Отказ в пользу государства
Отказ в
пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно
передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же
без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера,
установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение
режима отказа в пользу государства регулируется параграфом 4 главы 20
Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так же приказом Государственного
Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об
утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при
использовании режима отказа в пользу государства».
Данный
таможенный режим может заявить лицо перемещающее товары или таможенный брокер.
Положения
ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по
данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об
упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.)
содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены
для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру
и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не
предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им
таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:
- если по
просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с
разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо
доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с
этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»
Использование
режима отказа от товара в пользу государства, напрямую связано с невозможностью
или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке.
Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в
пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных
платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать
иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией
отечественного производства. К такому же результату могут привести и
непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных
перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут
к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой
сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов
транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной
реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз
такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник
внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести
материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого
он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства.
Безвозмездная
передача товара в собственность государства может положительно сказаться на
деловой репутации импортера.
Правительством
РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в
пользу государства не допускается.
Условия и
особенности помещения товаров под режим отказа в пользу государства не
допускается:
1.Отказ от
товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов
Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за
счет средств, вырученных от реализации товаров.
2.Под
таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары,
оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3.Проведение
таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является
необходимой формой таможенного контроля.
4.Решение
о разрешении помещения товаров под режим отказа в пользу государства принимает
начальник таможни или лицо, его замещающее. Разрешение оформляется путём
наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с
указанием места определенного для размещения товаров, от которых лицо
отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника
таможни или лица, его замещающего, и оттиском печати таможни. Таможенное
оформление товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого
они находятся. Таможенные органы представляют разрешение при условии наличия
сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и
других видов государственного контроля в отношении товаров подлежащих
сертификации или контролю других государственных органов.
Важнейшим
условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства
является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от
использования режима отказа.
Принцип
материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении
режима отказа в пользу государства, если:
1)выручка
от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с
их реализацией;
2)возможность
реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование
узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6
месяцев, и т.п.).
Законодатель
освобождает государство от возможных расходов на этапе до обращения товаров в
федеральную собственность. Так, таможенные органы не возмещают перевозчику,
владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам
каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров,
проведением грузовых и иных операций с ними в процессе таможенного оформления и
таможенного контроля за этими товарами в таможенном режиме отказа от товара в
пользу государства. Декларант, избравший таможенный режим отказа от товара в
пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное
таможенным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с
режимом отказа от товара в пользу государства и оплачивает все расходы,
связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с
товарами, помещаемыми под таможенный режим отказа от товара в пользу
государства, до дня составления инвентаризационной описи.
Иными
словами, применение данного таможенного режима не должно повлечь для
государственных органов каких-либо расходов, которые не смогут быть покрыты за
счет средств, вырученных от реализации товаров.
Перечень
конкретных товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа
в пользу государства, устанавливается Правительством РФ.
Товары,
помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в
федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом.
С момента
передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным
органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в
свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
При
помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства товары
подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой
таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами ее заполнения при
декларировании товаров, помещаемых под данный режим. Порядок заполнения
грузовой таможенной декларации определён приказом ГТК РФ от 21 августа 2003
года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной
декларации». Одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются и
другие документы, например:
- грузовые и товаросопроводительные документы на товары
(соглашения, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную
границу РФ, накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.);
- разрешения других федеральных органов исполнительной
власти, если товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, подлежат контролю
со стороны этих органов;
- разрешение Минфина России, если товары были ввезены на
таможенную территорию РФ в счет иностранных кредитов, привлеченных под гарантии
Правительства РФ;
- другие документы, необходимые для таможенного оформления
и таможенного контроля, предусмотренные актами законодательства РФ и
нормативными актами ГТК России.
Товары при
завершении таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом отказа в
пользу государства при условии выполнения всех требований, установленных в
отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.
При
таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в
пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный
режим.
Товары,
помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства, передаются
таможенному органу на основании акта приема-передачи товаров, заявленных под
таможенный режим отказа в пользу государства.
В
соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу
государства, обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным
органам товаров по акту приема-передачи.
С момента
передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу
государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном
обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с указанного момента
товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются
свободными от любых запретов и ограничений на пользование и распоряжение
товарами, установленных ТК РФ.
Ответственность
за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим
отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают
каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении
товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
ТК РФ
закрепляет, пожалуй, один из наиболее важных принципов правового регулирования
таможенного режима отказа в пользу государства - принцип иммунитета нового
собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих
лиц.
Этот
принцип означает, что:
во-первых,
всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения
под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;
во-вторых,
таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц,
обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в
пользу государства.
Так, любые
претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых
товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.
В
соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об
учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность
государства»
а)
имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным
органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
б)
движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое
имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры
Российской Федерации (его территориальному органу по сохранению культурных
ценностей);
в)
денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, государственных
ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и
драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской
Федерации в установленном им порядке;
г)
недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных
(складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в
установленном порядке Министерству имущественных отношений Российской Федерации
(его территориальному органу).
Для
передачи имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган
уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо
соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный
орган), о наличии и месте нахождения этого имущества.
Передача
имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту
приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа,
владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда
федерального имущества (его отделения) либо соответствующего федерального
органа исполнительной власти.
В
случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без
установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его
отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок
не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти представляет в Министерство имущественных отношений
Российской Федерации полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества,
обращенного в собственность государства. Отчеты представляются в течение
месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчеты
должны содержать данные об общей стоимости принятого в соответствии с актом
приема-передачи (актом передачи) имущества, обращенного в собственность
государства, средствах, вырученных от реализации этого имущества, включая
средства, поступившие в федеральный бюджет, а также данные о стоимости
переработанного, утилизированного (уничтоженного) имущества и сведения об
использовании или распоряжении имуществом.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти обеспечивает сохранность переданного ему имущества,
обращенного в собственность государства.
Министерство
имущественных отношений Российской Федерации на основании отчетов, ежегодно
составляет и не позднее 1 апреля представляет в Правительство Российской
Федерации отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства.
В
соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об
учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность
государства»
имущество,
обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке
передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета,
оценки и реализации, за исключением:
а)
имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным
органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
б) движимого
имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество
религиозного назначения, которое передается Министерству культуры Российской
Федерации (его территориальному органу по сохранению культурных ценностей);
в)
денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, государственных
ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и
драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской
Федерации в установленном им порядке;
г)
недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных
(складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в
установленном порядке Министерству имущественных отношений Российской Федерации
(его территориальному органу).
Для
передачи имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган
уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо
соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный
орган), о наличии и месте нахождения этого имущества.
Передача
имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту
приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа,
владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда федерального
имущества (его отделения) либо соответствующего федерального органа
исполнительной власти.
В
случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без
установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его отделение)
либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее
месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчеты
должны содержать данные об общей стоимости принятого в соответствии с актом
приема-передачи (актом передачи) имущества, обращенного в собственность
государства, средствах, вырученных от реализации этого имущества, включая
средства, поступившие в федеральный бюджет, а также данные о стоимости
переработанного, утилизированного (уничтоженного) имущества и сведения об
использовании или распоряжении имуществом.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти обеспечивает сохранность переданного ему имущества,
обращенного в собственность государства.
Министерство
имущественных отношений Российской Федерации на основании отчетов, ежегодно
составляет и не позднее 1 апреля представляет в Правительство Российской
Федерации отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства.