Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,86 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ

Содержание

Стр.

Библиографический список ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

2

Введение: что мы знаем о В. Ратенау ? ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

3

Становление Ратенау-бизнесмена ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

4

Ратенау-ученый ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

5

Продолжение карьеры бизнесмена ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

5

Политические изыскания и государственная деятельность ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

6

Философские воззрения ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

9

Заключение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

14



Библиографический список

1.   Оггер Гюнтер. Магнаты... Начало биографии. М., 1985.

3.   Ратенау Вальтер. Новое государство. М., 1922.

4.   Ратенау В. Новое хозяйство. М., 1923.



Введение: что мы знаем о В. Ратенау ?

Сегодня имя Вальтера Ратенау мало что говорит русскому читателю. Между тем оно прочно вошло в мировую историю. Ратенау занял почетное место в истории российско-германских (договор в Рапалло) и вообще международных отношений. Заметную роль он иг­рал в Германии уже перед первой мировой войной и особенно в годы войны и послевоенный период. История германского бизнеса знает В. Ратенау как крупного инженера, предпринимателя, главу всемирно известного электротехнического концерна АЭГ. Серьезный вклад внес В. Ратенау в развитие немецкой общественной мысли, в частности, в обоснование политики «социализированного капитализма» в ФРГ. По всем этим причинам интерес к личности, воззрениям и деятельности В. Ратенау в Германии и на Западе не исчезает. Более того, временами он поднимается, принимая форму своеобразного «ренессанса Ратенау». Так, в Германии широко и торжественно отме­чали 100-летие, а в сентябре 1992 г. - 125-летие со дня его рождения. Много пишут о личности Ратенау - своеобразной, яркой, разносто­ронней. В то же время он был натурой исключительной сложности и противоречивости, многогранной и в чем-то трагичной. Интерес к Ра­тенау поддерживает его драматическая судьба. Еврей, вращавшийся в верхах германской экономической и политической элиты; выходец из буржуазной семьи, принятый при дворе императора Германии Виль­гельма II; политик и дипломат, старавшийся под огнем критики воз­родить свою страну после поражения в первой мировой войне и Вер­сальского договора; патриот Германии, погибший от пули национали­стов на 55 году жизни - все это представляет достойный внимания, поучительный сюжет для исторического исследования. В биографии Ратенау отразилось все своеобразие, драматичность эпохи, одной из важнейших в мировой истории: назревание мировой войны, сама грандиозная война, поражение Германии, германская, австрийская и две русских революции, три огромной важности договора - Брест-Литовский, Версальский и Рапалльский. Не случайно современники так настойчиво хотели проникнуть в «тайну» Ратенау. О нем писали многие журналисты, политологи. В качестве героя он появился на страницах произведений таких известных писателей, как Стефан Цвейг и Роберт Музиль. По подсчетам немецкого ученого Кранца в различных странах мира написано о Ратенау более 200 книг. Среди них есть работы, в которых Ратенау представлен «феноменальным выразителем» многих сторон своего времени. Ратенау зачисляют в разряд оригинальных философов, указывая в числе его идейных предшественников таких разных мыслителей, как А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, К.Маркс, М.Вебер, П.Кропоткин и др. Много внимания исследователи уделили дипломатической деятельности Ратенау, отме­тив его безусловные заслуги в возрождении Германии после 1918 г. В отечественной литературе специально В. Ратенау посвящено несколько статей.

Становление Ратенау-бизнесмена


 Вальтер Ратенау родился в семье уже известного тогда герман­ского предпринимателя, основателя знаменитого электротехнического концерна АЭГ («Альгемейне Электрицитет гезелыпафт»). Немецкий историк Г.Оггер причисляет семейство Ратенау и Сименса к числу тех немногих, кто придал силу немецкой электротехнической промышленности и помог ей добиться мирового признания.

Отец Вальтера - Эмиль Ратенау - выходец из состоятельной ев­рейской семьи берлинских промышленников и купцов. Эмиль изучал машиностроение в Ганновере и Цюрихе, работал конструктором на фирме Борзига. Он отличался трудолюбием, острым умом и исклю­чительным интересом к технике. Некоторое время Эмиль провел в Англии, углубляя свои знания. Вернувшись в Германию, на средства, унаследованные от своего деда, он купил совместно с другом юности «маленькую фабрику в большом саду». Вскоре Эмиль женился на Матильде Нахман, дочери известного в Берлине еврейского банкира (потом разорившегося и покончившего жизнь самоубийством). Эмиль Ратенау был очень работоспособным инженером, предпринимателем, удачливым компаньоном. Методы ведения бизнеса Эмиль перенимал у американцев, явно подражая Рокфеллеру. Одним из первых в Гер­мании он оценил достоинства так называемой «холдинг-компании» - держательской фирмы, командующей филиалами в стране и за рубе­жом через держание значительного или даже контрольного пакета акций. Так появились «дочерние» фирмы в Швейцарии, России, а затем и в других странах.

В конце 1890-х годов АЭГ обошла по силе и влиянию многие фирмы.

Эмиль Ратенау в Германии стоял в одном ряду с «королем ме­таллургии» Фрицем Тиссеном. В самой Германии АЭГ явилась при­мером крупнейшего акционерного общества-монополиста. В 1912 г. АЭГ участвовала в 175-200 обществах, господствуя над ними, охва­тывая в целом капитал около 1,5 млрд. марок. В 1915 году Эмиль умер, и АЭГ возглавил Вальтер Ратенау. К этому времени он руково­дил рядом предприятий и заграничных филиалов.

Сын оказался способным инженером и организатором, работал по 16 часов в сутки. Во многих отношениях с помощью отца Вальтер сформировался как эталон предпринимателя новой формации. Но ум, таланты инженера, ученого, банкира сочетались в сыне с желанием участвовать в политике и общественной жизни, в жизни «света» и разных сферах искусства. Предприниматель Ратенау был «сыном своего отца». Но Вальтер-человек был иным. Он формировался под сильным влиянием своей матери - Матильды. Она была натурой бо­гатой, музыкально одаренной, с широкими интересами в мире искус­ства, литературы. От нее передались Вальтеру увлечение философи­ей, музыкой, живописью, литературой. Появились несвойственные деловому человеку рефлексия, недовольство собой, тяга к самосовер­шенствованию, желание уйти из мира бизнеса в мир искусств.

Примечательными оказались и общественные интересы и идеалы Ратенау. Его интересовала политика, и он хотел служить не только бизнесу, но и отечеству.

Ратенау-ученый


Вальтер родился 28 (29) сентября 1867 г. в Берлине. Сначала он учился в школе, затем в королевской берлинской гимназии, где изу­чал философию, химию, физику и другие предметы. Вальтера не считали примерным учеником - он мало читал и мало трудился. Уди­вительно то, что математика в школе будущему крупному инженеру давалась с большим трудом. Только перед окончанием гимназии в нем проснулся интерес к учебе. Больше внимания он уделял гумани­тарным предметам, мечтал стать художником.

Впоследствии В. Ратенау считался человеком весьма сведующим в искусстве (живописи), его коллекция картин была передана во Франкфуртский музей. Во время учебы в старших классах проявились качества, отличавшие его всю жизнь, - чувство ответственности и обязательности.

В 1885 г. Вальтер начал учиться в Берлинском университете. Один учебный год он провел в университете Страсбурга, затем вер­нулся в Берлинский университет, где занимался физикой, химией, философией. По окончании его в 1889 г. он представил к защите ра­боту о поглощении света металлами, которая затем стала основой его новых изысканий и изобретений, воплощенных им же на производст­ве.

Вальтер успешно защитил диссертацию и получил степень док­тора наук. Затем он проходил военную службу (1890-1891 гг.) в гвардейском кирасирском полку Берлина. Военная служба была обя­зательной для молодого подданного империи, но особого следа в жизни Ратенау не оставила. Выйдя из полка, молодой специалист-физик начинает долгую карьеру на предприятиях отцовской АЭГ. В течение ряда лет он работает в компаниях, входивших в сферу влия­ния могущественного концерна как в Германии, так и в Швейцарии. В 1893 г. 26-летний инженер становится директором электротехниче­ского завода в Биттерфельде, где используются его научные изыска­ния. Он принимает участие как способный ученый и практик в строи­тельстве больших электротехнических установок в Германии, Фран­ции и других странах.

Ряд его открытий, в частности, способ получения щелочи, хрома и хлора электролитическим путем, работы с хромом и железом, де­лают его известным в научно-технических кругах.

Продолжение карьеры бизнесмена


Есть сведения, что и тогда, завоевав известность как ученый и деловой человек, Вальтер все еще мечтал всерьез заняться живописью и литературой. Он имел к этому способности, тонкий вкус и обширные знания, да к тому же еще и дар публициста, хорошо владел пером. Но отец настаивал на другом, и Вальтер продолжал работать в фирме. В 1899 г. он становит­ся, по желанию отца, одним из директоров АЭГ. Через три года Вальтер возглавил отдел по строительству электростанций при со­хранении руководства электрохимическим производством. Его отдел занимается строительством предприятий в Англии, Аргентине, Гол­ландии, России, Швейцарии. Сын воплощает в жизнь девиз отца: «Не замыкаться в своем деле, подчинять конкурентов, связывая их зака­зами». Растет вес Вальтера в деловом мире. Он входит в директорат Берлинского банка, в руководство «Берлинер Хандельс Гезельшафт» и других крупных предприятий. В общей сложности он являлся чле­ном директората, кроме АЭГ, еще около 80 или даже 100 отечествен­ных и зарубежных фирм. Возвышается он и в отцовской фирме как один из ее директоров. В 1910 г. его избирают заместителем предсе­дателя Совета АЭГ, а в 1912 г. - председателем Наблюдательного Со­вета концерна. В 1915 г. он становится президентом АЭГ.

В берлинском «свете» и при дворе Вильгельма II не могли не за­метить сына основателя могущественной АЭГ, одного из самых бога­тых людей страны. Вальтер Ратенау входит в «верхние эшелоны» столичного общества, знакомится с государственными и политически­ми деятелями, придворными. В 1900 г. он удостаивается чести сде­лать доклад об «электрической алхимии» перед Вильгельмом II и производит на императора хорошее впечатление.

Политические изыскания и государственная деятельность


Вальтер может удовлетворить и свои политические амбиции, хо­тя политика тогдашней Германии была уделом только дворян. К тому же «простолюдин» Ратенау был еще и евреем, которых при дворе не терпели. Тем не менее один из видных чиновников министерства ко­лоний,  государственный секретарь,  кстати,  бывший  банкир Б.Дернбург привлекает Ратенау к государственным делам. Вальтер отправляется в августе - октябре 1907 г. в качестве советника Дернбурга в немецкую Восточную Африку. Поездка состоялась по ини­циативе тогдашнего канцлера Германии Б. фон Бюлова в целях улучшения связей Германии с ее колониями. В следующем году (май - сентябрь 1908 г.) поездка повторилась - на этот раз в немецкую Южную Африку и соседние британские владения.

Ратенау устанавливает относительно близкие связи с Бюловым. Канцлер намеревался даже назначить Ратенау главой колониального ведомства, но это оказалось по многим причинам невозможно. Рате­нау близок к дипломатическому ведомству. Видимо, поэтому, когда возникли трения с Францией из-за Северного Марокко, Ратенау ока­зался в составе делегации немецких предпринимателей во главе с братьями Маннесманами, которая вела переговоры с французскими трестами. Речь шла о взаимных претензиях на залежи железной руды в Марокко. Эта поездка была лишь частью сложной и запутанной акции германской дипломатии, за которой стояли интересы «королей стали». Итогом спора явился через некоторое время второй мароккан­ский кризис («прыжок пантеры»), который в свою очередь стал одной из важных вех на пути Европы к мировой войне.

Ратенау проявил себя искусным дипломатом и добился практиче­ски всего, чего хотели Маннесманы. Однако в дальнейшем Ратенау был отстранен от политических дел. Есть предположение, что он не разделял воинственности ведущих магнатов тяжелой промышленно­сти и даже заслужил у них (и при дворе) репутацию «пацифиста». Помешало участию Ратенау в политике и его происхождение. Ему дали понять, что богатство мало поможет еврею на поприще полити­ки, тем более на дипломатической службе. Не удалась попытка Рате­нау пройти в рейхстаг от партии национал-либералов. Не помогло знакомство, а затем и близкие отношения с новым канцлером Герма­нии Теобальдом фон Бетманом Гольвегом, занявшим этот пост в 1909 г. Сходство происхождения (Бетман Гольвег вышел не из дво­рянского рода, а из семьи крупного чиновника), близость взглядов на политику Германии, сходство натур позволили этим людям сблизить­ся, хотя нет свидетельств их тесной дружбы.

Тем не менее Ратенау испытал себя на многих поприщах, он за­метен, известен, влиятелен. И все же он стоит особняком. Во многом это объясняется неординарностью его личности. Умный, эрудирован­ный человек обширных знаний от новейшей техники до утонченного искусства легко завязывал связи с известными драматургами, писате­лями, художниками, журналистами. Известный немецкий драматург Герхард Гауптман, долгое время друживший с Ратенау, писал, что ни один убийца не осмелился бы поднять руку на Вальтера, если бы имел счастье только 30 минут поговорить с ним.

Все свободное время Ратенау посвящал философии, искусству, начал выступать как публицист, опубликовав в 1906 г. книгу «О ме­ханизации жизни» (переведена на русский язык в 1908 г.).

Настоящая карьера Ратенау как государственного деятеля начи­нается в годы первой мировой войны, когда он стал председателем военно-сырьевого отдела при прусском военном министерстве, превратив его в своеобразный штаб регулирования экономикой. С этого фактически начался в Германии военно-государственный капитализм.

Ратенау рос и формировался в кайзеровской Германии, родив­шейся в целой серии войн и к войне всегда готовившейся. Но будучи приверженцем гуманистических взглядов, он был противником войны в принципе. Как пишет Этта Федерн-Колхааз, Ратенау знал свой долг и стал выполнять его, отдавая все силы. С другой стороны, Ра­тенау не мог быть пацифистом, убедив себя в том, что война для Германии «не занятие, а судьба». Он написал эти слова, когда война уже шла к завершению. Ратенау предрекал поражение Германии и хотел скорейшего окончания войны. Однако когда, узнав об этом, пацифисты обратились к нему с предложением встретиться на совме­стной конференции в Швейцарии, чтобы попытаться добиться единой позиции против войны и выработать манифест о мире, Ратенау отка­зался.

Как известно, первую мировую войну давно готовили, ее ждали, и все же она пришла неожиданно. Все слои общества на какое-то время соединились в едином порыве. Предприниматели не были в стороне, однако мало кто из них знал, что надо делать. Кайзер успел сказать еще одну необдуманную фразу о том, что ждет возвращения солдат с победой «к осеннему листопаду». Немногие в Германии име­ли на этот счет сомнения. Среди тех, кто не верил в скоротечность войны, был Ратенау. Он считал необоснованными амбиции Германии, учитывал морскую мощь Великобритании, «загадочность» русской души и ее веру в царя, а также возможность вступления в войну США на стороне Антанты. Ратенау сразу понял трудности приспо­собления хозяйства к войне, особенно в условиях английской морской блокады. В центре внимания стали проблемы сырья и сбыта готовой продукции. В 1913 г. электротехническая промышленность Германии давала 41 % всего мирового экспорта этой отрасли. В тяжелое поло­жение попали и банки, связанные как с экспортными отраслями, так и с традиционными металлургической и добывающей промышленностями. На имя канцлера Вальтер Ратенау подал записку, в которой изло­жил план организации военного хозяйства Германии, прежде всего учет и распределение сырья. 13 августа 1914 года был создан военно-сырьевой отдел при военном министерстве Пруссии, который возгла­вил В. Ратенау. Первоочередной задачей отдела стал учет наличного сырья, потребностей в нем для военного и мирного производства и обеспечение в первую очередь предприятий, работавших на войну. Одновременно начали создаваться военно-сырьевые общества по от­раслям, занимавшиеся вопросами сырья. Отдел Ратенау координиро­вал их деятельность, получив широкие полномочия, позволявшие принять меры принуждения к отдельным предпринимателям. Ратенау стали обвинять в том, что он хочет убрать своих конкурентов. Тем не менее эксперимент по государственному регулированию хозяйства продолжался, хотя Ратенау в 1915 году вынужден был уйти с поста начальника военно-сырьевого отдела. Через своих людей он продол­жал оказывать влияние на работу этого отдела и в конце концов за­служенно приобрел славу спасителя германской экономики и органи­затора ее эффективного действия во время войны. В. Ратенау вошел в группу деятелей, которые определяли военную политику страны. Он участвовал в составлении ряда меморандумов, записок, например, о действиях на оккупированных территориях, ведении подводной вой­ны и др. Возможно, что он принимал участие в подготовительной ра­боте по составлению таких важных документов, как закон о принуди­тельном синдицировании и закон 1916 г. о вспомогательной службе отечеству, сыгравший решающую роль в становлении в Германии во­енно-государственного монополистического капитализма. Вместе с другими представителями германской промышленности Ратенау ока­зался в группе инициаторов «программы Гинденбурга», как стала она называться, хотя фельдмаршал, кроме имени, не дал ей ничего.

Философские воззрения


Годы первой мировой войны прославили Ратенау не только как талантливого предпринимателя и организатора производства, но и как оригинального философа. Война заставила Ратенау по-новому посмотреть на имперское руководство, положение рабочих, на со­стояние образования, здравоохранения, в целом на общественно-экономическую систему Германии.

Свои взгляды на историческое время, роль Германии в мире и факторы, которые обеспечат ей достойное положение, Ратенау изло­жил в работе «О проблемах будущего». Один из биографов Ратенау считает, что общий план и значительная часть книги были созданы до войны (июнь-июль 1914 г.), причем первоначальный план преду­сматривал следующие разделы: экономика, этика, политика. Этта Колхааз, на­против, считает, что замысел книги возник только в 1915 году, а сама книга писалась в основном в 1916 году. Книга стала этапной в твор­честве Ратенау, положила начало развитию его теории «нового хозяйства», «нового государства» и «нового общества». Опубликована была в марте 1917 года, когда Германия и мир переживали драматические события. Начался поворот в сознании и дипломатии от войны к миру, в России совершилась буржуазно-демократическая революция, в Германии назревали мощные антивоенные выступления. Работа вызвала большой интерес не только в Германии, но и за рубежом. Священни­ки в проповедях называли ее «книгой о душе». К 1925 году было вы­пущено 70-е издание. Что же сенсационного было в ней?

Ратенау начал свой труд с традиционных представлений о необ­ходимости нравственного самосовершенствования, воспитания народа с помощью искусства в духе абстрактного гуманизма и пожеланий «доброго» буржуа. Затем автор обратился к серьезным проблемам социально-экономического характера, включавшим требования пере­стройки экономики, изменения отношения к рабочему классу, а также к таким морально-этническим проблемам, как искоренение праздности, лени, роскоши, нетрудовых доходов и тому подобных явлений, позо­рящих людей, живущих в эпоху цивилизации. Автор не скрывал ос­новного назначения книги: «дать серьезную, научную, убедительную контроверсию марксизма», поскольку имеющиеся либеральные кон­цепции развития общества не могут этого выполнить.

В предисловии Ратенау самонадеянно утверждал: «Эта книга бьет догматический социализм прямо в сердце».

Большой знаток всемирной литературы и философских учений он мог оценить притягательную силу идей социализма и возможности их реализации в Германии. Трудно было оспаривать социалистиче­ский принцип всеобщего равенства на земле, а не на небе, фактиче­ское, а не формальное признание прав на труд, образование, отдых жилье и т. д. Ратенау противопоставил социалистическим идеалам свои взгляды на развитие общества. Книга состоит из трех главных разделов: «Цель», «Путь», «Воля» - и заключения. Наибольшее число страниц отведено написанию «Цели». Автор искренне считал, что именно в правильном обосновании цели (теперь это называют нацио­нальной идеей) таится та сила, которая может перевернуть мир. Формулируя содержание «Цели», Ратенау высказал свои аргументы против социализма. Несмотря на все его старания, большинство исто­риков считает, однако, именно этот раздел книги самым слабым из-за множества противоречий и неопределенности позиции самого автора. И это мнение справедливо.

Основной тезис первого раздела сводится к тому, что человечест­во должно всегда иметь такую цель, которая могла бы мобилизовать его, все силы людей до конца, выявить их творческие способности для ее осуществления. В этом Ратенау, причисляя себя к либералам и противникам социализма, на наш взгляд, резко расходится с либера­лами и стремительно сближается с идеалами социалистов. Ведь либе­ралы всех поколений (включая нынешних) в моральном, нравствен­ном и экономическом плане бьются за полную независимость от госу­дарства, от всех ограничений, какого бы рода они не были и от каких бы инстанций не исходили, до истеричности превознося абстрактный принцип свободы индивидуума. О какой всеобщей для всех цели могла идти речь в обществе, расколотом на классы, партии при нали­чии института почти абсолютной монархии, экономически страдающе­го от недостатка собственных ресурсов и узости внутреннего рынка. Признано социологами, что демократические государства естественно и объективно способствуют укоренению пороков людских. Наша дей­ствительность демонстрирует рост наркомании, уголовной преступно­сти, бродяжничества, сексуальных извращений и т.д. Психологиче­ские отклонения стали бичом общества конца XX века именно исходя из принципа свободы личности.

Ратенау решительным образом отрицает цели социалистов - удов­летворение материальных потребностей людей путем ликвидации экс­плуатации человека человеком, так как достижение «земного благопо­лучия», т.е. равенства людей, не может преобразовать старое общест­во. Ратенау неоднократно повторял, что настоящая преобразующая сила рождается только в сфере идей, в мировоззрении, вере, транс­цендентности. Теперь этот тезис выглядит особенно неубедительно, когда все индустриальные страны, и прежде всего Германия, ставят социальные проблемы (обеспечение занятости, высокий уровень зар­платы, государственную помощь малоимущим социальным слоям и другие социальные задачи) во главу угла внутренней политики, не­взирая на партийную принадлежность законодателей и исполнителей. Более того, эти идеи были взяты на вооружение противниками демо­кратии, а значит свободы, как очень удобные для оправдания самой сумасшедшей политики, конечно, вопреки истинным намерениям гу­маниста. Проблема земного обустройства людей имеет весьма проза­ичное земное происхождение. Это положение вещей не могут отрицать и не отрицают искренне и глубоко верующие в существование бога люди, будь они либералы или консерваторы.

Мало что проясняет в рассуждениях Ратенау о преобразующей силе идеи положение о необходимости открытия «пути к свободе» (они и по сути неоригинальны), так как человечество, сколько себя знает, все бьется над этим понятием «свобода». Философов издавна интересовала категория свободы, и наиболее распространенные ее определения мы находим у Канта, Гегеля, Маркса, Ницше и др., и никого из них Ратенау, конечно, не превзошел. На наш взгляд, Ратенау дал очень туманное, невнятное толкование «человеческой свободы», которую можно интерпретировать как самостоятельно избран­ную и соблюдающуюся ответственность каждого человека по отноше­нию к обществу. Несколько позже Томас Манн заметит в своем «Докторе Фаусте»: «Свобода сама по себе внутренне противоречива, поскольку вынуждена, самоутверждаясь, ограничивать свободу своих противников, а стало быть, отменять самое себя». И герои этого ин­теллектуального романа не верят в свободное устройство общества, считая, как Руссо, что золотой век свободы остался в прошлом. Рас­суждения Ратенау о свободе понять еще труднее.

Ратенау искренне полагал, что не только человек может иметь душу, но множество людей могут иметь одну единственную общую «душу», каковой и может быть «нравственное государство».

«Если люди, - писал Ратенау, - осознают тот факт, что они могут обрести освобождение, доверившись государству, как олицетворению нравственной общей идеи людей данной страны, то путь к их осво­бождению открыт». Каким должно быть «государство нравственно­сти», Ратенау не уточнял, но в целом его рассуждения вращались во­круг идеи просвещенного государя или просвещенной элиты. В то же время Ратенау признал, что в современном обществе быть абсолютно свободным невозможно, поэтому процесс «раскрепощения души» человека может совершиться только в результате его больших усилий;

направленных на уничтожение зависимости от природы и на беско­нечные совершенствования человеческих потребностей.

Путь к человеческой свободе, по мнению Ратенау, лежит через «механизацию», понимаемую им как форму материальной жизни че­ловечества, которая объединяет мир в принудительную ассоциацию, в сплошное общее производство и хозяйство. «Механизация» тождест­венна капиталистической системе, она способствует росту производительных сил. Но достигнув высшего уровня в начале XX века, она стесняет свободу. «Механизация, - торжественно провозглашал Ратенау, - выполнила свое основное назначение: устранение всякой нуж­ды и бедности». Эта задача так проста, что должна решаться не как эстетическая мера, а как «полицейский долг». Ратенау признал, что богатства, создаваемые людьми в поте лица, бездушно разбазарива­ются, поэтому, «если бы половину растраченного зря мирового труда направить в нужное русло, то каждый бедняк в цивилизованных странах был бы накормлен, одет, имел бы жилище». «Об экономиче­ских первопричинах расточительства говорить поздно, - считал Рате­нау, - сейчас стоит задача признать недостатки и попытаться вырабо­тать понимание того, что потребление благ не есть частное дело, так как предметы потребления имеются в ограниченном количестве». Чтобы достичь свободы, подводил итог Ратенау, необходимо постро­ить новое общество: «настало время построить «миттельвельт» («среднее общество»), которое будет покоиться на материальном, а достигнет совершенства в возвышенном. Задача, которая уже стоит перед человечеством, писал Ратенау, заключается в одухотворении механического порядка, в преобразовании слепой игры сил в «сознательный, свободный, достойный космос».

Буржуазная действительность, общество, идолом которого явля­ются деньги, не вполне устраивали Ратенау как интеллигента с высо­кими запросами, признававшего способность трудиться на благо «нового общества» главным назначением человека. Но предлагавшееся им «новое общество» означало подчинение масс «сильной воле», оли­цетворением которой являлось государство.

Некоторые немецкие авторы, в том числе такой известный уче­ный, как Ю.Кучинский, считали, что идеи Ратенау проложили доро­гу фашизму. На наш взгляд, это неверно, так как Ратенау гораздо большее отделяет от фашизма, нежели роднит: он никогда не был расистом, на первое место ставил экономические отношения, а не по­литический диктат, был противником всякого насилия, тем более тер­рора, искренне почитал демократию. Признание же особой роли го­сударства характерно для истории индустриальных стран XX века.

Главной чертой «нового общества», по Ратенау, должно было стать господство духовных, а не материальных идеалов. Социализм, утверждал он, не может выполнить благородной задачи воспитания людей: «Социализм поставил освобождение людей в зависимость от денег и богатства и получил, таким образом, массы, но разрушил идеалы. Уничтожение крупной частной собственности, как показал опыт социалистических стран, не могло оградить большинство граж­дан от жажды ее приобретения». Естественный путь реализации ли­беральных доктрин приводит к созданию массового общества как об­щества потребления и подтверждает истину, что люди заботятся о материальных благах больше, чем о возвышении души. Ратенау, ра­туя за наполнение жизни людей духовными ценностями, не знал пу­тей достижения этого. Он признавался, что, к сожалению, для обес­печения цели нет математических методик, которые гарантировали бы безопасность пути, а есть только интуитивные. Книгу свою он считал не практическим руководством, а «целенаправляющей». Уточняя свою позицию, Ратенау фактически проповедовал социалистические прин­ципы: подъем жизненного уровня низших слоев населения за счет изменения и улучшения условий труда, сочетание умственного и фи­зического труда, сокращение рабочего дня, предоставление трудя­щимся жилья, досуга, который заполнялся бы «духовной пищей». Ратенау больше всего был озабочен безболезненной эволюцией обще­ства в лучшее гуманное будущее. Из дневника Ратенау видно, что книга «О проблемах будущего» была его самой любимой книгой. Дей­ствительно, в последующих работах, написанных после войны, раз­вивались идеи, изложенные в «проблемах будущего». Философия Ра­тенау осталась прежней: общество должно стать справедливым и гу­манным, граждане должны руководствоваться прежде всего духов­ными ценностями, государство должно заботиться о своих гражданах, обеспечивая им достойный уровень образования, здравоохранения и выращивая талантливых детей.

Но поиски «третьего пути», которыми так богат XX век, показа­лись верхам кайзеровской империи предательством по отношению к отечеству. Они увидели в писаниях Ратенау либо игру, либо демаго­гию, либо неуместные откровения. Социал-демократы презрительно отнеслись к идеям Ратенау; негативно их приняла и промышленная буржуазия. Недоверие и даже враждебность со всех сторон объясня­лись тем, что Ратенау-промышленник (во время войны значительно пополнивший свое состояние) не осуществлял никаких социальных новшеств на своих предприятиях, вел дела традиционно, что еще бо­лее утверждало читателей во мнении, что автор - демагог. Немецкий историк В.Кранц пишет, что современники называли Ратенау «Макиавелли с лилией». Даже близкое окружение Ратенау не могло соотнести его писания и жизненный опыт. В то же время открытая критика «несовершенства» капитализма озадачила и предпринимате­лей, и государственных деятелей. Ратенау заподозрили в увлечении социализмом, против которого он так яростно сражался на страницах своей любимой книги.

П.Берглар, автор солидной работы о Ратенау, положительно оценивает планы «нового общества», особо подчеркивая то, что Ратенау по-новому объяснил причины нищеты пролетариата и получения прибылей капиталистами. Исследователь считает, что Ратенау прав, когда пишет: «Пролетария делает пролетарием не то, что он за свой труд не имеет доли в средствах производства, а то, что он не равно­правный партнер при определении применения капитала и использо­вании дохода от него. Корень пролетаризации лежит не в бедности, а в безвластии. Если допустить пролетариев к управлению производст­вом, не нарушая принципа частной собственности, то процесс распре­деления мог быть изменен...». До сих пор этот вопрос сохраняет свою остроту, и далеко не все удовлетворительные рецепты найдены.

Заключение


В заключение необходимо подчеркнуть, что Ратенау, в отличие от либеральных политиков военного времени, требовавших парла­ментских реформ, демократизации политического строя и минималь­ных социальных уступок, предлагал начать немедленно построение нового общества с упорядочения отношений конкуренции с помощью государства. Он вообще не видел в обществе иной силы, способной навести порядок, кроме государства, и в этом оказался мудрым про­роком. Многие авторы ФРГ признают, что рекомендации Ратенау успешно были реализованы в Германии в 60-80-е годы. Это обстоя­тельство является лучшим подтверждением того, что Ратенау состо­ялся не только как выдающийся предприниматель и политик, но и как создатель «экономической философии» и психологии делового человека XX века.

Похожие работы на - Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!