Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Предпринимательство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,32 kb
  • Опубликовано:
    2008-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

 

Экономический факультет

Кафедра “Политической экономии”

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 



 

 

“Государственное регулирование деятельности малого бизнеса”.

 






Подготовлена студентом 205 гр.

Ламыкиным И.А.

Руководитель курсовой работы

доц. Сорокин А.В.







Москва 1999

План работы.

Введение

Глава 1.  Характерные черты малого предпринимательства

- сфера деятельности малого бизнеса в экономике России

- система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства

Глава 2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства

- фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения

- проблемы развития малого бизнеса в России

Список литературы



























Введение.

     Актуальность темы курсовой работы “Государственное регулирование деятельности малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

     Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

     Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки МП как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.

     Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки МП.

     Предметом исследования курсовой работы является:

·   определение критериев малых форм хозяйствования - МП - и направления их развития в современной рыночной экономике;

·   2. поиск места МП в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;

·   3. взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП;

     Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и списка использованной отечественной и зарубежной литературы.

Глава 1. Характерные черты малого предпринимательства

Сфера деятельности малого бизнеса в экономике России


Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течении пять лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике.

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для самостоятельного  анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.       Малые предприятия:

промышленность – 100 человек;

строительство – 60 человек;

транспорт – 100 человек;

сельское хозяйство – 60 человек;

научно-техническая сфера – 60 человек;

оптовая торговля – 50 человек;

розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек

По данным Госкомстата России, доля продукции, произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП (для сравнения: в США – 60% на начало 90-х). Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года кол-во рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Однако, необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как:

·   существует большое число неучтенных предприятий, которые нигде официально не зарегистрированы и не имеют расчетного счета в банке. Причем, это совсем не обязательно криминальные структуры – это, так называемые, полутеневые предприятия, которые при создании благоприятных условий, готовы вступить в легальную сферу;

·   осложнен учет финансовой деятельности официально зарегистрированных предприятий из-за сокрытия доходов с целью ухода от налогов;

·   значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются;

·   наличие нестабильной экономической обстановки в стране (скорее, этот пункт можно считать подведением итогов под вышесказанным).

По мере  развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и   корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно  для  открытия такого предприятия  достаточно  лишь  получить  лицензию  от местных властей и зарегистрировать торговое имя.  Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна  для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций,  например в США,  98%  - небольшие  семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения,  нередко бывают случаи, когда корпорацией  владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40 %  из  них  просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит  основателей  фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.  Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы.  Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства  малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном  увеличении  числа  предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то,  что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех  моделях  развития  мелкого предпринимательства:

·   консервация масштабов деятельности с последующим  сохранением статус-кво;

·   медленное расширение деловой активности;

·   быстрое  развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

     По данным опроса владельцев малых предприятий (МП) в Германии 55 %  не планируют расширение, 35 % разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10 %  - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что  говорит  о  стремлении  к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Период, начиная с 1994 года, характеризуется появлением целого ряда новых, достаточно негативных тенденций в развитии российского МП. Прежде всего, рост числа малых предприятий прекратился и в течение некото­рого времени наблюдалось снижение их общего количества, т.е. динамика ма­лых предприятий приобрела отрицательные значения. Не обнаружила себя дли­тельно ожидаемая тенденция структурных изменений, направленная в сторону большей   вовлеченности МП непосредственно в производственно-инновационную деятельность. Хотя наметившийся в малом бизнесе спад в це­лом преодолен, породившие его проблемы сохранились и возможности их ре­шения еще предстоит серьезно анализировать. Последние имеющиеся статисти­ческие данные на конец 1997г. свидетельствуют о том, что в течение 1996-1997г. количество МП (по сопоставимому кругу) увеличилось по сравнению с низшей точкой спада на 5-7%, составив "на 1 октября 1997г. 844 тысячи с чис­ленностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, а учетом совместителей, работающих по договорам и физических лиц - предпринимателей - почти 12 млн. человек. Вместе с тем, новая «волна» кризиса, возникшая осенью 1998г. вновь подтвердила общую неустойчивость социально-экономической среды развития российского малого бизнеса: по оценкам экспертов, в ходе кризиса с рынка «ушло» от 30% до 50% МП, вынужденно прекративших или приостано­вивших свою деятельность.

Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение пример­но пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых пред­приятий приходилось 12 % ВВП России и 10 % численности постоянно рабо­тающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8 % от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, бо­лее 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Важное значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной ка­питал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производ­ства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно важную роль в «подпитке» бюджетов всех уров­ней, особенно региональных и местных. В 1996г. бюджеты всех уровней полу­чили от МП доходов на сумму 36,7 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость налогов по МП значительно выше, чем в целом по всем категориям российских предприятий.

Преобладающая доля российских МП функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строитель­ства, однако эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удов­летворительными, т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффек­тивности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки МП. По существу, несмотря на известные концептуальные и институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предприни­мательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» эта­па реформ, когда принципиальное значение имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная и инновационная актив­ность, вовлеченность в систему производственно-кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых мерах государственной под­держки по-прежнему наблюдается негативная тенденция «самоизоляции» мало­го бизнеса и проблематики его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что долговременное разви­тие сферы МП, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных пред­приятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного коо­перационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.

Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства

Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере МП программ­но-целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в реше­нии ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приорите­тов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наи­более полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долго­срочными целями, социальными целями и целями структурной политики, меж­ду количественными и качественными параметрами, между стремлением к вы­равниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки МП и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реали­зацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод це­левого программирования, на котором должны основываться программы под­держки МП, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия програм­мы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязатель­ности и даже директивности. Кроме того, в программе должны быть обозначе­ны количественные параметры и критерии оценки степени выполнения вклю­ченных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ та­кого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широ­комасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспече­ние выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не дирек­тивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правиль­ных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки МП.

Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с дру­гими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.

В настоящее время программно-целевой метод практического осуществле­ния мер государственной поддержки МП представлен двумя формально завер­шенными федеральными программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; создана аналогичная программа на 1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним дан­ным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы мест­ного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рас­смотрение соответствующих органов власти и управления предложений по со­вершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер госу­дарственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным программам под­держки МП изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содер­жится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесе­ние Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Фе­дерального собрания перед представлением федерального бюджета на соот­ветствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государствен­ным программам поддержки МП. Таковые должны содержать:

·   меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на соот­ветствующем программе уровне;

·   приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;

·    предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на под­держку малого предпринимательства;

·   меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных строительст­вом и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предпри­ятий;

·   меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результа­те, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содер­жании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и ре­гиональных программ поддержки МП пока не существует. Формальным являет­ся и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государ­ственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне.

   Необходимо, на мой взгляд, рассказать и об относительно новом ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1998 г. N 697 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

правительства РФ. Некоторые данные по программе:

Наименование Программы - Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.

Наименование решения о - Федеральный закон "О государственной разработке Программы поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Основные разработчики - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Цель Программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Сроки реализации - 1998 - 1999 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

     Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

    Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого предпринимательства;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Порядок  налогообложения,  освобождения  субъектов   малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их упла­ты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения  налогового  законодательства  создают менее  благоприятные  условия  для  субъектов  малого   предпринима­тельства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то  в  тече­ние первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты  подле­жат налогообложению в том же порядке, который действовал  на  момент их государственной регистрации.

Законами Российской Федерации и законами субъектов  Россий­ской Федерации устанавливаются льготы по  налогообложению  субъектов малого предпринимательства,  фондов  поддержки  малого  предпринима­тельства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и  страхо­вых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, соз­даваемых в целях выполнения работ для субъектов малого  предпринима­тельства и оказания им услуг.

Существуют общие льготы для всех малых предприятий  и  спе­циальные для определенной категории малых предприятий.

Для всех малых  предприятий  установлены  следующие  налоговые льготы :

- согласно п.7 постановления Совмина РСФСР от 18 июня 1991г. N 406 " О мерах по поддержке и развитию малых  предприятий  в  РСФСР"  малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать  дополнительно как амортизационные отчисления до  50  процентов  от  превоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. - налог на добавленную стоимость уплачивается  малыми  предприятиями ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за от­четным кварталом.

- они освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль в течение квартала. Суммы налога вносятся по  квартальным  расчетам  в 5-дневный срок  со  дня,  установленного  для  предоставления  квар­тальной бухгалтерской отчетности.

В условиях инфляции данная льгота предоставляет  определенные преимущества. Кроме того, облегчается ведение бухгалтерского учета;

- уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средств и нематериальных активов согласно п.50 Инструкции ГНС РФ N 1 " О  НДС " Суммы НДС вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию  ос­новных средств и нематериальных активов;

- в соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991г. "Об  инвести­ционном налоговом кредите" малые предприятия  имеют  право  получить инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым креди­том, понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органа­ми государственнми органами государственной  власти  или  налоговыми органами.

Помимо перечисленных общих ранее льгот, действующих для всех  ма­лых предприятий, законодательством представлена специальная  льгота, применение  которой  обусловлено  наличием  определенных  критериев, предъявляемых к малым предприятиям.

Согласно п.22 Инструкции ГНС РФ N 4 "О  налоге  на  прибыль"  в первые два года освобождаются от уплаты налога на прибыль вновь соз­данные малые предприятия отвечающие следующим требованиям.

Во-первых, осуществляющие:

- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных товаров;

- производство товаров народного потребления (при отнесении  промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного  потреб­ления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по  от­несению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам  на­родного потребления , утв. Минэкономики  РФ  и  Госкомстатом  РФ  от 27.07.1993г.);

- производство медицинской техники, лекарственных средств и  изделий медицинского назначения;

- технических средств профилактики и реабилитации инвалидов;

- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения( включая ремонтно-строительные работы).

Во-вторых, выручка от указанных видов деятельности должна пре­вышать 70 % общей суммы выручки от реализации продукции  (работ,  услуг).

В-третьих, в  случае  прекращения  малыми  предприятиями  дея­тельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые  льго­ты, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня  его  государствен­ной регистрации ) сумма налога на прибыль подлежит внесению  в  бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности.

В третий и четвертый год работы малые  предприятия  уплачивают налог в размере 25 % и 50 % от основной ставки, если выручка от  пере­численных видов деятельности составляет  свыше  90  процентов  общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Льготы по указанным малым предприятиям в части снижения  нало­говых ставок  применяются  предприятиями  по  результатам  их  дея­тельности, начиная с 1 января 1994г. Перерасчет сумм налога до 1  ян­варя 1994г. не производится.

Настоящая льгота не распространяется на предприятия,  созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их  филиалов и структурных подразделений, в том  числе  созданных  в  результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Льгота  не распространяется также на малые предприятия, в уставном капитале ко­торых доля государственной, муниципальной  собственности  обществен­ных объединений составляет более 25 процентов.

При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции в общую сумму  не  вклю­чается выручка по видам деятельности, доходы от которой  облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструк­ции ГНС РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а  также выручка, полученная от продажи основных фондов и иного имущества.  К доходам для которых установлен особый порядок налогообложения, отно­сятся :

1.   дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным цен­ным бумагам, принадлежащим предприятиям;

2.   доходы об долевого участия в других  предприятиях,  созданных  на территории РФ;

3.   доходы ( включая доходы от аренды и иных видов использования) ка­зино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса;

Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают  нало­ги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам,  отлич­ным от общеустановленных) вне зависимости  от  того,  имеют  ли  они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законода­тельство не устанавливает  специальной  льготы  при  налогообложении данных видов доходов.

Проблемы развития малого бизнеса в России

     Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные го­сударству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъ­ектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или за­метное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответст­вующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государствен­ной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится и усиление ком­плексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственых программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как след­ствие, - весьма часто малорезультативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необ­ходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения ли­зинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льгот­ной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация ком­плексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалан­сированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) под­держки.     При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так назы­ваемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых поме­щений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет раз­укрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные проблемы государственных про­грамм поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления госу­дарственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реа­лизации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура ор­ганов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В сис­теме исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопроса­ми занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномо­чиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представ­ляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приво­дит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соот­ветствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же си­туация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом ре­гиональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государст­венных программ поддержки МП является усиление роли банковских институ­тов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных про­грамм (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государствен­ной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

    

     На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

Список литературы:

 

·   Мартьянов В.А. Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. – “Бизнес для всех”, 1995, N 14.

·   Малый бизнес в России (справочник), 1994

·   Ткаченко “Крупный и малый бизнес: силы притяжения”.

·   Форд Генри “Сегодня и завтра”

·   Хокен Пол “Я начинаю свое дело”

·   Васильев В.И. “Опыт созданный деятельностью мелких и средних предприятий в развитых капиталистических странах”

·   Кодацкий В.П. “Ваша прибыль в условиях рынка”

·   Власова В.М. “Основы предпринимательской деятельности”

·   Робертс Элизабет “Дневник молодого бизнесмена”

·   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

Похожие работы на - Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!