Политические права российских граждан
ПЛАН
РЕФЕРАТА
1. Правовой статус личности в Конституции РФ
1993г.
2. Политические права в системе
конституционных прав
и свобод человека и гражданина.
3. Система политических прав и свобод.
4. Политические конституционные права и
свободы
человека и гражданина :
а) право на участие в управлении делами
государства;
право на референдум ;
б) право на доступ к государственной
службе;
в) право на объединение;
г) свобода манифестаций;
д) свобода слова ипечати;
е) право на петиции.
5. Значение политических прав и свобод для
человека.
6. Конституционный статус личности в России в
настоя-
щее время.
Правовой статус личности
определяется всей
совокупностью прав человека и гражданина ,
отраженных
в нормах всех отраслей действующего права .
Основы
правового статуса личности охватывают
конституционно
закрепленные права и свободы . Понятие
же
основных прав и свобод человека и гражданина можно
сформулировать
следующим образом :” Конституционные
(основные)
права и свободы, принадлежащие ему от рож-
дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства),
за-
щищаемые
государством , составляющие ядро правового
статуса
личнотсти .”[1]
Перечисление
в Конституции Российской Федерации
основных
прав и свобод не должно толковаться как отри-
цание или
умаление других общепризнаных прав и свобод че-
ловека и
гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон-
ституции
Р.Ф.
Глава
2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и
свободам
человека и гражданина , включает 48 статей
(с 17 по
64).
Впервые
научную классификацию данных правомочий
осуществила
М.П.Карева , приняв за основу важнейшие
сферы
деятельности человека .[2]
Ее классификация включала
следующие
составляющие : а) социально-экономические пра-
ва ; б)
равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В
дальнейшем государственно-правовая наука , используя
классификационные
основы , предложенные М.П.Каревой ,
выработала
систему сновных прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические права и свободы
граждан ;
2)
политические права и свободы граждан ;
3) личные
права и свободы граждан.
Наиболее
подробно данная проблема исследуется
Л.Д.Воеводиным
. Автор удачно совместил наименование
элементов
системы конституцищнных прав и обязаннос-
тей с
основанием приведенной классификации. Ученый
выделил
следующие группы основных прав , свобод и обязан-
ностей :
1) права и
обязанности граждан в сфере социально-эконо-
мической и
культурной жизни ;
2) права и
обязанности граждан в сфере государственной
и
общественно-политической жизни ;
свободы .[3]
Однако
систему основных прав и свобод характери-
зует не
только их группировка , но и те приоритеты , ко-
торых
придерживается Конституция в их последователь-
ном
расположении .
Последнее
имеет далеко не техническое значение, а
отражает
соответствующую идеологию, которой придер-
живается
государство в трактовке сущности концепции
правового
статуса личности .
В
действующей Конституции, основанной на новой
концепции
прав человека, перечень прав и свобод установлен
в
следующей последовательности. Сначала указаны личные,
затем
политические, а за ними социально экономические.
Именно
такая последовательность присуща Всеобщей Дек-
ларации прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей
ООН в 1948
г.
В
российском законодательстве она впервые была
воспроизведена
в Декларации прав и свобод человека и граж-
данина,
принятой Верховным Советом Российской Федера-
ции 22
ноября 1991года, а затем отражена в Конституции
Российской
Федерации 1993 года .
В
отличие от основных личных прав , которые по
своей
природе неотчуждаемы и принадлежат каждому
от
рождения как человеку, политические права и свободы
связаны с
обладанием гражданством государства . Это
различие
отражает Конституция, адресуя личные права
“каждому”,
политические - “гражданам” .
В
соответствии с Конституцией гражданин Рос-
сийской
Федерации может самостоятельно осуществлять
в полном
объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).
Эта норма
прежде всего , касается политических прав и
свобод .
Система
же политических прав и свобод граждан
состоит из
двух взаимосвязанных подсистем. Первая из
них
включает в себя права граждан, содержащие правомо-
чия по
участию в организации и деятельности государства
и его
органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-
во на
референдум; право петиций .
Вторая
группа субъективных прав и свобод, входя-
щих в
систему политических, состоит из правомочий ,
представляющих
собой неотъемлемые права граждан,
целью
реализации которых является активное участие ин-
дивида в
жизни общества. Сюда относятся: свобода слова
и печати; свобода союзов; свобода собраний
.
Право участвовать в управлении
делами государства
закреплено в статье 32 Конституции . Оно
адресовано
каждому гражданину, а не политически
организованной
совокупности граждан , ассоциированных как
народ , ибо
народ не “участвует ” в управлении , а
осуществляет
власть, является субъектом этой власти (ст. 3
Консти-
туции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан
выражается
в различных формах, как непосредственно, так и
через
своих представителей. Непосредственными
формами
являются участие граждан в референдуме,
всенародном
голосовании по важнейшим вопросам
государственной и
местной жизни, путем реализации права избирать
и быть
избранными в органы государственной власти и
органы
местного самоуправления .
Право на референдум включает в себя
не только пра-
во на участие во всенародном (местном)
голосовании , но
и право требовать выставления любого вопроса
на голосо-
вание, а также право требовать, чтобы
результаты обще-
народного (местного) обсуждения по этому
вопросу учи-
тывались при принятии окончательного решения
по дан-
ному вопросу(если решение принимается не путем
рефе-
рендума).
Если же какой-либо вопрос не
подлежит разрешению
путем референдума или не набрал необходимого
количест-
ва голосов для его постановки на референдум, а
у индивида
зить свое мнение по определенному вопросу,
имеющему об-
щественное значение, но и воздействовать на
деятельность
государственных органов по поводу данного
явления об-
щественной жизни, то граждане могут
воспользоваться
правом петиций, известным законодательству еще
с конца
17 века .
Граждане Российской Федерации имеют
равный
доступ к государственной службе, право
участвовать в
осуществлении правосудия (ст.32 Конституции
РФ).
Это право является новой для российской
Конституции
нормой . Право на равный доступ к
государственной служ-
бе означает равенство исходных возможностей и
отсут-
ствие дискриминации по какому-либо признаку.
Однако не
следует толковать это право буквально. Во всем
мире су-
ществует система
конкурсов,тестирования,собеседований.
Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22
декабря
1993 года Положение о федеральной
государственной
службе предполагает прием на государственную
службу
либо в порядке назначения ,либо в порядке
конкурса(пункт
22) , а также регулярные аттестации
государственных
служащих(пункт 30). Участие граждан России в
отправ-
лении правосудия долгое время имело форму
выборов на-
родных судей и народных заседателей либо
участия в рабо-
те суда в качестве судей и народных
заседателей. В нас-
тоящее время в России осуществляется поэтапное
введе-
ние института присяжных заседателей,
назначаемых пу-
тем жребия для участия в рассмотрении
конкретного дела
и вынесения решения по существу (“виновен -
невиновен”)
как основы приговора суда.
Важным правом , имеющим тесное
отношение к учас-
тию граждан в управлении делами государства ,
является
закрепляемое за каждым право на объединение ,
включая
право создавать профсоюзы для защиты своих
интересов,
никто не может быть принужден к вступлению в
какое-
либо объединение или пребыванию в нем (ст.30
Конститу-
ции РФ).
Это право дает гражданам
возможность использо-
вать в указанных целях различные формы
совместной ор-
ганизованной общественной деятельности,
объединять
свои усилия для осуществления тех или иных
задач.
Общественные объединения
способствуют развитию
политической активности и самодеятельности
граждан,
удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как
российские граж-
дане, так и иностранцы и лица без гражданства
(см. часть
третью статьи 62), исключением являются
политические
партии, права на создание которых и участие в
которых
имеют только граждане России.
Право на объединение не является
абсолютным пра-
вом и может подвергаться определенным
ограничениям.
Ограничения на пользование правом на
объединение уста-
навливаются Конституцией и федеральными
законами. На-
пример, на основании статьи 56 Конституции РФ
отдель-
ные ограничения права на обьединения могут
устанавлива-
ться в условиях чрезвычайного положения.
Одной из политических свобод, входящих
в правовой
статус советского гражданина, является
конституцион-
ная свобода собраний, митингов, уличных
шествий и демон-
страций. Что понимается под этими терминами ..
Еще в
начале века известный английский ученый
А.В.Дайси писал,
что, ” право собираться есть не что иное, как
результат
взгляда судов на индивидуальную свободу
личности и инди-
видуальную свободу слова”[4] .
Свобода манифестаций как важный
элемент правово-
го статуса гражданина представляет собой
взаимосвязан-
ное с другими правами, свободами и
обязанностями граж-
дан субьективное право, имеющее целью
воздействовать на
государственные и общественные органы путем
согласова-
ния и формирования мнения граждан и его
выражения по
различным вопросам общественной жизни, участия
их в
росов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев)
Правовое регулирование механизма
реализации права
граждан на свободу собраний как нельзя лучше
иллюстри-
рует нелегкий путь юридической науки и
практики от
формально-догматического подхода к
обьективно-реалис-
тическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за
ней Конститу-
ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не
устанавли-
вали каких-либо ограничений на способы
реализации назван-
ной свободы. При формальном закреплении
политических
прав граждан этого не требовалось. Никто и не
помышлял
о том, что граждане могут реально
воспользоваться этим
правом. Если же и происходило нарушение
традиции, винов-
ного ждала суровая кара. Когда же в условиях
"перестрой-
ки" манифестации, проводимые по
инициативе граждан,
приняли массовый характер, исполкомы местных
Советов
Свердловска, Ленинграда, Москвы и других
городов и облас-
тей поспешили принять временные правила
организации и
проведения собраний, митингов, уличных шествий
и демон-
страций, пытаясь восполнить образовавшийся
правовой
вакуум. Поскольку подобные акты закрепили
разрешитель-
ный порядок реализации этой субьективной
свободы, воз-
никло противоречие между нормой Конституции и
поло-
жениями указанных актов.
25 мая 1992г. принят Указ
Президента РФ " О поряд-
ке организации и проведения митингов, уличных
шествий,
демонстраций и пикетирования ". В нем
установлено, что
впредь до урегулирования законом РФ порядка
проведения
этих мероприятий следует исходить из положений
Декла-
рации прав и свобод человека и гражданина ,
принятой
Верховным Советом РФ, о праве граждан
собираться сво-
бодно и без оружия, проводить митинги и другие
указанные
мероприятия при условии предварительного
уведомления
властей. Осуществление этого права не должно
нарушать
свободы и права других лиц. Не допускалось
использование
его для насильственного изменения
конституционного
строя, разжигания рассовой, национальной,
религиозной
ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Этот Указ определил, что до
принятия соответ-
ствующего российского закона упомянутый выше
союзный
указ на территории России применяется в части,
не про-
тиворечащей указанной Декларации.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года
регламенти-
рует проведение следующих видов публичных
мероприятий:
собрания - совместного присутствия
граждан в зара-
нее определенном месте и в заранее
определенное время для
коллективного обсуждения и решения каких-либо
вопросов;
митинга - формы организованного
выражения общес-
твенного мнения, массовой поддержки резолюций,
требова-
ний и других обращений граждан, проводимой в
заранее
определенном месте и в заранее определенное
время ;
демонстрации - формы
организованного выражения
коллективного и индивидуального мнения по
любому вопросу
общественной и государственной жизни ;
шествия - формы демонстрации,
проводимой путем
передвижения граждан по заранее определенному
маршру-
ту ;
пикетирования - формы публичного
выражения кол-
лективного или индивидуального мнения,
осуществляемой
без шествия и звукоусиления путем размещения
граждан
у пикетируемого объекта и использования
плакатов, тран-
спорантов и иных средств наглядной агитации.
В основе механизма правового
регулирования любой
конституционной политической свободы граждан
должна
лежать норма Конституции. Что касается свободы
слова
и печати, то к сожалению, она регулируется
действующей
Конституцией РФ не в полном объеме. В
частности, в ста-
тье 29 получили закрепление права граждан на
свободу
мысли, свободу слова, свободу выражения своих
мнений и
убеждений и право искать, получать и свободно
распрост-
Часть пятая статьи 29 гарантирует
запрет цензу-
ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27
декабря 1991
года "О средствах массовой
информации". Вместе с тем в
Законе предусмотрена недопустимость
злоупотребления
свободой массовой информации.
Собственно свобода печати
Конституцией не урегу-
лирована.
Можно, конечно, обосновать
отсутствие упомина-
ния о свободе печати тем обстоятельством, что
она яв-
ляется частным проявлением свободы выражения
своих
мнений. Но этот аргумент не соответствует
междуна-
родно-правовым обязательствам России.
Международный
пакт о гражданских и политических правах в
числе спосо-
бов выражения мнения указывает использование
печати
как самостоятельное правомочие граждан.[5]
Рассмотрим право на петиции. Это
право на участие
также не лучшим образом урегулировано
действующим за-
конодательством . Достаточно отметить, что
Консти-
туция РФ даже не употребляет термин
"петиции", заме-
няя его громоздким определением "личные и
коллективные
обращения в государственные органы и к
должностным ли-
цам"(ст.33). Что же касается текущего
законодатель-
ства, то здесь до сих пор действует архаичный
акт - Указ
Президиума Верховного Совета СССР в редакции
от 4мар-
та 1980г. "О порядке рассмотрения
предложений, заявле-
ний, жалоб граждан ".[6] При этом, кроме месячного
срока
для рассмотрения обращений и установления
запрета на
рассмотрение аналогичных писем и направление
жалоб
лицу, на которое жалуется заявитель, иных
принципиаль-
ных положений он не содержит.
Стоит отметить, что в России
действует доста-
точно демократичный Закон "Об обжаловании
в суд дейст-
вий и решений, нарушающих права и свободы
граждан".[7]
Однако им регулируется только судебный порядок
рассмо-
трения петиций, и проблема остается не
решенной.
Таким образом, политические права и
свободы граж-
дан можно рассматривать в качестве
принадлежащих им
от рождения и обеспеченных законом основных
возмож-
ностей, позволяющих гражданам в установленных
пределах
как активно воздействовать на организацию и
деятель-
ность государства и его органов, иных
субьектов полити-
ческой системы, то есть политическую область
обществе-
нных отношений, так и участвовать в социальной
жизни
общества.
Конституционный статус личности в
России - одно
из важнейших достижений на пути преобразования
общес-
тва. Это убедительное доказательство того, что
наша
страна идет по пути демократии и гуманизма ,
строит
правовое государство. Многое сделано в сфере
политичес-
ких прав и свобод, особенно в создании
предпосылок для
развития многопартийности, гласности,
информации, дея-
тельности общественных организаций. Однако в
целом кон-
ституционный статус личности реализуется
далеко не
полно и непоследовательно. Положение в этой сфере
жизни
нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и
свобод челове-
ка, несомненно, отражает переходный характер
современ-
ного этапа развития российского общества.Но
"списывать"
слабости и недостатки только на это было бы
неверно .
Свою негативную роль играют другие факторы:
все еще не-
преодоленное неуважение к правам и свободам
человека, от-
сутствие строгой и неотвратимой
ответственности за
их нарушения, незавершенность
законодательства, страда-
ющего от декларативности, а также от слабости
соот-
ветствующих государственных структур.
Исправлению неблагоприятного
положения призвана
способствовать Федеральная программа действий
в облас-
ти прав человека. Это скоординированный план
государс-
твенных усилий, осуществляемых на основе
Конституции
1993 года и международно-правовых обязательств
России.
рессивных сил российского общества. Необходим
строгий
и постоянный контроль общественности за
соблюдением
прав и свобод человека в стране.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский
"Гражданин и
власть" , Москва, 1994 ,стр. 19-42.
2. Конституция Российской Федерации.
Коммента-
рий. Москва, "Юридич.
литература",1994.
3. Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в
СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт",1991,
стр. 24-41.
4. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин
"Конституционное
право России",
Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214.
[1] См. :
Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России.
Юристъ,Москва,1995,с.196.
[2] Советское
государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148.
[3] Воеводин
Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-во и право, 1982,
N.4, с.210-258 .
[4] Дайси
А.В. Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.
[5] Права
человека. Сборник международных документов. М.,1986. с.56.
[6]
Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.
[7]
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ,1993,номер19,ст.685.