Налог на добавленную стоимость
П л а н...................................................................................................................................................................... 1
Введение............................................................................................................................................................... 2
Основы и краткая характеристика налоговой
системы России. НДС как один из основных налогов , дающий реальные поступления
в бюджет......................................................................... 3
Сущность НДС , его исчисление и уплата ............................................................................... 4
Субъекты , объекты и величины облагаемого оборота НДС........................................ 5
Льготы по НДС............................................................................................................................................... 7
Ставка налога.......................................................................................................................................... 10
Сроки и метод уплаты НДС................................................................................................................ 14
Современные проблемы , связанные с НДС , и
возможные пути их решения 16
НДС в проекте нового Налогового кодекса Ошибка!
Закладка не определена.
Заключение.................................................................................................................................................... 19
Библиография.............................................................................................................................................. 22
Приложение..................................................................................................................................................... 24
Тема налогов и налогообложения очень актуальна на сегодняшний
день в мире . Особенно она актуальна в России , так как именно налогообложение
вызывает такую яростную полемику как среди представителей власти , так и среди
рядовых граждан , это связано прежде всего с надеждой , что налогообложение
сможет поднять на ноги такую могучую страну , как Россия . Именно поэтому я
решил заняться частью этой проблемы , так как именно доскональное изучение
частей проблемы можно затем использовать (с помощью индукции) при её решении в
целом .
Объектом моего исследования является налог на добавленную
стоимость, сокращенно НДС, по моему мнению , один из тех налогов роль которого
сегодня велика (и это будет доказано). В связи с этим я попытался на страницах
нижеизложенной работы прояснить вопросы, связанные с НДС. В этом и состоит цель
моей работы : во-первых , показать значимость НДС и , во-вторых , изложить
проблемы , контактирующие с данным налогом , задачей же своей я ставил
попытаться дать свою оценку каждой из затронутой мною проблем делая как
промежуточные выводы , так и заключительные .
При написании курсовой работы я пользовался разнообразнейшим
материалом , начиная от периодики и кончая нормативными актами . Что касается
нормативных актов , то основными из них являются прежде всего Закон Российской
Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» с
внесенными изменениями и дополнениями и инструкцией «О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость» с учетом внесенных изменений и
дополнений , а также проектом нового Налогового кодекса . Из книг хотелось бы
особо отметить совсем недавно вышедшую книгу под редакцией доктора
экономических наук профессора , действительного члена Российской академии наук
Д.Г. Черника «Налоги»1997 год, издательство «Финансы и статистика» , а также
книгу под редакцией Русаковой И.Г. и Кашина В.А. «Налоги и налогообложение»
1998 год - данные книги помогли мне в понимании темы НДС . Хотелось бы сказать
несколько слов о периодике , так как подготавливая материал к курсовой работе я
нашел для себя несколько новых журналов , первый из них называется «Налоговый
вестник России» , в нем я нашел много материала не только по НДС , но и по
другим налогам , а также пригодился мне журнал под названием «НДС» , в котором
содержатся все новые , выходящие в свет нормативные документы по налогам и
налогообложению . Помог мне и журнал «Финансы» в познании практической стороны
взимания НДС (такие статьи , как «Методы устранения двойного налогообложения и
их значение» , «Налоги как инструмент регулирования экономики» и другие). Итак
,перейду непосредственно к теме работы .
Налоговая
система России представлена совокупностью налогов , сборов , пошлин и других
видов платежей , взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических
и юридических лиц на территории Российской Федерации. Замечу , что бюджетная
система любой страны без налогов , как рыба без воды . Следует различать
несколько видов налогов . Налоги делятся ( по методу их установления )на :
I.
прямые
II.
косвенные
Первый
вид налога устанавливается непосредственно на доход и имущество физических и
юридических лиц . К ним относятся : подоходный налог , налог на прибыль ,
ресурсные платежи , налог на имущество . Вторые же относятся на товары и услуги
оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (система ставок платы за
различные производственные и непроизводственные услуги , предоставляемые
хозяйствующим субъектам и гражданам[1]).
К ним относятся : НДС , акцизы , таможенные пошлины , налог на
операции с ценными бумагами и другие .
Также
различают деление налогов по территориальной принадлежности :
I.
федеральные налоги
II.
республиканские налоги
III.
местные налоги
Первые
взимаются на всей территории РФ (налог на прибыль , НДС , таможенный
тариф, акцизы на отдельные виды товаров и другие ) . Вторые устанавливаются
законодательными актами РФ , взимаются на всей ее территории , но конкретные
ставки налогов определяются либо законами республик , входящих в РФ , либо
уполномоченными органами краев , областей , автономий и так далее ( налог на
имущество предприятий , лесной доход , сбор за регистрацию предприятий и другие
) . Третьи устанавливаются законами и законодательными актами РФ , но объект
налогообложения , налогоплательщики , налоговые ставки и порядок зачисления
сумм по земельному налогу определяется Земельным кодексом и Законом РФ «О плате
за землю» (земельный налог , сбор за право торговли , налог на рекламу и
другие).
Существует
классификация видов налогов по объектам налогообложения :
I.
налоги на имущество
II.
ресурсные налоги (включая
земельный налог)
III.
налоги на доход или
прибыль
IV.
налоги с действия
(хозяйственные акты , финансовые операции , обороты по реализации )
V.
прочие налоги ,
охватывающие некоторые налоги и разовые сборы .
Данная
совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога
в консолидированной схеме налогообложения , что немаловажно при исследовании
отдельных частей налоговой системы . Предпринимателям необходимо знать какой
налог на что направлен и куда его нужно платить ( однако есть субъекты
хозяйственной деятельности которых даже интересует , куда дальше пойдут деньги
выплаченные в покрытие налога ).
Следует
обратить внимание на то , что из данной классификации следует , что налог на
добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом
с действия . Это позволяет понять , что НДС – это налог относится на товары
и услуги , устанавливается на федеральном уровне законодательными актами РФ ,
взимается на всей ее территории и является налогом с действия , то есть
охватывает обороты по реализации ,по передаче и другим действиям .
Необходимо отметить , что налог на добавленную
стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета
Российской Федерации . Поступление от НДС в 1998 году составило 28,9%[2] от всего
общероссийского поступления налогов в бюджет наибольшая доля налога в налоговых
сборах ; налог на прибыль составлял только 21,9% от общих поступлений ) , в
1997 году доля НДС в общих поступлениях налогов в федеральный бюджет
увеличилась в среднем на 10% и составила – 39% [3]( в то время как доля налога на
прибыль уменьшилась в среднем на 4% и составила 18%). Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли
налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ . Совершенно
очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении , тем
более значимым признается этот налог . Из этого следует , что налог на
добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской
Федерации .
Прежде
чем говорить об НДС следует определить данное понятие . Так что же это такое? Налог
на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости , создаваемой на стадиях производства и определяемой как
разница между стоимостью реализованных товаров , работ , услуг и стоимостью
материальных затрат , отнесенных на издержки производства и обращения[4] . Каждый налог
имеет определенную структуру , то есть перечень составляющих его элементов .
Как правило , они раскрываются в законодательном акте , посвященном
соответствующему налогу . Подобные акты должны содержать подробную информацию
обо всех аспектах данного налога . В связи с этим следует подчеркнуть , что при
нечеткой , двусмысленной формулировке закона возможно :
1.
уклонение от уплаты
данного вида налога
2.
а также злоупотребление со
стороны налоговых органов при его изымании , выражающееся в расширительном
толковании положений закона .
Основным
законодательным актом по налогу на добавленную стоимость является Закон «О
налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года №1992-1 с внесенными
изменениями и дополнениями (№1994-1, №2118-1, №943-1, №2270 ) . На основании
данного закона и определяются основные необходимые положения по налогу на
добавленную стоимость.
Говоря
о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о
субъектах налога (плательщиках) . Плательщиками НДС на основании статьи 2
Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:
1.
организации независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности , имеющие согласно
законодательству РФ статус юридических лиц (государственные и муниципальные
предприятия , хозяйственные товарищества и общества , учреждения , другие виды
организаций ), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность
;
2.
предприятия с иностранными
инвестициями , осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность
;
3.
индивидуальные частные
предприятия , осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность
;
4.
филиалы , отделения , и
другие обособленные подразделения организаций (предприятий) , находящиеся на
территории РФ ;
5.
международные объединения
и иностранные юридические лица , осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность ;
Необходимо
сказать , что в данной статье закона перечислены формальные
налогоплательщики , фактические субъекты НДС – конечные потребители товаров
, работ и услуг .
Объектами
НДС являются :
Ø
обороты по реализации на
территории РФ товаров как собственного производства , так и приобретенных на
стороне , выполненных работ и оказанных услуг
Ø
обороты по реализации
товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления , затраты по которым
не относятся на издержки производства и обращения , а также своим работникам ;
Ø
обороты по передаче
безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим
лицам ;
Ø
обороты по реализации
товаров (работ , услуг) в обмен на другие товары (работы , услуги ;
Ø
обороты по реализации
предметов залога ;
Ø
товары , ввозимые на
территорию России в соответствии с таможенными режимами , установленными
российским таможенным законодательством
Нельзя
не сказать об определении облагаемого оборота : на основании статьи 4 Закона РФ
«О налоге на добавленную стоимость» облагаемый оборот определяется на основе
стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и
тарифов без включения в них НДС . В него входят также любые денежные средства
, получаемые предприятиями , если их получение связано с расчетами по оплате
товаров (работ , услуг) (в том числе суммы авансовых и иных платежей ,
поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на
счета в учреждения банков , либо в кассу , и суммы , полученные в порядке
частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары).
Хотелось
бы обратить внимание , что при исчислении облагаемого оборота относительно
подакцизных товаров , то в него включается сумма акциза . Это
очень важно , так как в связи с этим возникает своеобразная проблема , которая
будет рассмотрена мною ниже в соответствующей главе .
Если
товары были реализованы без оплаты их стоимости величина облагаемого оборота
определяется условным методом , который рассматривает три случая :
I.
обмен одних товаров
(работ, услуг) на другие , то облагаемый оборот определяется : при возможности
установить цены обычной реализации продукции , то определяется средняя цена за
месяц до обмена , если же такой возможности нет , то за основу берутся
фактические рыночные цены за аналогичную продукцию ;
II.
при совершении сделки
дарения : товар передается также без оплаты его стоимости ; облагаемый оборот
определяется так же , как и для договора обмена товаров ;
III.
внутреннее потребление
налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При невозможности подсчета средней
цены такой продукции облагаемый оборот исчисляется на основе ее фактической
себестоимости
Следует
также заострить внимание на товарах и услугах , которые в силу ряда причин
освобождаются от налога на добавленную стоимость:
1.
экспортируемые товары (за
пределы стран-участниц СНГ) как собственного производства , так и приобретенные
, а также услуги по транспортировке , погрузке , разгрузке экспортируемых товаров
( и транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации )
2.
товары и услуги ,
предоставленные для пользования иностранных дипломатических и приравненных к
ним представительств
3.
услуги городского
пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси , в том числе маршрутных) , а также
услуги оказываемые пригородным транспортом (морским , речным , железнодорожным
и автомобильным)
4.
квартирная плата , включая плату за проживание в общежитиях
5.
стоимость выкупаемых в
порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий
6.
операции по страхованию и
перестрахованию , банковские операции , кроме операций по инкассации
7.
операции , связанные с обращением валюты , денег ,
банкнот , являющиеся законными средствами платежа , а также ценных бумаг
, кроме брокерских и других посреднических операций (однако исключения
составляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и
бумаг , по которым налог взимается )
8.
лизинговые операции
9.
оказание консультационных
и информационных услуг
10.
продажа почтовых марок
(кроме коллекционных) , маркированных открыток , конвертов , лотерейных билетов
11.
обороты угледобывающих и
углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения
углесбытовым органам
13.
продукция собственного производства
отдельных организаций общественного питания ; услуги в сфере образования ,
связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом ; услуги по
обучению детей подростков в кружках , секциях , а также с использованием
спортивных учреждений ; услуги вневедомственной охраны МВД РФ по охране
объектов ; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за
больными и престарелыми ; услуги выполняемые профессиональными
аварийно-спасательными службами по договорам
14.
обороты казино , игровых
автоматов , выигрыши по ставкам на ипподромах
15.
ритуальные услуги
похоронных бюро , кладбищ и крематориев
16.
обороты по реализации
конфискованных , бесхозных ценностей , кладов , а также ценностей , перешедших
по праву наследования государству
17.
услуги учреждений культуры
и искусства , архивной службы , религиозных объединений , театрально-зрелищные
, спортивные , культурно-просветительские , развлекательные мероприятия ,
включая видеопоказ
18.
обороты по реализации для
дальнейшей переработки и аффинирования руды концентратов и других промышленных
продуктов , содержащих драгоценные металлы , лома и отходов драгоценных
металлов ; оборотов по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ , Центральному
банку РФ и другим специально уполномоченным коммерческим банкам ; обороты по
реализации драгоценных камней в сырье предприятиям для последующей продажи на
экспорт ; обороты по реализации драгоценных камней в сырье и ограненных
внешнеэкономическим организациям , Центральному банку РФ и другим специально
уполномоченным коммерческим банкам
19.
стоимость жилых домов ,
детских садов , клубов , санаториев и других объектов социально-культурного и
жилищно-коммунального назначения , а также дорог , электрических сетей ,
подстанций , газовых сетей водозаборных сооружений и других подобных объектов ,
передаваемых безвозмездно органам государственной власти и органам местного
самоуправления ( а также передача безвозмездно предприятиям органами
государственной власти или местного самоуправления стоимость работ по
строительству жилых домов , производимых с привлечением средств бюджетов всех
уровней и целевых внебюджетных фондов всех уровней , в случае если эти средства
составляют не менее 40 процентов от стоимости работ ; работы , производимые в
период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного
строительства по строительству объектов жилищного , социально-культурного и
бытового назначения , оказанию услуг иностранными и российскими консультационными
фирмами и другими ; стоимость объектов государственной и муниципальной
собственности , передаваемых безвозмездно органам государственной власти и
управления (а также стоимость зданий , строений и сооружений , передаваемых
безвозмездно одними профсоюзными организациями другим )
20.
платные медицинские услуги
для населения , лекарственные средства , изделия медицинского назначения ,
путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения , учреждения отдыха
, туристско-экскурсионные путевки ; технические средства , включая
автомототранспорт , использующиеся для инвалидов
21.
товары , услуги , работы
(за исключением брокерских и иных посреднических услуг), в которых инвалиды
составляют не менее 50 процентов от общей численности работников , однако данная
льгота не распространяется на предприятия , осуществляющие
снабженческо-сбытовую , торговую или закупочную деятельность
22.
товары собственного
производства колхозов , совхозов и других сельскохозяйственных предприятий
(кроме фермерских хозяйств) , реализуемые пенсионерам по старости и
инвалидности , работающим на них и пенсионерам по старости и инвалидности из
числа бывших работников этого предприятия ; продукция в счет натуральной оплаты
труда , натуральных выдач для оплаты труда , а также для общественного питания
работников , привлекаемых на сельскохозяйственные работы
23.
изделия народных промыслов
признанного художественного достоинства , образцы которых приняты в
установленном порядке
24.
сдача в аренду служебных и
жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам , аккредитованным в
Российской Федерации , либо если эта льгота предусмотрена в международных
договорах
25.
обороты по реализации
продукции средств массовой информации , книжной продукции , связанной с
образованием , наукой , культурой ; услуги по погрузке и транспортировке
печатных изданий, связанных с образованием , наукой и культурой
26.
пожарно-техническая
продукция ; работы и услуги в области пожарной безопасности , выполняемые и
оказываемые на основании договора
27.
обороты по реализации
товаров магазинами беспошлинной торговли , платежи малых предприятий по
лизинговым сделкам в полном объеме
28.
работы и услуги по
реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемым государством
Говоря
о товарах и услугах , освобождаемых от НДС , следует среди них выделить такие ,
как экспортируемые товары , услуги городского транспорта , квартирная плата ,
банковские операции , операциями над ценными бумагами , платные медицинские
услуги для населения – именно с приведенными видами товаров и услуг мы сталкиваемся
наиболее часто в повседневной жизни . Так , освобождение от НДС товаров ,
идущих на экспорт , является довольно-таки большим подспорьем предприятиям ,
вывозящим свою продукцию за пределы СНГ , так как в связи с этим (освобождением
от НДС) продукция российских производителей может конкурировать на мировых
рынках . Анализируя перечень товаров и услуг , освобождаемых от НДС , можно с
уверенностью сказать , что государство пытается укрепить сферу социальной
защиты общества и поддержки тех , кто предоставляет данные виды удовлетворения
потребностей , что немаловажно .
Необходимо
заострить внимание на том , что можно двумя легальными способами
освободиться от налога на добавленную стоимость :
I.
при экспортировании
товаров (работ и услуг) и оказании услуг пассажирского транспорта – в этом
случае суммы налога , выплаченные предприятием в государственный бюджет либо
возмещается налоговыми инспекциями на основе представленных счетов , либо
принимается в уменьшение сумм налога (зачет по будущим платежам) – данная
льгота носит название налоговый кредит [5]
II.
при реализации товаров ,
числящихся в списке освобожденных от налога на добавленную стоимость –
налоговая льгота «изъятие»
Данные
виды ухода от НДС , как уже отмечалось , являются полностью легальными и разрешенными
государственными органами .
Одна
из самых важных и волнующих любого налогоплательщика часть налога – это его
ставка[6]..
Необходимо сказать , что людей занимающихся бизнесом в на сегодняшний день
интересует конкретные вопросы , как-то : будут ли они платить налог при
производстве данной продукции , и если будут , то сколько данный налог
«заберет» у них необходимых им денежных средств . Именно поэтому большинство
людей данного склада сильно интересует вопрос ставок конкретного налога . Ставки
налога на добавленную стоимость составляют 10% и 20% ( однако ,
при реализации товаров (работ , услуг) по ценам и тарифам , включающим в
себя НДС по ставкам 20% или 10% применяются расчетные ставки
соответственно 16,67% и 9,09% ) , это означает , что ставки по НДС
дифференцированы (хотя и не в высшей степени ) , что немаловажно , так как не
все производители товаров разного сорта платят по одинаковой расценке . Поясню
данные цифры : ставка 10% действует по строго ограниченному списку товаров ,
которые , как нетрудно заметить , имеют льготную ставку налога , данными
товарами являются :
1.
продовольственные товары
(мясо и мясопродукты , зерно , соль , сахар-сырец, соль, мука , яйца , рыба
живая , масло растительное , морепродукты , крупа и некоторые другие за
исключением подакцизных товаров )
2.
товары для детей ( швейные
изделия , чулочные изделия , обувь , коляски и некоторые другие товары )[7].
Ставка
же 20% действует по остальным видам товаров , включая подакцизные . Хотелось бы
обратить внимание на то , что отдельной ставкой налога на добавленную стоимость
облагаются продовольственные и детские товары – это свидетельствует , что
исполнительная и законодательная власть России , оценивая ситуацию в отраслях ,
связанных с производством продукции вышеперечисленных сортов , пытаются
укрепить и поддержать отмеченные отрасли. Здесь же следует обратить внимание на
то , что в российской практике налогообложения добавленной стоимости существует
, как уже отмечалось выше , дифференциация в определении ставки по отдельным видам
товаров . При анализе данного момента следует сказать , что на сегодняшний день
существует два мнения по поводу дифференциации ставок НДС : одни придерживаются
того, что необходимо ввести более широкую дифференциацию в ставки налога на
добавленную стоимость , тем самым установив социальную справедливость в
обществе , другие – наоборот , придерживаются концепции неделения ставок налога
на дробные элементы . Я придерживаюсь второй позиции из-за следующих аргументов
: во-первых , не следует думать , что введение широкой дифференциации ставок
НДС даст возможность , как говорят , восстановить социальную справедливость –
нет , это не так , к сожалению , бремя платежа , как уже отмечалось выше ,
падает непременно на конечного потребителя того или иного товара или
услуги , облагаемого НДС, и совсем необязательно , что при введении разных
ставок по рассматриваемому налогу покупатель со скудными средствами откажется
купить необходимый ему для потребления товар , так же как и само собой
разумеется этот товар позволит себе купить состоятельный человек ( нужный
эффект может достигаться только на товары редкие , то есть товары потребление
которых не носит массовый характер (золото , драгоценные камни , картины и
т.д.) , во-вторых создание дифференцированных ставок создает трудности не
оправданные ни социальными , ни экономическими потребностями (стоит только
представить себе , что существовало бы , скажем , 30 различных ставок
налогообложения по НДС , тогда трудно даже предположить насколько усложнилась
задача сбора и учета данного налога , что неминуемо бы отразилось на его
поступлениях в бюджет , что немаловажно ) и , наконец, следует сказать , что
существуют иные методы достижения поставленных целей (социальной справедливости
и эффективности налогообложения) – с помощью механизмов подоходного
налогообложения и дифференциации акцизных ставок . Данные механизмы в
действительности могут предоставить все необходимые условия для решения этих
двух проблем. Теперь необходимо непосредственно перейти к исчислению НДС .
Говоря
об ставках и льготах налога на добавленную стоимость , следует привести пример
ставок НДС в Великобритании , где существуют две ставки данного налога : первая
– 15% , вторая – 0% . Первая ставка может быть изменена парламентом и она
означает , что товар подпадает под налогообложение при ставке налога 15% .
Нулевая же ставка налога на добавленную стоимость означает также , что товар подпадает
под налогообложение , но налоговый оклад рассчитывается уже по нулевой
ставке . Суть применения нулевой ставки состоит в том , что лицо реализующее
товар , имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать
возврата уже уплаченных сумм по НДС ( в случае , если он платил их ранее по
ставке 15%) . Тут же отмечу , что к освобожденным товарам по НДС относятся в
соответствии с законом «О НДС» от 1983 года : страхование и услуги брокеров ,
некоторые виды доходов (арендная плата , проценты , услуги в сфере образования
, (как государственного , так и частного) , медицинские услуги , оказанные
терапевтами и дантистами , вознаграждение биржевых брокеров . Обложение товаров
в Великобритании происходит по следующей простой схеме : если товары не
пересекают границу Великобритании , то они подпадают под обложение , если
товары экспортируются , то ставка обложения составляет 0% , если же товары
находятся за пределами Великобритании и не ввозятся , то они не подпадают под
обложение НДС .
Анализируя
основные моменты системы ставок и льгот по НДС в Великобритании и России ,
можно сказать , что между ними существуют как различия , так и общие моменты .
Итак , упомяну сначала о различиях :
1.
верхней величина ставки
налога на добавленную стоимость , так нетрудно заметить , что наибольшая ставка
НДС в Великобритании на 5% ниже , чем в России , что свидетельствует о немного
меньшем бремени обложения добавленной стоимости в Великобритании .
2.
нижней величены ставки
налога на добавленную стоимость – в Великобритании – 0%, а в России – 10% (
однако необходимо напомнить , что ставка 10% в России действует по строго
ограниченному и определенному числу товаров , в связи с этим данное отличие
следует считать спецификой НДС в России )
3.
предоставления в
Великобритании льготы (освобождения) по налогу на добавленную стоимость ,
относящейся к вознаграждению биржевых брокеров (НДС с него не взимается) , в то
время как данный вид услуг подпадает под налогообложение НДС в России [8]. На мой взгляд , это связано с
ещё не до конца организовавшимися как биржами ценных бумаг в России , так и
товарными биржами , торговля на которых носит довольно-таки стихийный ,
непредсказуемый и нестабильный характер.
Сходства :
1.
в перечне льгот ,
предоставляемых по НДС в Великобритании , практически все из перечисленных
товаров и услуг входят в аналогичный перечень в России ( кроме , как я уже
сказал брокерских услуг )
2.
невысокая дифференциация
ставок НДС
3.
сходное обложение товаров
НДС
Из
представленных выше сходств и различий можно сделать обобщающий вывод о том ,
что в общем системы ставок и льгот по налогу на добавленную стоимость в
Великобритании и России схожу , хотя и существуют некоторые различия ,
обусловленные , на мой взгляд , спецификой развития налогообложения каждой
страны .
Перейду
непосредственно к практическому аспекту . Так как же определить сумму налога на
добавленную стоимость предприятию , которое после производства продукции
реализует ее на рынке ? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость»
сумма налога на добавленную стоимость следует вычислить путем разности между
суммой НДС при реализации предприятием собственных товаров (услуг , работ) и
суммой НДС за материальные ресурсы (выполненные работы , оказанные услуги), стоимость
которых относится на издержки производства и обращения . Приведу
пример :. допустим , что предприятие АО «Лесокомбинат №3» приобрело сырье и
материалы от ТОО «Лесоруб» в размере 500 рублей (деноминированных ) для
последующей их переработки ,а затем реализации полученной готовой продукции
торговому предприятию «Мебель интернешионал», НДС по приобретенным сырью и
материалам составил = 500*0.2=100 рублей , следовательно предприятие заплатило
за материалы 500+100=600 рублей после этого , первый вариант : оно полностью
израсходовало их при производстве продукции после переработки сырья предприятие
произвело и реализовало готовую продукцию торговому предприятию «Мебель
интернешионал» на общую сумму 700 рублей , откуда НДС по реализованной
продукции составит 700*0.2=140
рублей , тогда НДС к уплате будет вычислен =НДС при реализации готовой
продукции — НДС уплаченное поставщикам за приобретенные материалы =140 — 100= 40 рублей (величина А), второй вариант –
предприятие использует в переработке часть приобретенных ресурсов , скажем , на
300 рублей , а произвело и реализовало готовую продукцию торговому предприятию
«Мебель интернешионал» также на сумму 700 рублей , тогда НДС по реализованным
товарам будет найден : 300*0.2=60 – сумма начисленного НДС на материалы ,
отнесенные на издержки производства , 700*0.2=140 – сумма НДС , начисленная на
реализованную продукцию и общая сумма к уплате в бюджет равняется 140 — 60=80
рублей (величина Б) . При сравнении двух полученных величин А и Б можно сказать
что первая больше второй на 40 рублей , что вызвано расходом не всех материалов
(отнесение на издержки производства), а только их части . Из данного примера
следует сделать вывод о том , что при неполном использовании приобретенных
материалов необходимый к уплате налог на добавленную стоимость будет гораздо
выше , чем при их полном использовании ( в конкретном примере во варианте Б мы
вынуждены будем заплатить налог в два раза превышающий налог в варианте А).
Дополню вышеприведенный пример : допустим ,
что торговое предприятие «Мебель интернешионал» в свою очередь продает ,
имеющийся у него товар (купленный у АО «Лесокомбинат №3») конечному потребителю
по цене 850 рублей , тогда оно должно уплатить в бюджет НДС по ставке 16,67% с
суммы , составляющей разницу между покупной и продажной стоимостью товара , то
есть НДС = ( 850 — 700 ) ▪ 16,67% = 25,005. Следовательно НДС по
проданному товару будет составлять 25,005 (общая сумма продажи 875,005) .
Необходимо
заострить внимание на том , когда предприятие , которое приобрело товары или
приняло выполненные услуги и работы , не может исключить их из своей налоговой
суммы по НДС ( общая налоговая сумма с производителя готовой продукции без
вычета из нее суммы налога на добавленную стоимость , уплаченную поставщикам ,
которая должна быть выплачена в госбюджет ) , уплаченный поставщикам НДС :
1.
в случае использования
товаров (услуг , работ ) на непроизводственные нужды предприятия или
организации (кроме колхозов , совхозов , фермерских хозяйств и других
сельскохозяйственных организаций )
2.
если при изготовлении
продукции предприятием или организацией используются товары , освобожденные от
НДС в соответствии с соответствующим пунктом Закона «О налоге на добавленную
стоимость»
На
вышеуказанные положения следует особо обратить внимание тем организациям и
предприятиям , которые значительную часть материалов , сырья , топлива тратят
на непроизводственные нужды , так как в соответствии с обозначенными пунктами
налог на добавленную стоимость данные предприятия и организации будут платить в
полной мере с товаров использованных в данной сфере .
Говоря
об уплате НДС , необходимо отметить некоторую особенность : если товары были
реализованы на территории России в иностранной валюте , то и налог на
добавленную стоимость взимается в иностранной валюте .
Безусловно
для полноты характеристики любого налога следует сказать о сроках его уплаты ,
так как в зависимости от этого то , или иное предприятие или организация будет
строить свою учетную политику , НДС уплачивается :
1)
ежемесячно , если исходить
из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц , в
срок не позднее 20 числа следующего месяца – организациям (предприятиям)
, среднемесячные платежи которых составляют от 3000 до 10000 рублей ( кроме
предприятий железнодорожного транспорта , производящих оплату до 25-го числа
следующего месяца)
Если у предприятия или организации
среднемесячные платежи составляют более 10000 рублей , то они уплачивают 15-го
, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети
суммы налога , причитающиеся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету
( с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа месяца следующего за отчетным
исходя из фактических оборотов по реализации )
2)
ежеквартально , также если
исходить из фактических оборотов по реализации товаров за истекший квартал , в
срок не позднее 20-го числа месяца , следующим за отчетным кварталом , -
предприятиями со среднемесячными платежами до 3000 рублей (а также субъекты малого бизнеса независимо от размера
среднемесячных платежей )
Следует
обратить внимание на выделение субъектов малого бизнеса при определении сроков
уплаты НДС , данная особенность позволяет предприятиям и организациям ,
функционирующим в сфере малого бизнеса уплачивать НДС ежеквартально . На
мой взгляд , эта особенность вызвана стремлением стимулировать и укрепить сферу
малого предпринимательства в России . Субъектам этой сферы дают возможность
расчета уплаты налога на добавленную стоимость за более длительный период , что
приводит к более простому его учету .
При
обложении НДС используется декларационный метод . Этот метод
подразумевает под собой представление налоговым органам по месту своего
нахождения расчеты по налогу на добавленную стоимость (приложение №1) .
Обобщая
все вышесказанное , необходимо сказать , что НДС выполняет две функции . Первая
из них – фискальная (его основное предназначение , фиск – государственная казна
) , то есть данный налог является , как уже было отмечено , одним из главных
источников пополнения государственной казны [9].
Именно посредством данной функции реализуется общественное назначение НДС –
формирования финансовых ресурсов государства , накапливаемых и
сосредотачиваемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для
осуществления государством своих функций ( социальной , оборонной ,
природоохранных и других) . Вторая же функция – регулирующая . С помощью этой
функции НДС может воздействовать на развитие (стимулировать или не
стимулировать ) той или иной отрасли промышленности , субъектов производства и
т.д. К примеру , в связи с быстро ухудшающейся экологией государство решает
ввести НДС с производств , максимально загрязняющих окружающую среду (
химическая , цветная и черная металлургия и другие ) , это и будет ярчайший
пример действия регулирующей функции НДС .
На
сегодняшний день российская экономика находится на труднейшем рубеже , преодоление
которого можно сравнить с закатыванием огромного камня на гору : чуть стоит
споткнуться и этот камень понесется вниз по склону горы , возможно даже
задавив того , кто его толкал , но необходимо сделать решающий шаг , последнее
усилие , для того чтобы закатить камень , лишь только это сможет поставить
окончательную точку в общих стараниях .
Налоги
играют далеко не последнюю роль в решении поставленных государством проблем
выхода из сложившейся в России ситуации , следовательно , рассмотрев досконально
все проблемы , связанные со сбором , учетом , начислением налогов , можно
возвести надежную опору , плацдарм для дальнейших действий в экономике страны .
Так перейдем же к рассмотрению проблем , связанных с налогом на добавленную
стоимость – одного из звеньев налоговой системы .
Первая
проблема , нуждающаяся в решении ,- это проблема оптимизации налоговых ставок
НДС , обеспечив сохранение за этим налогом ведущего места в системе доходных
источников бюджета . Следует сказать , что , с одной стороны , в случае
принятия сравнительно низкой ставки налога на добавленную стоимость доходы
бюджета , связанные с этим налогом существенно сократятся , что незамедлительно
повлияет на расходные статьи бюджета – этого нельзя допустить , так как
государственный бюджет попросту «потеряет» дополнительные финансовые средства ,
которые могли быть направлены на инвестиции в промышленность . С другой же
стороны в случае завышения ставок НДС , государственный бюджет также может
недополучить финансовые средства из-за того , что часть предприятий уйдет в
теневую экономику в связи с нежеланием платить высокий налоги ( производимая
ими продукция или услуги не смогут выдержать достойной конкуренции на рынке ,
так как НДС заставит их товар «подорожать» и он не будет пользоваться спросом )
. Делая из вышесказанного вывод , скажу , что для российских условий
хозяйствования (так как было выше сказано , что в Великобритании основная
ставка НДС составляет 15% - это , очевидно в свое время также вытекало из
определенных условий хозяйствования в данной стране ) возможные предельные
границы налога на добавленную стоимость в России составляют от 14% до 22% ,
а оптимальная ставка – 18%[10].
Сравнивая данную величину с реальной ставкой налога на товары , не обладающие
льготой налогообложения по НДС (20%) , получим , что она отличается от
оптимальной на 2% , но попадет в интервал , характеризующий благоприятные
значения ставки НДС , что свидетельствует о возможности субъектов хозяйственной
деятельности уплачивать налог по данной ставке . Для решении данной проблемы ,
по моему мнению , необходимо определить для государства сферы приоритетных
интересов , то есть куда оно хотело бы инвестировать (вкладывать) свои денежные
ресурсы в первую очередь и , исходя из этого, пользоваться регулирующей
функцией НДС . К примеру , для Российской Федерации необходимо поднять отрасль
черной металлургии ( допустим , эта отрасль является сферой приоритетных
интересов для России ), но особенно необходимо стимулировать производства ,
скажем , листового проката . Тогда государство идет на временные уступки
металлургам : оно снижает НДС с реализации произведенного в России
металлопроката с 20% до 15% . Это непосредственно способствует уменьшение цены
проката , а следовательно , и бремени , ложащегося на конечного потребителя ( т.к.
НДС , как уже неоднократно , отмечалось больно бьет именно по конечным
потребителям товаров и услуг ) . Из-за снижения цен на прокат постепенно растет
и спрос на данный прокат , а отсюда появляются у предприятий дополнительные
средства для расширения собственных производств (при определенных условиях
отечественный прокат может составить конкуренцию и западным аналогам на мировом
рынке , что способствует долгожданному подъему в отрасли ). Но из
вышесказанного не следует делать выводы о том , что предоставление льгот по
налогообложению государству всегда выгодно . В последнее время замечена
тенденция на сокращение предоставления льгот тем или иным отраслям
промышленности , не говоря уж об отдельных субъектах хозяйствования . Это
связано с тем , что за последние годы было сделано слишком много льгот по
налогообложению , что привело непосредственно к «утечке» денежных средств из
федерального бюджета . Поэтому следует уделить особое внимание исследованию ,
которое позволило бы выявить приоритетные сферы влияния государства в России
сегодня .
Следующая
проблема , связанная с налогом на добавленную стоимость состоит в ложном
экспорте товаров из России , по которым начисляется НДС . Это производится с
целью освобождения от налога на добавленную стоимость , так как товары ,
экспортируемые за пределы государств-участников стран СНГ , не облагаются от
данного налога . Некоторые предприятия несмотря на противозаконность этих
действий сначала оформляют реализуемый товар как идущий на экспорт , а затем
пытаются его реализовать в России (стоимость продаваемого товара без учета НДС
представляется для его покупателя очень выгодной , в связи с чем товар
продается довольно-таки быстро ). Но данная проблема на сегодняшний день
решается сравнительно быстро таможенными органами Российской Федерации . Так
как они обладают всеми необходимыми полномочиями .
Проблему
, касающуюся дифференциации ставок налогообложения по НДС , я уже затронул , но
хотелось бы сконцентрировать взгляд на ее решении не путем раздробления
налоговых ставок по отдельным видам товаров и услуг (это приведет
непосредственно к серьезному усложнению не только учета поступления налоговых
средств , но вообще к усложнения всего процесса обложения НДС , как уже
отмечалось ) , посредством механизма подоходного налогообложения и
дифференциации ставок акцизов на те или иные виды товаров (работ, услуг).
Довольно-таки
серьезная проблема возникает при обложении определенных товаров и акцизами и
НДС . Определенные круги современных предпринимателей считают , что необходимо либо
ввести один акциз на подакцизный товар или же сделать специальную ставку НДС по
данному товару , в которую будет включаться дополнительный процент за
изготовление определенных видов продукции . Моя точка зрения базируется на том
, что следует разделять платежи по акцизам от платежей по НДС . В подтверждении
правильности моей точки зрения говорят такие аргументы ,как :
1.
Платежи по НДС и
акцизные сборы следует разделять для удобства как налогоплатальщиков , так и
лиц их взимающих ( при подаче налоговой декларации по НДС производителям
товаров и услуг будет гораздо удобнее не включать в нее как бы то ни было
акцизные сборы)
2.
При включении в акциз
платежа по НДС государству каждый раз при смене акцизных ставок необходимо
будет анализировать поведение НДС ( то есть нельзя забывать о том , что НДС
включен в акциз ) – это приведет на мой взгляд к путанице и неразберихе в
системе начисления акцизов на те или иные товары , что приведет к неизменной
потере средств , поступающих в федеральный бюджет
3.
Включение акцизных
сборов в НДС неизменно приведет к высокой дифференциации ставок данного налога
, о нежелательности которой уже приводились весомые , на мой взгляд ,
арггументы
4.
К тому же акцизы – вид
косвенных налогов , ставки и перечни облагаемых товаров по которому меняется
сравнительно часто , в отличие от НДС , к примеру , поэтому государству
выгоднее пристально отслеживать все изменения , происходящими с подакцизными
товарами (некоторые из , например , через некоторое время перестают быть
высокорентабельными и в связи с этим акцизную ставку на них следует изменить
или вообще аннулировать ), все это возможно лишь при четком и правильном учете
НДС и акцизов в доходах федерального бюджета , что невозможно при объединении
данных двух косвенных налогов.
Делая
вывод из вышесказанного необходимо сказать , что точка зрения о неэффективности
соединения НДС и акцизов достаточно обоснована , на мой взгляд . Поэтому данная
проблема может быть решена при неизменности настоящей фискальной политики
России ,касающейся НДС и акцизов .
Существует
также ряд проблем , связанных сна практике с начислением НДС , так некоторой
фирме (название не буду называть по субъективным причинам) было предложено
купить медное сырье (концентрат) в Казахстане для дальнейшей его переработке в
России , а затем , очевидно , экспорте за рубеж. При согласовании контракта
цены фирмы поставщика сырья казались очень подходящими и выгодными , но после
тщательного их анализа выяснилось , что в них не был включен НДС , а , как
известно , НДС при импорте товара в Россию берется по медному сырью в полном
размере , то есть по 20%-ой ставке . И когда фирма-покупатель скалькулировала
действительную реальную цену на поставляемое сырье оказалась , что она выше
аналогичной мировой . То есть после переработки данного сырья его стоимость
была бы на порядок выше аналогичной мировой , что привело бы к огромным убыткам
данной фирмы-покупателя . Поэтому она своевременно отказалась от поставки
такого медного сырья . Вывод в этой ситуации прост : всегда при производстве
товаров надо заранее анализировать цену товара после производства и рыночную
цену , сложившуюся на него , как в конкретной стране , так и на мировом рынке .
В заключении я хотел бы подвести несколько основополагающих
выводов , с целью которых я проводил данное исследование :
I.
Налог на
добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом
с действия , который представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости , создаваемой на всех стадиях производства и определяемой
как разница между стоимостью реализованных товаров , работ и услуг и стоимостью
материальных затрат , отнесенных на издержки производства ; причем бремя уплаты
налога на добавленную стоимость реально падает на потребителя товаров(работ ,
услуг) ;
II.
НДС
является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ , так как его доля в
налоговых сборах в федеральный бюджет является самой большей ( как уже
отмечалось , она составила в 1997 году 39% от всех налоговых поступлений в
федеральный бюджет );
III.
Льготы
предоставленные по НДС являются мощным стимулирующим орудием , воздействующим
на отрасли как производственной , так и непроизводственной сферы , поэтому их
предоставление должно быть в высшей степени оправдано , в противном случае
льгота может быть предоставлена не по назначению ;
IV.
На
сегодняшний день существую две основные ставки налога на добавленную стоимость
: 10% и 20% , кроме них существуют еще две ставки которыми облагаются товары и
услуги уже включающие в себя НДС : 16,67% ( для 20%) и 9,09% ( для 10%)
V.
Имеет
смысл тщательно исследовать системы налогообложения добавленной стоимости в
других странах , дабы потом перенести полученный опыт на российское налоговое
законодательство и повысить его эффективность ;
VI.
Сроки и
форма уплаты НДС в России относительно удобны и в то же время нет , с одной
стороны , довольно-таки часто приходится вносить платежи в бюджет , но лишь это
позволяет контролировать их своевременную уплату государственным налоговым
органам , с другой стороны , декларационный метод подачи НДС способствует
быстрому учету и обработке данных в налоговых органах , но в то же приходится
сравнительно долго заполнять ее конкретному субъекту налогообложения ( особенно
если он только встал на учет в этих органах )
VII.
Только
при эффективном решении налоговой проблемы ( принятие того или иного проекта
Налогового кодекса ) у России появится реальная перспектива выхода из
сложившейся ситуации (НДС является частью этой проблемы);
VIII.
Излишняя
дифференциация ставок НДС может привести к сложности учета и определения НДС ;
X.
Существует
объективная необходимость в прослеживании использования льгот по НДС надлежащим
способом
XI.
Признается
нерациональность объединения акцизов и НДС в одно целое , с моей точки зрения
XII.
Имеет
смысл оказание помощи субъектам налогообложения по НДС в виде открытия
государственных консультационных фирм , с целью уяснения методов , способов
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в тех или иных случаях
XIII.
Требуется
тщательная проработка решений о принятии ставок НДС и льгот по нему в новом
Налоговом кодексе РФ
XIV.
Как можно
скорейшее принятие нового Налогового кодекса , с целью стабилизации экономики
Итак, альтернатив решения поставленных проблем много , я
придерживаюсь определенных из них, однако мое мнение и мои выкладки по данным
проблемам должны расцениваться как один из путей их решения , пусть , возможно,
и не самым рациональным , как может кому-то показаться .
Нормативные акты
1.
Инструкция
«О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» №39 изменение
№5 (зарегистрированных в Минюсте РФ 30.12.97 года №1446)
2.
Инструкция
ГНС « О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года»
№В3-6-03/890, №109
3.
Постановление
президента «О НДС» №133-6-03/124
4.
Проект
нового Налогового кодекса
5.
Федеральный
закон от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге о добавленной стоимости»
Книги
6.
Азрилиана
А.Н. (под ред.) Большой экономический словарь издательства фонд «Правовая
культура» 1994 год
7.
Ковалевой
А.М. (под ред.) «Финансы» 1997 год
8.
Окуневой
Л.П. «Налоги и налогообложение» 1996 г.
9.
Русаковой
И.Г. и Кашина «Налоги и налогообложение» В.А. 1998г
10. Тяжких Д.С. «Налогообложение
предприятия : общие вопросы» 1997 г.
11. Черника Д.Г. (под ред.)
«Налоги» 1997 г.
Периодика
12. Добрушкин Б.С. «Как взимать
НДС?» ж. «Финансы» №6 1997 стр.27
13. Кашин В.Н. «Методы устранения
двойного налогообложения и их значение для России» ж. «Финансы» №5 1997 год
стр. 20
14. Минаев Б.А. «Исчисление НДС с
учетом изменений в налоговом законодательстве» Экономико-правовой бюллетень №8
1997 год стр.24
15. «Налоги как инструмент
регулирования экономики» ж. «Финансы» №11 1996 год стр.27
16. Новиков В.Г. «Фактическая
себестоимость продукции и НДС» ж. Налоговый вестник №10 1997 год стр.50
17. Переляев С.П. «Общие принципы
налогообложения и сборов» ж. Налоговый вестник №7 1997 год стр.13
18. Перонко И.А. «О НДС» ж.
Налоговый вестник №1 1998 год стр.39
19. Присягина Г.Н. год «Общие
вопросы совершенствования налоговой системы»ж. Налоговый вестник России №12
1997 стр.25
20. «Пособие по заполнению
декларации о совокупном годовом доходе» ж. «НДС» №8-9
21. Обухов Н.Г. «НДС в
Великобритании» ж. Налоговый вестник №8 1997 стр.67
22. «Особенности учета НДС»
финансовая газета №5 1998 год. стр. 9
23. Фомина О.А. «Налогообложение
добавленной стоимости» ж. Налоговый вестник №1 1998 год стр.30
24. Яковлев М.С. 1997 «О
начислении НДС при наличии льготы» ж. Налоговый вестник №9 стр.41
[1] Большой экономический
словарь стр. 417
[2] Кашин В.Н.
«Методы устранения двойного налогообложения и их значение для России» ж
«Финансы» №5 1997 год стр.27
[3]
Врублевская О.В. «Бюджетный процесс в Российской Федерации» 1998год «Инфра-М»
[4] Инструкция «О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» №39 изменение №5
(зарегистрированных в Минюсте РФ 30.12.97 года №1446)
[5] На
основании Закона «О налоге на добавленную стоимость»
[6] Ставка
налога – это доля дополнительного дохода , облагаемого налогом (БЭС стр.391)
[7] Приложения
№2 и №4 к инструкции ГНС РФ №39
[8] На основании
пункта «ж» раздела 5 инструкции ГНС №39 от 11.10.95
[9]
Государственная казна–это средства , государственного бюджета и иное
государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и
учреждениями (БЭС стр.91)
[10] Новиков
В.Г. «Фактическая себестоимость продукции и НДС» ж. Налоговый вестник №10 1997
год стр.50