
долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов,
отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе)
страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды
влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли,
отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций,
созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной
отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать
культу своего божества большую значимость в государственной религии.
В египетской мифологии над рациональностью доминирует
поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с
мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и
величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а
философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов,
символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными
способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от
эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с
природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться
что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В
древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни
среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя,
хранителя и защитника стабильности в мире.
Господство богов в большинстве случаев зависело от веры
правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили
совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных
функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в
религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех
("воля", "разум", "энергия",
"вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного
движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов,
воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что
они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда
не вмешиваются в людские споры.
Произношение
За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов
неизвестно. Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не
претендует на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было
принято делать на предпоследнем слоге.
В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами
единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа.
Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и
т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения
составляли смысловую пару: "два бога" (Хор и Сет), "два
брата", "(два) Рути".
Имена
Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на
папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело
пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с
астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или
величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в
зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный
момент, и т.п.
Иконография
Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены
схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную
идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил
иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога
изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с
головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные
росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем Египте является не
иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а
представляет собой метафору.
Боги Египта
В
древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго
определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было
деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами,
аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало
множество абстракций.
Бог
имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с
астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или
величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в
зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный
момент, и т.п.
Значения
имени.
"Сокровенный", "сокрытый", "невидимый",
"незримый". Функция. Бог солнца. Амон
Фиванский
изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона
окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра
(XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов" и
считается богом-творцом.
С
Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во
плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к
которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира.
Играет ведущую роль в каранационных мистериях.
Отождествление. Мин,
Амон-Ра, Ра, Хапи,
Нун,
Птах,
Себек,
Хепри,
Хнум.
В Древней Греции - Зевс, Серапис.
Иконография. Изображался в
виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в
руке иероглиф "анх" ("жизнь") или в виде человека с головой
барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.
Священные
животные. Баран, белый гусь, змей.
Центр
культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее
древний).
Осирис (греч.) - Усир (егип.)
Функция. Бог
производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья
умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период -
местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ
Осириса сливается с культом священного быка Аписа
(Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба
Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской
эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в
изначальные времена. Унаследовал власть Ра,
Шу
и Геба.
Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать
хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и
золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.
Генеалогия. Старший сын Геба
и Нут,
брат Сета, Исиды и Нефтиды,
муж Исиды, отец Хора и Анубиса.
Отождествление. Аах,
Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи,
Нун,
к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид,
Гелиос,
Дионис,
Посейдон,
Серапис, Эрот.
Фетиш. Столб Джед. В
ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри
они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра
просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы -
"Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев,
символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его
воскресение.
Иконография. Изображался в
виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ
земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове
изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных
перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти
(цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой,
обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Сет
Функция. Бог пустыни и
грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI
Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора.
Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения
культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога.
Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были
довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и
врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом,
в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье
Вечности, сражаясь с Апопом. Во время правления XIX Династии (14=13
вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в
его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете
нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении
почти всей истории Древнего Египта.
Генеалогия. Сын Геба
и Нут,
младший брат Осириса, Исиды
и Нефтиды,
муж Астарты
(в другом варианте - Нефтиды).
Местоположение. Один из гелиопольской
эннеады богов. Один из богов, царствовавших на земле в изначальные
времена.
Иконография. Изображался в
виде человека с красными глазами и волосами (красный цвет считался символом
зла) или в виде человека с головой неизвестного животного. Иногда изображался в
виде крокодила, гиппопотама, черной свиньи.
Центр
культа. Омбос.