Международные органы и организации, работающие в сфере прав человека
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема реферата выбрана с целью
изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в
каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком
уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решения споров между
государствами.
В настоящее время в период быстрого
развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без
их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через
экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с
помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между
государствами. Международные организации не только регулируют
межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам
современности.
В данном реферате показано структура
современных международных организаций, их классификация. На сегодняшний день
существует много острых вопросов: экология, вопросы войны и мира, борьба со
СПИДом и наркоманией. Таким образом, каждая международная организация призвана
решать данные вопросы.
Кроме того, в этом реферате отражена история
возникновения международных организаций, для создания которых было необходимо,
чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы
человечество к мысли о взаимодействие. Историческое познание о создания
международных организаций позволяет проследить весь сложный путь возникновения
взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны,
можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались
международные отношения, и к чему стремится человечество.
ООН
Организация Объединенных Наций - международная организация государств, созданная в 1945г.
в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного
сотрудничества.
1. Специальные учреждения при ООН
Значительную роль
как в структуре ООН, так и по результатам осуществляемой деятельности занимает
ряд специализированных учреждений, создание и функционирование которых предусмотрено
Уставом ООН. К ним относятся:
-международная
организация труда (МОТ);
-продовольственная
и сельскохозяйственная организация (ФАО);
-международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
-всемирная
метеорологическая организация (ВМО);
-всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ);
-всемирная
организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
-всемирный почтовый
союз (ВПС);
-международная
морская организация (ИМО);
-международная
организация гражданской авиации (ИКАО);
-международный союз
электросвязи (МСЭ);
-международный фонд
сельскохозяйственного развития (ИФАД);
-организация по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО) и некоторые другие.
Часть из них
занимаются узкоотраслевыми проблемами, как например, Международный союз
электросвязи, а другие, такие как, Международная организация труда, продовольственная
и сельскохозяйственная организация, активно участвуют в развитии международных
отношений.
Международная
организация труда – МОТ – старейшая международная организация, учрежденная еще
в 1919 году Лигой Наций, и получившая статус специализированного учреждения ООН
в 1946 году. В состав МОТ в настоящее время входит более 150 государств.
Местопребывание ее штаб-квартиры – в Женеве. Деятельность МОТ основана на
принципах трехстороннего представительства: правительства, предпринимателей и
трудящихся, что находит прямое отражение в основе формирования руководящих
органов МОТ и национальных делегаций стран-членов, занимающихся разработкой
рекомендаций и проектов международных конверсий по вопросом труда и прав
профсоюзов. Приоритетной проблемой, рассматриваемой МОТ с конца 80-х годов,
стал вопрос о взаимозависимости гражданских, социальных и экономических прав
человека.
Продовольственная и
сельскохозяйственная организация – ФАО, учрежденная в 1945 году с
местопребыванием штаб-квартиры в Риме, также имеет статус специализированной
организации ООН, в которой более 150 государств. ФАО занимается обширной деятельностью,
связанной с обобщением и анализом информации по вопросам питания, природопользования,
сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства. Таким
образом, вырисовывается главное направление в деятельности ФАО – это всемирное
сельское хозяйство и решение экономических проблем с ним связанных.
С деятельностью ФАО
напрямую связано функционирование еще одного межправительственного
специализированного учреждения ООН - международного фонда сельскохозяйственного
развития – ИФАД, учрежденного в 1977 году с целью финансирования проектов и
программ, предназначенных главным образом для развивающихся государств и
нацеленных на увеличение производства продовольствия.
Проблема
рационального производства и распределения продовольственных ресурсов, по
оценкам экспертов ООН, в настоящее время принадлежит к наиболее актуальным в сфере
международных экономических отношений. При этом, поскольку большая часть
населения развивающихся стран занята в земледелии и производстве продуктов
питания, а по оценкам ФАО, к началу 90-х общая численность людей в мире,
страдающих от голода составляла от 600 до 700 миллионов человек, то
естественно, что в решении продовольственной проблемы тесным образом сфокусированы
различные аспекты социально-экономического, политического, демографического,
климатического, ресурсного, экологического и культурно-этнического характера,
находящие свое разрешение в более рациональной организации международного
разделения труда и более тесной интеграции международных экономических
отношений.
Международное
агентство по атомной энергии – МАГАТЭ основано в 1957 году в целях содействия
широкому использованию ядерной энергетики в мирных целях. Важной задачей здесь
является обеспечение безопасности при использовании атомной энергии. Членами
МАГАТЭ состоят 113 государств, а его местопребыванием является Вена. Следует
отметить, что МАГАТЭ формально не является специализированным учреждением ООН,
хотя действует практически как учреждение ООН, входя в его систему.
Всемирная
метеорологическая организация – ВМО является межправительственным специализированным
учреждением ООН, основанном в 1947 году с целью содействия международному
сотрудничеству в области метеорологических наблюдений и обмена
метеорологической информацией. Членами ВМО являются все государства-члены ООН,
а ее штаб-квартира находится в Женеве.
Всемирная
организация здравоохранения ВОЗ, основанная в 1948 году и расположившаяся в
Женеве, призвана координировать международные усилия по оказанию первичной
санитарно-медицинской помощи в развивающихся странах, оказанию медицинской
гуманитарной помощи, подготовке медицинских кадров, обмену медицинскими
знаниями и ведению комплексной программы, направленной на борьбу с
заболеваниями, носящими глобальный характер.
Всемирная
организация интеллектуальной собственности – ВОИС, основанная в 1974 году и
расположенная в Женеве ставит целью содействовать охране интеллектуальной
собственности, т.е. охране прав на промышленную собственность,
научно-конструкторские разработки, а также авторские права на произведения
литературы и искусства. Ведущими нормативными документами в деятельности ВОИС
являются Парижский союз по охране промышленной собственности (1883 г.) и Бернский союз по охране литературных и художественных произведений (1886г.).
Основанный в 1874
году Всемирный почтовый союз – ВПС, является одним из старейших учреждений в
структуре ООН, куда он присоединился с 1947 года. ВПС призван способствовать
развитию связи между гражданами различных стран путем эффективного
функционирования почтовой службы, а также оказания помощи в развитии средств
связи в развивающихся странах.
Международная
морская организация – ИМО функционирует в структуре ООН с 1959 года с целью
повышении безопасности мореплавания и предотвращения морской среды и судов.
Международная
организация гражданской авиации – ИКАО как межправительственной специализированное
учреждение ООН основано в 1944 году с целью обеспечения мер по безопасности
полетов. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале.
Международный союз
электросвязи – МСЭ учрежден 1865 году и оформлен в своем настоящем виде в 1932
году. Как специализированное учреждение ООН МСЭ функционирует с 1947 года с
целью содействия международному сотрудничеству по совершенствованию и
рациональному использованию всех видов электросвязи.
Содействию
промышленного развития развивающихся стран и установлению нового международного
экономического порядка способствует деятельность Организации Объединенных Наций
по промышленному развитию (-ЮНИДО).
Организация ООН по
вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО основана как специализированное
учреждение ООН в 1946 году. Основное внимание в деятельности ЮНЕСКО уделяется
вопросам развития мировой культуры и оказания помощи развивающимся странам в
части культурного строительства. Важное значение в деятельности ЮНЕСКО играет
принятая в 1978 году Декларация об основных принципах, касающихся вклада
средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания,
в развитие прав человека на основе положений Заключительного акта в Хельсинки (1975 г.). в рамках ЮНЕСКО действует множество научных программ сотрудничества, например с 1975 года –
Международная гидрологическая программа и т.д. Глобальной акцией ЮНЕСКО вплоть
до конца ХХ века стала принятая в 1988 году Программа всемирного десятилетия
развития культуры (ВДРК).
2.Международные финансовые
специализированные учреждения ООН
Старейшим
межправительственным специализированным финансовым учреждением ООН, основанным
еще 1944 году, является международный банк развития и реконструкции – МБРР, который
начал функционировать в 1946 году. Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные
займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под
гарантия правительств и контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов
обязаны выполнять рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов
и предоставлять ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР
устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на
международных рынках капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5%.
В соответствии с
уставом МБРР его членами могут быть только члены международного валютного фонда
– МВФ, основанного также в 1994 году и начавшего функционировать вместе с
Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как межправительственного
специализированного учреждения ООН – это координировать валютно-финансовую
политику его стран-членов и предоставлять им займы для урегулирования платежных
балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные, среднесрочные и отчасти
долгосрочные займы предоставляются ВМФ в рамках счета общих ресурсов и
специального банковского счета в условных единицах “специального права
заимствования”устанавливаемых периодически с 1970 года.
По общему счету все
страны-члены МВФ имеют право получать иностранную валюту без каких-либо
ограничений и условий в пределах 25% своей квоты в общем капитале МВФ. Предоставление
займов сверх этой суммы обуславливается выполнением условий фонда в области экономической
и социальной политики. При этом, как правило, срок кредитования ограничивается
3-5 годами, а по отдельным, исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной
процент за предоставляемые кредиты периодически пересматривается и колеблется в
пределах от 5,5 до 6,5%.
Третье
специализированное межправительственное учреждение ООН в области рассмотрения
финансовых вопросов – Международная ассоциация развития – МАР, основанная в
1960 году с целью предоставления кредитов развивающимся странам на особо
льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР составляют в
среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило,
предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает 425
долларов США.
Все три
специализированных учреждения ООН – МБРР, МАР и МВФ входят в международную
финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как филиал МБРР с целью использования
собственных ресурсов и привлечения инвестиций частного и смешанного секторов
национальной экономики, главным образом в развивающиеся страны.
Помимо
финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой корпорации
входит оказание развивающимся странам разнообразных финансовых и технических
услуг, а также организационно-консультативного содействия частным инвесторам в
развивающихся странах.
Немного о
России
Предшественник
России, бывший Советский Союз, принимал участие в организационном собрании по
созданию двух специализированных учреждений ООН: МБРР и МВФ в 1944 году, но в
члены МВФ СССР не вошел. Формальной причиной стали разногласия по условиям
членства в фонде.
Советская
делегация настаивала на увеличении выделенной Советскому Союзу квоты с 800 млн.
до 1,2 млрд. долларов США. Кроме того, СССР отказался платить 25% суммы своего
паевого взноса золотом, как этого требовал устав МВФ. В качестве обоснования
был выдвинут тезис о том, что страны, пострадавшие в войне, должны быть
освобождены от уплаты денежных средств в золоте.
После длительных
дебатов было получено согласие увеличить квоту СССР до 1,2 млрд. долл. (это
приблизительно было равно сумме взносов Англии и ее заморских территорий).
Требование же о внесении 25% паевого взноса в золоте было сохранено. Отсутствие
договоренности по второму помешало СССР вступить в члены МВФ при его создании.
Последующие годы
“холодной войны” и противостояния предопределили негативное отношение со
стороны бывшего СССР к МВФ как “орудию империализма и диктата США”.
Определенное
сближение МВФ с бывшим Советским Союзом началось при перестройке. Реальные
контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической
реформы в России.
5 октября 1995
года было подписано официальное соглашение о присоединении России к МВФ в
качестве ассоциированного члена. МВФ обязался предоставить России техническую и
консультационную помощь. Под “технической помощью” подразумевалась посылка
специалистов и экспертов МВФ для оценки экономико-политической ситуации в
стране.
Объектами
особого изучения должны были стать финансовая, денежная, налоговая политика,
вопросы статистической отчетности. МВФ брал на себя обязательство регулярно проводить
анализ экономической ситуации в стране.
К январю1992
года экспертами МВФ совместно с работниками Международного банка реконструкции
и развития, Европейского банка реконструкции и развития и ГАТТ был подготовлен
доклад об экономическом положении в бывшем СССР.
Доклад
определил критерии выделения помощи по линии Фонда.
Условия
предоставления помощи, отмеченные в докладе, сводились к следующим: замена директивного
распределения рыночным, расширение привлечения иностранного капитала. Реформа
финансового сектора связывалась с расширением поддержки частных коммерческих
банков и превращением специализированных государственных банков в акционерные
общества. Предлагалось реорганизовать внешторговую деятельность государства. В
связи с привлечением иностранных инвесторов рекомендовалось развитие законодательства
по страхованию и защите частного предпринимательства.
Формирование
правительства Е. Гайдара придерживавшегося монетаристской концепции
регулирования экономики, активизировало контакты России с МВФ. В марте 1992
года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической политике,
задачей которого было обеспечения принятия России в МВФ и получение кредитных
средств.
Главные
положения Меморандума:
-сокращение
бюджетного дефицита для стабилизации экономики;
-прекращение
кредитования неперспективных предприятий и сокращение темпов инфляции;
-приватизация
крупных предприятий и создание рыночной экономики при условии юридического
обеспечения этого процесса;
-реорганизация
сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения
денежных валютных поступлений;
-установление
реалистичного обменного курса рубля.
В соответствии с
Меморандумом МВФ составил Программу действий, в рамках которой страна получила
первый кредит в размере 1,04 млрд. долл. на полгода.
Выполнение
Программы должно было способствовать предоставлению второго кредита на
аналогичную сумму. Далее предполагалось обеспечить фиксированную привязку курса
рубля и создать стабилизационный фонд.
Решение МВФ о
финансовой поддержке реформ в России было одобрено на встрече семи ведущих
промышленных держав в Мюнхене летом 1992 года. Поддержку стабилизационной программе
России оказали известные теоретики-монетаристы, в том числе профессор Гарвардского
университета Д. Сакс.
В случае
выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось предоставить
России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд. долларов США.
Однако
претворение в жизнь программы “натолкнулось” на ряд трудностей. Начиная с осени
1992 года в стране начала “развертываться инфляционная спираль”, поскольку
кредитная и финансовая политика оказалась непоследовательной по вине как
правительства, так и Центробанка.
В декабре 1992
года эмиссия Центрального банка составила 1,3 трлн. рублей, что превысило сумму
за предшествующие одиннадцать месяцев. При уровне инфляции 10% в неделю и учетной
ставке 80% в год предприятия стали переводить рубли в доллары. План сокращения
бюджетного дефицита до 5% ВНП был сорван и уже в январе 1993 года уровень
дефицита составил 15% ВНП.
В начале 1993
года МВФ провел специальный анализ ситуации в России и ,положительно оценив
отдельные действия и общее направление экономической политики В. Черномырдина,
выделил следующие негативные моменты в осуществлении реформ.
Во-первых,
правительству не удалось увеличить государственные поступления, результатом
чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Во-вторых, было
констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в связи
со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам
промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем
инфляции (до 75% этих кредитов немедленно оказывались на валютном рынке,
стимулируя дальнейшую инфляционную волну). Правительство также не пошло на
увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.
Общим
результатом стало “раскручивание инфляционной спирали” с потенциальной опасностью
превращения ее в гиперинфляционную. Соответственно усилились отток из страны капитала,
нежелание предпринимателей вкладывать деньги в России, ухудшился платежный баланс,
возрос дефицит государственного бюджета. МВФ фактически ”заморозил” предоставление
своей помощи. Реально были выделены лишь кредитные линии (экспортные квоты на
двусторонней основе и техническая помощь). Стабилизационный фонд рубля так и не
был создан, а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено
около 1,6 млрд. долларов США.
Последующие
действия правительства вплоть до марта 1994 года, т. Е. до утверждения бюджета
в парламенте, свидетельствовали о стремлении найти промежуточный путь между
Сциллой – гиперинфляцией, ведущей к отказу от финансовой помощи, в том числе и
МВФ, и жесткой финансовой политикой, чреватой социальным взрывом.
Что касается
руководства МВФ, то оно продолжало наблюдать за развитием ситуации в России,
ограничиваясь посылкой экспертов без принятия на себя каких-либо конкретных
обязательств.
3.Специальные программы в структуре ООН
Особое место в
системе органов ООН занимают специальные программы:
-программа развития
ООН;
-программа ООН по
окружающей среде;
-программа
Университета и Института ООН;
-программа детского
фонда ООН.
Последняя была
учреждена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 году. Ее деятельность
финансируется за счет добровольных взносов государств и координируется Советом
управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых
ЭКОКОС сроком на 3 года.
В настоящее время
программа развития ООН – ПРООН – это влиятельнейшая международная организация,
имеющая свои представительства в более чем 100 странах мира, которые подготавливают
рекомендации для оказания финансовой помощи развивающимся государствам. Конкретная
помощь ПРООН представляется по пятилетним планам и по конкретным проектам. При
этом, доля финансирования со стороны может колебаться от 50 до 100%, в
зависимости от уровня развития конкретного государства, нуждающегося в такой
помощи. Сильны связи ПРООН с Международным банком реконструкции и развития, с
которым она координирует на практике свою деятельность. В ведении совета
управляющих ПРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи;
наиболее крупный из них – это фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
Комиссия по
промышленному развитию развивающихся стран – ЮНИДО в составе образующих ее
секций занимается координированной и разрабатывающей проектной работой для
стран Азии, Африки, Латинской Америки в области подготовки для них кадров по
всем отраслям экономики. В 1987 году она серьезно реорганизована с целью
повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный
комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования
руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения,
размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших
советников по промышленному развитию в регионах (СПИДФА). Далее, значительно
повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции
комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения
состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных
крупномасштабных технических проектов. Эта секция также несет ответственность
за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества
с Продовольственной и Сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за
курирование проектов на стадии разработки.
Программа ООН по
окружающей среде – ЮНЕП создана по рекомендациям Стокгольмской Международной
конференции 1972 года в целях установления тесного международного сотрудничества
по проблемам окружающей среды. Она действует как автономный орган ООН, координируемый
ЭКОКОС. Программой руководит Совет управляющих в составе около 60 человек, избираемых
сроком на 3 года, с местопребыванием в Найроби. В функции ЮНЕП входят исследования
по проблемам охраны почв и вод, растительного и животного мира,
социально-экономические аспекты энергетики, сотрудничество в области
образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация
международных совещаний семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и
претворение в жизнь задач экологической безопасности. Финансирование работ по
Программе осуществляется из добровольного фонда ЮНЕП.
В 1972 году также
был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с 1975 года.
Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией.
Руководит им ректор, назначаемый генеральным секретарем ООН по соглашению с
генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета Университета, который, в
свою очередь, состоит из 24 членов, назначаемых Генеральным секретарем ООН и
Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью Университета является
осуществление исследований и учебных программ, в которых ведется подготовка и
переподготовка специалистов.
Другим научным
центром по реализации целей программ ООН стал в 1963 году Учебный и
научно-исследовательский институт ООН, из стен которого выходят дипломированные
административные и дипломатические кадры для развивающихся стран. Институт
также ведет исследования по широкому кругу гуманитарных проблем. Институт
функционирует как автономное учреждение и финансируется за счет добровольных источников.
К деятельности
Программ ООН примыкает реализация ряда целевых функций Детского фонда ООН –
ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ – одна из первых программ помощи системы ООН, созданная в 1946
году в целях организации помощи детям в разрушенной Европе. Постепенно функции
ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на
оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как за счет
добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций
и отдельных лиц.
СНГ
Содружество
независимых государств - межгосударственное
объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной. В Соглашении о
создании СНГ (подписано 8 декабря 1991 в Минске) эти государства
констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё
существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической,
экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 21 декабря 1991 к
Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия,
Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией,
Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Позднее к СНГ
присоединилась Грузия. В 1993 принят Устав СНГ, определивший основные сферы и
направления сотрудничества.
Органы
СНГ:
-Совет
глав государств;
-Совет
глав правительств;
-Совет
министров иностранных дел;
-Межгосударственный
экономический совет;
-Межпарламентская
ассамблея с центром в Санкт-Петербурге;
-Координационно-консультативный
комитет в Минске и др.
Межпарламентская
ассамблея государств-участников СНГ - орган межпарламентского сотрудничества
Содружества Независимых государств, созданный в 1992г. в интересах сближения
законодательств государств-участников СНГ. Межпарламентская ассамблея подготавливает
модельные законодательные акты, на основе которых должны разрабатываться
национальные законы стран СНГ.
Экономический
суд СНГ- орган СНГ, образованный в 1992г. рядом стран-участников СНГ. Основная
цель Экономического суда состоит в обеспечении единообразного применения соглашений
государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и
договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
Платежный
союз СНГ - добровольное объединение государств СНГ с целью обеспечения
бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости
национальных валют. На основе платежного союза предполагается формирование мультивалютной
платежной системы.
ОАГ
Организация
американских государств - в нее
входят более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и США (до 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её
работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных
наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль).
Учредительными
документами ОАГ являются три акта:
-Межамериканский
договор о взаимной помощи 1947 года;
-Устав
ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
В
конце 60-х — начале 70-х годов начался процесс пересмотра учредительных
документов. Устав ОАГ был пересмотрен в 1967 году. Протокол реформы Устава
вступил в силу 27 февраля 1970 г. В 1975 году был принят Протокол поправок к
Договору 1947 года. Остался пока без изменений лишь Боготинский пакт. Однако
ставится вопрос и о его пересмотре, и о внесении новых поправок в Устав ОАГ.
Формально
провозглашенными целями ОАГ являются:
-поддержание
«мира и безопасности» на континенте;
-урегулирование
споров между государствами-членами мирным путём;
-организация
совместных действий против агрессии;
-разрешение
общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических
проблем, стоящих перед американскими государствами.
Для
достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с
принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного
разрешения споров, уважения основных прав человека и др.
Высшим
органом ОАГ является Генеральная ассамблея (местонахождение — Вашингтон, США),
в которой представлены все государства-члены. Очередные ее сессии проводятся
раз в год. На них рассматриваются вопросы деятельности Организации и ее
органов, утверждается бюджет.
Консультативное
совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы
срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на
государства — члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.
Под
руководством Генеральной ассамблеи работают три совета:
-Постоянный
совет;
-Межамериканский
экономический и социальный совет;
-Межамериканский
совет по образованию, науке и культуре.
Представляют
собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями. Из них
наиболее важную роль играет Постоянный совет, состоящий из представителей всех
государств-членов. В его функции входит решение всех вопросов, переданных ему
Генеральной ассамблеей и Консультативным совещанием.
Административным
органом ОАГ является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.
В
структуре ОАГ имеются и другие органы:
-Межамериканский
юридический комитет, занимающийся кодификацией и унификацией права;
-Межамериканская
комиссия по правам человека;
-Межамериканская
комиссия по мирному разрешению споров;
-Консультативное совещание министров иностранных
дел;
-Межамериканский
суд по правам человека и др.
Используя
средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США
неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в
Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на
подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала
империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской
Республике (1965).
В
январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под
давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была
принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по
обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против
международного коммунистического движения. В 1964 году ОАГ приняла решение о
разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с
Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в
дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также
восстановил с ней отношения. С начала 70-х гг. в обстановке общей разрядки
международной напряжённости в латиноамериканских странах усилилось стремление к
проведению независимого внешнеполитического курса.На сессиях Генеральной ассамблеи
ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике;
ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против
Кубы (май 1972, ноябрь1974), но он ещё не получил положительного решения.
Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против
США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии
Генеральной ассамблеи ОАГ (4-14 апреля 1973) многие представители
латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем
чтобы строить межамериканские отношения на основе “множества идеологий” (“идеологического
плюрализма”), т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права
участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них
политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной
комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской
системы и выработки мер по её структурной перестройке.
После
реформы 1970 года в ОАГ продолжается работа по дальнейшему возможному изменению
ее Устава. В частности, имеются предложения включить в перечень целей
Организации ускорение всестороннего развития и достижение коллективной
экономической безопасности, обеспечение защиты окружающей среды, суверенитета
над природными богатствами и др.
ОАЕ
Организация Африканского Единства - Членами ОАЕ являются 53 африканских государства (все
страны Африки, включая Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, кроме
Марокко). Создана по решению Учредительной конференции глав государств и
правительств африканских стран, состоявшейся 22-25 мая 1963 года в Аддис-Абебе
(Эфиопия).
Штаб-квартира
ОАЕ находится в Аддис-Абебе. Имеются представительства в Европе, США, ряде
стран Африки.
В
соответствии с "Хартией ОАЕ" (Уставом) целями организации являются
укрепление единства и солидарности африканских государств, защита их
суверенитета, территориальной целостности и независимости, развитие международного
сотрудничества на основе соблюдения Устава ООН и Всеобщей декларации прав
человека.
В
1964 г. ОАЕ приняла специальную резолюцию о признании нерушимости существующих
границ в Африке.
Высший орган ОАЕ -
Ассамблея глав государств и правительств, созываемая один раз в год. 36-й
саммит состоялся 10-12 июля 2000 г. в Ломе (Того). Ассамблея ежегодно на основе
ротации избирает Председателя (с июля 2000 г. – президент Того Г.Эйадема). Проводятся внеочередные сессии (последний раз – в сентябре 1999 г. в Сирте (Ливия).
Высший
исполнительный орган ОАЕ - Совет министров.
Секретариат
ОАЕ возглавляет Генеральный секретарь Салим Ахмед Салим.
Существует
ряд специальных постоянных и временных комитетов и комиссий.
Периодически
проводятся конференции ОАЕ. В мае 2000 г. в Абудже (Нигерия) состоялась Конференция ОАЕ на уровне министров по проблемам безопасности, стабильности и
сотрудничества на континенте.
В 1991 г. на сессии Ассамблеи ОАЕ в Абудже был подписан Договор о создании в течение 34-летнего периода
Африканского экономического сообщества (АФЭС). Договор вступил в силу 12 мая 1994 г. На саммите ОАЕ 1997 года в Хараре (Зимбабве) было завершено организационное оформление
руководящих органов Сообщества, одобрен текст Протокола об отношениях АФЭС с
субрегиональными экономическими структурами. 25 февраля 1998 года он был
подписан секретариатами Сообщества и 4-х организаций : Межправительственного
органа по развитию (ИГАД), Сообщества развития Юга Африки (САДК), Общего рынка
Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) и Экономического сообщества
западно-африканских государств (ЭКОВАС).
На саммите ОАЕ 1993 г. в Каире было принято решение о создании Механизма по предотвращению, урегулированию и
разрешению конфликтов в Африке (МПУРК). В его рамках сформирован Центральный
орган (ЦО). Предусмотрена возможность учреждения миссий гражданских и военных
наблюдателей, а также подразделений миротворческих сил и центров по их
подготовке. Создан Фонд мира ОАЕ.
Взаимодействие ОАЕ
с ООН основывается на соглашении от 15 ноября 1965 года (пересмотрено 9 октября
1990 года).
Активно развиваются
отношения ОАЕ и ЕС. В апреле 2000 г. состоялся первый “евро-африканский саммит
под эгидой ОАЕ и ЕС”.
Немного о
России
Россия придает большое значение дальнейшему укреплению
связей с Организацией африканского единства.
25 мая 2000 г. президент Российской Федерации В. В. Путин
направил послание главам государств и правительств континента по случаю Дня
Африки. В нем подтвержден наш принципиальный курс на развитие равноправного и
взаимовыгодного сотрудничества с африканскими государствами, совместную работу
по разрешению важнейших проблем современности на основе универсальных принципов
международного права.
В России твердо убеждены, что без полноценного и активного
участия африканских стран в жизни мирового сообщества невозможно развитие
плодотворного сотрудничества в масштабе планеты, создание целостной и
стабильной, базирующейся на Уставе ООН и нацеленной в XXI век системы
международной безопасности. Выступаем в этой связи за дальнейшее укрепление
роли Африки в международных делах.
Считаем важным наращивание взаимодополняющих усилий ООН и
ее Совета Безопасности, ОАЕ и африканских субрегиональных структур, всех
заинтересованных государств с целью выработки согласованных подходов к решению
острых военно-политических, социально-экономических, гуманитарных, этнических и
иных проблем Африки.
Официальные представители России принимают участие в работе
сессий Ассамблеи ОАЕ. Президент Российской Федерации В. В. Путин направил
поздравительную телеграмму избранному на 36-й сессии председателем ОАЕ Г.
Эйадеме. Министр иностранных дел И. С. Иванов направил телеграмму участникам
62-й сессии совета министров ОАЕ (Ломе, 6-8 июля 2000 г.).
В 1996 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между
МЧС России и ОАЕ. В марте 1997 г. в Москве эксперты ОАЕ участвовали в семинаре
МЧС по управлению кризисными ситуациями.
В декабре 1998 г. в Хартуме российская делегация принимала
участие во встрече ОАЕ на уровне министров по вопросам беженцев, репатриантов и
перемещенных лиц в Африке.
СЕ
Правительства
Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Ирландской
Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства
Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции и Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии ,убежденные, что укрепление мира,
основанного на справедливости и международном сотрудничестве, отвечает
жизненной необходимости сохранения человеческого общества и цивилизации, вновь
утверждая свою приверженность духовным и моральным ценностям, которые являются
общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности,
политической свободы и верховенства Права, лежащих в основе любой истинной
демократии, убежденные, что для поддержания и дальнейшего осуществления этих
идеалов и в интересах социального и экономического прогресса необходимо более
тесное единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды, считая,
что в ответ на ясно выраженные устремления своих народов необходимо без
промедления создать организацию, которая сблизила бы европейские государства в
более тесный союз,основываясь на этом, приняли решение учредить Совет Европы,
состоящий из Комитета представителей правительств и Консультативной Ассамблеи.
ЕС
Евроюст - самое
новое из созданных в структуре организаций ЕС подразделение, оно сформировано в
2002 году, чтобы повысить эффективность деятельности правоохранительных органов
государств-членов ЕС в области расследования и судебного преследования особо
опасных международных преступлений, в первую очередь, организованного криминала.
Цели
ЕС:
-Стимулировать и повышать эффективность взаимодействия компетентных
органов стран-членов ЕС в расследованиях и судебных преследованиях на
территории Союза. Принимая при этом во внимание любой запрос, исходящий от
правоохранительных структур государств Союза, и информацию, обеспеченную
организациями, уполномоченными на то соглашениями;
-Повышать качество сотрудничества между властями стран-членов ЕС, особенно в
вопросах оказания взаимной юридической помощи и выдачи лиц, подозреваемых в
совершении преступлений;
-
Иными способами оказывать содействие компетентным властям государств Союза, повышая
эффективность расследований и судебных преследований.
Достигая
этих целей, Евроюст должен усилить координацию действий между национальными
полицейскими и судебными властями, позволяя тем самым всем правоохранительным
органам стран ЕС действовать эффективнее в борьбе с международной преступностью
и, что еще более важно, быстрее отправлять преступников на скамью подсудимых.
Евроюст
призван ускорить и расширить сотрудничество стран Европы в сфере уголовного
права, что делает это агентство ключевым помощником Европейских Парламента,
Совета и Комиссии. Эта роль также наделяет Евроюст миссией привилегированного
партнерства с Судебными магистратами, системой европейских судов и
организациями типа Европола и Европейского офиса по борьбе с мошенничествами
(OLAF).
Структура и организация работы:
Коллегия
Евроюста состоит из 15 человек, каждый из которых - а это опытные прокуроры,
судьи и офицеры полиции высокого уровня - представляет государство Союза.
В июне 2002 члены коллегии избрали:
Оливье де Бэна (Olivier de Baynast) (Франция) - вице-председателем
Бьерна Бломквиста (Björn Blomqvist) (Швеция) - вице-председателем
Коллегии подчинена небольшая административная команда во
главе с административным директором, Эрнстом Мерцем, который
отчитывается перед коллегией через ее председателя. У многих членов коллегии
есть назначенные направившими их странами ассистенты.
В соответствии с процедурными правилами Евроюста, в рамках
агентства созданы специализированные комитеты, которые занимаются
процессуальными вопросами, контактами между национальными системами правосудия,
анализом и др. В то время как члены коллегии имеют дело с конкретными судебными
и уголовными делами, комитет по процессуальным вопросам, например, занимается
изучением процессуальной практики в разных странах ЕС с тем, чтобы внедрять наиболее
эффективную тактику ведения дел.
До того как переехать в декабре 2002 года в Гаагу Евроюст
располагался в своей временной резиденции в Брюсселе.
СБСЕ-ОБСЕ
На
рубеже ХIX-XX веков крупными дестабилизирующими факторами на европейском
пространстве стали межэтнические противоречия и конфликты. Все более заявляют о
себе такие явления, как терроризм, распространение наркотиков, организованная
преступность.
Наиболее
надежный путь обеспечения безопасности и стабильности и предотвращения конфликтов
в Европе – это создание на континенте полноценной архитектуры безопасности,
основанной на сотрудничестве между различными организациями на прочной основе
уважения норм международного права, принципов Устава ООН.
Обсуждение
модели общей и всеобъемлющей безопасности началось на Совещаниях в Хельсинки,
главным итогом которых стал принятый 1 августа 1975 года «Заключительный акт».
35 страны-участницы конференции заявили о своей решимости “должным образом
учитывать и выполнять положения Заключительного акта Совещания” и продолжать
многосторонний процесс путем проведения новых встреч на различных уровнях .
Деятельность
СБСЕ в течении многих лет основывалась только на созываемых каждые четыре года
конференциях. Эволюция СБСЕ из обычных совещаний в организацию приняла активный
характер с подписанием 21 ноября 1990 года в Париже «Хартии для новой Европы»,
которая поставила точку в холодной войне и положила начало превращению СБСЕ из
форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру.
Дальнейшая эволюция СБСЕ проходила, с участием новых членов стран Восточной
Европы и Средней Азии. Региональный статус Совещания был подтвержден на
Хельсинкском саммите глав государств и правительств государств-участников СБСЕ
в 1992 году.
Принятый
на встрече глав государств и правительств в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. Пакет документов – Политическая декларация “На пути к подлинному партнерству в новую эпоху” и
Будапештские решения – представляют собой юридическую основу перехода к новому
этапу деятельности СБСЕ как международной организации. По решению Будапештской
встречи с 1 января 1995 года СБСЕ переименовано в ОБСЕ – Организацию по
безопасности и сотрудничеству в Европе.
Обсуждение
модели безопасности для XXI в. продолжалось и на очередных саммитах ОБСЕ. На
Лиссабонском саммите ОБСЕ была принята Лиссабонская декларация 1996 года о
модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в. подтвердила
центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности. На
Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году была принята «Хартия европейской
безопасности». Хартия считается своего рода “кодексом поведения”
государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная приверженность всех
государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту.
Она направлена на укрепление
способности ОБСЕ предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать
жизнь людей на территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.
Рассматривая
динамику развития и деятельности СБСЕ/ОБСЕ на рубеже XX-XXI веков, приходим к
следующим выводам:
Первый
этап деятельности ОБСЕ, первоначально имевшей название СБСЕ, пришелся на годы
холодной войны. В сложных условиях блокового противостояния Организация служила
постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада.
Она внесла элемент многосторонности в биполярную ситуацию. Совещание расширило
сферу межгосударственных отношений, включив в нее новые области сотрудничества,
самыми важными из которых были права человека и охрана окружающей среды. В заслугу
СБСЕ можно поставить также снижение военной напряженности в Европе. В 70-80-е
годы прошлого века СБСЕ принадлежала важная роль в укреплении безопасности и
сотрудничества на европейском континенте, в преодолении идеологического раскола
между государствами-участниками. К концу 80-х годов Совещание начало превращаться
в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки
общих правил игры, в центре которых находятся десять принципов хельсинского
Заключительного акта.
Второй
этап деятельности ОБСЕ охватывает девяностые годы прошлого века. С принятием
новых членов и активизацией деятельности данной организации. В этот период была
создана широкая институциональная база, позволяющая решать широкий круг проблем,
касающихся первого, второго и третьего измерений ОБСЕ. В своей практической
деятельности Организация тесно сотрудничала с другими международными
институтами, среди которых ООН, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ. ОБСЕ осуществляла
посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Косово и в других
«горячих» точках Европе и Азии. Следует отметить и то, что к концу 90-х годов
наметился географический и функциональный перекос в деятельности ОБСЕ, который
грозил ослабить позиции Организации на международной арене, на это также повлияла
пассивность Минской группы ОБСЕ по разрешению армяно-азербайджанского
конфликта.
На
протяжении третьего этапа деятельности ОБСЕ, охватывающего первые годы XXI столетия,
ведется активная работа по устранению вышеобозначенных дисбалансов, адаптации
повестки дня ОБСЕ к новым вызовам и угрозам безопасности, в том числе и
международному терроризму, реформированию институтов для придания большей
скоординированности их работе. Организация взяла на себя ответственность как
важный инструмент по мирному урегулированию споров в своем регионе и одним из
главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения
конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
Неразрешенность
целого ряда конфликтов в Европе, включая и армяно-азербайджанский конфликт
вокруг Нагорного Карабаха, показывает слабость данной организации в
миротворческой деятельности. Решения в рамках организации принимаются на основе
консенсуса. С одной стороны у такого метода принятия решений имеется
положительная сторона, потому что он гарантирует равные права всем
государствам-членам ОБСЕ, с другой стороны у такого метода принятия решений
имеется отрицательная сторона, свидетелями, которой мы стали на примере
голосования по Лиссабонскому документу, 20-й параграф которого отражал интересы
Азербайджана и был одобрен всеми государствами, за исключением Армении, которая
использовала право вето. Это показывает недостаточность консенсусного принятия
решений, которое в дальнейшем можно было бы заменить на принятие решений
большинством в голосов.
Также
недостатком Организации является отсутствие у нее формально международно-правового
статуса. Все ее решения – политически обязательны и не имеют юридической силы.
Этот вопрос, возможно, в будущем будет решен, в настоящее время ведутся переговоры
о придании правосубъектности и правоспособности ОБСЕ.
И тем не менее на сегодняшний день не существует какой-либо реальной
альтернативы способной заменить данную организацию. Сейчас идет поиск новых
форм сотрудничества в рамках Организации, направленный на использование
потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с учетом новых
рисков и вызовов европейской безопасности, включая и угрозу международного
терроризма.
В течении долгих лет
эволюции Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как
международно-правовой институт от международной конференции – механизма
многосторонних межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в
форме регулярных встреч, - эволюционировало в международную организацию – Организацию
по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ) объединяющую в своем составе 55
суверенных и независимых государств евроатлантического пространства и
считающуюся крупнейшей региональной организацией по вопросам безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев международные организации с момента их создания
и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, что
международные организации представляют собой определённую систему, которая
основана как на договорных, так и на юридических нормах.
Все отношения, которые существуют
между государствами регулируются самими государствами через созданные ими
международные организации. Эти международные организации возникли на
определенной ступени развития человеческого общества.
Появление государств, а затем системы
государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело
к возникновению международного права и созданию международных организаций.
Среди систем международных организаций главное место занимают государства,
каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путём соглашений между
собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные
организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование
международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных
международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через
созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных
обязательств. Через созданные международные организации регулируются:
политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие
созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении
международных конфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в
отношениях между собой. Являясь самостоятельной системой, международные
организации не заключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом
могут испытывать на себе известное влияние норм внутригосударственного права.
Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободного
согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на
создания тех или иных международных организаций является заключение конкретных
международных договоров.
Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся
стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с
учётом законных интересов всех участником. На этой же основе создаются и
международные организации, т. е. На принципе равноправного представительства
всех участников. Характерной особенностью развития человечества является
постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной
жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельное веса международных
отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не
с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Повышение
роли международных организаций создаёт для государств определённые гарантии,
как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов.
Существование и создание международных организаций раскрывает более широкие
возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому
развитию цивилизации. Необходимо отметить, что на современном уровне отношений
человечество всё больше стало сообща решать вопросы не только роста
технического прогресса, но и об экологии нашей Земли. Решая вопросы экологии
Земли на международном уровне, – это означает, что человечество решает вопросы
будущего существования нашей планеты.
Список используемой литературы:
1)
Зайцева О. Г. Международные
межправительственные организации. (стр.45-53,67-69)
2)
Моравецкий В. Функции
международных организаций, 1979 г.
(стр.182-191)
3)
Морозов Г. И. Международные организации,
1969 г.
(стр.110-112,123)
4)
Большая советская энциклопедия,
т. 15. Москва, изд. Советская энциклопедия, 1974 г.
(стр.225)
5)
Этингер Я. Я. Политические
проблемы африканского единства, М., 1967 г.
(стр.31-35)