Нганасаны - малые народы России
Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы
(устаревшее название). Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том
числе Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются
на две группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и
Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая).
Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры.
Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов бесписьменный.
По официальным данным, нганасаны прежде считались шаманистами; ныне многие
сохраняют традиционные верования.
Современные
нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения
Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают
тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней
Лены, откуда они проникли на Таймыр 6 тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э
все последующие мигранты не изменили хозяйственных традиций, ориентированных в
основном на оленью охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических
источниках. С начала XXVII века появляются письменные документы о том, что
население полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак).
С вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с
небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-охотников.
Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII -
начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные
группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др). Они наложились
на древнее население, как полагают, палеоазиатское, занимавшееся охотой на
северных оленей. Этнически группы прищельцев в разное время представляли собой
западную периферию юкагиров, северные группы тунгусов (те и другие - лесные и
тундровые охотники) и западные группы самодийцев с развитым санным домашним
оленеводством. Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности
быстрого свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели
к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по
культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у
нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими
полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности, относится
организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных
переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский
способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с
постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К середине XIX века
нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было
второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на диких оленей,
расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование
самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми
почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили
государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и
пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец. Широко известны были
металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для
выделки шкур, наконечники копий, ножны и др.
К
XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались нганасаны,
простирались по всему полуострову, включая и территорию правобережья Хатантской
губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали проникать якуты, постепенно
ассимилируя местных тунгусов и русских. Складывавшийся на этой основе новый
этнос - долганы, потеснили нганасанов к западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье
Енисея и постепенно ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр
равнины полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов
нганасанов пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато
Бырранга на севере и плато Путорана на юге (между 69° и 76°северной
широты). Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77° северной
широты, огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне
тундры. К зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки
Пясины и северным притокам рек Хета и Хатанга.
Наибольшее число
авамских нганасанов приходится на середину XVII века (1300 человек), но из-за
эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К 1990 году на Таймыре в группе
авмских нганасанов было 650 чел., в группе вадеевских - около 100. Остальные
проживали в районных центрах и городах автономного округа. До 1950-х годов
нганасаны в основном занимались домашним оленеводством в составе колхозных и
совхозных оленеводческих бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и
пушным зверем, летом подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х
годов в связи с увеличением численности таймырской популяции дикого оленя
домашнее оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало
существовать. Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо.
Нганасаны осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады.
Основное товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей,
особенно в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел
пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем
национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером) обуви,
сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для
промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов. Традиционно
промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том
числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.
К началу XX века
среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со своими патрилинейными
именами были 5 родов, которые заключали между собой браки с соблюдением норм
экзогамии. Запрещались браки как по отцовской, так и по материнской линиям до
третьего поколения. У вадеевских нганасанов к этому времени зафиксировано 7
родов, также соблюдавших билинейную экзогамии, но их представители более
свободно вступали в браки, в большинстве с долганами. По традиции браки
заключались обычно в возрасте 17-18 лет, когда молодые люди доказывали свои
возможности обеспечить семью: мужчина - удачами в охоте, оленеводстве, умением
изготовить санки, шесты для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина -
умением ставить и собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и
заготовлять впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не
осуждались и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда
оставаясь в семье отца невесты. Сейчас часты случаи нарушения экзогамии. Весьма
широко распространены межнациональные браки, в том числе и с
мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.
Традиционное
кочевое жилище нганасанов - конический круглый или овальный в основании
шестовой чум, крытый оленьими шкурами (3-6 м в диаметре). В 1940-е гг. в быт
вошли передвижные балки, легкий каркасный домик на полозьях, крытый шкурами. В
течение года оленеводы меняли 3 вида жилья: зимой - балок, летом с появлением
гнуса - чум, осенью - брезентовая палатка. Вход жилища ориентирован обычно на
юго-восток. В конце XIX - начале XX веков нганасаны не имели постоянных
поселений. Маршруты кочевого коллектива заранее оговаривали с соседями. Для
более успешной облавной охоты на реках объединялись несколько коллективов. К
1941 году в связи с реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к
оседлому были построены небольшие поселки. В современных укрупненных
многонациональных поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4
квартир, отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции
ориентации жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи
нарушаются (за редким исключением) и все больше забываются.
Традиционную
одежду шьют из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов
года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда без разреза
впереди состоит из двух слоев шкур. Внутренняя часть, без капюшона мехом к
телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с
капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов только что
родившихся оленях (пыжиков) или шкур с живота оленя. Чередование частей из
темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным
или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных подшивки ниже его -
характерная особенность нганасанов. Женская зимняя одежда - того же вида, но с
разрезом спереди, небольшим воротником из белого меха собаки, без капюшона,
который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо
защищающая лицо от зимнего ветра. По подолу внутренняя и наружная части также
обрамляются опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали
для этой цели (“нганасанские собачки”). Праздничные варианты такой одежды
богато оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а
некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета. К верхней
линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. На
теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к которым привязывались
длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с меховыми же чулками.
Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из кожи или шкуры мехом внутрь
и спереди украшают крашеным орнаментом и многочисленными металлическими
подвесками, характерными для нганасанских и энецких женщин. На мужских и
женских штанах спереди сохраняется в виде разноцветной бахромы рудимент пояса
стыдливости. Обувь нганасанов шьется без подъема внешне делает их ноги похожими
на ноги овцебыков. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще
одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим
спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов
или энцев. Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас
выходящую из употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою,
но из красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда хорошо
сохраняется и сейчас.
Излюбленной
пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких гусей в сыром, мороженом,
сушеном и вареном видах. Сейчас большое значение в рационе имеет хлеб.
Почитание земли,
солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних (олень,
собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от который зависит
здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная
и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасанов. В
них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке,
долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они
и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий,
по крайней мере трижды в году, - обязательный ритуал. Большое значение имели
шаманы нганасанов. К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись
организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый чум,
проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас этот
обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.
Произведения
фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из этногенетических мифов
повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти большой оленьей самки
(земли), на спине которой они живут. Культурный герой Сирота-парень как первый
нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в земляной кочке. Его полагали
защитником всего народа. Исполнение длинных эпических произведений, в которых
речь чередуется с пением, обычно растягивалось на несколько вечеров долгой
полярной ночи. Более короткие рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях
промысла, похождениях и проделках различных мифологических персонажей. Распространены
адаптированные к местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки
о животных, объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки.
Песенное творчество нганасанов также разнообразно. В частности, прежде каждый
нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или подаренную ему, с
устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из
музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий лук,
гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До недавнего
времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.