К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
К.Д. Ушинский о народном учителе и его
подготовке
Проблема
подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических
проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание
уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу
изложены им в целом ряде работ.
В самом
начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей
показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного
просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к
исполнению своих обязанностей»
Понятие
«народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не
существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е
гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари,
отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более
педагогического образования.
В статье «О
пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять
авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был
представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные
требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что
учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и
поощрений».
В этой же
статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения
народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом
воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и
высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых
заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном
между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что
его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом
деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
Высокое
общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные
требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать
учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих воспитанников
определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое
мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а
на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя
заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими
указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого
исполнителя чужих инструкций.
Во многих
своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из
важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого
предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты,
которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение
преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие
детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными
способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании
специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными,
ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет
преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо
всестороннее широкое образование.
Подчеркивая
важность педагогической направленности преподавания наук в учительской
семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной
педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие
специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое
определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его
этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития
умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
Однако
одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть
практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической
работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто
особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал,
что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических
навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и
правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если
возможно, даже петь.
Перед
педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка
наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству
воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение
среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с
выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать
высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая
проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в
воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые,
по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших
классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными
знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному
расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до
тех пор, пока учится сам.
При всем
разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его
подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному
труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал
систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ
он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя
было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи
К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску,
они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого
русского педагога.