Факторы
|
Товар
"А"
|
Товар
"Б"
|
Итого
|
Изменение
объема реализации
Изменение
продажных цен
Итого
|
+500
+300
+800
|
-400
+200
-200
|
+100 +500 +600
|
Проведение анализа производственно-торговой
деятельности универсама затруднено в связи с недостатками в планировании,
учете и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в
целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют
планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие
предприятия вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчетности
отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров,
прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В
связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не
всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа
хозяйственной деятельности.
Если в течение изучаемого периода изменились
розничные цены и наценки, а отсюда и продажные цены, то анализ товарооборота и
выпуска собственной продукции должен проводиться как в действующей, так и в
сопоставимой оценке. Для определения товарооборота (выпуска собственной
продукции) в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем с момента
действия новых продажных цен разделить на средний индекс цен. Розничный
товарооборот является составной частью товарооборота города (района) и в
определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим
выполнение плана и динамику их товарооборота следует изучать в увязке с
анализом развития розничного товарооборота города и покупательской способности
населения. Анализ товарооборота проводят по общему его объему и составу.
Магазин «Перекресток» имеет следующие
показатели.
План по общему объему товарооборота
перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе по розничному товарообороту
– на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами растет товарооборот в
действующих ценах и в динамике. На развитие товарооборота большое влияние
оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на товары в
отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и экономически
правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот
отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние
ценового фактора на его объем и изучить темпы изменения физического объема
товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности
предприятий должны изучаться в ценах базисного года (периода). Фактический
товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 7,088 млн. руб. (9,002 :
1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увеличился
на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к товарообороту
прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах
к прошлому году составил 1,6%; в сумме его объем возрос на 0, 11 млн. руб.
Аналогично пересчитывают товарооборот в
сопоставимые цены по отдельным его видам реализации.
Анализ динамики товарооборота должен
проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в
действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и дальнего
зарубежья рекомендуют изучать динамику товарооборота и других показателей хозяйственной
деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных
цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации
универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к
предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчитаем фактический объем
товарооборота в сопоставимых ценах:
за прошлый год 6,978 : 1,33 = 5,247 млн.
руб.;
за отчетный год 9,002 : 1,69 = 5,327 млн. руб.
По сравнению с предыдущим годом общий объем
товарооборота ассоциации универсама возрос как в действующих, так и в
сопоставимых ценах. Однако розничный товарооборот в сопоставимых ценах по
сравнению с предыдущим годом уменьшился на 0, 032 млн. руб., или на 0,6%.
План розничного товарооборота предприятие выполнило
по общему объему и составным частям. Более низкими темпами росла розничная
реализация покупных товаров. В результате их доля в розничном товарообороте
уменьшилась как по сравнению с планом, так и в динамике, что с положительной
стороны характеризует производственно-торговую деятельность предприятия.
Организация торгово-технологического процесса
в универсаме
3.1.Ознакомление
организацией ТТП
Понятие торговых и технологических процессов
Оперативные (торгово-технологические) процессы
в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов,
последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в
широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими
затратами труда и времени.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда
здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только
доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование
ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность
выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной
самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков,
начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к
продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и
качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом
оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
Принципы организации оперативных
процессов
К данным принципам относятся
обеспечение комплексного подхода к выработке
оптимальных вариантов продажи товаров,
обеспечение наилучших условий выбора товаров,
экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,
соответствие технологии современному
научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых
процессов,
достижение оптимальной экономической
эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости
товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,
сохранение физико-химических свойств товаров
Организация торгового и технологического
процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их
готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм
продажи.
Рис. 1.
Организация торгового
и технологического
процессов в магазине
Рис. 2.
Технологический процесс движения тары в магазине
Приемка товаров
Приемка товаров по количеству и качеству
осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
количеству", "О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
качеству"1, если
в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки
товаров
Приемка товаров по количеству – это сверка
массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями
сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная).
Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют
коммерческим актом
Приемка товаров по качеству – это выявление
качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки
установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат
качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в
установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных
товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт
Технологическая карта – это форма
документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или
иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его
выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики
поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество
работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
3.2. Планирование торгового зала и торговое
оборудование
Технико-экономические показатели здания магазина
Используются несколько показателей подобного
типа.
• Отношение торговой площади к общей:
K= Sm / Sо
где Sm – торговая площадь;
Sо – общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей
площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого
коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь универсама «Перекресток»
составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь.
Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 1200/3200 ≈0,38.
Следовательно, торговая площадь универсама
составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании
этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно,
так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а
для выполнения функций складского звена.
В зарубежной практике торгового бизнеса
наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади
магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено
функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание
покупателей.
• Показатель рациональности расстановки
оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный
коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым
оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Kу= SТ.ОБ. / SТ.З..
где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;
SТ.З. – общая
площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять
0,3–0,32.
В универсаме становочная площадь различных
видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров,
холодильников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент:
Куст =
408/1200 = 0,34.
Следовательно, 34% торговой площади занято
установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для
покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания
покупателей, продвижения товаров.
Рабочее место в магазине
Рабочее место – это зона работы одного
человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная
оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с
обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера,
продавца-консультанта и др.).
Требования, предъявляемые к организации и
обслуживанию рабочих мест:
• высокий уровень технического оснащения;
• соответствие оборудования требованиям
эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в
процессе труда);
•размещение оборудования, инструментов,
товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;
• обеспечение безопасности труда и удобной
рабочей позы;
• бесперебойное пополнение запасов товаров,
упаковочных материалов;
• своевременный ремонт оборудования и
инвентаря.
Виды
помещений (площадей) магазина, технологическая планировка
Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые
и неторговые.
К торговым помещениям магазина относятся:
-
торговые залы;
-
залы кафетериев;
-
места для продажи соков;
-
места для игровых
автоматов.
К неторговым относятся помещения, разделенные
по признаку их назначения:
-
помещения и площади для
приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
-
помещения хозяйственного
обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов,
запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские
для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для
мусора и др.;
-
административно-бытовые
помещения;
-
технологические помещения;
-
коридоры для перемещения
товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в
определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию
оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и
товаров.
Требования, предъявляемые к планировке
магазина:
• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для
подготовки товаров к продаже;
• кладовые и помещения для подготовки товаров
к продаже не должны быть проходными;
• приемочные следует располагать вблизи
помещений для хранения товаров;
• помещения для приема, хранения и подготовки
товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в
торговый зал;
• планировка магазина должна создавать для
покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий
срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых
условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
• планировка должна обеспечить легкость и
простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных
товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение
импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние,
которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации
торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
• линейная – размещение товаров и проходов для
покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно
линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может
быть продольной, поперечной, смешанной;
• боксовая – торговый зал разбит на отделы,
изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже
через прилавок;
• смешанная – расстановка оборудования в
магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
• выставочная – размещение крупногабаритных
товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при
продаже товаров по образцам;
• свободная – расстановка оборудования без
определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
В универсаме «Перекресток» используется
смешанная планировка торгового зала (рис. 3, 4).
Рис. 3. Планировка помещений универсама (схема):
1 – торговый зал; 2 – отдел заказов; 3 –
кафетерий; 4 – кладовая продовольственных товаров; 5 – охлаждаемые камеры; 6 –
кладовые непродовольственных товаров; 7 – помещение для хранения тары; 8 –
служебно-бытовые помещения; 9 – разгрузочная; 10 – технические помещения; 11 –
пункт приема посуды от населения
Рис. 4. Торговый зал универсама (схема). Смешанная
(комбинированная планировка)
Дизайн универсама
Дизайн универсама, включающий планировку и
распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового процесса,
которая создает среду функционирования.
Принципы дизайна в магазине:
-
обеспечение в торговом
зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
-
создание условий
экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
-
создание привлекательного
интерьера магазина путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым
оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения.
При принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать
следующие факторы величина площади магазина, конфигурация помещении,
специфические особенности покупательского контингента, навыки и привычки
покупателей, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой
располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь
максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора
максимальное количество товара.
В «Перекрестке) выделяют 4 зоны,
различающиеся ценностью или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2
торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене
магазина, реализуется примерно 40% всего товарооборота магазина, зона,
примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота,
остальные зоны дают соответственно 20 и 10% товарооборота
При размещении отделов принимают во внимание
специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары
импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие
покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские
потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать
эти товары в торговом зале).
Виды торгово-технологического оборудования
Существует несколько видов
торгово-технологического оборудования магазинов:
• мебель, которая классифицируется по:
месту применения (для торговых залов,
подсобных помещений);
назначению (для приемки товаров, подготовки и
продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и продажи,
расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);
товарному профилю (универсальная,
специализированная);
конструкции (неразборная, сборно-разборная).
К мебели предъявляются следующие требования:
эксплуатационно-технические (стандартная,
универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая,
надежная), экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность
массового производства на основе современной технологии),
эргономические (основные размерные соотношения
мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека,
обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и
свободный доступ к ним),
эстетические (форма, пропорции и цвет должны
соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала),
санитарно-гигиенические (устройство мебели,
материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку);
• торговый инвентарь – приспособления,
инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе
обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных
операций
Торговый инвентарь классифицируется по месту
использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов),
назначению (для вскрытия тары и упаковки,
проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки
и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный),
• торговое холодильное оборудование –
охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки
и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируется по:
назначению (для хранения товаров, показа и
продажи товаров, демонстрации товара),
температурному режиму, поддерживаемому в
охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).
Существуют следующие виды оборудования:
холодильные камеры – имеют сборно-разборную
конструкцию, предназначены для складских помещений магазина,
холодильные шкафы – используются на рабочем
месте продавца, имеют холодильные агрегаты,
холодильные витрины – используются для показа
и продажи охлажденных и замороженных продуктов,
холодильные прилавки – используются для
хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в
универсамах;
• торговое измерительное оборудование –
весы, гири, меры длины и объема.
Весы классифицируются по:
принципу действия (рычажные,
электромеханические);
месту и способу установки (настольные,
передвижные, стационарные);
виду указательного устройства (гирные,
шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные);
виду отсчета показаний взвешивания (визуальный
отсчет, с документальной регистрацией),
способу снятия показаний (с местным и
дистанционным способами снятия показаний);
• контрольно-кассовое оборудование –
контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:
количеству суммирующих счетчиков;
количеству рядов для набора, суммы, вводимой в
машину;
количеству операционных счетчиков;
наличию съемных клавиш-ключей.
3.3. Размещение
товаров и организация
контрольно-кассовых
операций
При размещении товарных групп в торговом зале
учитывают ряд факторов:
-
частоту приобретения
отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на
торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения
отдельных товарных групп);
-
комплексность покупок или
количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;
-
размер грузооборота по
товарным зонам;
-
напряженность
покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и
количества покупателей, одновременно отбирающих товары;
-
форму и планировку
торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных
узлов;
-
товарные особенности
отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;
-
степень готовности товаров
к продаже.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать
рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки
товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии
торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать
рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на
работников магазина должна быть сведена до минимума.
При размещении ассортиментных комплексов рядом
размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга,
отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по
соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного
соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают
сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты,
бакалейные товары, гастрономия.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты
совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты
приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их
размещения, габаритных размеров и потребительских свойств
Так как в последнее время для выкладки товаров широко
применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее
объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых
в торговом зале товаров.
При размещении и выкладке товаров очень важно избежать
монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки
товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду,
использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание
на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции товаров устраняют также
использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мертвых» зонах
торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают
больше внимания на помещенные в них товары.
Из всех способов выкладки чаще всего применяют
горизонтальный и вертикальный.
При горизонтальном способе выкладки каждой группе или
подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя–для одного
наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как
покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на
оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на
нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным
спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают
под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.
При вертикальном способе выкладки плоскость горки
делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары,
таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является
более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно
меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
При выкладке товаров обеспечивают максимальное
использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем чтобы
товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше
должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы
систематически пополняют. Не следует составлять пирамиды или прочие фигурные
сооружения, так как это создает неудобство для покупателей при отборе товаров.
Различные искусственные сооружения, в виде которых выложены товары, а также
слишком строгий 'порядок (без интервалов) их расположения покупатели боятся
нарушить. Товары следует выкладывать свободно, как бы создавая впечатление, что
часть товаров уже раскуплена.
Покупателей притягивает массовая выкладка товаров.
Она внушает им доверие к товару. Широкое применение получила выкладка товаров
навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.
Все товары в пакетах, коробках, бутылках и пачках
выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товары
должны быть хорошо видны, легко читаться.
При выборе товара надо предоставить покупателю
возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на
полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке помещают одну-две открытые
коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.
Все образцы товаров в торговом зале снабжают хорошо
оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или
ценниками с наборными Цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование
товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.
Контрольно-кассовые
операции
В торговом зале универсама товар, предварительно
взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в
открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.
Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе
покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация
находящимся в торговом зале контролером.
Некоторые товары (гастрономические, рыбные и др.),
требующие нарезки и взвешивания в присутствии покупателя, могут продаваться
через прилавки обслуживания, расположенные в зале. Стоимость покупки продавец
указывает на упаковке.
Процесс продажи в магазине самообслуживания организуется
следующим образом.
При входе в магазин покупатель берет инвентарную
корзину или тележку для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь
в зале с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель
проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала
контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные
через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.
Согласно основным правилам работы магазина работникам
магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать
их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя оставить хозяйственную
сумку, рюкзак, портфель, чемодан магазин обязан обеспечить их сохранность, для
чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не
разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый
зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или
делать другие отметки.
Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его
отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролеры-кассиры не должны
обслуживать такого покупателя.
Контролеры-кассиры, ведущие расчет с покупателями,
должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок
получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми
машинами, уметь пользоваться прейскурантом.
При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с
отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и
стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на
кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко
называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у
покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета
кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.
Расчет за все товары, приобретаемые в магазинах
самообслуживания, в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания,
производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от
покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки
обслуживания (с продавцами).
Работникам магазина запрещается применять двойной
контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а
также проверять их личные вещи (сумки, портфели и т. п.).
В кассах постоянно должна быть разменная монета для
расчета с покупателями. Предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары
(спички, конфеты и т. д.) не разрешается. По окончании рабочего дня
контролер-кассир подсчитывает сумму выручки за день, сдает деньги в
установленном порядке.
Контролеры-кассиры должны знать и соблюдать правила
определения признаков платежности билетов Банка России и государственных казначейских
билетов, бережно обращаться с денежными знаками и принимать от покупателей
ветхие купюры для сдачи их в учреждения Госбанка.
Запрещается закрывать кассы для подсчета выручки в
рабочее время, а также хранить в кассе наличные, деньги, не являющиеся
средствами магазина.
На время непродолжительного отсутствия
контролеров-кассиров на рабочих местах их должны заменять директор магазина,
его заместитель или старший кассир.
При продаже товаров методом самообслуживания важно
обеспечить точность и быстроту расчетов с покупателями. С этой целью
контролеры-кассиры должны не только знать цены на товары, но и владеть большой
скоростью считывания сумм с упаковки, уметь работать на кассовой машине тремя
пальцами. Этот метод работы ускоряет обслуживание покупателей, сокращает
количество ошибок при наборе сумм на клавиатуре, выдаче сдачи, уменьшает
усталость контролера-кассира, способствует более тесному контакту с
покупателем, установлению доброжелательного отношения.
Одно из важнейших принципов организации процесса
продажи в универсаме – сочетание доверия к покупателям с умелой организацией
контроля. На покупателя отрицательно воздействует чрезмерный контроль,
поэтому все работники торгового зала должны выкладывать товар, поправлять
ценники, консультировать покупателей и т. п., одновременно осуществляя общий
контроль за торгово-оперативным процессом.
Извлечения из основных правил работы магазина,
касающиеся порядка отбора товаров и расчета за них, вывешивают в торговом зале.
При условии соблюдения всех правил обслуживания
покупателей в магазине самообслуживания применяют нормы списания потерь сверх
норм естественной убыли товаров. Списание фактических потерь сверх норм
естественной убыли производится по мере проведения инвентаризации товаров
после списания естественной убыли по нормам; 60% суммы экономии, полученной от
снижения потерь товаров против установленных норм, идет на премирование
работников магазина. Это создает стимул для снижения потерь.
Практика показала, что правильная организация
торгового процесса и материальной ответственности, рациональная планировка
торговых залов и размещение товаров, правильный подбор кадров, сплоченность коллектива
и хорошая трудовая дисциплина способствуют снижению товарных потерь.
4. Экономическая
эффективность работы магазина
Чтобы торговое предприятие успешно
функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности
в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать
предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его
развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ
коммерческой деятельности, можно:
– быстро, качественно и профессионально
оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и
его структурных подразделений;
– точно и своевременно находить и учитывать
факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых
товаров и предоставляемых услуг;
– определять расходы на торговую деятельность
(издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения
продажной цены и расчета рентабельности;
– находить оптимальные пути решения коммерческих
проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и
отдаленной перспективе.
Как можно оценить и проанализировать
деятельность торгового предприятия? Очевидно, что любая коммерческая организация,
независимо от ее размеров, сферы деятельности, прибыльности или убыточности, –
сложная система, которая взаимодействует с рыночной средой. Поэтому вряд ли
найдется единственный показатель, который мог бы исчерпывающе отразить все
стороны коммерческой деятельности предприятия. Таковым не может быть даже
прибыль, хотя этот показатель является наиболее точно определяющим
эффективность функционирования организации (предприятия). Для всесторонней
оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей.
Как было отмечено выше, важнейшим показателем
эффективности работы торгового (коммерческого) предприятия является прибыль,
в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия – объем
реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность
труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д.
От размера полученной прибыли зависят
пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и др. Наличие
прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью
покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового
предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В
торговле различают прибыль от реализации товаров (операционная прибыль) и
чистую, или балансовую, прибыль. Операционная прибыль – это разность
между торговыми надбавками (наценками) и издержками обращения.
Балансовая прибыль рассчитывается с учетом так называемых прочих
планируемых и непланируемых доходов и расходов. К планируемым расходам относят
налоги, уплачиваемые в федеральный и местный бюджет; непланируемые расходы –
штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение договорных обязательств,
убытки от списания безнадежных долгов и другие потери, которые уменьшают
операционную прибыль. К непланируемым доходам относят штрафы, пени и неустойки,
полученные от различных организаций, излишки товарно-материальных ценностей,
выявленные при инвентаризации, списания кредиторской задолженности за
истечением сроков исковой давности и др.
Для характеристики экономической эффективности
торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа
необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень.
Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из
показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель
рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот
показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или
коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли
в сумме товарооборота. В нем не находит отражение степень эффективности всех
авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью.
Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у разных коммерческих
организаций могут быть различные вложения в
основные и оборотные средства. В связи с этим особое значение для оценки
эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с
произведенными затратами (издержками обращения):
где П – прибыль торгового предприятия за
определенный период (в сумме); Р – расходы торгового предприятия (в сумме).
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности,
так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению
коммерции.
К другим показателям эффективности этой группы
можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся
на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и
оборотным средствам и некоторые другие.
Одним из качественных показателей
эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы
по осуществлению коммерческой деятельности).
Издержки обращения представляют собой
выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой
деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса
производства в сфере обращения, т. е. с выполнением торговлей дополнительных
функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.).
Такого рода расходы называются дополнительными издержками.
Расходы, связанные с осуществлением процессов
купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процессы, которые
непосредственно способствуют осуществлению актов купли-продажи товаров)
называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятельности
важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек
обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к
товарообороту. Он в определенной степени отражает экономичность коммерческой
деятельности и применяется при сравнении работы однотипных и находящихся в
примерно одинаковых условиях торговых организациях.
В последние годы в связи с ростом цен на
тарифы по перевозкам товаров, энергоносители, услуги и др. наблюдается резкое
возрастание издержек обращения в торговой деятельности, приводящее отдельные
торговые предприятия к убыточности и даже банкротству. В связи с этим экономия
издержек обращения имеет важное значение для повышения эффективности коммерческой
деятельности.
Другим важным условием эффективности
коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения
товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение
товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой
организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере
обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в
их меньшей величине для совершения торговых процессов.
Товарооборачиваемость
– это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются
товарные запасы.
Товарные запасы в днях на определенную дату
показывают, на сколько дней торговли организация (предприятие) обеспечены
товарами. Показатель товарных запасов в днях рассчитывается путем деления
суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот предстоящего
периода, ибо эти товары предназначены для торговли в предстоящем периоде. Товарооборачиваемость
отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (год,
квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период.
В первом случае товарооборачиваемость
рассчитывается в днях к обороту, во втором – числом оборотов среднего запаса.
Товарооборачиваемость в днях к обороту
рассчигывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот
за какой-то период по формуле
где О – Товарооборачиваемость в днях
(продолжительность одного оборота); Зс – средний запас товаров за
определенный период; Тс/д – среднедневной товарооборот за тот же
период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего
запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитываются по следующим
формулам:
где К – количество оборотов товарной массы за
отчетный период; П – объем продажи товаров за тот же период; Зс –
средний запас товаров за указанный период; Ч – число дней в отчетном периоде; О
– Товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).
Рассчитанная Товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее
время, в течение которого товары находились в данной организации с момента
получения их от поставщика до момента их продажи.
Оборачиваемость товаров характеризует качество управления
коммерческими процессами, положение дел с товарной массой и товарными
запасами.
Ускорение времени обращения товаров имеет большое
экономическое значение как для отдельной торговой организации, так и для всей
торговли в целом.
Вспомогательными показателями скорости
обращения товаров являются такие показатели, как розничный товарооборот на
один квадратный метр торговой площади, оптово-складской оборот на 1 м2
(1 м3) складской площади, имеющие органическую связь со скоростью
обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой
организации.
Сравнивая фактические показатели товарооборота
на квадратный метр торговой или складской площади с оптимальными
(нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой
(складской) площади магазина или склада. Каждый из рассмотренных выше
показателей эффективности коммерческой деятельности, взятый в отдельности,
недостаточно полно учитывает и характеризует эффективность торговой
организации (предприятия) в целом.
Конечным результатом деятельности торгового
предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой
деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем,
рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров и услуг к
затратам на их реализацию по формуле
В то же время для более полной оценки
эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование
обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности
предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в
основные и оборотные фонды.
Торговое предприятие, независимо от своих
масштабов и профиля деятельности, должно заниматься так называемым внутрифирменным
планированием. Коммерсант – это прежде всего организатор.
Организовать–значит определить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и
уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь
формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и
контролировать выполнение. Организация коммерческой деятельности предполагает
умение принимать правильные решения, распределять обязанности и
ответственность.
Необходимым элементом организации является
умение планировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализировать.
Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную
перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного
обеспечения.
Планирование определяется теми задачами,
которые ставит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим
планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды, он
вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели
предприятия на перспективу. Среднесрочный план содержит вполне конкретные цели
и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются обычно на
двухлетний период. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год,
полгода, месяц и т. д.
Важнейшими целями, которые преследуются при
планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются
определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке. Если
долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее
крупных коммерческих фирм, то текущее оперативное планирование – необходимый
элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях. К этому
виду краткосрочного планирования относят так называемый бизнес-план
предприятия, включающий расчет возможных доходов и расходов, оценку рынка сбыта
конкретных товаров (услуг), оценку конкурентов, систему маркетинговых
мероприятий, план реализации, финансовый план и др. Структура бизнес-плана
разрабатывается на основе обобщения опыта работы отечественных и зарубежных
бизнесменов в той или иной сфере деятельности.
Предприятия питания выполняют три тесно
связанные между собой функции:
-
производство собственной
продукции;
-
реализацию выпущенной
продукции и покупных товаров;
-
организацию потребления
пищи.
Отсюда издержки общественного питания
включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и
потребления собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете
издержки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются
вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их
относительного сокращения. По данным проведенных исследований примерно 50% от
всех расходов предприятий питания занимают издержки производства; более 30% –
расходы по организации потребления пищи и до 20% – издержки реализации. Расходы
в общественном питании принято называть издержками производства и обращения.
Издержки предприятий регламентируются «Основными положениями по составу
затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)», утвержденными
Министерством финансов, Министерством экономики и Министерством по статистике
и анализу Республики Беларусь.
Издержки производства и обращения являются
важнейшим качественным показателем деятельности предприятий питания. Они
планируются, учитываются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек
общественного питания определяется отношением их суммы к товарообороту и
выражается в процентах. Он обычно исчисляется к валовому (общему)
товарообороту предприятий питания. Уровень издержек показывает, сколько
процентов занимают расходы в товарообороте.
Основная задача анализа издержек предприятий –
выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер
по их использованию. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и
динамику издержек производства и обращения; выявляют и измеряют влияние основных
факторов. Анализ издержек проводят в увязке с изучением других показателей
производственно-торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Все это позволяет дать всестороннюю и глубокую оценку соблюдению сметы
расходов, их динамики и выявить резервы повышения эффективности хозяйствования.
Анализ издержек производства и обращения
начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых
периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек (или в динамике)
представляют собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). На основе
абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнению плана и динамики
издержек производства и обращения. С увеличением объема товарооборота растет
сумма издержек и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к
абсолютной их экономии. Следовательно, анализ издержек предприятий следует
увязывать с изучением товарооборота, т.е. давать оценку расходам не по сумме,
а по их уровню в процентах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек
производства и обращения (от плана или от данных прошлых периодов) называется
размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов
к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового
или фактического за прошлый период). Отношение размера снижения или повышения
уровня издержек к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом
изменения (снижения или повышения) уровня издержек производства и обращения.
Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень
расходов предприятий питания по отношению к базисному (плановому или
фактическому за прошлый период), если последний принять за 100%.
Для изучения изменений издержек в динамике фактические данные за
анализируемый период сопоставляют не только с данными за прошлый год (квартал
или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактических издержек
предприятия питания с расходами других однотипных предприятий позволяет"
выявлять, изучать и обобщать опыт работы лучших из них по рациональному
использованию экономического потенциала. Прежде чем проводить анализ издержек
производства и обращения, следует проверить достоверность, реальность
используемой информации. В частности, необходимо установить обоснованность и
полноту отнесения расходов на издержки, своевременность и правильность
начисления резервов предстоящих расходов и платежей и списания сумм на счет
«Расходы будущих периодов», правильность исчисления издержек на остаток товаров
и т. п.
При проведении общего анализа издержек отдельно выделяют материальные
и приравненные к ним расходы, что позволяет увязать его результаты с данными
изучения доходов, прибыли, рентабельности, налогообложения, эффективности
функционирования предприятий.
Выводы и
предложения
В
данной курсовой работе были рассмотрены вопросы организации технологии работы
супермаркета «Перекресток», ведущего торговую деятельность в городе Москва,
адрес магазина: Алтуфьевское шоссе, 49. Данное предприятие является
структурным подразделением (отделом) предприятия с иностранными инвестициями «JBG», и юридически является его филиалом[1].
Форма
собственности предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
Деятельность таких предприятий регулируется ст. 87-94 Гражданского кодекса
Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. на 24 октября 1997
г.) и Федеральном законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Однако в новом ГК существование ТОО не предусматривается. В связи с этим
предстоит перерегистрация предприятия в другую организационно-правовую форму.
Ассортиментным профилем
супермаркета является продовольственная и сопутствующая продукция отечественных
и иностранных производителей. Ассортимент разбит на товарные группы с
совокупным ассортиментным объемом 11000 наименований. Форма продажи товаров –
розничная реализация методом самообслуживания. Общая площадь магазина – 3200
кв. м., торговая площадь предприятия – 1200 кв. м., здание построено по
типовому проекту, расположение – во встроенном помещении жилого дома. Как
видно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а
неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь
здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена
не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
Численность
работников супермаркета – 53 человека. Это профессиональный кадровый состав с
опытом работы на предприятиях розничной торговой сети.
В
рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой
отрасли в соответствии передовым зарубежном опытом, где доля торговли в общем
числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении
супермаркет «Перекресток» не представляет исключения – на предприятии требуются
решения ряда ключевых задач, главный из которых, несомненно, повышение
товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в
соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров
способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса
населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Список использованной литературы
1.
Аванесов Ю. А., Клочко А.
Н., Васькин Е. В. Основы коммерции. ВУЗ. – М., 1995.
2.
Баканов М.И. , Шеремет
А.Д. «Теория экономического анализа: учебник.». – М.: Финансы и статистика,
1996.
3.
Балабанов И.Т.
"Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". – М.:
Финансы и Статистика, 1994.
4. Болдырев Ю. Н. Покупатель и магазин. – М.,
1990. – 112 с.
5.
Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II. –
М.: Юридическая литература, 1996.
6.
Крейнина М.Н. «Финансовое
состояние предприятия. Методы оценки». – М.: ИКЦ «Дис», 1997.
7.
Памбухчиянц О. В.
Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М., ИВЦ
«Маркетинг», 1998.
8. Памбухчиянц О. В. Технология розничной
торговли: Учебник. – М.: ИД «Дашков и К», 2000. – 184 с.
9.
Панкратов Ф. Г., Серегина
Т. К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
10. Примерное правило работы предприятий розничной
торговли. Комитет РФ по торговле 17.03.94. г., № 1-314/32-9
11. Прохоров В. И. Справочник
контроллера-кассира. – М.: Высшая школа, 1992. – 239 с.
12. Справочник предпринимателя. – М.: Наука, 1994. – 592 с.
13. Торговое дело: экономика и организация:
Учебник / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. –М.:
ИНФРА-М, 1997.
14. Федеральный закон РФ «Об обществах с
ограниченной ответственностью»
15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового
анализа предприятия. – М.: Инфра-М, 1996.
1 Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов
юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм
собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание.
Утверждено постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996 г. № 25.
1
Утверждены Госарбитражем при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г.
[1] В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное
подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и
осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции
представительства.