З.А.
Шукшина
Новосибирск
2006
План:
1. Введение
2. Понятие культуры
2.1.
Сущность
культуры
2.2.
Профессиональная
культура, ее черты и особенности
3. Профессионализм и
профессиональная культура государственной службы в библии и концепции древних
мыслителей
Введение
Мысль, высказанная Гегелем о
государственной службе, когда все в ней подчинено отказу от случайного и субъективного,
точна и определенна: государственная служба может быть действенной тогда, когда
возникает отношение между всеобщим и особенным интересом, появляется связь,
которая «составляет понятие и внутреннюю прочность государства» (Гегель.
Философия права. С. 344). Собственно, когда речь идет о государственной службе,
всякий раз говорится о государстве, его надежности и прочности. Именно
стремление к сохранению государства как «осуществленного разума» (там же. С.
462) и составляет долг, обязанность и ответственность всего синклита
государственных чиновников. Государственные служащие разных категорий, рангов и
должностей благодаря своему умению и мастерству обеспечивают живучесть этого
«смертного Бога», как называл государство Т. Гоббс. Вот это мастерство, высокая
квалификация, действия со знанием дела, проявляющиеся как мера и качество
деятельности, названы нами профессионализмом и профессиональной культурой.
Последняя в системе государственной службы является показателем, индикатором и
критерием решения всех общественных проблем, выделения среди них приоритетных,
ключевых и второстепенных. Государственное (социальное) управление, будучи важнейшей функцией
государственной службы, имея в качестве своей опоры интересы и власть, всегда
базировалось на уже сложившейся культуре, на степени ее развитости в обществе.
Выбрав данную тему я хочу показать,
что культура государственных и муниципальных служащих играет очень важную роль
в их профессиональной деятельности, раскрыть языковые аспекты общения
государственных и муниципальных служащих. Я считаю, что профессионализм
неотделим от того общественного образования, которое называется культурой.
Понятие «профессиональная культура» не является простым механическим сочетанием
понятий «профессионализм» и «культура». Это синтез, органический сплав,
создающий новое общественное явление, где происходит встреча высокого
мастерства с общей культурой человека. Поэтому поиски определения понятия
профессиональной культуры необходимо начинать с выяснения важнейшего
составляющего элемента данного единства, т. е. с того, что мы понимаем и какой
смысл вкладываем в понятие «культура».
2 Понятие
культуры в государственной и муниципальной службе
2.1
Сущность культуры
Сущность культуры обнаруживается в
двух формах: во-первых, культура существует в виде предметов, готовых
результатов деятельности и тех социальных отношений, которые человек застает
при рождении. В данных объектах, вещах запечатлена, материализована
предшествующая и теперешняя деятельность субъекта. Эту форму существования
культуры можно назвать «вещным результатом» деятельности человека, или
«материальными основаниями культуры».
Понятие «материальные основания
культуры» отражает ту сторону этого сложного социального явления, в которой
откристаллизовалась, воплотилась идеальная, духовная деятельность субъекта.
Материальные основания культуры – это то, в чем отпечатываются деяния людей, их
трудовые усилия. Будучи реальным базисом, без которого не может существовать
человеческая деятельность, материальные основания культуры являются материнским
лоном человеческой истории. Они выступают как истинный и точный показатель
уровня развития вещной, физической и интеллектуальной, духовной мощи человека –
субъекта исторического творчества. В материальных основаниях культуры (городах
и селах, дорогах и водных каналах, библиотеках и культовых сооружениях, орудиях
труда и музыкальных инструментах, книгах и компьютерах и еще в неисчерпаемом
перечне вещей, предметов, объектов) застывает, опредмечивается деятельностью
человека и человечества активная жизненная сила субъекта, переходя в форму всех
этих неисчислимых объектов. По этому-то культура и ее сущность, во-вторых,
проявляются и существуют в личностной форме, ибо ее создают или же разрушают не
безликие существа, не абстрактные понятия. Она была, есть и будет процессом
деятельности живых, реальных личностей, которые выступают
конкретно-историческими носителями социальных отношений и действий. В этой
форме происходит распредмечивание запечатленных, материализованных на прошлых
этапах деятельности элементов культуры, переход их предметной формы в сферу
деятельных способностей субъекта, в область живых человеческих страстей, воль,
потребностей, желаний, идей, знаний и т. д. Здесь «мерами воспламеняющийся
огонь» деятельности способен растопить богатство предшествующих слоев культуры,
образованных в былые времена, в иной историко-культурной среде, другими
поколениями людей. Выделяя личностную, индивидуальную сторону этого достаточно
сложного и противоречивого феномена, Абраам Моль определяет культуру «как
духовное оснащение личности» (Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 47). Культура
– это также не только определенный уровень общественного развития социального
субъекта и объекта, но в первую очередь это качественная сторона их
деятельности, качественное состояние общества; культура – это качественный
индикатор бытия общества и самого человека, его деятельности как в духовной,
так и в материальной сферах. В культуре обнаруживается также и качественная
характеристика всего общественного организма, оценка его с точки зрения того,
что реально воплощается в процессе его формирования и становления, в ходе
реализации сущностных сил деятельного и действующего человека. Следовательно,
культура имеет своей отличительной чертой качественный параметр самой
деятельности, т. е. то, на что в первую очередь обращается внимание при
изучении явлений.
2.3.
Профессиональная
культура, ее черты и особенности
Из теории культуры и из понимания
профессионализма следует, что данным социальным явлениям суждено находиться
друг подле друга, причем их союз, «тесный и неразрывный», рожден системой
трудовой деятельности и социальных отношений. Профессионализм и культура
встречаются на «поле» деятельности и отношений, и на этой «почве» произрастает
новый социальный феномен, который называется «профессиональная культура».
Профессиональная культура – это мера,
качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его
профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно,
уверенно, свободно и раскрепощено. Ее понимают и определяют по-разному, в
зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли,
характера и интереса (см.: Модель И. М. Профессиональная культура
муниципального депутата. Екатеринбург, 1993. С. 26–27). Действительно, профессиональная
культура рождается, живет и совершается в «живом огне» деятельности и вне ее не
может реализоваться. Стремясь овладеть профессией, т.е. участвуя в каком-то
виде трудовой деятельности, человек одновременно с этим приобщается и к общей
культуре; именно в этом слиянии, соединении профессионализма и общей культуры
появляется на свет и культура профессиональная, которая служит мерой, степенью
и качеством самой деятельности человека, объективным показателем участия его в
общественном развитии и совершенствовании всего социального организма. Как
субъект деятельности участвует в прогрессе общества, так и культура (общая и
профессиональная) способствует интеллектуальному росту самого индивида, подъему
его сил и способностей.
Таким образом, профессиональная
культура является объективным качественным индикатором формирования и субъекта
деятельности, и среды его обитания; по характеру профессиональной культуры
можно в целом судить и о самом обществе, и о его многочисленных составляющих:
сферах, элементах, частях. одним из главных показателей
профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения
эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе,
так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, норм и
правил человеческого общежития и поведения. Социальное и профессиональное
общение отражает уровень состояния культуры, все ее достижения и недостатки. В
профессиональной культуре, где необходима совместная деятельность, «посредством
общения ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство
целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения
людей» (Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983. С. 15).
Профессиональная культура, будучи
качественным индикатором отношения человека к труду, к сотоварищам, является
сгустком культуры общения, общей культуры. Последняя создает базовый уровень и
культуры общения, и профессиональной культуры. Все характеристики и требования
общечеловеческой культуры распространяются на ее виды и сферы. Это, конечно,
закон, которому подчиняется частное проявление его, устанавливая связи,
единство, взаимозависимость и целостность историко-культурного процесса. Завершая
рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее
важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее
достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая
реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем
виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при
достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы,
возможность предвидения результатов труда, – великий дар прозрения,
свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние
достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной
культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а
также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У
профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной
нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью.
Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами,
профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют
человека стремиться к более полному профессиональному и личностному,
гражданскому самовыражению.
3. Профессионализм
и профессиональная культура государственной службы в библии и концепциях
древних мыслителей
Государственная служба – это один из
древнейших социальных институтов, вызванный к жизни объективными социальными
процессами. Занятые на ней лица органически связаны с государственным
строительством, социальным управлением, государственным строем. Государственная
служба – это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий
государственных органов. Она имеет почти трехтысячелетнюю историю и несет на
себе следы многовекового опыта, традиций, исторически передаваемых идей,
ценностей, форм организации и управления социальными процессами, а также
заимствований, которые, как правило, трансформируются в соответствии с
существующей культурой, национальным характером, обычаями и нравами народа.
Государственная служба как социальный
институт во все времена интересовала исследователей, стремящихся найти ее
истоки, основания для ее формирования в различных регионах и культурах. Они
пытаются постичь ее корни, обнаружить то общее, что есть в данном виде
человеческой деятельности. Видимо, поэтому государственная служба в качестве
определенного общественного образования нашла отражение еще у мыслителей
древности: Лаоцзы, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона, а также в таком
величайшем культурно-историческом памятнике, как Библия.
Вопрос о становлении и совершенствовании
государственной службы всегда был актуальным и злободневным, ибо затрагивал
самые глубинные, личностные стороны человеческих отношений: между слугами и
господами, начальниками и подчиненными и т.д.
Государственная служба во все времена
была предметом пристального внимания ученых и государственных деятелей не
только с точки зрения ее основ и природы, но и со стороны повышения ее
профессионализма и подъема профессиональной культуры. На «повестку дня»
выдвигались разные аспекты профессиональной культуры и профессионализма в
зависимости от обстоятельств, места, ситуации и времени. Но развивались и
общие, сквозные идеи и суждения.
Сами понятия «культура»,
«профессионализм», «государственная служба», «профессиональная культура» не
только имеют большое количество (подчас противоречивых) значений, но и вошли в
научный оборот значительно позже, чем сформировалось их понимание в истории
социальной мысли. В связи с этим возникает вопрос: в каких терминах и понятиях
описывать и передавать явления профессиональной культуры, государственной
службы, которые возникли позднее, но для выражения которых использовались
другие термины? Более того, в традициях разных стран государственных служащих
называли по-разному. В Китае это «сановники», в Греции – «государственные мужи»,
в Германии – «чиновники» и т. д.
Похожие работы на - Культурные аспекты общения государственных служащих
|