Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации
Ивановский государственный
университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории
государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
Выполнил: студент 4 курса 2 года
обучения
заочного коммерческого отделения
Жаров Николай Борисович
Проверил:
Иваново, 1997
1. ПОНЯТИЕ
ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
“Проливы,
или естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или,
что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом, образуя тем самым
систему морских путей в пределах всего мирового океана.
При
установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два
связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива
и его значение для международного судоходства”[1].
В
настоящее время режим международных проливов регулируется нормами Конвенции ООН
по морскому праву 1982 года.
Конвенция
устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства[2]:
1)
проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой
частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные корабли, любые
невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Ширина
этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального
моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский,
Ормузский и др.);
2)
проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его
континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, а
применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется столь же
удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом
море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную ширину
территориального моря;
3)
проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем иностранного
государства, к которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и
др.);
4)
проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями (Черноморские,
Балтийские и др.).
Таким
образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный
проход и транзитный проход.
“Под
проходом понимается плавание через территориальные воды без захода во
внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для вхождения
в эти морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен
быть непрерывным и быстрым”[3].
Принцип
мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3
части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам,
используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым
территориальными водами припроливных государств[4].
“Проход
считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в
территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он
совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами
международного права”[6].
В
основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы
мореплавания[7].
Пункт
2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение транзитного прохода:
“Транзитный
проход представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета
летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого транзита
через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой
частью открытого моря или экономической зоны”[8].
Однако
по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в
открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения,
уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими
интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах
не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход)[9].
Требование
о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей
входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при
соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его внутренние
морские воды и порты[10].
Государство,
граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный
проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых
для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или
экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже
если такой пролив перекрывается его территориальным морем[11].
“В
конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств,
граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с
загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных
законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении права
транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов
международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой деятельности,
несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”[12].
“Конвенция
не затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые
регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе
международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти
конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение,
прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы
(Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских
стран”[13].
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ
Режим
Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией, заключенной в
Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция,
Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.
Статья
1 Конвенции[14]
провозглашает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.
В
мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания
в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью) (ст. 2
Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе в Проливы (ст.
3).
Во
время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право свободы
сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то только
торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне,
пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути, указанному
турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать содействия
противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливается для случаев,
когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя поставленной в
состояние военной опасности (ст.6).
Особый
порядок установлен для прохода через проливы военных судов нечерноморских
держав.
В
мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда пользуются правом
свободы, но только днем (ст. 10).
Общий
тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не должен
превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся в Проливах, -
девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав при их
пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с возможностью
увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских
стран (п. 1 ст. 18).
Пункт
2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военных кораблей
нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
Статья
11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить Проливы в
надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в сопровождении не более
двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа линейных кораблей не
установлено.
Статья
13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через Проливы военных
кораблей. О таком проходе турецкому правительству дипломатическим путем должно
быть сделано уведомление по крайней мере за 8 дней, если речь идет о кораблях
прибрежных к Черному морю государств, и за 15 дней - в отношении прохода
кораблей нечерноморских стран.
Таким
образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции сковывают военную
активность Российского Черноморского флота.
Статья
23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного судоходства при условии
уведомления Турции и только после такого уведомления по маршруту, указанному
Турцией.
“В
1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который предусматривает
право турецких властей на временное приостановление прохода судов через пролив
Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов через пролив”, что противоречит
ст. 1 Конвенции[15].
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция
о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное право в документах. -
М.: Международные отношения, 1982
Международное
морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.: Воениздат, 1985
Международное
право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М.:
Международные отношения, 1987
Молодцов
С.В. Международное морское право. - М.: Международные отношения, 1987
[1]
Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И.
Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208
[2] См.:
Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -
М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право. - М.:
Международные отношения, 1987, с. 220-228
[3]
Международное морское право, с. 86
[4] См.:
Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220
[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221
[6] Международное морское право, с. 86
[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224
[8] Международное морское право, с. 151
[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225
[10] См.: Международное морское право, с. 151
[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228
[12] Международное право. Учебник, с.208-209
[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме
Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514
[15] Международное право в документах, с. 514