1 ВОСТОЧНЫЕ
СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО.
Славяне были
восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит
разложение родоплеменных отношений и складываются предпосылки для
образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период военной
демократии. Соседская община (вервь).
Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство,
охота, рыболовство, бортничество. В лесу - подсечно-огневое земледелие.
Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия - соха, мотыга,
позднее - плуг с железным лемехом.
Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах
(вече). Военная власть у князя (с дружиной).
9-12 вв. -
образование гос-ва Киевская Русь. (откуда взялось слово «Русь» - хуй его
знает). Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в
государстве (стали княжить).
Религия: В эпоху п\о строя славяне были язычниками.
Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и
жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы.
Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир долго
думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христиансто круто
повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры.
Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило
мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси.
|
2
АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.
Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские
князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти
мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До
10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства
здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» - 1-е
камеенное здание. Спасо-Преображенский собор - самый «византийский» храм
древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный
храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура
Софии Оранты.
С 12 в. Византийское
влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор
Михаила - Архангела в Смоленске).
Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из
Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.
Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы
заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.
Крупнейшие русские
ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань.
Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать
изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими
охуенными, что все иностранцы их покупали.
|
3
ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.
9-10 вв. На руси
распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и
Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по
своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные
грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и
высшие. Создавались школы в основном при монастырях.
Особенности русской
лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики
редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были
самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В
10-11 в. Появляются летописи.
Писали на пергаменте
и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. «Слово о законе и
благодати» Иллариона - прославляет Русь. Идея равноправия христианских
народов. «Поучение Владимира Мономаха» - тоже нехуевая книга - призыв
Мономаха к детям - соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и
церкви. «Повесть временных лет» - повествует о развитии , становлении
русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами
проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» - поход Игоря с дружиной
против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные
раздоры.
|
4
КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)
В середине 13 в.
Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие
культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их
культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы
одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила
феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к
обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.
С 14 в. Начинается
подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве) . Русские
земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное
творчество - фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях
борьбы против монголов. Новый жанр - историческая песнь («песня о
Авдотье-Рязаночке»).
Появляется
«скоропись» - новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги
для частного чтения (читьи).
Литература.
Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая
летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести
(«Повесть о разорении Рязани Батыем»). После Куликовской победы произошел
подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом
побоище», «Слово о житие князя Дмитрия иваныча».
Архитектура и
живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород -
крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им
массивность (церьков Федора Стратилата). В Пскове построили кремль с арочным
перекрытием (обошлись без колонн).
14-15 вв. - расцвет
живописи. Черта живописи - драматизм. Феофан Грек умел охуенно расписывать
церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев
(расписал Успенский собор во Владимире). Икона «Троица» - шедевр Рублева.
|
5 КУЛЬТУРА
ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.
Образование единого
гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской
народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во.
Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с
захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ
царя в песнях различен - его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее
отношение к народу.
Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили
«мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали
книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать. !-е
печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь».
Политическая
мысль. Теория происхождения
московской власти от Киевских князей. Москва - 3-й Рим (как центр мирового
христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками
боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом.
«Никоновская летопись - самая известная.
Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты.
Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти,
Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор,
Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой),
Архангельский собор, храм ,Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на
Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись.
Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и
природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке), темпера
(роспись по сухой штукатурке). Представители живописи - Дионисий (рисовал
красивый внешний облик людей).
|
5 РАСШИРЕНИЕ
ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.
Гражданская война в
России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много иностранных
авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых
в Росии в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же
условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала,
польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в
мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность)
церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея
исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась
большая группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах.
Т.о. в этот период
Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими
знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на
друга.
|
6
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Расширяются связи с
западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика.
Литература начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр -
«демократическая сатира» в котором высмеивается государство и церьков. Пример
этого - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о ерше-ершовиче». Много
жизнеописаний : «Житие протокопа Аввакума». Сближение лит-ры с бытом,
появление любовных романов: «Повесть о Марфе и Марии». Зодчество.
Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются
иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле.
Строители - Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей.
Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом - новый стиль строительства. Стиль
«Московское барокко» - - башеннообразные, слитые с колокольней церкви.
Пример - храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее.
Ушаков - иконописец. Стиль живописи - «парсуна» - портретные изображения
исторических личностей. Это - чисто свецкое направление в живописи: писали
портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм»
(сценки из реальной человеческой жизни). Просвещение. Все большее
количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав
человека.
Т.о. в этот преид
искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.
|
7 СУЩНОСТЬ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.
Быстрое развитие
науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной.
Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы ,
где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали
выпускать много учебников). Издан «Букварь» и «Юности честное зерцало».
Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывае об новых героях -
людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: «История о матросе
Василии Кариотском». Попытки написания отечественной истории. Новое
направление искусства - чеканка медылей. Скульптурное искусство идет вместе с
кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей). Строительство парадных
дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре
появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного
и кулььтурно-просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.
Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев -
талантливые портретисты.
В быту мода на
немецкое и французкое. Ломоносов - видный человек. Открытие МГУ !!!.
Кулибин. Татищев.
|
8 КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.
|
9
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
|
10
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Сословная система
образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других
сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы - универы и
академии, институты. Много технических учебных заведений. Быстрый рост
книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность
почты (письма, газеты, почтовые марки). Открыт Эрмитаж. Промышленные
выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области
електротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие
хирургии. Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии, он впервые
применил наркоз. Карамзин написал «Историю государства Российского».
Т.о. завершился один
из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой
эпохи - реализм, народность и гражданственность.
|
11 КУЛЬТУРА
РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
Падение крепостного
права положило начало формирования капиталистического строя в Росии.
Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена
бессословность школы. Начальные школы - земские. Средние - гимназии, тоже
бессословные. Гимназии реальные и классические . Доступ к ВУЗу был только
из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к
получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление
цензуры. Менделеев. Русское географическое общество организовывает успешные
экспедиции, и ислледует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай исследовал острова с
людаедами. В философии - материализм. В медицине прославился Павлов.
Ключевский написал «Курс русской истории». «Толковый словарь живого
великорусского языка» написал Даль. В длитературе главными действующими
лицами становятся разночинцы (простые люди). Тургенев, Толстой, Достоевский.
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Война и мир» Толстого. Скульптура и
архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и
архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко,
рококо. Рациональная архитектура - дома практичные, с металлическими
перекрытиями. Крастое архитектуры стали уделять меньше внимания. Появляются
многоквартирные жилые дома. «Псевдорусский стиль» Ропета - возрождение
традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма -
скульптура почти изчезает. В живописи отличился Перов. Движение
передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы
прогрессивных людей современности - рабочих, крестьян. Очень любили рисовать
природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин.
|
12 КОНЕЦ 19
НАЧАЛО 20 ВЕКА.
Это - переломная
эпоха во всех сферах жизни общества. Этот период условно можно разделить на
3 периода: 1890-1905, 1905-1907, 1907-1917.
Кризис
народничества. Серебряный век. Возникает много течений, обьединений,
группировок: «Союз русских художников». Рылов, Малявин, Васнецов. Репин -
выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи. Другой кружок - «Мир искусства».
- увлекались портретной живописью. Особое направление в живописи -
политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения:
одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а другая
- к неоприметивизму(!?!?!). Но многие художники и не укладывались в эти два
течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного искусства -
«Черный квадрат» Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не
монументальна, но пластична. Лансере «Мальчик, собирающийся купаться» -
пример мелкой пластики. В архитектуре - упрощение, в связи с новым
назначением и функций зданий - создан «стиль модерн» - простые и практичные
здания : Шехтель, Лидваль - архитекторы этого стиля. В поэзии -
символизм (символисты признавали идеализм и религию). Именно с понятием
«символизм» связано понятие «серебряный век» русской поэзии. Философы -
Флорецкий, Бердяев, Федоров - создали направление русского космизма
(отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в космос).
В музыке отличидись Рахманинов, Скрябин - романтический пафос
предреволюционных лет. Получает распространение кинематография , 1-я
картина - «Стенька Разин».
|
|
|
|
|
|
|
|