Стратегические
|
Долгосрочные
|
Текущие
|
Оперативные
|
Наименование
продукта (услуг)
|
Перечень
важнейшей номенклатуры продукции
|
Перечень
и количество всей номенклатуры продукции
|
Подетальный
перечень и количество всей номенклатуры продукции
|
Ориентировочная
сумма капиталовложений.
|
Сумма
расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции
|
Подетальные
и пооперационные
|
Ориентировочные
подвижные сроки исполнения
|
Календарные
сроки исполнения
|
Точно
установленные сроки исполнения
|
Почасовые
и суточные графики исполнения
|
Ответственные
исполнители
|
Ответственные
исполнители и соисполнители по этапам и видам работ
|
Подробный
перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции
|
Подетальное
распределение работ среди исполнителей
|
Эффективность:
достижение цели, окупаемость затрат
|
Превышение
дохода над расходами (прибыль)
|
Сумма
чистого дохода
|
Своевременность
и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции
|
Рассмотренные в
таблице 1 важнейшие показатели плана производства и продажи продукции прошли
многолетнюю плановую проверку, как на передовых отечественных предприятиях, так
и на крупнейших зарубежных фирмах и показали свое высокое мотивационное и
стимулирующее значение.
Таким образом,
проблема планирования новой высокоэффективной продукции является в настоящее
время особо значимой для большинства украинских предприятий, где требуется
расширение объемов выпуска и продажи своих товаров и услуг, как на
отечественном, так и на мировой рынке, достижение высоких показателей качества
выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это означает, что в рыночной
экономике весьма важными для наших производителей становятся не только качество
планирования, но и степень обоснования всех плановых показателей и в первую
очередь программы производственной деятельности.
Чем выше уровень
неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение
приобретает планирование. Критерием деятельности фирмы должен стать максимум
прибыли на единицу затрат в долгосрочной перспективе
Величина прибыли
зависит от размера занимаемой фирмой рыночной ниши, конкурентоспособности,
уровня издержек
Широкое
распространение получила точка зрения, что в условиях политической и
экономической нестабильности, а также высоких темпов инфляции планирование не
имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой
нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны
быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим
прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть
перестроена.
На уровне
субъекта хозяйствования необходимость этого обусловлена, прежде всего,
переходом к принципиально иному критерию (целевой функции) деятельности фирмы. Им
должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной
перспективе. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития,
систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить
только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство
расчета, сводимость затрат и результатов. Так, величина прибыли зависит от
размера занимаемой фирмой рыночной ниши, конкурентоспособности, уровня издержек
и т.д.
Рассмотрим
основные блоки системы планирования фирмы, отражающие все важнейшие направления
деятельности.
Производственная
программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы,
платежеспособном спросе юридических и физических лиц. В настоящее время уровень
удовлетворения потребностей общества и населения по многим товарам и услугам
весьма низок. Однако платежеспособный спрос существенно отстает даже от
возможного для данного этапа развития объема их производства. Такое положение
обусловлено нерациональной структурой общественного воспроизводства,
несбалансированностью экономики.[12]
Руководство фирмы
должно стремиться получить исчерпывающую информацию об объемах продаж,
обеспеченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для
производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной
самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное
воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально
необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину
прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.
Изучение рынка
должно завершиться выбором потребителей, которым предполагается реализовать
продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально
оформлены – подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений,
в которых были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации
цен и расчетов.
На этом этапе
планирования следует учитывать степень риска, целесообразность диверсификации
производства и резервирования части мощностей для возможности маневра в случае
изменения конъюнктуры рынка.
Важное место
должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ
показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных
изменений. Между тем “старые” нормативы разрабатывались в принципиально иной
ситуации.
Основными ее
особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития;
устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет
государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были
заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними
ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.
Изменение
ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы
использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов,
связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций
(шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и
др.).
Нормативы
использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать
потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к
меняющейся рыночной ситуации.[13]
Одна из важнейших
функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных
потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум
поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное
задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно
поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую
актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в
поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное
использование – к падению доходности бизнеса.
Итак, управление
движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и расходов
фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует
разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на
декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного
воздействия на эти процессы.
Необходимо, чтобы
контроль за разработкой и реализацией плана осуществлял первый руководитель
фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с
противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.
Остановимся
подробнее на том, как формируются доходная и расходная части баланса.[14]
Доходы. Основными источниками
доходов фирмы являются поступления:
·
от
реализации продукции и авансов на их производство;
·
от
дебиторов;
·
от
реализации запасов товарно-материальных ценностей;
·
кредитных
средств;
·
прочие
(доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов и
подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений,
оборудования и т.д.).
Так, для того
чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из
производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать,
сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на
расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции,
график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также
другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по
производству и реализации товаров и услуг.
Поступления
авансов на производство продукции планируются исходя из обязательств потребителей,
как по суммам, так и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования
приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителя
оборотных средств и массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку
обязательно нужно предусматривать авансовые платежи, размеры которых зависят от
длительности производственного цикла. Многие товаропроизводители, продукция
которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную
предоплату.
Те потребители,
которые не рассчитались в установленные сроки, переходят в разряд дебиторов. С
ними должна постоянно вестись работа: требуется непрерывный учет дебиторской
задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении
механизма штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение
его решений.
Рыночная
конъюнктура диктует необходимость частого обновления продукции, расширения ее
номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов
(оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования части старых. Кроме
того, в фирме практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов,
реже комплектующих изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых
товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.
Расходы. Основными направлениями
расходов фирмы являются:[15]
·
оплата
труда, включая начисления на заработную плату;
·
затраты
на сырье и материалы;
·
затраты
на энергоносители;
·
затраты
на ремонт и содержание оборудования;
·
затраты
на ремонт и содержание зданий, сооружений;
·
затраты
на содержание социальной сферы;
·
почтово-телеграфные
расходы;
·
телефонная,
телетайпная связь;
·
командировочные
расходы;
·
внепроизводственные
расходы;
·
кредиты,
выделенные фирмой;
·
кредиторская
задолженность;
·
налоги и
сборы;
·
выплата
полученных кредитов и процентов по ним;
·
выплата
дивидендов, процентов по другим ценным бумагам;
·
приобретение
ценных бумаг;
·
затраты
на НИОКР, развитие фирмы.
Практика
свидетельствует о том, что фирмы постоянно испытывают недостаток средств.
Отсюда потребность в определении приоритетов в расходовании. Основным
приоритетом служит максимизация прибыли на длительном временном промежутке. Это
значит, что вложения средств должны осуществляться в первую очередь в то, что обеспечит
их быстрый оборот и высокую доходность.
В последние годы
предприятия почти не направляют средства на развитие, резко снизили затраты на
социальную сферу, повсеместно задерживается выплата заработной платы, имеют
место взаимные неплатежи. Конечно, основной причиной такого положения является
резкий спад производства, однако не вызывает сомнений и то, что возможности
рационализации денежных потоков далеко не исчерпаны.
На выбор
очередности направлений использования денежных средств большое влияние оказывают
различные нормативно-правовые акты. Так, в Кодексе законов о труде
предусматривается выплата заработной платы дважды в месяц, а в коллективных
договорах профсоюзов с администрацией это требование часто не отражено. Вот
одна из причин хронической задолженности по заработной плате.
Объективно в силу
своих интересов фирма должна стремиться в первую очередь выплачивать те долги,
которые быстрее возрастают (известно, например, что ставка процента за
просроченные кредиты существенно превышает обычную).
Важнейшей
особенностью планирования себестоимости продукции в условиях рынка является
необходимость ее оптимизации в отличие от стремления к минимуму затрат, которое
прослеживалось в директивно-плановой системе. Критерием оптимизации выступает
максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.
Из этого следует,
что себестоимость продукции необязательно должна постоянно снижаться. В
условиях устойчивого либо повышающегося спроса на продукцию фирмы,
сопровождающихся резким увеличением объемов ее производства, оправданно пойти
на рост затрат, если это ведет к наращиванию массы прибыли. Для того чтобы во
всей полнотой использовать выгодность сложившейся рыночной конъюнктуры,
выиграть время в конкурентной борьбе, может оказаться целесообразным
организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, естественно,
обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально,
загружать оборудование.
В рыночной
экономике (в особенности при переходе к рынку) имеют место существенные
колебания объемов производства продукции и, как следствие, изменения доли
накладных расходов в себестоимости. Это обстоятельство тоже подталкивает к
принятию нетрадиционных решений в части прибыльности, рентабельности
производства. При повсеместном спаде производства и существенной недозагрузке
мощностей роль таких решений очень велика.
Многие руководители
в условиях спада пытаются поправить дело жестким режимом экономии, снижением
затрат на производство. Между тем выход чаще всего не в этом, а в наращивании
объемов за счет освоения новых видов товаров и услуг, которые на первом этапе
нередко оказываются убыточными. По мере роста загрузки производственного
аппарата убыточность будет уменьшаться, а, начиная с определенного уровня
загрузки, их изготовление становится рентабельным.
Еще одной
особенностью планирования себестоимости и прибыли в современных условиях
является необходимость учета высоких темпов инфляции.[16] В цену изделия следует
закладывать затраты с учетом прогнозируемых темпов инфляции, чтобы выручки от
реализации было достаточно для затрат на следующий воспроизводственный цикл.
Например, если фактические затраты на материалы составили 70 денежных единиц, а
длительность производственного цикла – 10-11 мес., то при инфляции 100% в год
для закупки материалов на следующее изделие потребуется более 140 денежных
единиц. В этом случае многие руководители при установлении цен исходят из
ложной посылки компенсации фактически понесенных затрат на производство изделий
(оказание услуг), в результате чего полученной прибыли не хватает даже для
пополнения оборотных средств. Вышесказанное не означает, что планирование
системы мероприятий по снижению себестоимости продукции изжило себя. Имевшиеся
ранее достижения в данной области должны быть не только сохранены, но и
приумножены.
Разработку
стратегических решений
При разработке
данных решений применяются качественные методы, направленные на формирование
хозяйственного портфеля, под которым понимается совокупность отдельных
направлений деятельности и продукции предприятия. К числу таких методов
относятся широко известные стратегические матрицы (матрица Бостонской
консультативной группы, матрица «Дженерал-Элементрик-МакКинзи», а также ряд
других моделей).
Разработку
оперативно-тактических решений
При разработке
данных решений применяются, как правило, количественные методы, направленные на
оптимизацию производственной программы предприятия в рамках тех направлений и
видов деятельности, которые выбраны на этапе разработки стратегических решений.
В настоящей
статье рассматривается решение задачи по оптимизации производственной программы
предприятия, состоящей в нахождении рационального сочетания цен и объемов
реализации продукции. Данный процесс занимает одно из центральных мест в
системе управления производством, поскольку от него напрямую зависят конечные
результаты деятельности предприятия.
Общепринятым
критерием оптимальности при формировании производственной программы предприятия
является максимум прибыли от реализации продукции.[18] Процесс определения
оптимальных цен и объемов реализации находит свое отражение, прежде всего, в
изменении веса отдельных видов продукции в общем объеме производства. Критерием
изменения удельного веса отдельных видов продукции является показатель
рентабельности продукции. При этом считается, что повышение в общем объеме
реализации удельного веса более высокорентабельных изделий обеспечивает и
наибольший размер прибыли.[19]
Но всегда ли
существует прямая зависимость между рентабельностью продукции и прибылью от ее
реализации? Другими словами, достигается ли программой выпуска, обеспечивающей
максимальную прибыль, адекватная максимизация эффективности производства,
отражаемой показателем рентабельности продукции?
Для анализа
согласованности указанных выше критериев необходимо построить на каждый
анализируемый вид продукции функцию спроса и затрат, по которым, в свою
очередь, определяется функция прибыли и функция рентабельности продукции.
С целью решения
указанной задачи в качестве объекта исследования было взято одно из
промышленных предприятий г. Благовещенска.
В ходе
проведенного исследования для ряда выпускаемых предприятием изделий была
выявлена функция спроса вида:[20]
Р
= а0 + а1V, (1)
где Р - цена
продукции, руб.;
V - объем
реализации в натуральном выражении, шт.;
а0, а1 -
постоянные коэффициенты, значения которых определяются с помощью математических
методов.
С использованием
метода наименьших квадратов была выявлена функция издержек вида:
С
= в0 + в1V, (2)
где С - общие
затраты, руб.;
в0 - уровень
постоянных затрат;
в1 - уровень
переменных затрат на единицу продукции.
Используя
выражения (1) и (2), можно построить функцию прибыли:
П
= V(а0 + а1V) — в0 — в1V (3)
и функцию
рентабельности продукции:
R
= [(V(а0 + а1V) — в0 — в1V)/(в0 + в1V)] x 100% (4)
Взяв первую
производную функции прибыли (3) и приравняв ее к нулю, находим, что она
достигает своего максимума при объеме реализации продукции, равном:
Vп
= — (а0 — в1)/2а1 (5)
Взяв первую
производную функции рентабельности продукции (4) и приравняв ее к нулю,
находим, что она достигает своего максимума при объеме реализации продукции,
равном:
Можно доказать,
что и в этом случае функция прибыли и рентабельности продукции имеют максимумы
при различных объемах реализации продукции.
Как известно,
силу воздействия операционного рычага определяют отношением валовой маржи
(разница между выручкой от реализации и переменными затратами) к прибыли. В
экономической литературе отмечается, что этот показатель указывает на степень
предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила
воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.[21] Легко доказывается, что если
функция прибыли П и силы воздействия операционного рычага N имеют экстремумы,
то эти экстремумы достигаются при одинаковых объемах реализации продукции.
Вышеизложенное
позволяет сделать важный вывод: производственная программа предприятия,
обеспечивающая максимальную прибыль от реализации продукции, приводит к
минимизации предпринимательского риска, связанного с деятельностью данного
предприятия, но не обеспечивает максимально возможной эффективности
производства.
Таким образом, в
процессе оптимизации структуры выпускаемой продукции предприятие сталкивается с
фундаментальным противоречием, дилеммой: либо производственная программа
обеспечивает максимальную прибыль, либо максимальную рентабельность продукции.
В такой постановке выбор оптимальной структуры выпуска носит многокритериальный
характер. Оптимальная с точки зрения эффекта структура выпускаемой продукции
достигается при ориентации на прибыль от реализации продукции, либо силу
воздействия операционного рычага, а оптимальная с точки зрения эффективности -
при ориентации на рентабельность продукция.
С целью
разрешения дилеммы «прибыль - рентабельность продукции» предложен алгоритм,
позволяющий отдавать предпочтение одному из частных критериев оптимальности для
каждого анализируемого вида продукции в зависимости от прогнозных значений
коэффициента конкурентоспособности предприятия. Применение данного алгоритма
показывает, что у исследуемого предприятия имеются существенные возможности
повышения своей конкурентоспособности за счет выбора наиболее результативного
варианта производственной программы.
Подводя итоги,
можно сделать вывод, что практика реформирования экономики свидетельствует о
необходимости повышения качества планирования на всех уровнях. Рассеиваются
иллюзии по поводу того, что “рынок решит все проблемы”, следствием которых
явилось разрушение старой системы планирования. И сегодня уже многие
хозяйственники понимают, что роль планирования в условиях рыночной, а тем более
переходной, экономики должна возрасти.
Чем большая
самостоятельность предоставляется субъектам хозяйствования, тем актуальней и
важнее проблемы согласования целей в связке общество – товаропроизводители,
выбора такого варианта развития, который обеспечивает ускоренное достижение
целей. Отсюда и целесообразность усиления роли планирования, ведь только на его
базе может быть обоснована экономическая политика, определены макропропорции,
приоритеты, количественные параметры внешней по отношению к товаропроизводителю
среды, от которых зависит деятельность последнего в направлении,
соответствующем интересам общества.
Расчет производственной
программы предприятия состоит из нескольких этапов. Первоначально
производственные мощности предприятия увеличиваются на величину
сверхнормативных запасов продукции предприятия. [22]
На втором этапе
формируется производственная программа для удовлетворения потребностей структурных
подразделений предприятия и обеспечения заданной величины нормируемых остатков.
Для этих целей определяется программа выпуска требуемых продуктов, необходимых
полуфабрикатов и сопутствующих продуктов.
На третьем этапе
расчета анализируется возможность удовлетворения спроса клиентов предприятия.
Расчет производится последовательно в зависимости от ранжирования контрактов:
контракты удовлетворяются по мере уменьшения ранга. Для каждого контракта
определяется программа выпуска продуктов, необходимых полуфабрикатов и
сопутствующих продуктов и происходит соответствующее уменьшение мощности.
Следующий контракт рассчитывается уже по уменьшенным мощностям.
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного
предприятия: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001
2. Захарченко В.И. Планирование
на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г
3. Тарасова Н.В., Ларионова
И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические
указания. М.:изд.МИСиС 2001г.
4. Петрович И.М. Атаманчук Р.П.
Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2000.
5. Промышленная логистика.
Логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью
промышленных предприятий в рыночной среде/И. Н. Омельченко, А.А. Колобов, А.Ю.
Ермаков, А.В. Киреев; Под ред. А.А. Колобова. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана,
1997.
6. Сергеев И.В. Экономика
предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистика, 2002.
7. Теория анализа хозяйственной
деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999.
8. Финансовый менеджмент: теория
и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2000.
9. Экономика предприятия:
Учебник для экономических вузов. Под ред. Руденко А.И. – Минск, 1995.
[1] Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 С. 92
[2] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 184
[3] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е
изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 123
[4] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е
изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 127
[5] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е
изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 132
[6] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е
изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 147
[7] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и
планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г. С. 15
[8] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и
планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г. С. 19
[9] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и
планирование производства. Методические указания. М.:изд. МИСиС 2001г. С. 21
[10] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 217
[11] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 227
[12] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В.
Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 92
[13] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В.
Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 101
[14] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В.
Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 127
[15] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В.
Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 134
[16] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В.
Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 148
[17] Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика
предприятия. – М., 2000. С. 274
[18]
Промышленная логистика. Логистико-ориентированное управление
организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной
среде/И. Н. Омельченко, А.А. Колобов, А.Ю. Ермаков, А.В. Киреев; Под ред. А.А.
Колобова. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.
[19] Теория анализа хозяйственной деятельности
/Под общ. ред. В.В. Осмоловского. — Мн.: Выш. шк., 1999.
[20] Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика
предприятия. – М., 2000. С. 316
[21] Финансовый менеджмент: теория и практика
/Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2000 С. 376.
[22] Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 С. 283