Законность и правопорядок
План:
Введение.
1. Понятие законности.
2. Понятие правопорядка.
3. Соотношение законности и правопорядка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление:
Введение. 4.
1. Понятие законности. 6.
2. Понятие правопорядка. 11.
3. Соотношение законности и правопорядка. 18.
Заключение. 23.
Список использованной литературы. 26.
Введение
Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые
в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и
общества в целом, находятся вопросы законности и правового порядка. Они имеют
приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы
общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и
стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития
России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно
возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное
демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает
необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных
сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Изучение правопорядка актуально потому, что «правопорядок образует
правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и
социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно,
является правовой основой и всей государственной деятельности».[1]
Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его
формирования и поддержания, но и соотношение законности и правопорядка. В
правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и
правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не
проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие
во взаимодействии важно проследить, так как это имеет огромное практическое
значение как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.
Итак, законность и правопорядок - фундаментальные категории
юридической науки, раскрывающие содержание правовой действительности под углом
зрения практического осуществления права. Они появляются вместе с государством,
законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не
осуществимо.
Еще до начала глубоких социальных преобразований в России
отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и
правопорядка уделяли значительное внимание в статьях и в специальных
монографических исследованиях.[2]
Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих
сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки.
Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме
в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу
правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории
государства и права нет разделов законности.[3]
Так что же значит правопорядок и законность в демократическом
государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?
Целью данной курсовой работы является исследование понятий
законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.
§1. Понятие законности
В советский период, наибольшее распространение получило
определение законности как строгого и неуклонного соблюдения законов и
основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без
исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и
гражданами.[4]
Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого
социалистическая законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение
советских законов всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными
организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович считает,
что поскольку высшим выражением государственной воли является закон, то именно
его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные
нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во
исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и
исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение —
нарушение закона».[5]
Но оба вышеназванных определения распространяют понимание
законности лишь на сферу осуществления права.
Поэтому уже в советской юридической литературе наметилась
тенденция и к более широкому пониманию законности, которое охватывало бы и
сферу правотворчества, и сферу соблюдения правовых актов.[6]
П.М. Рабинович отражает главные элементы, без которых законность
не может выполнить своего социального назначения, состоящего в обеспечении
целей социалистического и коммунистического строительства путем установления
четкой и упорядоченной организации общественных отношений. Это, во-первых,
издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности
общественного развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное
проведение в жизнь. Только единство этих составных элементов обеспечивает
подлинную законность в обществе. Наличие научно обоснованного законодательства,
правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не
может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если
нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются.
С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам
общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам
социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его строгое и
неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической
законности.[7]
Рассматривая классическое определение советского периода, нужно
отметить, что сущность законности действительно заключается в строгом,
неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов всеми субъектами
права.
Вместе с тем в публикациях последнего времени обращается внимание
на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов
политико-правовой жизни общества. В этой связи многое относительно законности
требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов, учета правовых реалий.
Соответственно, приводятся убедительные доводы.
Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало
дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на
жесткой иерархической соподчиненности.
Во-вторых, толкование законности как требование неукоснительного
соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что
анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный
правовой характер организации общественно-политической жизни общества.
В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее
к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной
дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и
приговор суда.
В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и
обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации
предоставленных прав и свобод гражданам.[8]
Обобщая сказанное, подчеркнем: законность выполняет роль
"посредника", который как бы "переносит" право в плоскость
реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).
Что означает нормативная основа законности?
Предпосылкой законности выступают правовые предписания,
содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие
акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.
"Первым условием законности,- пишет П.И. Стучка,- является
сам закон".[9]
Важной предпосылкой законности в современной России является
Конституция, которая всенародно принята на всенародном референдуме 12 декабря
1993 г. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества,
происшедшие на рубеже 90-х гг. XX столетия. Можно сказать, что Основной Закон России - важный
фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы
международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации
общества.
Однако в самой Конституции понятие «законность» встречается всего
лишь в двух статьях. В п.2 ст 72 «законность» фигурирует как предмет
совместного ведения РФ и ее субъектов, а в ст. 114 «меры по обеспечению
законности» прописаны как одна из функций правительства РФ.
Помимо Конституции слово «законность» содержится почти в 2000
действующих нормативных актах Российской Федерации, в различных словоформах и
словосочетаниях. В эти нормативных актах упоминается о соблюдении законности, о
органах на которые возложена эта задача. Так, например, в ст. 2 Закона РСФСР «О
чрезвычайном положении»[10]
закреплено, что «целью введения чрезвычайного положения является скорейшая
нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение
угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи».
Однако ни в одном из нормативных актов не закреплено определение
«законность», поэтому оно остается исключительно теоретическим. В связи с этим,
важно подчеркнуть, что в нашей стране необходимо принятие специального закона
закрепляющего и регулирующего «основные понятия Российского права».
В научной и учебной литературе наметились различные подходы к
вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них,
законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к
должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не
относится к гражданам.[11]
Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане
подпадают в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в пользу
традиционного взгляда на состав субъектов законности.
Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской
Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к
органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным
лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе
отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.
Проф. А.Ф. Черданцев в этой связи отмечает: "Состояние
законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько
пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность
именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц
зависит состояние прав, и свобод граждан, их законопослушность".[12]
Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях
которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия,
равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов
государственной и общественной жизни.
Можно сказать: законность - основа демократии, демократического
режима общества.
В условиях режима законности становятся реальными демократические
права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип
разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются
необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в
правоприменительной практике.
"Законность,- отмечает В.Н.Кудрявцев,- не только формальный
принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо
общественного строя".[13]
§2. Понятие правопорядка
С законностью органически связано другое правовое явление
-правопорядок (правовой порядок).
Если применительно к какой-то сфере общественных отношений
используют понятие "порядок", то под ним понимают сложившуюся
устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят о социальном,
экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас плане слово
"правовой" указывает на то, что порядок как явление образуется в
связи с правом и базируется на нем. Иными словами, в качестве важнейшей
предпосылки возникновения правопорядка надо считать юридическую норму и
механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Следовательно,
правопорядок - результат реализации юридических норм.
В понятие, содержание правопорядка, его определение (выделение
сущностных признаков) вкладываются обычно самые разнообразные моменты. Говорят
о совокупности, системе правовых отношений, прядке в них, о реализованности
законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или
права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных
отношениях; о формах реализации права и воплощении законности в реальных
отношениях, о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на
праве, и т.д.
Нельзя отождествлять правовой порядок с другими социальными или
правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и
качественную определенность, что обусловливает недопустимость его
отождествления с совокупностью или системой правовых отношений, с правом и
законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно не различать цель и
средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления
поставленной задачи.
Выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве
всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложность и многогранность явления, а
такие попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не
равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность подхода. А здесь
необходим комплексный анализ. Важно показать сущностную, содержательную и
внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния и свойства участников и
их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость
процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и
оценочные требования.
Иногда утверждают, что правопорядок представляет собой
государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти
понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные
вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и
Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть
действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому
ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае
выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, — государственная,
конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и
объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В
любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе
совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а
в других — эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония,
как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.
Только при демократических и гуманных режимах, когда право
проявляет себя как искусство добра и справедливости, порождаются правовые
порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому
при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность
государственной власти и действующей Конституции.
Итак, очевидно, и законность, и правопорядок противостоят
произволу, нарушению законных прав и интересов граждан (организаций). Это подчеркивает
то, что "законность" и "правопорядок" близки друг к другу,
используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу.
Законность - это совокупность известных требований, предъявляемых
ко всем субъектам в сфере правового регулирования.
По мнению проф. С.С. Алексеева, "это требования не только
строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права,
но и:
а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым
актам;
б) равенства всех перед законом;
в) обеспечения для всех субъектов полного и реального
осуществления
субъективных прав;
г) независимого и эффективного правосудия;
д) эффективной работы всех правоохранительных органов".
Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию
субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами,
должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной
литературе правопорядок определяется как определенная система общественных
отношений, складывающаяся на основе права и законности[14], как основанная на
праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное
состояние общественных отношений[15]
или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений,
выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.[16]
М.Н. Марченко при определении правопорядка «исходит из понимания
правопорядка как объективно обусловленного состояния, свойства социальной
жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью
системы правовых отношений и связей, основанных на реализации
демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и
законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов».[17]
Правовой порядок отражает коренной вопрос политики — вопрос
государственной власти, как свидетельство ее реальности и осуществления,
достижения поставленных целей. Это подтверждает конституционное,
административное и иное законодательство как центральное звено правопорядка. В
нем отражаются экономические интересы, формы собственности на орудия и средства
производства, производственные отношения и процессы, формы и размеры
распределения произведенного продукта. Закрепляются формы организации,
структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной
и судебной власти.
Взгляды социальных групп об идеалах правопорядка и реальная
практика часто не совпадают. Оно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь.
Далеко не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои
потребности и интересы. Правопорядок — форма организации общественной жизни.
Однако нередко он перерастает в свою противоположность - узаконенный произвол и
беззаконие. Пограничные зоны перерастания представляют собой весьма тонкую и
незаметную грань. Это одна сторона. Другая состоит в том, что содержание
правопорядка весьма динамичная категория. Здесь имеют место такие
дезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие.
Правопорядок формируется при решающем участии государства и
народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обусловливает решение
задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает
порядок.
Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и
существует там и тогда, где и когда возникает государственная власть, которая в
нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от
нарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении
принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление
сущности, формы и функций власти, решение государственных дел.[18]
Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов,
от тех правовых идей, принципов, деятельности и институтов, которые использует
государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и
психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и
правореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая от них
многое, он сам выступает одним из их свойств, ибо право, правотворчество и
правореализация, правовые принципы и их воплощение в жизнь имеют одно из
существенных свойств упорядоченность.
Речь идет о различных уровнях и характеристиках упорядоченности.
Правовой порядок - завершающий этап всех юридических форм и процессов. Он
вбирает в себя все упорядочивающие начала, которые исходят из разнообразных
правовых явлений, выступая некой суммирующей величиной. Это совершенно не
означает, что правопорядок суть всеобъемлющая величина по отношению к
правосознанию, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям
и законности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой,
совокупностью или системой правоотношений. Это близкие, но неравнозначные
категории.
Отмеченные и другие правовые категории и их свойства трансформируются
в правопорядке, теряют многие свои качества и передают ему лишь определенные
свойства, взаимодействующая совокупность которых формирует новое качество.
Правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится
государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные приемы и
пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные
потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их
поведения и поступков.
Данный порядок является юридическим. В законах страны закрепляются
все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они
определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их
правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные
и личностные характеристики и др.
Правопорядок связан с образцами правового поведения, которыми
выступают юридические нормы, правила материального и процессуального права. Да
и сам порядок есть правило, а правило всегда связано с ограничениями. Как
известно, ограничения выступают мерилом свободы личности. Своеобразным
масштабом свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав
и свобод, установленных ограничений личности различаются правопорядок и
узаконенный произвол.
Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных
отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в
экономике (по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и
распределении материальных благ), в политической жизни (взаимоотношения
государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права),
в социальной жизни (имущественные, личные, семейно-брачные,
природоохранительные и т. п.). Совокупность этих отношений может быть различной
по характеристике: системной и упорядоченной или механической и
неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и
несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и
попирающие их; защищающие порядок или оправдывающие произвол.
Поэтому чрезвычайно важно выделить социальные качества
совокупности правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев
общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости,
нравственности и от принципов права и законности. На этой основе достигается
стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализованность прав,
свобод и исполненность обязанностей, ответственности; гарантированность
правовых провозглашений и ритмичность, последовательность, очередность действий,
поступков и поведения.
Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы и
стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое
оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина,
которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с
государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными
свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный
характер, торжество справедливости. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться
лишь в правовой материи и игнорировать общесоциальные характеристики. Как
составная часть общества он несет на себе груз тех принципов, устоев и
тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.
§3. Соотношение законности и правопорядка
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем
законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между
ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и
различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное
практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения
правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании
законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и
отношения, в которых они исследуются.
В правовой системе общества есть три категории, соотношение
которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и
многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими
категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего,
слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих
категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так,
например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права
и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание
законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие
между ними не проводилось.
Эти категории формируются на одних принципах, взаимосвязаны с
государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и
интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью
граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но
это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их
качественную самостоятельность.
1. Право, законность, правопорядок — различные по содержанию и
характеру категории:
- право - установленная законом государственная воля и интересы,
их объективированная форма, имеющая нормативную
определенность;
-
законность - качественная сторона правовой деятельности
субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа,
режима;
-
правопорядок - состояние правовой жизни общества,
упорядоченная система правовых отношений и их свойств.
2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов
власти и народа:
-
право - начальный этап, как оформление воли и интересов в
обязательные для всех правила, их объективирование;
-
законность - реализующееся право, правовое качество
нормативных и правореализационных актов, процесса их
реализации;
-
правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля
и интересы государственной власти и народа.
Различен уровень развития правовой материи: начальный момент,
движение и конечный результат.
3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право,
законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его
установления, правопорядок - результат осуществления права и законности,
упорядочивающий социальную жизнь.
Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать
поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок.
Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и
совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от
этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.
4. Различны их связи и зависимости.
Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.
Если при анализе законности имеем дело прежде всего с
количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении
правопорядка — с состояниями и их качеством,
Если право, законы выступают как возможность регулирования
общественных отношений, то законность — реальность их реализации, а
правопорядок — осуществленность, действительность. Если законность выступает
качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке
она выступает одним из существенных проявлений состояния.
Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные
последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать
причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе
обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого
законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе
приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому
право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в
ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право,
правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе,
правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной
власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его
функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики
правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство
отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как
преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и
правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.п. Поэтому при анализе правопорядка
важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и
то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям обладают
качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от
узаконенного произвола.
Законность обеспечивает (направлена на обеспечение)
общеобязательность права, а правопорядок - результат такого обеспечения.
Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, "являясь венцом, итоговым результатом
действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений
из области правовой надстройки (правозаконность -законность -
правопорядок)".
В этом отношении было бы не совсем точным отождествлять законность
с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями,
развивающимися на основе и в рамках закона.
При таком отождествлении смысловые оттенки понятий
"законность", "правопорядок" выявить сложно.
Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных
отношений, выражаемое в правомерном поведении их участников. Следовательно,
когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с
субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается
правопорядок.
Как видно, законность непосредственно примыкает к закону,
выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок - к осуществлению
субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.
Такой ход рассуждений приводит к необходимости выяснения сути
понятия "правомерное поведение".
Прежде всего, надо видеть, что не всякое поведение людей имеет
юридическое значение.
"Право, - отмечает В.Н.Кудрявцев,- регулирует не все, не
любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения,
имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в
позитивной или негативной форме), такое поведение становится юридически
значимым, т.е. вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается
государством".[19]
Отсюда можно заключить: социально значимое поведение людей следует
рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами
права и влечет юридические последствия.
Правомерное поведение - разновидность правового поведения.
О таком поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в
какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в правовой норме, т.е. находится
в сфере правового регулирования.
Правомерное поведение, как правило, социально полезное поведение,
основано на соблюдении, исполнении и использовании правовых норм.
Суждение о том, что правомерное поведение личности основывается на
позитивном отношении к правовым нормам и принципам, представляется не точным.
Итак, правомерное поведение - это общественно необходимое,
желательное или допустимое с точки зрения интересов общества поведение
субъектов права, которое соответствует требованиям юридических норм,
гарантируется и охраняется государством. В юридической литературе приводятся и
более лаконичные формулировки. В.К.Бабаев пишет: "Правомерное поведение
личности - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм".
В заключение отметим: правопорядок - необходимая предпосылка,
основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и
социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема
правопорядка в России особенно актуальна.
Заключение
В заключении работы представим некоторые выводы:
1. Категорию «законность» можно раскрыть через следующие
аспекты:
-
законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение
и применение законов.
-
законность это не только требование соблюдения норм запретов
и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей
реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
-
законность, - обязательность, являющаяся объективным
свойством права и государственной дисциплины.
-
законность распространяться не только на поведение
исполнителей закона, но и на сферу правотворчества,
деятельность законодателей.
-
законность означает идею, требование и систему (режим)
реального выражения права в законах государства, в самом
законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.
-
законность - не только формальный принцип права, но и
содержательная категория, отражающая демократическое
существо общественного строя.
2. Категория правопорядок включает в себя следующие
содержательные моменты:
- правопорядок — объективно обусловленное состояние,
свойство
социальной жизни, которое характеризуется внутренней
согласованностью и урегулированностью системы правовых
отношений и связей, основанных на реализации
демократических, гуманистических принципов и нормативных
основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех
субъектов;
- правопорядок - это прежде всего конституционный порядок.
3. Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается
в следующем:
Во-первых, законность, правопорядок — различные по содержанию и
характеру категории:
законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов
права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;
правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная
система правовых отношений и их свойств.
Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и
интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество
нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок -
претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной
власти и народа.
В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный
момент, движение и конечный результат.
Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право,
законы — юридическая основа правопорядка, законность — средство его
установления, правопорядок - результат осуществления права и законности,
упорядочивающий социальную жизнь.
В-четвертых, право и законность — своеобразные инструменты,
позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность — есть
и правопорядок. Нет законности — есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому
прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от
законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.
В-пятых, различны их связи и зависимости: если законность
выступает как причина, то правопорядок следствие; если при анализе законности
имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то
при рассмотрении правопорядка — с состояниями и их качеством; если законность
выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в
правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
1. Закон РФ «О
милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 22.08.2004).
2. Закон РФ от 27
апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан» (ред. от 14.12.1995).
4.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 07.06.2004).
5.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации» (ред. от 04.07.2003).
Учебная и научная литература:
1.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. М., 2003.
2.
Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение; Общая теория
права: Курс лекций // Под ред. проф. В.К.Бабаева., М., 1998.
3.
Коваленко А.И. Проблемы теории и практики правового государства.
М., 1999.
4.
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права.
Учебно-методическое пособие. М., 2002.
5.
Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и
право. 1994, №3.
6.
Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М., 1996.
7.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Под
ред. Окунькова Л.А. М., 1999.
8.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Под
общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.,2001.
9.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.
10.
Стецовский Ю.И. Проблемы конституционной законности РФ. Теория.
История. Практика. М., 1997.
11.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.,
1998.
12.
Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. В.М.
Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2002.
13.
Теория государства и права: Курс лекций // Под редакцией проф.
М.Н. Марченко. М., 2002.
14.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций.
Екатеринбург, 1996.
15.
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999.
16.
Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и
права: Учебник для вузов, М., 1997.
[1] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.176.
[2] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М., 1999. С.217, 223; Строгович
М.С. Основные вопросы режима соцмалистической законности. М., 1960.; Самощенко
И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960; Рабинович П.М.
Упрочение законности – закономерность социализма. Львов, 1975.; Лукашева Е.А.
Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
[3] Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. проф.
М.Н.Марченко. М.,2002; Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.,1996.
[4] Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма.
Львов, 1975. С.31.
[5] Строгович М.С. Теоретические вопросы советской законности //
«Советское государство и право», 1956., №4.
[6] Социалистическая законность в советском государственном управлении.
1948. С.19-20.
[7] Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма.
Львов, 1975. С.24.
[8] По мнению профессора С.С.Алексеева, законность – явление многомерное.
Она включат не только требование строгого и неукоснительного соблюдения всеми
субъектами законов и основанных на них правовых актов, но и реальное
осуществление ими субъективных прав, надлежащее применение права при исключении
малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц
(Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. С.113).
[9] Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М.,
1931. С.221.
[10] Закон РСФСР от 17 мая 1991г. №1253-1 «О чрезвычайном положении» //
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 30 мая
1991г., №22, ст.773.
[11] Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение; Общая теория
права: Курс лекций // Под ред. проф. В.К.Бабаева., М., 1993. С.526-527.
[12] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург.
1996. С.191.
[13] Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. // Право и Власть. М.,
1990. С.249.
[14] Черданцев А.Ф. Указ. Раб. С.197.
[15] Шабуров А.С. Законность и правопорядок. // Теория государства и права:
Учебник для вузов. М., 1997. С.457.
[16] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М., 2001. С.235.
[17] Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. проф.
М.Н.Марченко. М., 2002. С.286.
[18] Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. проф.
М.Н.Марченко. М., 2002. С.290.
[19] Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996. С.142.