Казимир Малевич
МАЛЕВИЧ
Казимир
Северинович
Казимир Северинович Малевич родился 11 (23)
февраля 1878 года в доме на окраине провинциального Киева. Его отец, Северин
Антонович Малевич (1845 - 1902), был управляющим на сахароваренном заводе
известного украинского промышленника Терещенко. И отец, и мать, Людвига
Александровна (1858 - 1942), по происхождению были поляками. У четы Малевичей
родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого
возраста. Казимир был первенцем; помимо него, в семье было еще четыре сына
(Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина,
Виктория). Служба отца требовала частых перемещений, и детство будущий художник
провел в украинских селениях, окруженных свекольными полями. И через пятьдесят
лет Малевич с волнением вспоминал образы благодатной малороссийской природы,
колоритные картины крестьянского труда. Радостное многоцветие сельского быта,
окрасившее младенчество будущего живописца, неизбежно вспоминается при
знакомстве с полотнами и первой и второй его крестьянской серии. До конца дней
счастливые видения украинского детства были для художника воплощенной идиллией,
земным парадизом. Первая встреча с настоящей живописью произошла в Киеве, куда
отец взял сына на ежегодную ярмарку сахароваров. В витрине магазина мальчик
увидел картину с изображением, девушки сидящей на лавке и чистящей картошку, -
и это “оставило неизгладимое в памяти явление, как и от самой природы”. До
одиннадцати лет деревенскому ребенку и в голову не приходило, что существуют
волшебные предметы - карандаш, уголь и бумага, не говоря уже о красках и кисти.
Из воспоминаний Малевича с непреложностью следует тот факт, что будущий
родоначальник геометрической беспредметности был неистово влюблен в окружающую
природу. Встреча с диковинными людьми, которые только тем и занимались, что
рисовали и писали красками на “тряпочках”, произошла в небольшом местечки
Белополье Харьковской губернии. Из Петербурга приехали “самые знаменитые
художники для писания икон в соборе. Это нас сильно взволновало, ибо мы еще
никогда не видали живых художников”. Глава семьи, превосходный сахаровар,
прочил сыну наследственную профессию, и настоящую специальность” тот получил в
селе Пархомовка близ Белополья, где закончил пятиклассное агрономическое
училище. Мать, Людвига Александровна, была поэтически одаренной натурой: по
свидетельству внучки, Уны Казимировны Малевич-Уриман (1920-1989), она писала
стихи попольски, а самому Малевичу так нравились её вышивки, кружева и вязанье,
что он обучился под её руководством всем премам женского рукоделья. Людвига
Александровна, будучи с сыном в гостях у родственников в Киеве, не поскупилась
на дорогостоящее приобретение – ящик с полным набором красок. Именно с тех пор,
с 15 лет, ее первенец не расставался с кистью, в семнадцатилетнем же возрасте
ему довелось провести некоторое время в Киевской рисовальной школе Н. И.
Марушко.
Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества
(1904-1905 гг.). Участник выставок художественных группировок "Бубновый
валет", "Ослиный хвост" и др. В 1919-1922 гг. преподавал в
Народной художественной школе "нового революционного образца" в
Витебске. В нач. 20 века стремился совместить принципы кубизма и футуризма
("На сенокосе", "Станция без остановки", 1914 г.). Казимир Малевич - один из основателей абстрактного искусства, отошёл от отражения реальных
вещей и явлений, отказался от конкретной сюжетной содержательности
произведений, трактовал предметную форму как комбинации контрастных по цвету
геометрических элементов ("Чёрный квадрат", 1913 г.; "Полёт аэроплана", 1915 г.; "Красный квадрат", 1917 г.)
В 20-е годы учавствовал в оформлении
спектаклей В.В. Маяковского "Мистерия Буфф". В 1923-1927 гг. директор
Ленинградского гос. института художественной культуры. Автор книг
"Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм", "От
кубизма к супрематизму". Разработал новое художественное направление в
искусстве - "Супрематизм".
Малевич написал первую брошюру “От кубизма к
супрематизму”. Новый живописный реализм. Это книжечка манифест, изданная верным
другом Матюшиным, распространялась на вернисаже Последней футуристической
выставки картин “0, 10” (нолъ-десятъ), открывшейся 17 декабря 1915 года в
помещении Художественного бюро Надежды Добычиной.
Малевич не совсем напрасно волновался по
поводу своего изобретения. Сотоварищи его круто воспротивились тому, чтобы
объявить супрематизм наследником футуризма и объединиться под его знаменем.
Свое неприятие они объясняли тем, что еще не готовы безоговорочно принять новое
направление. Малевичу не разрешили назвать свои картины “супрематизмом” ни в
каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа
написать от руки плакаты с названием Супрематизм живописи и явочным порядком
развесить их рядом со своими работами. В “красном углу” зала он водрузил Черный
квадрат, осенявший экспозицию из 39 картин. Те из них, что сохранились до наших
дней, стали высокой классикой XX века.
Черный квадрат словно вобрал в себя все формы
и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность
черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие
всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не
увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом,
предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об
абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения,
осуществленный художником-демиургом.
“Новым реализмом” называл Малевич свое
искусство, которое считал ступенью в истории всемирного художественного
творчества.
Неизлечимая болезнь открылась осенью 1933
года. Предчувствуя безвременный уход, Малевич завещал похоронить себя близ
Немчиновки у дуба, под которым любил отдыхать.
В мае 1935 года по Невскому проспекту
проследовало траурное шествие: на открытой платформе грузовика с Черным
квадратом на капоте был установлен супрематический саркофаг. Процессия направлялась
к Московскому вокзалу; гроб с телом был перевезен в Москву, и после кремации
урну с прахом погребли на поле под дубом.
Над захоронением был установлен памятник,
спроектированный Николаем Суетиным, - куб с Черным квадратом. Во время войны
могила Казимира Малевича была утрачена. Памятный знак был восстановлен на
опушке леса, окаймляющего поле, в 1988 году.
На самом деле, под Черным квадратом Малевича,
долгие годы скрывалась более гениальное творение раннего периода творчества.
Под несколькими слоями черной краски,
обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном
полотне.
Ученым реставраторам, стоило огромных усилий
разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель
они микрон за микроном удаляли верхний черный квадрат Малевича, и…
Огромное удивление и невероятный восторг,
вызвала еще одна находка на полотне этого бесценного творения нашего
соотечественника.
Многие из вас догадываются, что великие
открытия происходят, как правило, случайно, так произошло, и в этот раз.
Ученик реставратора по неопытности задел своим
тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и,
о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный
спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва
заметный, румянец киновари.
А когда реставраторы удалили и второй квадрат
Малевича, их взору открылся. Внимание!
Открылся Красный треугольник Малевича,
вписанный всё в тот же, Черный квадрат Малевича.