Функции государства
ПЛАН.
1. Введение.
2. Внутренние функции.
а. хозяйственно-организаторская (экономическая).
б. охранительная.
в. социальная.
г. культурно-воспитательная.
д. природоохранительная.
3. Внешние функции.
а. защита от нападения из вне.
б. сотрудничество с другими странами.
в. борьба с международной преступностью.
г. охрана окружающей Среды.
4. Правовые формы выполнения функций.
5. Заключение.
Для того чтобы рассмотреть функции
государства, на мой взгляд, надо четко уяснить - что такое государство и пути
его ( государства ) происхождения.
Государство в классическом понимании этого
слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка
зрения выражается в марксистской литературе.
На мой взгляд данная точка зрения не является
ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю
вопросы происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции
государства.
Существует множество теорий происхождения
государства: разные варианты теологической теории выводили государство из
божественных начал; органическая теория по сути отождествляла государство с
живым организмом, частями которого будто бы являются люди и их объединения;
теория насилия объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в
обществе и внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того,
что государство явилось результатом добровольного соглашения между его
подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория представляла
государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом.
Однако на мой взгляд ни одна из
вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее
можно было принять за основу.
Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно
исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной
собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три стадии:
дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью
развития производственных сил. По мнению автора, толчком для возникновения
государства послужило совершенствование орудий труда, что привело к расслоению
общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также аппарата (государства)
для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф. Энгельс является сторонником
классического определения государства.
Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,
однако, не могу согласится с его определением государства.
Для того чтобы сложилось правильное и полное
представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо
рассматривать их в тесной взаимосвязи на
основе структурно-функционального анализа этих понятий.
В функциях государства выражается его
сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее
строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением
деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства,
Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения
общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная
организация, основным назначением которой является осуществление публичной
власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она
охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления
деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на
внутренние внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу
внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся
каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
1.
Охранительная.
2.
Экономическая.
3.
Социальная.
4.
Культурно-воспитательная.
5.
Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на
обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:
1.
Защита государства от
вооруженных нападений других государств.
2.
Поддержание международных
политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и
культурных связей.
3.
Борьба с международной
преступностью.
4.
Участие в международной
охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными
государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция,
взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция
всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации.
Функция - это идея,
необходимость деятельности, ее направление, а
государственная организация - это та материальная сила, которая воплощает
данную идею, материализует ее. Государственная функция - это очень широкое
направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной
государственной организацией. Каждая из государственных организаций в
отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от
государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью
государственных организаций.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду
относятся государственные организации, которые осуществляют властную,
организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным
назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по
выполнению функций государства. Они создаются органами государства и
управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной
деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)
действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на
особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют
граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят
части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция),
разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации -
предприятия и учреждения, основным назначением которых является
производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также
оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним
относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные
предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др. ),
торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью
государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи,
театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и
культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными
организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями
действуют частные и общественные
организации и объединения. В различных современных государствах
степень развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности
неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических и
исторических традиций, определяется национальной психологией и особенностям
быта и многими другими факторами. Частные и общественные организации и
предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной
сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации,
такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные
организации, объединения и организации общественности по охране общественного
порядка и самозащите и некоторые другие.
1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности
проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка,
защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного
строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего
мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов,
групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые
вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни,
здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и
общественного имущества, на охрану частной собственности.
а) Под общественным порядком понимается
система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового
характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком,
специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые
складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают
свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные
условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется
государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая
роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел,
милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны
вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется
Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции
Российской Федерации пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказаным
принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в
статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе
иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности
охраняется законом.
Таким образом, любое посягательство на частную
собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество
влечет за собой административные и уголовные наказания.
2. Экологическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в
ходе исторического существования государства от полного невмешательства в
экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей
хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо
умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не
остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит
экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и
свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через
налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя
социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех
тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя
нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской
Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры
по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность
(статья 39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные
меры для повышения жизненного уровня граждан.
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы
в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому
стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан
в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство,
обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть
сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических
традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения
к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного
процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание.
Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и
строго соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная
необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду,
чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия
обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и
рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое,
социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем
больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы
выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой
одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей
компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской
Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и
охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов
проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы, регулирующие
природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного
законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и
водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие
принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со
стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот
или нет.
2. Использование природных богатств должно
быть рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение
природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его
нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об административных
правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в
области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов обеспечивает
целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед
государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Внешние функции.
1. Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением
деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда,
суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом
играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской
Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане
РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места
жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3 Конституции
Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в случае, если его
убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего
возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не
несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами
Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на
территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление - преступления против
установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также
военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут
ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений
предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.
Практическое исполнение функции защиты из вне
так же возможно на особые государственные вооруженные организации. Они
предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и
населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и
безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в
соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными
государственными организациями обуславливает особенности их формирования,
деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным
организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют
сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для
защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних
посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и
гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу,
обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
2. Функция сотрудничества с другими странами.
В основе этой функции заложены интересы
каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и
сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется
процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот
процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает
интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации
деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и
культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство
связано с другими государствами различными отношениями: политическими,
экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать
и регулировать.
1.Политическиеотношения: Государство обязано
защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать
им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для
поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются
представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие,
природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно
государство не может существовать без экологических связей с другими
государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные
проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической
деятельности государства.
3.Культурные отношения:Культура каждого
народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может
развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство
поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту
и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении
являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и
многое другое.
3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы
приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм,
незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов
международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку
справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий
государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой
области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.
Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих
преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это
позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране
окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего
мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения
строительства материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой
мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены
экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного
бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в
надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В
ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных
актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также
штрафы и уголовные наказания.
4. Правовые формы выполнения функций.
Функции государства осуществляются в
определенных формах и определенными методами.
1. Правотворческая - государственная
деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых
закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании
нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или
отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная
деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит
главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных
только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового
акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) -
государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и
надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных
мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между
отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и
многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется
высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют
увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не
остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят
другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а
вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами функций,
мы видим, что государство является не только аппаратом подавления,
представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей
интересы всего общества.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Уголовный кодекс РСФСР.
4. “Функции и структура государства”
15.07.1992 г.