Евгений Онегин (доклад)
“Евгений Онегин”
подготавливался всем ранним творчеством Пушкина , и следы его
явственно заметны на многих его произведениях. “Евгений Онегин”
подготавливался поэмой “Руслан и Людмила”, первым опытом Пушкина в
эпическом роде, в котором он практически постигнул все законы и
возможности свободной поэтической формы.
Он подготавливался
в равной мере и южными поэмами Пушкина, где он впервые постиг для
себя тот тип русского героя, который он изобразит столь живо и
убедительно в Онегине. Многое в “Евгении Онегине” было подготовлено и
ранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый
поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения - и
естественно, что он стал одним из самих совершенных в художественном
отношении произведений не только Пушкина, он стал одним из самых
совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина ,
но и всей русской литературы.
“Евгений
Онегин” писался дольще, чем любое другое произведение Пушкина,- в
течение более 7 лет. Он писался в Кишеневе и в Одессе, в
Михайловском и в Петербурге, и в Болдине - писался в разные времена
и при разных обстаятельствах жизни.За 7 лет , в течение которых он
создавался , многое менялось и в России, и в самом Пушкине , и все
эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Роман
создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразнй
ее поэтичеслой историей .
При всем этом
“Евгений Онегин” представляет собой удивительно цельное произведение . В
самой пестроте и разнохарактерности картин , в разнообразии настоении ,
в быстрых переходов
от темы к теме - цельное . Эта
цельость
обуссловлена пежде всего единством и цельностью личности автора в
романе . В свободном романе Пушкина автор не только один из его
героев, но и самый главный его герой . “ Автор неотступно присутствует
при всех сценах романа , комментирует их,
дает свои пояснения
, суждения , оценки . Он присут -ствует не только как автор , литературно
существующий
во всяком романе , а
именно как персонаж , свидетель ,
отчасти
даже участник событий и историограф всего происходящего”.
Вся первая глава , казалось бы рассказывет об
Онегине ; его детсве , юности развлечениях , друзьях . Эпиграф
аф
к этой главе : “ и жить торопится и чувствовать
ть спешит”
( Князь Вяземский) -
тоже про Онегина . Но если прочесть главу повнимательней , мы увидим,
что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только
уделено почти равное количество строф , мы узнаем о каждом из них
очень много- об авторе почти столько же , сколько о герое. Они во
многом похожи , недаром Пушкин сразу сказал об Онегине :”добрый мой
приятель “. Но много у них и разного. Трудно,конечно, сравать реально
жившего великого человека с другим, его фантазией. И все-таки
насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы
называем “типичным представителем” его эпохи! Поэт находит самые
точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо
воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато
умеет “лицемерить, казаться, являться”;зато, как многие светские люди
умеет скучать, томиться.
Большая часть
публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем
человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и
кривее понять человека! Этого мало: многие добрадушно верили и верят,
что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже
значит- имея глаза ничего не видеть. Светская жизнь убивала в
Онегине не чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям. Онегин не был ни холоден, ни сух,ни черств,
в душе его жила поэзия и вообще он был не из числа обыкновенных,
дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и
беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о
романах и любви прежних лет- все это говорит больше о чувстве и
поэзии, нежели о холодности и сухости. Онегин не любил расплываться
в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому
открывался.Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что
человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и
самим собой. Связь с Ленским, юным мечтателем, все громче говорят
против мнимого бездушия Онегина. И Пушкин любит молодого поэта - нет
сомненья. Более того : те высокие идеалы, которым верит , которым покланяется
Ленский, Пушкин называет “чудесами”. Ленский наивен, не знает жизни, но
Онегину, конечно, интереснее с ним, чем с остальными соседями,
которые “благоразумно” беседуют о сенокосе, о вине, о псарне, о
своей родине, - в этом коротком перечне - полная картина их
бессмысленной, тупой жизни.
На первый
взгляд, жизнь Онегина очень интересна: развлечения с утра до глубокой
ночи, и такие яркие , богатые развлечения: прогулки, беседы с умными
людьми, рестораны, балы.
Всегда,
каждый день, каждый год, много летт подряд - одно и тоже. Пушкин
беспощадно точно определяет эту жизнь: “ ... однообразна и пестра. И
завтра тоже , что вчера.”
Онегин- добрый
малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не
лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его,
он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется;но он
знает, и очень хорошо знает чего ему не надо, что ему не хочется
того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И
за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его
“безнравственность”, но и отняла у него страсть сердца, теплоту души,доступность
всему доброму и прекрасному. Блестящий юноша, он был увлечен светом,
подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это днлают
слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды- воскреснуть и
освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что
перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей
воли зависящих обстаятельств. Онегин- эгоист поневоле; в его эгоизме
должно видеть то, что древние называли
роком.
Беда Онегина в
том,что “труд упорный ему был тошен”. В нем живы ум, совесть, мечтания,
но нет у него способности действовать, быть активным, которой,
наперекор своему веку, обладали Пушкин и его друзья.
Мы часто говорим
о поколении в целом, совсем не учитывая того, что каждая возрастная
группа людей вовсе не одинакова, что в каждом поколении есть свои
борцы и мыслители, герои и философы, трусы и подлецы, карьеристы и
стяжатели; есть свои яркие и выдающщиеся личности - по ним-то мы чаще всего и
судим обо всем поколении .
О чем может мечтать
человек все в жизни испробовавший, и ничего для себя не нашедший ? Может быть
, именно из-за этой преданности мечтам Онегин “ застрелиться , слава Богу ,
попробовать не захотел “ . Он все -таки надеялся ,
все таки верил , что
есть какая -то другая жизнь , пусть еще не доступная ему , но должна же она
быть ! Эту веру, эту надежду и ценит в нем Пушкин, а к
разочарованности своего героя поэт относится сочувственно, но в тоже
время с иронией. Онегин ничего не надо- и в этом его трагедия. Вот
он получил наследство от отца - и предоставил его заимодавцам,” большой
потери в этом не видя”. Конечно, говоря об Онегине, мы не можем не
учитывать и не обвинять сформировавшую его среду, его век, его
окружение- они отняли у Онегина умение любить жизнь и наслаждаться
многими радостями жизни. Не случайно Онегиным начинается целый длинный
ряд социальных типов и характеров, порожденных русской исторической
действительностью и ярко запечатленных в послепушкинской русской
литературе.Это и Печорин, и Обломов, и Рудин, и некрасивый Парин и др. Все
они генетически восходят к пушкинскому Онегину. Онегиным Пушкин наметил
общие социальные и человеческие приметы родственных характеров, игравших
весьма существенную роль в русской исторической жизни, и одной из задач
для тех писателей, которые пришли в литературу после Пушкина, было
обнаружить их в современной действительности и художественно воплотить с
достаточной степенью конкретизации, неповторимо-индивидуально. Как писал
Герцен, “образ Онегина настолько национален, что встречается во всех
романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России,и не
потому,что хотели копировать его, а потому, что его постоянно находили
возле себя или в самом себе”.
В художественном
отношении все герои в романе едва ли не равноправны. Во всяком
случае, их роль никогда не бывает ни второстепенной, ни подчиненной.
Они существуют в художественной системе произведения как бы
паралельно, с достаточной долей независимости. Конечно, Ольга оттеняет
Татьяну, составляет для нее выразительный фон, помогает лучше понять
ее духовную, идеальную высоту. Но она значительна и сама по себе ( в
своей незначительности значительна), она тоже отражение жизни и эпохи.
Конечно, Ленский,
с его
романтической восторженностью и трогательным непониманием самых простых
вещей, до некоторой степени облегчает нашу оценку Онегина, но еще
больше он помогает понять некоторые существенные стороны русской жизни
20-х годов 19 в., помогает познакомиться с одним из самых интересных
типов
людей того
времени. Разочарованность рядом с романтической очарованностью,
трезвостью рядом с восторженностью и идеальностью- все это несомненные
приметы той исторической эпохи. Герои пушкинского романа не
просто исторически значимы- само их художественное существование,
характер их художественно воплощения несомненно определялись теми
историческими задачами и целями, которые ставил перед собой Пушкин,
создавая свой роман.
Его стремлением возможно
шире показать исторические типы и через них живую, многообразную и
многоголосную историческую эпоху обусловливается и наличие в романе
большого количества так называемых эпизодических персонажей. Они не
принимают условия в основном действии, мало или совсем не связаны с основными
героями романа, но они до бесконечности раздвигают его рамки - и
тем самым роман не только полнее
отражает жизнь,но и сам становится, как жизнь: таким же бурлящим, говорливым,
многоликим. Каждый из персонажей романа - не
только главные- ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют
большой художественный мир, в котором живая жизнь и живая история.
Со
второй главы романа читатель вместе с автором из Петербурга попадает в один из
глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидают новые
впечатления, новые незабываемые картины, знакомство с новыми человеческими
типами.
Цветы, любовь,
деревня- понятно, что всему этому можно быть преданным душой. Праздность опостылела
Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Праздность, как и деятельность, бывает
разная. Томительное безделие Онегина не имеет ничего общего с праздностью,
знакомой Пушкину,- когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у
камина, наполненные мыслями, работой воображения, ума и сердца.
Когда душа человека
пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь
такому человеку приходит техника: магнитофон, телевизор... Но ведь все это
может так же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски
только душевная заполненность, богатство внутренней жизни- в нее входит
наслождение природой, и “роскошь человеческого общения”, и просто умение
думать. Конечно, жизнь яркого , думающего , значительного человека тоже не
состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы грусти,
отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить. Есть у человека выход из
любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа, всегда
остаются друзья- если они настоящие, остается наш труд- если мы научили себя
находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...
“ Онегин” писан был
в продолжении нескольких,- и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая
глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются
от первых шести:они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного
развития поэта. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к
самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума,
остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманную.В своей
поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!
Известное
определение Белинского, назвавшего поэму “Евгении Онегин” “энциклопедией
русской жизни”, подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в
структуре пушкинского романа.В “Евгении Онегине” перед читателем проходит серия
бытовых явлений,нравописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд,
обычаев.Не в том заключено реалестическое новаторство “Евгения Онегина”, что в
нем описан быт, неоднократно изображенный до него русскими поэтами, которых мы
не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том,что бытовой материал
истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками. По-новому,
реалистически,то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека
и его судьбу.
Русское дворянство
было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьми и крепостными
крестьянами составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом
богатства, общественного положения и пристижа. Это, в частности, привело к
тому, что стремление увеличивать число душ доменировало над попытками повысить
доходность поместья путем рационального землеиспользования. Герои “Евгения
Онегина” довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного
положения. Отец Онегина “промотался”, сам герой романа, после получения
наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком.Тема богатства
оказывается связанной с мотивом разорения. Слова “долги”, “залог”, “заимодовцы”
встречаются уже в первых строках романа.Предпологалось, что дворянин на
полученные при закладе деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние
старых и, повысив таким образом свой доход, получит средства на
уплату процентов и
процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в большенстве случаев дворяне
проживали полученные суммы в банке, тратя их на покупку или строительство домов
в столице, туалеты, балы.
Поэт изображает
достаточно развернуто провинциальное дворянство как часть той общественной
среды, где проходит жизнь Онегина. Сначала провинциальное общество показано
символически в фантастической ситуации( сон Татьны). Сравнение мелкопоместного
провинциального дворянства с фантастическими образами чудовищ из сна Татьяны
подтверждается отмеченным еще современниками параллелизмом в описании Пушкиным
съезжающихся на именины гостей.Не следует подыскивать каждому из гостей
параллели среди фантастических образов. Рой чудовищ, соотнесенный с толпой
гостей, нужен был автору для создония общего впечатления о дикости, праздности,
косности, жестокости, мертвенной среды, в которой оказался его герой.К
поколению незаурядных представителей дворянского общества принадлежит и
Онегин,судьба которого обрисована в следующей строфе ( “Предметом став суждений
шумных”). “Между людей благоразумных” Онегин слывет “притворным чудаком”,
потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для
многих людей,- значит притворяться. Его героя тяготит то, что составляет цель
жизни благоразумного большенства в современном ему обществе.Таким образом, в
порвых строфах главы “ Странствие” была намечена и получила развитие тема
Онегина как “лишнего” человека в дворянском обществе. Но почему он “лишний”?
Онегин предан “мечтанью”, отличается “озлобленным умом, Кипящим в действии
пустом” потому, не может жить по рецептам и канонам поведения и образа мыслей
благонамеренных обывателей. Но он не может и активно противопоставить себя
обществу, порвать с ним. К тому же он “ничем заняться не умел”.Автор не
скрывает своих симпатий и антипатий, неприятия многих сторон современных ему
нравов, выступая перед читателями как человек определенной эпохи. В романе
немало критических оценок светского общества. Автор боиться “мертвящего упоенья
света”, в котором можно “Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть”. Он
иронически замечает:” И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет
пустой”. С огорчением констатирует он распростронение эгоизма, чванства,
карьеризма ( “ Мы почитаем всех нулями...Мы все глядим в Наполеоны”), сетует на
коварство иных друзей ( “ Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас,
боже! ,на равнодушие в отношениях между родственниками) Иронически говорит
Пушкин и о двух типах светских женщин: о “ красавицах недоступных,
...непостижимых для ума”, с их “ спесью модной”; и о причудницах “ самолюбиво
равнодушных Для вздохов страстных и похвал”, расчетливо кокетливых. Автор-
противник жеманства в жизни и в литературе. С горечью Пушкин замечает :”Мы
должны Признаться: вкусу очень мало у нас и в наших именах (не говорим уж о
стихах) ; Нам просвещенье не пристало, и нам досталось от него жеманство -
больше ничего”.Нравственность в светском обществе носит чисто внешний
характер. Автор - гармоническая натура, человек, любящий жизнь
во всем богатстве ее проявлений. Не случайно многие авторские отступления
начинаются глаголом “люблю”. Не раз говорит поэт о природе. Он восхищается
петербурским балатом и несравненным искусством прославленной балерины
Истоминой, одесской оперой, обаянием женской красоты. Он упивается “ дыханьем
ночи благосклонной”, очарован “напевом Торкватовых октав”. Поэт любит веселье
светского бала.Образ автора существенно расширяет представление читателей об
изображаемой в романе жизни России в 20-е 19в., потому что Пушкин является
одним из ярчайших носителей и выразителей передового общественного сознония
своего времени, реформатором русской литературы и русского литературного языка.
Образ автора помогает глубже понять характеры Онегина и других героев романа.
Лирическое начало пронизывает все компоненты содержания и формы “Евгения
Онегина”. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства,
понятия, идеалы”.
Героиня романа,
влюбленная в Онегина, склонна его идеализировать. И тогда ее сознание “
озаряется” неожиданной “ догадкой” : неужели Онегин подражает безнравственным
героям романов, одиноким индивидуалистам с “ озлобленным умом”? В таком случае
он не настоящий человек, а всего лишь “ничтожный призрак”, чуждый ей по духу
человек ( ведь ей органически чужды “ подражательные затеи”). Затем следует
новый вариант