Восточные славяне. Образование древнерусского государства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет
Кафедра истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Восточные славяне. Образование древнерусского
государства.
Владивосток
2008
1. Введение.
2. Территория и хозяйство
восточных славян VI - IX вв.
3. Образование Древнерусского
государства. Норманнская теория.
4. Заключение
Введение
Откуда и когда взяла свое
начало древняя Русь? До сих пор историки не могут найти точного ответа на эти
вопросы. Главный источник наших знаний о Руси - летописи. Самая знаменитая
летопись - "Повесть временных лет". На ней строятся наши основные
представления о происхождении Руси и древних славян.
Рассмотрим
некоторые моменты, становления государства на Руси.
Территория и хозяйство восточных славян VI
- IX вв.
Византийские историки VI века делят славян на две группы.
Западная часть славян так и обозначались как славяне (склавины, склавии). К ним
относили и балканских славян. Восточной частью считали антов, которые обитали в
бассейнах Днепра и Днестра. К VIII в.,
перед объединением восточнославянских племен под властью Киева, существовало
более пятнадцати крупных племенных союзов.
Попытаемся восстановить
карту расселения славян.
В Среднем Поднепровье
обитали "поляне", центром их земель был Киев. На севере от них жили словене,
группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо - западу располагались
древляне, главным городом которых был Искоростень. Далее, на территории
современной Беларуси жили дряговичи. На северо - востоке в междуречье Оки, Клязьмы
и Волги обитали вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. Между
вятичами и полянами в Верховьях Волги, Днепра и Западной Двины обитали кривичи.
Их главным городом был Смоленск. В бассейне Заподной Двины обитали полочане,
центром которых был Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм и Сула
и жившие к востоку от полян назывались северянами, их главным городом был Чернигов.
По рекам Сож и Сейм жили родимичи. К западу от полян, в бассейнах реки Буг,
расселились волыняне и бужане. Между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы.
Племена хорватов и дулебов жили в Подунавье и Прикорпатье. Отношения между
племенами были мирными, хотя иногда и происходили столкновения, но против
общего врага славяне боролись сообща.
Жизнь среди
лесов и болот была нелегкой. Люди вели хозяйство, применяясь к окружающим
условиям. Основными занятиями восточных славян были земледелие, скотоводство и
различные промыслы. Причем, чем дальше на север, тем большее значение имели
промыслы.
Главным,
конечно, было земледелие. В VII веке
славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала
переложная и подсечно-огневая системы земледелия. При переложной системе на участке
выжигали траву и использовали удобренную золой землю до полного истощения.
После этого участок забрасывали на два - четыре года, до полного восстановления
травяного покрова. Подсечно-огневая система названа так, потому что деревья
подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и
при переложной системе, участок использовали до полного истощения и
забрасывали. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхлили. И лишь в VIII веке наряду с переложным
распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых
под паром. Основными сельскохозяйственными культурами у славян были пшеница,
ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением
на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и
овса, прежде занимавшие незначительное место.
Наряду с
земледелием славяне разводили скот. Держали лошадей, коров, свиней.
Восточные
славяне не оставили без внимания и лесные богатства. Охота и бортничество
требовали труда и упорства не меньше, чем земледелие. В лесу устанавливали
охотничьи ловушки и борти. Именно пушнина, воск и мед составляли основу
славянской торговли с соседями, Византией и странами Востока.
Через Восточно-Европейскую
равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки.
"Повесть временных лет" описывает его так: "Путь из Варяг в
Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в
Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро
великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до
Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода в Понт море в неже
втечет Днепр река". Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней
везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. Ведущую
роль в транзитной торговле через восточную Европу играли в VIII-IXвв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее
местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до
небольшого городка Булгар по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский
путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства. В
северные пределы славян арабские купцы не заходили, так как хазары держали
дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к
простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивавших
чужеземцев. Вместе с тем уже в IX веке,
но особенно в X веке все большее значение
приобретает другой путь, связывавший европейский север с Черным морем.
Образование
Древнерусского государства.
Норманнская
теория.
Первое
государство в землях восточных славян получило название "Русь". Как
же образовалось государство? На этот счет существует множество теорий. Самая
известная и вызывающая множество споров - норманнская теория. Основана она была
на отрывке из повести "Повести временных лет": "В лето 6370. Изъгнаша
Варяги за море, и не
даша имъ дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста
родъ на родъ, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе: "поищем
собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". И идоша за морк к
варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Руь, яко се дркзии зовутся
Свие,друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Руси Чудь, и
Словени, и Кривичи вси: " земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет,
да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды своими, и
пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое, и срубиша городъ Ладогу,
и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий
Избрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Руская земля..."
Этот
отрывок из статьи в Повести временных лет, принятый на веру рядом историков, и
положил начало построению норманнской концепции происхождения Русского
государства. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта:
во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство,
что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное
культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории
совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему
государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Хотя
данное построение было впервые упомянуто составителем летописи и с тех пор на
протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по истории России,
общеизвестно, что официальное распространение норманнская теория получила в
30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие
должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь
первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными. Считается, что
создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической
обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории
мгновенно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. В. Ломоносов.
Надо полагать, что эта реакция была вызвана естественным чувством ущемленного
достоинства. Действительно, любой русский человек должен был воспринять эту
теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности
такие люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме.
Загвоздка в том, что противники норманнской концепции не могли опровергнуть
постулаты данной теории из-за того, что изначально стояли на неверных позициях,
признавая достоверность летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об
этнической принадлежности славян.
Согласно
антинорамнской теории, варяги явившиеся на Русь, были по национальности славянами
и приглашены в Новгород потому что мужская линия древней новгородской династии
угасла, а они были представителями женской линии. Никакой существенной роли в
создании государственности, культуры и прочего германцы не сыграли, хотя бы
потому что и государственность и культура были свои, создаваемые веками до
этого.
Также,
помимо норманизма и антинорманизма существуют и альтернативные теории, которые
могут, если не перевернуть устоявшиеся традиционные взгляды на историю, то
заставить историков вступить в полемику и заново доказать или опровергнуть
некоторые исторические факты.
Так или
иначе, с норманизмом на нашей родине практически покончено. Но Запад продолжает
за него держаться и с завидной настойчивостью старается укрепить обветшалые
позиции норманнской теории. Западные норманисты в разных странах выпустили
немало книг и публикаций, повторяю одно и то же, при этом умалчивая последние
исторические открытия и работы, совершенно убийственные для норманнской теории.
Заключение
В заключение можно сказать,
что в основу русской истории легла летопись, в которой были ошибки и пропуски,
о чем-то не говорилось вообще, о чем-то - недосказывалось. Многое в летописях
было понято неверно из-за того, что не знали норм старого языка. Толкование неясных
отрывков ограничивалось только одним отрывком. Не было связи с предыдущим и
следующим. Историю России создали немцы, у которых стояла задача - создать
историю России. А некоторые из них не знали даже русского языка (Байер,
например). Еще на историю давила политика - германскому влиянию в России было
выгодно поддерживать в русских убеждение, что без варягов им не обойтись.
Норманнская теория считалась "благонамеренной" и всякий, кто выступал
против нее подвергался сомнению в "благонадежности"…
Россия
великая страна с богатой историей, которой нужно гордиться.
Список
литературы:
1. История России. С древнейших
времен до конца XVII века. М.: Просвещение, 1997
2. Ключевский О.В. О русской
истории. И.: Просвещение, 1993
3. Орлов А.С. История России.
М.: Проспект, 2002
4. "Повесть временных
лет"