Ø
занятым на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда;
|
Ø
имеющим особый характер работы;
|
Ø
с ненормированным рабочим днём;
|
Ø
работающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях;
|
Ø
иным категориям работников в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
|
Вместе с тем, организации с учётом своих
производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать
дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными
законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются
коллективными договорами или локальными нормативными актами (Статья 116 ТК
РФ).
Назначение
дополнительных отпусков разное. Одни призваны компенсировать воздействие
неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе труда, другие
стимулировать и поощрять длительную работу в определенной сфере, например в
сфере образования и т.д.
За работу с
вредными условиями труда
Некоторые
работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Для
таких категорий работников, существуют дополнительные поощрения. Они могут
выражаться по-разному, но все они, так или иначе, основаны на сохранении и
поддержания здоровья работника.
Работники авиапредприятия, занятые
на работах с вредными условиями труда и непосредственно контактирующие с
вредными веществами, указанными в специальном Перечне, обеспечиваются бесплатно
молоком или другими равноценными продуктами. На многих предприятиях, где работа
происходит в течении дня непосредственно за монитором, устанавливаются
дополнительные перерывы, мониторы отключаются, раз в два часа на десять минут.
Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется
работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на
подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в
зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с не устраненным
неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических,
химических, биологических и иных факторов.
Перечни производств, работ, профессий и должностей,
работа в которых даёт право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная
продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются
Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Статья 117 ТК
РФ).
Дополнительный
отпуск за ненормированный рабочий день
В новом Трудовом кодексе дано
чёткое определение ненормированного рабочего дня. Он может устанавливаться
только для определенных категорий работников, которые должны быть перечислены в
правилах внутреннего распорядка, и лишь эпизодически. Такие работники
приобретают право на дополнительный отпуск не менее трёх дней. Вместо отпуска
можно получить денежную компенсацию.
Ненормированный рабочий день – особый режим работы,
в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя
при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций
за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей
работников с ненормированным рабочим днём устанавливается коллективным
договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка
организации (Статья 101 ТК РФ).
На основании статьи 118 ТК РФ установлено,
что работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется дополнительный
отпуск. Конкретная продолжительность этого отпуска определяется коллективным
договором или правилами внутреннего трудового распорядка, однако такой отпуск
не может быть менее трёх календарных дней. В тех случаях, когда такой отпуск не
предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего
времени компенсируется как сверхурочная работа с письменного согласия
работника. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска
работникам с ненормированным рабочим днём бюджетных организаций определяются
соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами
местного самоуправления, в зависимости от того, из какого бюджета финансируется
организация.
Для
работников в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях
Районы
крайнего Севера и приравненные к ним местности отмечаются особыми
климатическими условиями. Совершенно ясно, что работа в таких климатических
условиях требует некоторой компенсации. В качестве одной из компенсацией
рабочим и служащим, занятым в данных регионах, предоставляется дополнительный
отпуск.
Кроме установленных законодательством
ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых
отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах
Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска
продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых
отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (Статья
321 ТК РФ).
С принятием данной статьи Трудового кодекса в
той редакции, в которой она есть, отсутствует упоминание об остальных районах
Севера, где действовали районный коэффициент и процентная надбавка к заработной
плате. А дело в том, что, согласно статьи 14
Закона РФ «О госгарантиях и компенсациях для проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года, устанавливался
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В районах Крайнего Севера он был
равен двадцати одному, в приравненных к ним местностях - четырнадцати, в
остальных районах Севера, где действовали районный коэффициент и процентная
надбавка к заработной плате, - семи рабочим дням. Теперь, согласно статье
321 ТК РФ, дополнительный отпуск предоставляется только работающим в
районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных (двадцать четыре и
шестнадцать календарных дней соответственно). В остальных районах Севера он
отменён.
По сообщению «Российской газеты», Комитетом
Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока по данному вопросу вносилась
соответствующая поправка в проект Трудового Кодекса, но она была отвергнута
законодателями. Газета делает ссылку и на статью 315 ТК РФ, в которой
процентные надбавки к заработной плате за стаж работы (по Бурятии до 30
процентов) предусматриваются только для Крайнего Севера и приравненных к ним
районов. По данному вопросу мнения разделились.
Вот как прокомментировали сообщение
правительственной газеты юристы Бурятии.
Надежда Забродина: «С юридической точки
зрения автор заметки в «Российской газете» прав. У нас был основной отпуск 24
рабочих дня и ещё дополнительно 7 рабочих дней мы получали по Закону «о
северах». В Трудовом кодексе дополнительный отпуск предусмотрен только для
Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. Не упоминается в кодексе и
процентная надбавка за стаж работы для территорий, не приравненных к Крайнему
Северу. Мы можем потерять эти семь дней и процентную надбавку к заработной
плате. В статье 423 ТК записано, что до приведения иных законов и правовых
актов в соответствие с Трудовым кодексом они применяются лишь в части, ему не
противоречащей. Статья 7 Закона «о северах» входит в противоречие с Трудовым
кодексом, а значит, с 1 февраля перестает действовать»
Евгений Шабанов: «Я не согласен с
выводами автора статьи в «Российской газете». Он косвенно утверждает, что
статья 14 Закона РФ «О госгарантиях и компенсациях для проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» утрачивает силу с 1 февраля
2002 года. В статье 422 Трудового кодекса, в перечне законодательных актов,
утрачивающих силу с 1 февраля, вышеуказанный закон не упоминается. Кроме того,
Закон «о северах» даёт дополнительные права и гарантии работникам этих
территорий, а не ущемляет их. Поэтому, с юридической точки зрения, он не
противоречит Трудовому кодексу. Тем более в статье 116 Трудового кодекса
упоминаются «дополнительные отпуска, предусмотренные законами. Отмены районного
коэффициента, процентной надбавки за стаж работы и дополнительных оплачиваемых
7 дней к отпуску в Бурятии в ближайшее время не стоит ожидать. Слухи об этом
муссируются давно, но официально этот вопрос нигде не поднимался».
Надежда Литвинова, начальник отдела
регулирования Минтруда РБ: «В принятом Трудовом кодексе РФ записано, что
все прочие нормативные акты и законы должны быть приведены с ним в
соответствие. Поэтому пока не будут приняты новые законы, определяющие надбавки
и коэффициенты, все надбавки остаются в силе. Трудовой кодекс не отменил закон
о гарантиях и компенсациях для «северов», поэтому дополнительный отпуск в 7
рабочих дней остается».[15]
Учебный
отпуск
Во
время подготовки законопроекта много дебатов было вокруг дополнительных отпусков,
предоставляемых для обучения. Теперь всё зависит от того, имеет ли вуз
государственную аккредитацию и по какой форме обучается студент. Трудовой
кодекс закрепил положение о том, что дополнительные оплачиваемые отпуска (от 40
до 50 дней) предоставляются работникам, направленным на обучение работодателем
или поступившим самостоятельно в имеющий государственную аккредитацию вуз по
заочной или очно-заочной форме и успешно там обучающимся. Кроме того, один раз
в году работодатель оплачивает проезд к месту обучения и обратно.
Право на образование является одним из
важнейших конституционных прав граждан. Реальность и широта гарантий,
обеспечивающих право на образование, дают возможность получения его и без
отрыва от производства. Заочное и вечернее обучение создаёт вместе с системой
повышения квалификации всем работникам благоприятные возможности для
продолжения образования, непрерывного расширения и обновления знаний,
постоянного роста общественной культуры и профессионального уровня.
В целях создания надлежащих условий для
сочетания работы и учёбы трудовым законодательством установлены многочисленные
льготы рабочим и служащим, успешно совмещающим труд с обучением. Среди этих
льгот большое место занимает предоставление дополнительных отпусков для учёбы,
цель которых - дать работникам дополнительное свободное время для подготовки и
сдачи экзаменов и зачётов, выполнение лабораторных работ и т.д.
Главой 26 Трудового кодекса РФ установлены
гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. В
соответствии со статьёй 173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение
работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную
аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования
независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной
(вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях,
работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего
заработка для прохождения промежуточных аттестаций, подготовки и защиты выпускной
квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов. Однако
статьёй 177 ТК РФ определено, что гарантии и компенсации работникам,
совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования
соответствующего уровня впервые. Поэтому, в случае получения работником,
совмещающим работу с учёбой, второго высшего образования, он не может
рассчитывать на получение установленных главой 26 ТК РФ гарантий и компенсаций.
В этом случае можно посоветовать работнику
обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска без сохранения
заработной платы. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы
определяется соглашением сторон. Следует отметить, что в соответствии со
статьёй 128 ТК РФ предоставление отпуска без сохранения заработной платы
работнику, совмещающему работу с учёбой, является правом, а не обязанностью
работодателя. Соответственно, работодатель вправе отказать работнику в
предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Вечерние общеобразовательные учреждения играют
важную роль в осуществлении в нашей стране всеобщего среднего образования.
Рабочим и служащим, обучающимся без отрыва от производства в вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их
организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска
с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX
классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе – 22 календарных дня.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим
работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не
имеющих государственную аккредитацию, устанавливаются коллективным договором
или трудовым договором.
Работникам, обучающимся в вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их
желанию рабочая неделя, сокращённая на один рабочий день или на соответствующее
ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течении недели). За
время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов
среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера
оплаты труда (Статья 176 ТК РФ).
Так же, не редки случаи в нашей стране, когда
работник обучается одновременно в двух образовательных учреждениях, в таком
случаи работнику предоставляется отпуск только в связи с обучением в одном из
этих образовательных учреждений (по выбору работника).
По моему личному мнению, после введения статьи
177 ТК РФ, многие работники подумают, прежде чем поступить в вуз и получать
второе высшее образование. На моём личном опыте, могу точно сказать, что многим
работодателям не нравилось и уход в дополнительный отпуск в связи с обучением и
при получении высшего образования впервые. А что теперь? Теперь второе высшее
образование получить практически не возможно, вряд ли, я думаю, будут
предоставлятся отпуска два раза в год, для сдачи экзамеционных работ, я уже не
говорю об отпуске на подготовку дипломной работы. Для многих моих колег это
нововведение в новым ТК РФ, оказалось как удар, многие отучились уже год, а как
учится ещё два, многим так и не дали возможности уйти в отпуск.
Встаёт вопрос, уходить из вуза или уходить с
работы, многие, я думаю, уйдут из вуза, работу найти гораздо сложнее, чем
поступить в вуз в наше время. Кому это выгодно? Только работодателю, теперь
есть возможность, даже не обсуждать с работником предоставление ему учебного
отпуска при получении второго высшего образования, проще продемонстрировать
Трудовой кодекс и статью 177 и вопрос исчерпан.
При написании этого раздела в моей дипломной
работе, я очень часто встречал письма и статьи связанные именно со статьёй 177
ТК РФ, многие не довольны, многим не удалось договорится о предоставлении
отпуска без сохранения заработной платы.
Здравствуйте!
В 2000 году я поступила в Хабаровскую академию экономики и права, это мое
второе высшее образование. После ознакомления с текстом нового трудового
кодекса выяснилось, что учебный отпуск оплачиваться не будет (так как
оплачиваемый отпуск предоставляется только тем, кто получает образование соответствующего
уровня впервые). Представители нашей Академии утверждают, что те, кто поступил
в ВУЗ до принятия нового Кодекса имеют право на оплату учебного отпуска, но, к
сожалению, не указали, на какие нормативно - правовые акты следует ссылаться.
Подскажите, пожалуйста, каким образом следует отстаивать свое право на
оплачиваемый отпуск? Спасибо.
Ответ:
По
новому Трудовому Кодексу РФ (ст.177) гарантии и компенсации (в т.ч.
оплачиваемый отпуск) работникам, совмещающим работу с обучением предоставляются
при получении образования соответствующего уровня впервые. В соответствии со
статьёй 424 ТК РФ, если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ,
то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения
его в действие. Таким образом, до 01.02.2002года Вам должны были оплачивать
отпуск, а после указанной даты - не должны его оплачивать. [16]
Отпуска обучающимся без отрыва от производства
в аспирантуре
Аспирантура при высших учебных заведениях и
научно-исследовательских учреждениях является основной формой подготовки научно-педагогических
и педагогических кадров.
Согласно Трудовому Кодексу РФ, в иных Федеральных Законах могут быть
установлены дополнительные льготы. В соответствии с ФЗ «О высшем и
послевузовском образовании», аспиранты и докторанты, совмещающие работу с
обучением имеют следующие льготы:
1.
Аспиранты,
обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные
дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных
дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному
отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до
места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы.
Указанный проезд оплачивает организация - работодатель.
2.
Аспиранты,
обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно
на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти
процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация -
работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году
обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без
сохранения заработной платы. 3. Для завершения диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и
организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной
платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев.
Отпуск по
беременности и родам.
Женщинам по их заявлению и в соответствии с
медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам
продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных
дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более
детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по
государственному социальному страхованию в установленном законом размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется
суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически
использованных ею до родов (статья 255 ТК РФ).
По заявлению женщины во время нахождения в
отпуске по уходу за ребёнком она может работать на условиях неполного рабочего
времени или на дому, с сохранением права на получение пособия по
государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребёнком за нею
сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в
общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за
исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) (статья 256 ТК РФ).
Работникам, усыновившим ребёнка,
предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70
календарных дней со дня рождения усыновленного ребёнка, а при одновременном
усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.
По желанию работников, усыновивших ребёнка
(детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им (ими)
возраста трёх лет. В случае усыновления ребёнка (детей) обоими супругами
указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
Женщинам, усыновившим ребёнка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части
первой настоящей статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на
период со дня усыновления ребёнка и до истечения 70 календарных дней, а при
одновременном усыновлении двух и более детей –110 календарных дней со дня их
рождения. Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение
тайны усыновления, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья
257 ТК РФ).
Статьи
255, 256, 257 главы 41 ТК РФ, мало чем отличаются от статей старого КЗоТа, но
есть статьи в этой главе которые меня немного насторожили, например статья 264
нового кодекса под названием «Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без
матери». Это статья, почему то решительно относит привлечение к работам в
выходные и нерабочие праздничные дни и направление в служебные командировки к
гарантиям и льготам и даже распространяет эту «льготу» на отцов, воспитывающих
детей без матери, опекунов и попечителей. Возможно, что в этой статье просто
допущена грамматическая ошибка (что, впрочем, не делает чести разработчикам
кодекса), но создаётся довольно странное впечатление, что над женщинами и
одинокими отцами просто поиздевались — вот, мол, вам новая льгота, радуйтесь.
Даже возможность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы
продолжительностью до 14 календарных дней (статья 263 ТК РФ) для
отдельных категорий работников, осуществляющих уход за детьми, может быть использована
только в случае, если это оговорено в коллективном договоре (что фактически
является правом, а не обязанностью работодателя).
Гарантии
женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых
отпусков. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него
либо по окончании отпуска по уходу за ребёнком женщине по её желанию
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в
данной организации (статья 260 ТК РФ).
Отпуск без сохранения
заработной платы
По семейным обстоятельствам и другим
уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть
предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого
определяется по соглашению между работником и работодателем.
Работодатель обязан на основании письменного
заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
Ø
участникам
Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
Ø
работающим
пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
Ø
родителям
и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения,
контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы,
либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14
календарных дней в году;
Ø
работающим
инвалидам - до 60 календарных дней в году;
Ø
работникам
в случаях рождения ребёнка, регистрации брака, смерти близких родственников -
до пяти календарных дней;
В других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
иными федеральными законами либо коллективным договором (Статья 128 ТК РФ).
ДРУГИЕ ВИДЫ ОТПУСКОВ
Помимо дополнительных отпусков, о
которых уже говорилось, законодательством установлены дополнительные
оплачиваемые отпуска и для некоторых других категорий рабочих и служащих.
Такие отпуска предоставляются по различным основаниям, имеют разные цели и
длительность.
Отпуск гражданина,
проходящего альтернативную службу
Альтернативная гражданская служба – особый вид
трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый
гражданами Российской Федерации (далее – граждане) взамен военной службы по
призыву.
Правовой основой альтернативной гражданской
службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
в данной области, общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую
службу, имеют статус, установленный в соответствии с Конституцией Российской
Федерации настоящим Федеральным законом.
Гражданину, проходящему альтернативную
гражданскую службу, организацией, где он проходит её, предоставляются отпуска в
порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Гражданину, проходящему альтернативную службу,
по личным обстоятельствам может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый
отпуск продолжительностью до 10 календарных дней, который засчитывается в срок
прохождения альтернативной службы, в случаях:
Ø тяжелого состояния здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного
брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участия
в похоронах указанных лиц;
Ø пожара или иного стихийного бедствия, постигшего семью или близкого
родственника гражданина.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого
отпуска гражданина, проходящего альтернативную службу за пределами места
жительства, увеличивается на количество календарных дней, необходимых для
проезда к месту использования отпуска и обратно, но не более, чем на срок
необходимый для проезда к месту жительства и обратно.[17]
Порядок предоставления
отпусков военнослужащим
Порядок
предоставления основного отпуска
Военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа
командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен
им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее
15 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, устанавливается:
Ø
военнослужащим,
общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет
менее 10 лет, — 30 суток;
Ø
военнослужащим,
общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет
от 10 до 15 лет, — 35 суток;
Ø
военнослужащим,
общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет
от 15 до 20 лет, — 40 суток;
Ø
военнослужащим,
общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет
20 лет и более, — 45 суток.
Продолжительность основного отпуска
военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его
на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется
путем деления продолжительности основного отпуска, установленной
военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество
полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания
календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от
начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков
личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев
производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное
увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного
состава воинской части), на день его увольнения производится расчёт
недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его
военнослужащему.
В таком же порядке исчисляется продолжительность
основного отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока
контракта) увольнении, если отпуск не использован ранее в соответствии с
планом отпусков.
Продолжительность основного отпуска
увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) следующим
категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в
соответствии с нормами:
Ø
ветеранам
боевых действий на территориях других государств — на 15 суток;
Ø
военнослужащим,
проходящим военную службу:
Ø
в
районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими
условиями, — на 15 суток;
Ø
в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — на 10 суток;
Ø
в
местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе
отдаленных, — на 5 суток;
Ø
военнослужащим,
находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей
военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и
здоровья, — на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей
определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба.
В случае наличия нескольких оснований для
увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и
устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска — 60 суток.
Вместо увеличения продолжительности основного
отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до
дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчёта одни сутки отдыха за
каждые сутки установленного настоящим Положением увеличения отпуска. Учет
предоставления дополнительных суток отдыха ведется отдельно в журнале в порядке
согласно приложению N 2.
Общая продолжительность основного отпуска с
учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая
времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Военнослужащим, проходящим военную службу по
призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности:
Ø
на
воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и
матросов, — 20 суток;
Ø
на
воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания сержантов
и старшин, — 30 суток.
Продолжительность основного отпуска
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может быть увеличена в
виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток в порядке,
определяемом общевоинскими уставами.
Военнослужащим, окончившим военно-учебное
заведение, основной отпуск предоставляется по окончании указанного учебного заведения.
Продолжительность основного отпуска
военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к
месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но
не более чем на 15 суток. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен
по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и
обратно, предоставляется один раз.
Отпуска предоставляются военнослужащим в любое
время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также
обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом
отпусков.
Руководителям федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, отпуска предоставляются в
соответствии с планом, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Основной отпуск предоставляется по желанию в
удобное для них время следующим категориям военнослужащих:
Ø
ветеранам
Великой Отечественной войны;
Ø
ветеранам
боевых действий на территориях других государств;
Ø
военнослужащим,
имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации о
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лицам, приравненным к данной категории
граждан;
Ø
военнослужащим,
имеющим ребёнка-инвалида до 16 лет;
Ø
одиноким
военнослужащим, воспитывающим ребёнка в возрасте до 14 лет;
Ø
военнослужащим,
награжденным знаком «Почётный донор России»;
Ø
военнослужащим,
имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет.
По просьбе военнослужащего и с согласия командира
воинской части предоставление военнослужащему основного и дополнительных
отпусков допускается последовательно, без разрыва между ними.
Военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, основной
отпуск предоставляется — учетом желания военнослужащих.
В случае когда основной и
(или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены
военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его
болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется
военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к
месту использования отпуска и обратно.
Военнослужащему, проходящему военную службу по
призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный
отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с военной службы с
исключением его из списков воинской части в день окончания последнего из
отпусков, который должен совпадать с днём истечения срока военной службы.
Военнослужащему, проходящему военную службу за
пределами территорий Российской Федерации и государств — участников
Содружества Независимых Государств, разрешается объединять основные отпуска, но
не более чем за два года. При этом общая продолжительность отпуска не
должна превышать 60 суток за год, исключая время, необходимое для проезда к
месту использования отпуска и обратно.
Отпуска, не использованные военнослужащим в
период его пребывания за границей, предоставляются ему в течение года после
возвращения в Российскую Федерацию.
Предоставление отпусков военнослужащему
осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован
полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности
предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока
военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении
последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение
военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании
последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Военнослужащим-супругам, проходящим военную
службу по контракту, основной отпуск по их желанию предоставляется
одновременно.
Военнослужащим, заболевшим во время основного
или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной
или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней
болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром
воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
В случае тяжелого состояния здоровья или смерти
(гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, матери, отца,
сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на
воспитании которого находился военнослужащий или которого он воспитывает), а
также пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого
родственника военнослужащего, находящегося в отпуске (кроме отпуска по личным
обстоятельствам), военный комендант гарнизона (военный комиссар), на территории
которого военнослужащий находится в отпуске, имеет право предоставить этому
военнослужащему (по его желанию) отпуск по личным обстоятельствам на срок
до 10 суток с увеличением времени, необходимого для проезда к месту
использования отпуска и обратно. О предоставленном отпуске военный
комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно извещает командира
воинской части, в которой проходит военную службу указанный
военнослужащий.
При этом отпуск продлевается на количество суток
предоставленного ему отпуска по личным обстоятельствам.
Порядок
предоставления каникулярных отпусков
Каникулярные отпуска предоставляются
военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения
(кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие
сроки:
Ø
зимний
каникулярный отпуск — 15 суток;
Ø
летний
каникулярный отпуск — 30 суток.
Летний каникулярный отпуск является основным, а
зимний — дополнительным.
Время, необходимое для проезда к месту
использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право
на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и
обратно (в год окончания учёбы — к месту военной
службы) предоставляется ежегодно.
Порядок
предоставления дополнительных отпусков
Военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным
экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):
Ø
в
военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения
в них;
Ø
в
образовательные учреждения профессионального образования с обучением без отрыва
от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме
обучения) и в период обучения в них.
Продолжительность учебных отпусков для
подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных
экзаменов (экзаменов) в военно-учебные заведения и в образовательные
учреждения профессионального образования, а также в период обучения в них
устанавливается в соответствии с 41едеральными законами и нормативными правовыми
актами Правительства Российской Федерации.
Для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи
вступительных экзаменов в адъюнктуру, военную докторантуру предоставляется
учебный отпуск продолжительностью:
Ø
военнослужащим,
допущенным к сдаче вступительных экзаменов, — 30 суток;
Ø
военнослужащим,
поступающим с частично сданными кандидатскими экзаменами, — 10 суток на
каждый оставшийся экзамен.
Военнослужащим, зачисляемым в адъюнктуру,
военную докторантуру без сдачи вступительных экзаменов, учебный отпуск не предоставляется.
Основанием
для предоставления учебного отпуска является извещение, подписанное начальником
военно-учебного заведения или руководителем научно-исследовательского
учреждения, о допуске военнослужащего к сдаче вступительных экзаменов.
Продолжительность учебного отпуска увеличивается
на время проезда к месту нахождения военно-учебного заведения
(научно-исследовательского учреждения) и обратно.
В период обучения военнослужащего в адъюнктуре,
военной докторантуре по заочной форме обучения ему предоставляется:
Ø
для
подготовки — один свободный день в неделю, кроме выходных и праздничных
дней, а также на четвертом году обучения по желанию адъюнкта или докторанта
могут предоставляться два свободных дня в неделю. Предоставляемые
свободные дни оформляются приказом командира воинской части, выписка из
которого высылается по месту обучения;
Ø
для
сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации — 30 суток ежегодно
без учета времени проезда от места службы до места нахождения образовательного
учреждения или научно-исследовательского учреждения и обратно.
Военнослужащему, проходящему военную службу по
контракту, являющемуся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук,
при условии успешного сочетания служебной деятельности с научной работой по рекомендации
ученого совета образовательного учреждения или ученого совета
научно-исследовательского учреждения, где он является соискателем ученой
степени, командованием воинской части, где проходит военную службу соискатель
ученой степени, в порядке, определяемом руководителем федерального органа
исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются
творческие отпуска продолжительностью:
Ø
для
соискателя ученой степени доктора наук — до шести месяцев;
Ø
для
соискателя ученой степени кандидата наук — до трёх месяцев.
Отпуск по болезни предоставляется
военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в
соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Отпуск по болезни
предоставляется военнослужащему на срок от 30 до 60 суток.
Ø
Военнослужащему,
проходящему военную службу по призыву, отпуск по болезни может быть продлен не
более чем на 60 суток.
Ø
Военнослужащему,
проходящему военную службу по контракту, отпуск по болезни может быть продлен
не более чем на 30 суток.
В общей сложности срок непрерывного нахождения
военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не
должен превышать четырёх месяцев, кроме случаев, когда законодательством
Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на
лечении. По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и
в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию
военно-врачебной комиссией для решения вопроса о годности его к военной службе.
Срок непрерывного нахождения на лечении военнослужащего, проходящего военную
службу по контракту, может быть продлен, в случае если по завершении лечения он
возвратится к исполнению обязанностей военной службы.
Порядок продления срока непрерывного нахождения
на лечении определяется руководителем федерального органа исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба.
Освидетельствование для решения вопроса о
годности к военной службе военнослужащих, получивших увечье (ранение, травму,
контузию) при защите Отечества, при выполнении задач в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах или исполнении иных
обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также военнослужащих,
получивших заболевание в период прохождения военной службы за границей, на территориях
государств, где велись боевые действия, в период пребывания на разведывательной
или контрразведывательной работе за границей, проводится по окончании
стационарного лечения независимо от его продолжительности.
Для отдельных категорий военнослужащих из числа
плавающего, летного состава и некоторых других специалистов после выполнения
ими неблагоприятно отражающихся на здоровье задач (работ,
упражнений) проводится медицинская реабилитация, организуется
профилактический отдых в санаториях, домах отдыха и на базах отдыха
Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба). Необходимость в таких
оздоровительных мероприятиях определяется Министерством обороны Российской
Федерации (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба) на основании рекомендаций военно-медицинских служб, данных
ими по результатам исследований. Порядок предоставления военнослужащим
дополнительных суток профилактического отдыха для медицинской реабилитации
определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба, согласно приложению N 2.
Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется
военнослужащему на срок до 10 суток в случае:
Ø
тяжелого
состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника
военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной
сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился
военнослужащий);
Ø
пожара,
другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника
военнослужащего;
Ø
в
других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье
необходимо, — по решению командира воинской части.
Обстоятельства, по которым предоставлен такой отпуск,
должны быть документально подтверждены. Продолжительность отпуска по личным
обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему в соответствии с настоящим
пунктом, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным
(водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.
Военнослужащим, общая продолжительность военной
службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения
ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с
военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по
личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск
предоставляется также военнослужащим, проходящим военную службу после
достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не
использовавшим этот отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз
за весь период военной службы, что фиксируется в личном деле военнослужащего.
Военнослужащим, удостоенным званий Героя
Советского Союза, Героя Российской Федерации и награжденным орденом Славы трех
степеней, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения денежного
довольствия в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе Героев
Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Военнослужащим, проходящим военную службу в
зонах вооруженных конфликтов (боевых действий), предоставляются дополнительные
отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Являются дополнительными и в счёт основного
отпуска не засчитываются:
Ø
отпуска,
предусмотренные настоящей статьей (учебные, творческие, по болезни, по личным
обстоятельствам);
Ø
отпуска,
установленные для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на
территориях других государств, указанных в Федеральном законе «О ветеранах»;
Ø
отпуска,
установленные для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
Ø
отпуска,
установленные для военнослужащих Законом Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС»;
Ø
отпуска,
предоставляемые после космического полета.
Дополнительные отпуска в год увольнения с
военной службы (в календарном году года поступления на военную
службу) предоставляются военнослужащим в полном объеме.
Военнослужащему, зарегистрированному в
установленном порядке в качестве кандидата в депутаты, по его желанию предоставляется
отпуск без сохранения денежного довольствия со дня регистрации военнослужащего
в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов
выборов. Перед убытием в указанный отпуск военнослужащий обязан сдать дела
и должность.
Порядок предоставления отпусков по беременности и родам, а также
по уходу за ребёнком.
Военнослужащим женского пола предоставляются
отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребёнком в порядке,
установленном федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются
дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае когда один из работающих родителей
(опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя
(опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу
по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения
ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре
дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть
использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены
родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.
Военнослужащим женского пола предоставляются
отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в
случае многоплодной беременности — 84 календарных дня) до родов и 70
(в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей —
110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам
исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью
независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Перед отпуском по беременности и родам или
непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию
предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности,
а в год окончания отпуска по уходу за ребёнком — отпуск пропорционально
времени, оставшемуся до конца календарного года.
Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу
за ребёнком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных
обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребёнком до конца
календарного года. Продолжительность основного отпуска определяется в этом
случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной
продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на
количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При
этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный
месяц.
Военнослужащему женского пола по его желанию
предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.
Во время отпуска по уходу за ребёнком за
военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская
должность.
Военнослужащему женского пола, усыновившему
ребёнка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со
дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более
детей — 110 дней) со дня рождения ребёнка (детей), а также по желанию
военнослужащего женского пола — отпуск по уходу за ребёнком до достижения
им возраста трех лет.
Военнослужащему мужского пола, проходящему
военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется
дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а
также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет
(детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или
гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном
учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
Порядок
отзыва военнослужащего из отпуска
В случае крайней служебной необходимости
военнослужащий может быть отозван из отпуска по решению должностного лица от
командующего объединением, ему равного и выше, являющегося его прямым
начальником (должностного лица, определенного руководителем федерального органа
исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Отзыв военнослужащего из отпуска оформляется
приказом по воинской части. При этом, если неиспользованная часть отпуска
составляет 10 суток и более, военнослужащему предоставляются право на
бесплатный проезд и время, необходимое для проезда к месту использования
отпуска и обратно, но не далее пункта, из которого он был отозван.
Неиспользованная
часть отпуска по желанию военнослужащего может быть присоединена к отпуску за
следующий год.
Отпуск государственного
(муниципального) служащего
Отпуск является видом времени отдыха, когда
законодательство освобождает государственного служащего от исполнения служебных
обязанностей. Оплачиваемый отпуск государственному служащему предоставляется
ежегодно, он состоит из основного и дополнительного оплачиваемых отпусков
(статья 18 Федерального закона «Об Основах государственной службы РФ»).
Основной оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью не менее 30
календарных дней. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему
за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определенных
федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый
отпуск.
Если в большинстве субъектов РФ
продолжительность отпуска поставлена в зависимость только от стажа
государственной (муниципальной) службы определенной продолжительности, то в
Новосибирской области и других регионах введена зависимость и от группы
государственной должности государственной службы (по принципу: чем выше
должность в служебной иерархии, тем большей продолжительности дополнительный
оплачиваемый отпуск предоставляется лицу, ее замещающему), что ставит
государственных служащих, замещающих высшие должности, в более
привилегированное положение, чем служащих, замещающих младшие и старшие должности.
Отпуск государственного служащего Новосибирской области
(статья 18 Закона Новосибирской области «О государственной службе в
Новосибирской области»)
Группа государственной должности
|
Стаж работы на государственной службе
|
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
|
Высшая государственная должность
|
Независимо от стажа
|
12 рабочих дней
|
Главная государственная должность
|
От 1 до 5 лет
От 5 до 10 лет
Свыше 10 лет
|
5 рабочих дней
8 рабочих
дней
12 рабочих дней
|
Ведущая государственная должность
|
От 1 до 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
Свыше 15 лет
|
4 рабочих дня
6 рабочих дней
9 рабочих дней
12 рабочих дней
|
Старшая государственная должность
|
От 1 до 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
Свыше 15 лет
|
3 рабочих дня
5 рабочих дней
7 рабочих дней
10 рабочих дней
|
Младшая государственная должность
|
От 1 до 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
Свыше 15 лет
|
2 рабочих дня
4 рабочих дня
6 рабочих дней
8 рабочих дней
|
В случаях, предусмотренных федеральными законами
и законами субъектов РФ, государственным служащим могут предоставляться
ежегодные основные оплачиваемые отпуска большей продолжительности, а также
дополнительные оплачиваемые отпуска за особые условия государственной службы, в
том числе и в особых климатических зонах.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за
выслугу лет суммируются. По просьбе государственного служащего отпуск может
быть предоставлен ему по частям, при этом продолжительность одной части отпуска
не может быть менее 14 календарных дней. Государственному служащему по его
письменному заявлению решением руководителя государственного органа может быть
предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания сроком от одного дня до
одного года по состоянию здоровья, по уходу за больным членом семьи, по иным
уважительным причинам.
В период отпуска за государственным служащим сохраняется замещаемая им
государственная должность государственной службы, денежное содержание, стаж и
все полагающиеся ему льготы и преимущества.
ЗАЩИТА И ГАРАНТИЯ ПРАВА НА ОТПУСК
Реальность права на отпуск состоит не только в том,
что государство провозглашает его, но и в том, что оно гарантирует возможность
пользования им. Залогом реального осуществления права на отпуск является
система средств, условий и факторов, которые создают материальную основу для
осуществления данного субъективного права, защищают и ограничивают интересы
работников от возможных и действительных нарушений, устанавливают гарантии
правомерного поведения обязанных лиц, обеспечивают компенсацию материального
ущерба, вызванного нарушением обсуждаемого права и т.д.
Существующие правовые и не правовые гарантии права на отпуск можно
классифицировать по содержанию и характеру действия. Исходя из данного
основания классификации различают общие и специальные (юридические) гарантии.[18] В свою очередь, общие гарантии
делятся на экономические, политические и идеологические. Специфика действия,
значение тех и других в фактическом обеспечении права на отпуск различно. Если
общие гарантии (экономические, политические, идеологические) создают максимум
возможных условий и материальных предпосылок для реализации права на отпуск, то
специальные (юридические) гарантии «оснащают» юридической силой общественные
интересы, защищая их, содействуют реализации права на отпуск и являются
наиболее эффективным средством охраны этого права. Экономические гарантии
определяют не только реальность права на отпуск, но и обусловливают другие виды
общих гарантий, т.к. представляют собой ни что иное как экономический строй
общества, характеризуемый видами форм собственности на средства производства,
которые существуют в конкретный период; уровнем развития производительных сил и
производственных отношений; совокупностью материальных и духовных благ общества.
Реализация права на отпуск и его объем напрямую
зависят от такой экономической категории как фонд свободного времени, размер
которого зависит от таких факторов, как производительность труда, качество
организации и экономия рабочего времени, эффективность общественного
производства. Таким образом реальное содержание и возможность реализации одного
из основных социально-экономических прав человека зависят от объективного
фактора - материальных условий жизни общества.
Политические гарантии зависят от состояния и
уровня развития политической системы общества, в т.ч. государства и
государственной власти, которые являются неотъемлемой частью политической
системы общества. Политические гарантии права на отпуск проявляются, прежде
всего, через характер и направленность политики государства в области экономики
и правового регулирования труда и отдыха работников. Российская Федерация в
п.1. ст. 7 Конституции провозглашает себя социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека, а достичь этой цели без предоставления возможности
пользования свободным временем невозможно.
Идеологические гарантии права на отпуск представляют
собой мировоззрение членов общества, уровень развития правовой культуры и
правосознания, а также нравственный климат в обществе. Особенное значение, в
нашем случае, имеет уровень правосознания и правовой культуры (в т.ч. знания
положений законодательства об отпусках) должностных лиц администрации
работодателя, т.к. именно они своими действиями или бездействием часто нарушают
право работника на отпуск. Поэтому работодателям следует проводить среди
должностных лиц администрации мероприятия (семинары, конференции, чтение
лекций), способные повысить уровень правовых знаний и общей правовой культуры
указанных лиц.
Экономические, политические, идеологические гарантии
играют решающую роль в реализации субъективного права на отпуск, действуя в
единой, неразрывной системе.
В то же время общие гарантии права на отпуск не
действуют автоматически, а дополняются системой юридических гарантий, которые
несут «непосредственную нагрузку по осуществлению и защите права на отпуск,
поскольку эти гарантии сопряжены с возможностью применения принудительной силы
государства».[19]
Большинство юристов считают, что в качестве
юридических гарантий следует рассматривать нормы права, которые сами являются
средством обеспечения нормального осуществления субъективных прав и
обязанностей.
Как и любые правовые нормы юридические гарантии права
на отпуск выражаются в форме предписаний, позволений и запретов.
В основу такого деления положено выработанное общей
теорией права разграничение правовых норм на обязывающие, управомочивающие и
запрещающие.
Другими словами, юридические гарантии права на отпуск
образуют систему объективно обусловленных специальных средств, закрепленных
правовыми нормами и деятельности по их применению, направленную на обеспечение
осуществления и защиты субъективного права на отпуск.[20]
Классификацию юридических гарантий можно провести по
субъектам, содержанию и целевому назначению. Исходя из субъективного фактора и
содержания, юридические гарантии права на отпуск можно разделить на общие и
специальные. К общим юридическим гарантиям относятся такие средства, которые в
одинаковой мере применимы ко всем работникам. Примером общей юридической
гарантии может служить норма статья 81 ТК РФ о запрете увольнения работника по
инициативе администрации во время его нахождения в ежегодном отпуске (за
исключением случая ликвидации организации либо прекращении деятельности
работодателем – физическим лицом). Данная норма обеспечивает право работника на
сохранение места работы (должности) на период ежегодного отпуска.
Помимо общих юридических гарантий права на отпуск
законодательство устанавливает дополнительные (специальные) юридические
гарантии для отдельных категорий работников, личные и общественные интересы
которых не могут быть в достаточной мере обеспечены общими юридическими
гарантиями по причинам, связанным с состоянием здоровья, психофизиологическими
особенностями организма, характером и условиями труда. Круг работников, для
которых установлены специальные гарантии реализации права на отпуск достаточно
широк. К их числу относятся несовершеннолетние, женщины, работники, занятые на
работах с вредными условиями труда, лица, работающие в тяжелых климатических
условиях и т.д.
В зависимости от целевого назначения юридические
гарантии могут быть разделены на гарантии реализации и гарантии охраны права на
отпуск. Юридические гарантии реализации права на отпуск устанавливают пределы
осуществления данного права и порядок пользования им, юридические факты, с
которыми связывается реальное осуществление субъективного права на отпуск, а
также льготы и преимущества. К гарантиям реализации права на отпуск относятся,
как правило, нормы обязывающие и запрещающие. Например, запрет непредоставления
отпуска в течение двух лет подряд (Статья 124 ТК РФ) является важной
гарантией ежегодного предоставления отпусков.
Другую группу составляют гарантии охраны права на
отпуск, которые призваны предупреждать нарушения права, а в случае его
нарушения являются средствами защиты и восстановления.
Примером могут служить номы трудового законодательства
о порядке разрешения трудовых споров (Глава XIII ТК РФ), а также нормы гражданско-процессуального
законодательства о судебной защите, нарушенных прав.
Характерной чертой юридических гарантий является то,
что они всегда действуют в единстве и взаимоподкрепляют друг друга. Если мы
соединим вместе два предыдущих примера, то получим конструкцию, подтверждающую
правильность данного утверждения: отпуск должен предоставляться ежегодно (Статья
122 ТК РФ); право на ежегодное получение отпуска подкреплено запретом
непредоставления отпуска в течение двух лет подряд и установленным порядком
перенесения отпуска в исключительных случаях (Статья 124 ТК РФ), а также
запретом замены отпуска денежной компенсацией (Статья 126 ТК РФ).
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕХАНИЗМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЕЖЕГОДНЫЙ ОТПУСК
Российская Федерация в статье 15 п. 4 Конституции РФ
признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры РФ составной частью своей правовой системы. Именно этот факт
позволяет, говоря о праве на отдых, обратить внимание на ст. 24 Всеобщей декларации
прав человека от 10 декабря 1948 года, в которой говориться, что каждый человек
имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего
дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Однако Всеобщая декларация прав человека является
программным документом и не имеет обязательной юридической силы, она является
лишь своего рода руководством к действию по достижению целей, указанных в ней.
Нормативным актом международного права, закрепляющим
право на отпуск, является Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах от 16 декабря 1966 года, участником которого является и
Российская Федерация.
В ст. 7 п. d Пакта говорится, что участвующие в Пакте
государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия
труда, включая право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, периодический
оплачиваемый отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные
дни. Огромную роль в международно-правовом регулировании труда играют конвенции
и рекомендации.[21]
Международной организации труда (МОТ), принимаемые её
высшим органом - Международной Конференцией труда. МОТ была создана в 1919 году
и является специализированным учреждением ООН. Характерной чертой МОТ,
отличающей её от других международных организаций, является участие
представителей работников и предпринимателей (работодателей) в определении
политики организации на равных правах с представителями правительств государств
- участников МОТ.
В своей деятельности МОТ занимается следующими проблемами:
Ø
разрабатывает
международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и
жизни работников, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав
человека;
Ø
принимает международные
трудовые нормы, служащие основой для осуществления данной политики;
Ø
проводит широкую программу
международного технического сотрудничества для оказания помощи правительствам в
эффективном проведении в жизнь этой политики;
Ø
содействует общему и
профессиональному образованию, ведет исследовательскую и издательскую работу,
что способствует выполнению ее программ.
Официальной целью деятельности МОТ в соответствии с её
Уставом является «установление прочного мира на основе социальной
справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности в мире». В
Уставе МОТ сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они
сводятся к развитию и поощрению деятельности, направленной на улучшение условий
труда и повышение жизненного уровня работников. Причём данная деятельность
должна осуществляться как на международном, так и на национальном уровне.
Указанные задачи деятельности МОТ осуществляются путем установления
международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций по различным
социально-трудовым вопросам.
Разработка и принятие международных трудовых норм
представляет собой важнейшую функцию МОТ, т.к. международные трудовые нормы
являются одним из каналов, через которые результаты социальных достижений
отдельных государств становятся известны и, в той или иной степени, за счет их
внедрения на национальном уровне других стран, становятся доступны для
большинства слоев населения.[22]
Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ
состоит в том, чтобы служить дополнительным стимулом развития и
совершенствования национального законодательства в социально-трудовой области,
а также системы социальной защиты работников.
Конвенции МОТ являются юридическими документами,
имеющими силу международного договора, правовой статус которого определяют
порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных
обязательств, условия их действительности.
Рекомендации вырабатываются МОТ в тех случаях, когда
вопрос не считается достаточно проработанным для принятия твёрдых конвенционных
обязательств, или когда требуется детализировать, дополнить положения
принимаемой конвенции, а также, когда вырабатываемые нормы подвержены частым
изменениям.
В юридической литературе и официальных изданиях
Международного Бюро труда совокупность конвенций и рекомендаций МОТ обычно
характеризуется как «Международный трудовой кодекс».[23] По мере появления нового
нормативного материала «Международный трудовой кодекс» дополняется и
переиздается. Таким образом, «Международный трудовой кодекс» является
тематическим систематизированным сводом социально-трудовых норм по вопросам,
входящим в компетенцию МОТ:
· свобода объединения;
· запрещение принудительного труда;
· запрещение дискриминации в области занятий;
· охрана труда женщин и подростков;
· установление минимальной заработной платы;
· рабочее время и время отдыха (в т.ч.
ежегодные отпуска) и др.
Говоря о международно-правовом регулировании ежегодных
отпусков, следует упомянуть Конвенцию МОТ №52 «Относительно ежегодных
оплачиваемых отпусков» 1936 года, ратифицированную СССР в 1956 году, а также Рекомендации
МОТ №47 и №98, уточняющие и детализирующие положения Конвенции № 52. В
вышеупомянутых актах содержаться положения, касающиеся таких вопросов как
продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, круг лиц, обладающий правом
на отпуск, требования к стажу работы как условию возникновения права на отпуск,
установление предельных сроков переноса отпуска, правила исчисления стажа для
отпуска, порядок реализации права на отпуск при увольнении и пр.
Например, статья 2 Конвенции №52 устанавливает минимальную
продолжительность ежегодного отпуска, которая должна составлять по крайней мере
6 рабочих дней, а для работников моложе 16 лет, включая учеников, - 12 рабочих
дней. Статья 2 предусматривает также, что ежегодный отпуск может быть
предоставлен после непрерывной работы продолжительностью в один год, т.е.
Конвенцией установлено требование к стажу определенной продолжительности,
необходимому для реализации права на ежегодный отпуск.
Конвенция предусматривает возможность разделения на
части той доли ежегодного отпуска, которая превышает его минимальную
продолжительность (6 (12) рабочих дней) (статья 2 п.4.).
В соответствии с положениями Конвенции на период
отпуска за работником сохраняется:
Ø
или его обычное
вознаграждение, исчисленное способом, который предписывается национальными
законами или правилами, с прибавкой денежного эквивалента его вознаграждения
натурой, если такое существует;
Ø
или вознаграждение,
определенное коллективным соглашением (ст. 3).
Помимо этого Конвенция предусматривает обязанность
работодателя компенсировать в денежной форме неиспользованный работником
ежегодный отпуск в случае увольнения последнего по причине, зависящей от
работодателя (статья 6).
Конвенция также устанавливает положение о
недействительности любого соглашения, которое исключает право на ежегодный
отпуск или не дает права на ежегодный отпуск (статья 4).
В 1970 году после пересмотра Конвенции №52 была
принята новая Конвенция «О ежегодных оплачиваемых отпусках» №132, основной
целью которой было увеличение минимальной продолжительности ежегодного отпуска
до 3-х недель,[24]
а также придание большей гибкости международным нормам об отпусках. Например,
Конвенцией был установлен порядок исчисления стажа, необходимого для реализации
права на ежегодный отпуск (статья 5); предусмотрена возможность продления
отпуска в случае временной нетрудоспособности (статья 6, ч.2); включено
положение о том, что официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни не
засчитываются как часть минимального ежегодного отпуска и т.д. Конвенция также
предусматривает возможность перенесения (отсрочки) ежегодного отпуска (статья
9), устанавливает порядок определения очередности предоставления ежегодных
отпусков (статья 10), а также предоставления пропорциональных отпусков в
случаях, когда работником не отработан необходимый для реализации права на
отпуск период (статья 4 и 11).
Несмотря на то, что российское законодательство об
отпуска полностью соответствует положениям Конвенции №132, данная Конвенция до
сих пор не ратифицирована Российской Федерацией, хотя, на наш взгляд,
объективно существуют все необходимые условия для её ратификации.
РАСЧЁТ ОТПУСКНЫХ
Распоряжением Правительства РФ от 21.11.2001 г.
N 1552-р продлено на 2002 год действие порядка исчисления среднего заработка в
2000-2001 годах (утверждён постановлением Минтруда России от 17.05.2000 г. N
38). Но в связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса
РФ в названном порядке произошли изменения, касающиеся расчёта отпускных при
предоставлении отпуска в календарных днях.
С 1 февраля средний дневной заработок при
предоставлении отпуска в календарных днях определяется путём деления суммы
начисленной заработной платы в расчётном периоде на 3 и на 29,6. Но это в
случае, если расчётный период отработан полностью.
В случае когда каждый из месяцев расчётного
периода отработан не полностью, сумма начисленной заработной платы за
проработанное время делится на количество календарных дней, приходящихся на
отработанное время.
Расчётным периодом по-прежнему являются три
календарных месяца с первого до первого числа, предшествующих событию, т.е.
уходу в отпуск. Рассмотрим примеры:
Для удобства расчётов условимся, что во всех
примерах продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.
1.
Работнику
организации с 1 ноября 2002 г. предоставлен отпуск. Три расчётных месяца,
предшествующих отпуску - август, сентябрь, октябрь - отработаны полностью.
Заработная плата работника в августе составляла 1500 рублей, в сентябре и в
октябре - по 2000 рублей ежемесячно. Средний дневной заработок работника для
оплаты отпуска определяется в данном случае следующим образом: ((1500 руб.+2000
руб.+2000 руб.) : 3) : 29,6 дн. = 61,90 руб.
Сумма
отпускных составит: 61,90 руб. х 28 дней = 1734 рубля.
2.
Ежегодный
отпуск предоставлен работнику с 19 июля 2002 года. При этом апрель отработан
полностью (заработная плата - 2000 рублей); с 20 по 31 мая работник находился в
командировке (заработная плата за отработанное в мае время составила 1500
рублей); с 1 по 16 июня работнику был предоставлен учебный отпуск (заработная
плата за отработанное в июне время составила 1000 рублей). Для определения
среднего дневного заработка определяем календарные дни:
апрель
отработан полностью, поэтому количество дней, включаемых в расчёт - 29,6;
-
в мае количество календарных дней, приходящееся на отработанное время - 16 (в
соответствии с пунктом 6 Порядка из расчётного периода исключены праздничные
дни - 1, 2, 9 мая, а также 12 дней командировки);
- в июне количество календарных дней, приходящееся на отработанное время с 17
по 30 июня - 14.
Средний
дневной заработок для оплаты отпуска составит:
(2000 руб.+1500 руб.+1000 руб.) : (29,6 дней+16 дней+14 дней) = 75,50 руб.
Сумма
отпускных составит: 75,50 руб. х 28 дней = 2114 рублей.
3.
Работник
идет в ежегодный оплачиваемый отпуск в мае. В феврале работник проработал 3
дня, март, апрель - полностью. Исходя из этого, средний дневной заработок
определяется следующим образом:
(350 руб. + 1500 руб. + 1800 руб.) : (4,2 дн. + 29,6 дн. + 29,6 дн.) = 57,57
руб., где 350 руб., 1500 руб., 1800 руб. - заработная плата соответственно в
феврале, в марте, в апреле; 4,2 дн. - количество отработанных дней в феврале
при 5-дневной рабочей неделе (в примере - 3 дня), приведенное к календарной
неделе (3 дня = (7:5) х 3 = 4,2 дня).
29,6 дн. - среднемесячное число календарных дней в марте и в апреле.
Сумма
отпускных составит: 57,57руб. х 28 дней = 1612 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С каждым годом всё больше расширяется круг
лиц, имеющих право на отпуск. Но всё равно еще далеко не все идеально. Многие
люди не знают свои права, не знают, например, что из-за стажа увеличивается
отпуск, не знают, куда они могут обратиться, если их не устраивает время
отпуска. Также люди не подозревают, что им предоставлены льготы на отпуск.
Было бы целесообразно, чтобы работодатели ещё при подписании трудового договора
(соглашения) наряду с другими вопросами объясняли работнику его право на
отдых.
Ответственность за нарушение законодательства
о труде гражданин несет не только по трудовому, но и по административному и
гражданскому праву. Например, статья 41 Административного Кодекса говорит,
что нарушение различными должностными лицами законодательства о труде и правил
по охране труда влечёт за собой наложение штрафа. Т.о. если произошло нарушение
охраны труда, то это нарушение и трудового, и административного права.
Также в трудовом праве есть понятие трудового
договора, но за нарушение договора лицо несёт ответственность не только по
трудовому, но и по гражданскому праву. Например, если работодатель не
предоставил работнику отпуск в положенное время, то он тем самым нарушил нормы
трудового и гражданского права. А в случаи не предоставления отпуска вообще,
хотя такое вряд ли может быть, работодатель нарушает и Конституционное право
работника на отдых. Изучив ту часть Трудового кодекса, что касаемо отпусков, то
мне бы хотелось отметить некоторые вещи которые мне показались не правильными,
иногда просто глупыми. Это, прежде всего предоставление учебного отпуска.
Получать второе высшее образование стало не так просто, как было раньше. Приведу
пример из моего личного опыта. Я поступил в И.Г.А. на юридический факультет до
того как стал работать, а работаю я в компании, где специфика работы в большей
своей части относится к экономической сфере, нежели к юридической, хотя они
очень близко соприкасаются.
Было бы не плохо, для меня, если бы после
получения высшего юридического образования, я бы пошёл получать второе высшее
экономическое образование, но, зная с какими трудностями, я столкнулся при
получение учебного отпуска впервые, то есть в период обучения меня на
юридическом факультете И.Г.А., я не рискну сообщить своему работодателю о моём
желании получать второе высшее образование. Получит отпуск без сохранение
заработной платы я так же не смогу, специфика работы не позволяет. А обучатся,
используя основной отпуск, не удастся, основной отпуск я получаю не когда мне
надо, а в соответствии с расписание отпусков. А экзамены, сессии, лабораторные
работы и т.д., не будут, проводится только тогда когда я смогу быть на них. Да
и что это будет за обучение, тоже не понятно. В принципе мне повезло, новый
Трудовой кодекс был принят в период получения мной первого высшего образования,
я ещё смогу подумать и найти вуз, в котором мне всё-таки удастся получить
второе высшее, а как быть с теме кто уже обучается и получает второе высшее
образование, есть примеры, когда работники уходят из вуза, так как не в
состоянии обучатся там.
При изучении Трудового кодекса я не раз
сталкивался с формулировкой – только с письменного согласия работника. Я
считаю, что в некоторых случаях, это формулировка просто глупа. Мы все знаем,
что в организациях, где встанет такой вопрос, не многие станут возражать, а
просто согласятся. В противном случаи можно потерять работу.
А, в общем, Трудовой кодекс, это бесспорно шаг
вперёд. Есть над чем поработать, что переосмыслить, что исправить или
дополнить, но наконец-то мы имеем документ, который принят в настоящее время, с
учётом нынешнего состояния и ситуации в стране. Мы отказались от КЗоТА, который
был принят ещё в другой стране, где существовали иные отношения между
работниками и работодателями.
P.S.
Проект
нового закона о труде несколько принижает роль профсоюзов. Им оставлена
привилегия участия в заключении колдоговоров, которые в новом кодексе
становятся обязательными. Но профсоюзы сами должны бороться за свои права, на
то они и профсоюзы. Если они не научились бороться, то как будут отстаивать
права трудящихся?
БИБЛИОГРАФИЯ
Ø
Конституция Российской Федерации, принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря
1993 года. - М., 1999.
Ø
Трудовой кодекс Российской Федерации, вступил в
действие 01 февраля 2002 года. - СПб., 2002.
Ø
Шарков В.Е. Трудовое право схемы и комментарии.
– М., Юриспруденция, 2000.
Ø
Алексей Анготкин. Плюсы и минусы нового трудового
кодекса. М., Информ Олис 2002. [1] Конституция Российской Федерации. Статья 37, пункт 5.
[2] Комсомольская правда, номер: 19 апреля 2002 года.
[3] Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей.
[4] Положение об условиях и
оплате труда работников театров, работников концертных организаций, музыкальных
и танцевальных коллективов, работников цирков. Утверждено Министерством
Культуры СССР 29 декабря 1976 г. Отдельное издание Москва 1985 г.
[5] Хохрякова О.С. Указ. соч., с.18.
[6] Франциян В.Ф. Проблемы законодательства об отпусках рабочих и служащих
с СССР, АКД, с.3; Советское трудовое право // Под ред. А.С. Пашкова, М., 1976,
с.291.
[7] Хохрякова О.С., Указ. соч., с.18.
[8] В законодательстве не используется термин «отпуск для отдыха и
восстановления работоспособности». Вместо него используется равнозначный по
содержанию термин «ежегодный отпуск», который объединят все виды отпусков,
предоставляемые для отдыха.
[9] См. Франциян В.Ф. О понятии отпуска для отдыха.// Проблемы государства
и права на современном этапе. Труды научных сотрудников и аспирантов ИГПАН
СССР., Вып.V, М., 1972, с.127.
[10] см. Схема №3.
[11] Все виды дополнительных отпусков, предоставляемых для отдыха, являются
оплачиваемыми, т.к. в противном случае было бы нарушено положение п.5 ст.37
Конституции РФ о праве на ежегодный оплачиваемый отпуск.
[12] В.Н. Толкунова, К.Н. Гусов. Трудовое право России, М., Юрист, 1997, с.
249.
[13] Конституция Российской Федерации. Статья 37, пункт 5.
[14] Статья 94
Исправительно-трудового кодекса Российской Федерации в редакции от 12 июня 1992
года.
[15] «Семь суток, которые мы потеряли»,
«Российская газета», номер от 23 января 2002 года.
Ссылка на газету:
#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] [17] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
[18] См. Большакова Л.Г. Теоретические и практические аспекты права рабочих
и служащих на отдых., автореф. диссертации на соискание ученой степени к.ю.н.,
М, 1980, с.46.
[19] См. Большакова Л.Г. Указ. соч., с.58
[20] Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих.,
М., Юр. лит., 1967, с. 10.
[21] Говоря о рекомендациях МОТ, стоит упомянуть, что в отличие от
конвенций они не являются источниками норм международного права и не порождают
юридических обязательств государств-участников МОТ, за исключением обязательств
процедурного характера (см. подп. «а» п. 6 ст. 19 Устава МОТ).
[22] К.Н. Гусов, М.Н. Курилин Международно-правовое регулирование труда,
М., 1992 год, с.6.
[23] См., например,
International Labor Code, 1951, vol.1, 11. Geneva. 1952.
[24] Конвенция 1936 года № 52 устанавливает минимальную продолжительность
отпуска в 6 дней.