59. Тоталитарный политический режим
Антидемократический режим, кроме прочего, имеет деление на
деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный режимы. В целом он
отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности,
установлении диктатуры одного класса, группы, партии, на огосударствлении
общественных организаций, милитаризации общества и др. Его признаки:
подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; главенство
государства над правом; диктатура одной политической партии, класса и т. д.;
огосударствление общественных организаций; милитаризация общественной жизни;
преследования за официально не признанные убеждения, инакомыслие.
Деспотический режим характеризуется жесткой, централизованной
государственной властью. Характерен для абсолютной монархии, а также для
государств с азиатским способом производства. При деспотии осуществляется
жестокое подавление всякой самостоятельности, недовольствия и даже
несогласия, притом применяемые меры могут быть несоразмерно жестокими.
Тоталитарный режим (в собственном значении слова) является, как
правило, порождением XX века. Является крайней формой авторитарного режима.
Выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.
Характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, одной
правящей партией (которая выступает как ведущая сила общества, которой
приписываются все общественные достижения), срастающейся с государством в
единый аппарат, монополией государства на информацию. В государственном
управлении – крайний централизм, исполнение команд сверху. Центром
тоталитарной системы является вождь. Происходит разрастания исполнительных
органов, бюрократии, огосударствление общества (то есть все общественные
институты учреждаются, управляются и ликвидируются только государством).
Власть становится агрессивной как вовне, так и внутри страны. Физическое
насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.
При этом государство берёт на себя заботу о каждом члене общества, что
впоследствии порождает социальное иждивенчество и безынициативность. Социальная
поддержка – люмпен-пролетариат (“равенство в нищете”). Одна из крайних форм
тоталитаризма – фашизм, который характеризуется прежде всего
националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации
над другими, крайней агрессивностью. Тоталитарный режим возникает в кризисных
ситуациях, когда нужно в сжатые сроки жесткими мерами восстанавливать
народное хозяйство, наводить порядок. Тоталитаризм имеет определённые
преимущества при управлении государством за счёт быстрых сроков принятия
необходимых законов, упрощённых процедур, высокой концентрации общественных
сил на поставленных задачах. Но такой строй неизбежно изживает сам себя,
приводя общество в упадок.
Авторитарный режим. Основная позиция: реакционный режим. Однако, можно
сказать, что это – правовой режим, возникший на основе традиций.
Характеризуется жёстким контролем в политической области, отсутствием
разделения властей, но идеологическая (духовная) и экономическая сферы
государством строго не контролируются. В его рамках может возникать либеральный
режим, который характеризуется наличием легальной оппозиции, свободой слова,
собраний и т. д., при том, что такие свободы могут в отдельных случаях
ограничиваться сверху (“просвещённый абсолютизм”). Существует мнение, что
либеральный режим не самостоятелен и является переходной формой к
демократическому режиму.
64. Понятие источника права
Мнения об определении источника права различны. Под источником
чего-либо понимается прежде всего некое начало, стартовая точка,
обуславливающий фактор. Соответственно, право в различных его пониманиях
может иметь и различные понимания источников. Так, несомненно, что право, как
и государство, появилось и развивается в результате изменений в экономических
условий. Экономика обуславливает различные сферы жизни общества, в том числе
и соответствующие уровню экономического развития формы управления. Право,
таким образом, имеет своим источником материальные условия, производственные
отношения внутри общества. Кроме того, под источником права могут пониматься
причины обязательности норм права, то есть государство как организация
публичной власти, обладающая репрессивным аппаратом, и общество, которое
наделяет государство властью, придаёт ему и, следовательно, праву, легитимный
характер. Об источниках права говорят также в плане познания права и называют
соответственно исторические памятники пава, данные археологии, труды юристов
и т. д. Однако есть и более узкий смысл понятия “источник права”, указывающий
на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Большинство
понимают источник права как форму, в которой выражены нормы права.
|
60. Норма права: понятие и структура.
Классификация норм права.
Норма права — это :
- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило,
из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений,
чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца,
эталона, масштаба поведения.
- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное
в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в
качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения
субъектов права.
Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:
согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е.
одинаковому подходу к регулируемому отношению, и
соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от
их юридической силы.
Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них
регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует
определенный способ правового регулирования.
Каждая правовая норма имеет логическую структуру.
Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если,
то, иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.
Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и
обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует.
Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на
те права и обязнности, на страже которых стоит государство.
Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или
негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.
По отраслям права выделяются нормы государственного,
административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей
права.
По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные
отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых
нормах; охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической
ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.
По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:
Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные
положительные действия;
Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;
Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений
право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих
интересов.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях
нормативно-правового акта:
Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью
определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или
меры юридической ответственности за их нарушение;
Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно
полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников
общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют
правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных
обстоятельств;
Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов,
условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.
По кругу лиц нормы права подразделяются на:
Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной
территории;
Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц
(учителя, врачи и др.).
63.Органы правосудия
олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в РФ осуществляется
только судом посредством конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет,
имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не
менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному
закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах
открытое, кроме случаев, указанных в законе. Судопроизводство ведётся на
основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных
федеральным законом, оно ведётся с участием присяжных заседателей. На
федеральном уровне судебную власть осуществляют Конституционный, Верховный,
Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок деятельности которых
устанавливается федеральным законом.
|