Сегодня студенты, завтра - интеллектуальный потенциал нации - какой? (взгляд самой молодёжи)
Московский государственный институт
электроники и математики
(Технический
университет)
Кафедра культурологии
Научная
студенческая конференция
«Русская культура на рубеже веков и тысячелетий»
тема:
Сегодня
студенты, завтра – интеллектуальный потенциал нации – какой? (Взгляд самой
молодёжи).
Выполнил:
студент гр. Р-41
Сёмин
Василий
Москва, 2001
Россия только что переступила рубеж двух тысячелетий.
Что значит для россиян новый век? С чем мы в него вошли? Какой будет наша
страна в третьем тысячелетии: великой державой или страной третьего мира?
Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится
будущее страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков, несмотря
на то, что они за свой век ещё успеют нас удивить. Будущее России в руках тех,
кто сейчас учится в ВУЗах, пока не теряя надежду на то, что их знания и диплом
будут востребованы и должным образом оплачены. Так что же из себя представляют
сегодняшние студенты – те, в чьих руках судьба поколения? Хочется отметить, что
культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как распался Советский Союз.
Наша проблема в том, чтобы проанализировать эти качественные изменения и
сделать вывод о том, как эти изменения могут повлиять на судьбу поколения.
С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась
американизации и вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр
жизненных идеалов и духовных ценностей у нескольких поколений. Конечно же,
наиболее заметны эти изменения у тогдашних подростков – тех, кому сейчас от 18
до 22 лет, потому что именно на качественных изменениях уровня и образа жизни
после 1991 года формировались моральные ценности сегодняшней молодёжи.
Надо отметить, что переход от
советского общества к демократическому принёс с собой свободу слова, свободу
интересов, свободу мнений и действий, а также позволили каждому человеку
самому выбирать своё будущее, а не идти по натоптанной дорожке: <детский сад – школа – ПТУ – армия – работа на заводе – семья, дети –
пенсия>.
Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами,
кроется опасность морального разложения общества – уже сегодня мы можем
пожинать плоды перестройки – это уровень преступности и проституции, в том
числе малолетней, на несколько порядков высший, чем в 80-х годах; высокий
уровень наркомании и алкоголизма среди молодёжи; отсутствие интереса к науке и
стремления к творческой работе.
Напрашивается вывод о том, что если перед человеком стоит
серьёзный жизненный выбор, то он должен быть к нему быть подготовлен, будучи
образованной с детства и самостоятельной личностью. В противном случае
подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться
просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелёгкую взрослую жизнь, став или
жертвой современных пороков общества, или даже одним из их распространителей.
А что же формирует жизненную концепцию современного
подростка? На сегодняшний день, уже раннее детство ребёнка начинается с обилия
всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор,
музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые родители
не утруждают себя воспитанием ребёнка, просто покупая ему эти современные
игрушки и будучи довольными, что ребёнок не отвлекает их от дел.
В итоге ребёнок познаёт мир с экрана телевизора, где зачастую
показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пёстрого набора начинает
формироваться основа личности будущего человека. А в комбинации с современными
игрушками вроде игровых приставок и компьютеров, развитие человека вообще может
ограничиться умелым нажиманием кнопок. Поэтому ребёнка нужно как-то оградить
от той грязи, которую выливает на него ежедневно взрослый мир.
Позже, когда ребёнок становится подростком, он оказывается в
обществе, где на него начинают влиять молодёжные субкультуры: уличная,
компьютерная, музыкальная и другие разнообразные субкультуры.
Хочется отметить, что культурный потенциал подростка очень
сильно формируется компанией – обществом, в котором он проводит своё время. И получается
так, что принятые в компании нормы, правила, способы времяпровождения формируют
(может даже и несознательно) соответствующее поведение и принципы человека. Например,
часто бывает, что человек и курящей компании пытается бросить курить, но появляясь
в компании не может удержаться, глядя как курят его товарищи.
Весьма интересно влияние компьютерной субкультуры, которая
связана не столько с компьютером, как таковым, сколько с интернетом – средством
виртуального общения либо человека с человеком, либо человека с компьютером. Ведь
интернет, кроме получения информации, даёт возможность общения с другими
пользователями, которые находятся по всему миру. Таким образом, во всемирной
сети можно и найти себе интересного собеседника, (для этого служат чаты и ICQ), и
получить квалифицированный совет или помощь (посредством форумов), а также
поиграть в компьютерные игры с реальным соперником или получить самую редкую
информацию, например биографию киноактёра или историю рок-группы. Но из всех
возможностей интернета особой популярностью пользуются любовные знакомства в
сети, когда человек ищет себе собеседника противоположного пола, они
знакомятся, узнают друг друга лучше, а позже назначают свидание.
Помимо упомянутых субкультур, в молодёжной культуре
существуют некоторые идеологические течения, проповедующие определённые
жизненные тезисы, например: панк-культура, рок-культура, хип-хоп-культура.Такого
рода движения несут в себе определённый набор моральных принципов, определяют
имидж и вкусы человека, и его отношение к окружающему миру.
Говоря об отношении к учёбе, современная молодёжь значительно
отличается от советской. Сегодняшнее образование не является обязательным,
поэтому появившаяся опять же свобода выбора поделила молодёжь на тех, кто
учится ради знаний, и тех – кто ради диплома. Учитывая сегодняшнее положение
образования в России, у тех, кто учится ради диплома, существует возможность
облегчить себе учёбу покупкой зачётов и экзаменов.
Говоря о количестве желающих получить высшее образование,
интересен факт, что в 91-92 годах резко снизилось число абитуриентов, и во многих
ВУЗах был недобор – это объяснялось тем, что молодёжь шла работать в торговлю,
считая правильным решением не тратить впустую время на учёбу, а зарабатывать
лёгкие деньги. Уже к 96-97 годам поток абитуриентов начал сильно расти, и
сейчас желающих поступить в ВУЗ более чем достаточно. Получилось, что жизнь
показала, что больше ценится – высшее образование или стаж работы в
коммерческой палатке.
Таким образом, перед сегодняшней молодёжью сегодня
открыты все пути в жизни, выбор одного из которых должен определить будущее
человека. Далеко не все делают правильный выбор, но всегда были, есть и будут
те, кто достоин быть интеллектуальным потенциалом нации. Сколько бы мы не
говорили про распущенность и безнравственность молодёжи, среди них всегда есть
гармонично развитые личности. С другой стороны, сегодняшнее молодое поколение
воспитано на новой почве, и поэтому именно за этим поколением стоит задача
сделать Россию сильной державой с образованным и материально обеспеченным
населением. Именно принципиально новая, неконсервативная политика сможет
показать миру Россию с новой стороны.
Но если мы хотим получить современного качества общество,
которое будет способно взять на свои плечи управление страной, то именно сейчас
пора позаботиться о воспитании молодёжи.