35
Население Брянской
области к началу 2002 г. составило 1410,3 тыс. человек и уменьшилось на 14,2 тысяч
человек или на 1,01 % по сравнению с 2001 годом.
Численность
экономически активного населения в области составило за 2000 год 680,7 тыс.
человек и уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 2,3%.
При этом отмечается увеличение
занятости и снижение безработицы. Уровень занятости населения составил 54,1% к
населению (15-72 лет). Среди лиц, занятых в экономике области 93% работали по
найму, 7% не по найму; из них 1,2% - лица, самостоятельно обеспечивающие себя
работой, 0,7% - работодатели, 0,05% - безвозмездно работающие члены семьи.
Средний возраст занятых 38 лет. По возрастной структуре 26% составляет молодежь
в возрасте от 16 до 29 лет, 60% - лица в возрасте от 30 до 49 лет, 12% - лица в
возрасте от 50 до 59 лет и 2% - работающие в возрасте от 60 до 72 лет. 96%
занятых в экономике имеют трудоспособный возраст и 4 % - работающие пенсионеры.
В 2000 году в
условиях неполной занятости в области работало 8,7 % от среднесписочной
численности работающих, в том числе 2,7% - в режиме неполного рабочего дня и 6%
находились в отпусках по инициативе администрации.
Общие масштабы
вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в
режиме неполного рабочего дня
-16-
(недели) в крупных и средних
организациях в 2000 г., оценивались в 7,8 млн. человеко-часов, что равнозначно
ежедневному невыходу на работу 3,9 тыс. работников. В течение года на крупные и
средние предприятия было принято на работу 98,6 тысяч человек, в том числе на
дополнительно введенные рабочие места принято 6,0 тысяч человек или на 6,1% от
общего числа принятых. Наибольший приток рабочей силы наблюдается в таких
отраслях как культура и искусство, промышленность, транспорт, здравоохранение,
ЖКХ.
О стабилизации на
рынке труда свидетельствует увеличение наличия вакантных рабочих мест. В 2000
году их рост в целом по области составил 26,6%.
Коэффициент
напряженности на рынке труда (отношение общей численности безработных к
количеству вакансий на крупных и средних предприятиях составил за 2000 год 89,7
%, в 2001 году – 43,5%, в 2002 году – 20,6 %).
Преобладающая часть
занятого населения области сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В
2002 г. на них работало 378,0 тыс. человек. Численность работающих сократилась
по сравнению с 2001 г. на 0,8%, в том числе в общей коммерческой деятельности
на 18,1 %, в общественных объединениях – на 16,3%, в операциях с недвижимостью
на 10,5 %, в сельском хозяйстве на 10,2 %,
в строительстве на 9,9%, в
промышленности на 2%. Увеличилась численность в отраслях
материально-технического снабжения и сбыта на 10,5%; финансы, кредит,
страхование и пенсионное обеспечение на 9,5%; ЖКХ на 8,0%; в транспорте на
7,3%; культура, искусство на 6,5 %.
Официально
зарегистрировано в службах занятости в качестве безработных на конец 2002 года
13,4 тыс. человек, из них на 90% назначено пособие по безрабо- тице. Среди
безработных 69,9 % - женщины. Также серьезной проблемой остается поиск работы
для молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, составляющей 30,3 % от общего
количества зарегистрированных безработных.
За содействием в
трудоустройстве в службы занятости в течение года обратилось 146,5 тысяч
человек, что на 2,07 тысяч человек меньше, чем в 2001 году. За этот период
трудоустроено 55,5 тысяч человек (2001год. – 48,9 тыс. чел.).
В 2002 году 7,1 тысяча работников
крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по
инициативе администрации, в том числе 87,4 % - это работники промышленности. В
течение 2002 года 10,5 тыс. человек побывали в вынужденных административных
отпусках, в том числе 83,2% - работники промышленности, 9,8 % - работники
строительной отрасли.
-17-
4. Основные концепции рынка
труда.
Неоклассическая школа.
Представлена трудами Д.Гидлера,
А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р.Холла. Эти авторы полагают, что основным рыночным
регулятором служит цена рабочей силы - заработная плата, с помощью которой
регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается их равновесие. Цена
на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается
или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством
повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его
предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом
возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а,
следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится
равновесие на рынке труда.
Классическая модель основывается на
принципе саморегулирования рынка труда и безработица невозможна, если на рынке
труда существует равновесие (рис.2)
W
W
W C
L D L C L S L
Рис. 2 Спрос и предложение на
рынке труда:
Wс -
равновесная заработная плата; Lс - численность нанимаемых
работников;
S L – кривая
предложения труда; D L - кривая
спроса на труд;
-18-
Равновесная ставка заработной платы
и равновесный уровень занятости данного вида труда определяются на пересечении
кривых предложения и спроса на труд в точке C
(рис. № 2 ).
Кейнсианское направление.
Рассматривает рынок труда
как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована.
Основные параметры занятости – уровень занятости и безработицы; спрос на труд,
уровень реальной заработной платы – устанавливаются не на рынке труда, а
определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных
товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и
зависящая от него величина предложения труда, но предложение труда не играет
ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее
максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на
рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и
производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком
совокупного эффективного спроса, которую можно ликвидировать жестким бюджетным
и кредитно-денежным регулированием. Государство, воздействуя на совокупный
спрос в сторону его, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению
занятости и снижению безработицы.
В рамках кейнсианской
концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как
распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями. Эффективное
средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение
инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров
инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская
модель основывается на государственном вмешательстве в управление
макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации основывается на
закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к
потреблению, и сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной
связи между главными экономическими показателями.
Т.к. цена (заработная
плата) согласно данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор)
должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая
или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Снижая
налоги, государство стимулирует увеличение спроса и потребления, что приводит к
росту производства и занятости. Т.о., спрос на рабочую силу по этой модели
регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе
– объемом производства.
-19-
Монетаристская модель.
Представители монетаристов (М.
Фридмен, Э. Фелпс) обосновывают положение о том, что рыночная экономика
представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, который сам
определяет рациональный уровень занятости. В такой системе вмешательство
государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное
воздействие на совокупный спрос со стороны государства, в конечном счете,
приведет к раскручиванию инфляционной спирали.
Монетаристы полагают, что
в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством
совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы,
который получил название «естественная норма безработицы». Она отражает
действительные структурные характеристики рынков труда, включая рыночные
несовершенства, колебания спроса и предложения, стоимость информации о
вакантных рабочих местах и имеющейся рабочей силе…
Институционально-социологическая
школа.
Представлена
экономистами Т. Веблен, Дж. Данлоп. Она основывается на положении о том, что
проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода
институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания
только на макроэкономическом анализе, и осуществлена попытка, объяснить
имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных,
профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других различий в
структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы.
Рынок труда, подчиняется
в целом законам спроса и предложения, который имеет ряд существенных отличий
от других товарных рынков. Его регуляторами являются факторы не только микро- и
макроэкономические, но и социальные и социально-психологические, которые не
всегда имеют отношение к цене рабочей силы – заработной плате.
В реальной экономической
жизни на рынок труда оказывает влияние целый ряд факторов. Предложение рабочей
силы определяется демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами
роста численности трудоспособного населения, его половозрелой структурой. В
России среднегодовые темпы прироста численности населения резко сократились ~ с
1% в 70-80-х гг. до минусовых значений в 90-х гг.
-20-
Серьезное влияние на динамику
рабочей силы оказывает процесс иммиграции. Влияние иммиграции на рынок труда
России растет: только за 1990-1997 гг. из бывших советских республик в Россию
въехало более 6,5 млн. человек.
Со стороны спроса главным
фактором, влияющим на динамику занятости, является состояние экономической
конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого, на потребность в рабочей
силе оказывает научно-технический прогресс.
-21-
I.
БЕЗРАБОТИЦА.
1. БЕЗРАБОТИЦА: Причины и формы.
Безработица – это
социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически
активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные граждане
наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
В реальной экономической жизни
безработица это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и
старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поисками работы,
обращались в различные службы занятости, использовали (помещали) объявления в
печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю),
предпринимали шаги к организации собственного дела.
- были готовы приступить к работе.
При отнесении к
безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К
безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости,
относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке
получившие официальный статус безработного.
Вернемся к рисунку на стр.17.
В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной (случай W’) предложение на рынке труда (Ls’) превышает
спрос (LD’) на величину LD’ – L
s’
. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости,
рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной
плате W’. Возникает избыток предложения труда, измеряемый
отрезком (LD’ – L s’)
на оси абсцисс L. Действительно, если предложение
труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше
равновесного уровня, появляются безработные.
Безработные – это часть экономически активного
населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в
определенное время (на конкурентной основе) на конкретной территории. Закон «О
занятости населения в РФ» с 1991 года легализовал безработицу в нашей стране.
Безработица рассматривается как вынужденная незанятость, обусловленная
нарушением равновесия на рынке труда.
-22-
Незанятость можно
измерять следующими показателями:
1.
Трудоспособное население (РОР):
РОР = Е + U + NL,
где U – количество безработных в
экономике, Е – количество занятых, NL – часть трудоспособного
населения, которая не работает и не ищет работу.
2. Рабочая сила:
(L) = занятые (Е) + безработные (U).
3. Уровень
безработицы:
u = (U / L ) х 100 %.
Данный показатель
представляет собой отношение численности безработных к численности рабочей силы
(или экономически активного населения) в процентном отношении. Необходимо различать
незанятое население и безработных. К безработным в России относятся лица,
достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы; занимались
поисками работы; были готовы приступить к работе. Официальный статус
безработного можно получить только в органах государственной службы занятости,
куда многие безработные не обращаются вследствие неэффективности этого
института.
Согласно классическому подходу безработица вызвана высокой
заработной платой. Уровень безработицы устанавливается самим рыночным
механизмом: под воздействием возникшего избыточного предложения на рынке труда
цена начинает снижаться до достижения равновесной, что означает инициацию
безработицы.
Спрос предпринимателей
на труд представляется функцией L = L (W), означающей, что при
снижении ставки заработной платы для получения максимальной прибыли потребуется
использовать больше труда, и наоборот.
Предложение труда,
согласно рассматриваемой концепции, также зависит от ставки реальной ставки
реальной заработной платы и выражается уравнением:
L = L (W), где (W) – заработная плата.
Следовательно, численность
занятых работников меньше, чем количество экономически активного населения (L ), поэтому добровольная
безработица составляет отклонение равновесного уровня безработицы от
численности экономически активного населения (L 3 – Lе), что соответствует понятию
«классическая безработица». А безработица, зависящая от эластичности спроса,
-23-
соответственно составляет (Lе – L 1), безработица, вызванная
неравновесием на рынке труда, равна (L 2 - L 1).
Кейнсианская безработица возникает вследствие жесткости
заработной платы. В результате падения агрегированного спроса в экономике
происходит падение спроса на труд. Таким образом, возникает разрыв между
уровнем спроса и предложения при фиксированной заработной плате (Lе – L
1).
Таким образом, выделяют две основные группы
причин безработицы:
- нарушение макроэкономического
равновесия;
- несовершенство рынка труда.
В соответствии с
кейнсианским подходом занятость большим образом зависит от движения инвестиций:
расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, будет
стимулировать развитие производства и способствовать увеличению совокупной
занятости. При этом ее увеличение превосходит прирост первичной занятости,
непосредственно связанной с дополнительными инвестициями. Согласно кейнсианской
теории, обеспечение полной занятости предполагает поддержание в обществе двух важных
пропорций:
1) между затратами на
создание ВВП и масштабами ВВП. Если
затраты не обеспечивают производство ВВП в таком объеме, который необходим для
поддержания полной занятости, то возникает безработица. Если эти затраты
превышают объем производства, необходимый для поддержания полной занятости,
возникает повышенный спрос на рабочую силу, что может привести к повышению
заработной платы;
2) между
сбережениями и инвестициями. При
сбережениях, больших чем инвестиции, часть товаров и услуг оказывается
нереализованной. Предложение превышает спрос. В результате снижаются цены,
сокращаются производство и занятость. В кейнсианской концепции спрос на труд
определяется только величиной эффективного спроса на благо.
Марксистское объяснение безработицы связано с тем,
что производство
развивается медленнее, чем растет
численность способных к труду граждан, в силу чего часть населения оказывается
излишней; меняется структура спроса и предложения, и потому предложение сокращается
в наиболее трудоемких отраслях. Наличие « промышленной резервной армии»
позволяет работодателям перестраивать структуру производства, регулировать
соответствующим образом
-24-
заработную плату, отношения с
профсоюзами. Институционализм объясняет причины безработицы неразвитостью, нечеткостью
функционирования инфраструктуры рынка труда и его специальных учреждений – бирж
труда, частных посреднических фирм, выполняющих функции службы занятости,
службы трудоустройства, службы содействия найму и др.
Таким образом, в экономической теории
выделяют пять основных причин безработицы:
1) структурные сдвиги в
экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых
технологий, оборудования приводит к
сокращению излишней рабочей силы;
2) экономический спад (депрессия),
который вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том
числе и трудовых;
3) политика правительства
и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной
платы снижает спрос на рабочую силу;
4) сезонные изменения в
уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5) изменение в
демографической структуре населения, в частности, рост численности населения
трудоспособного возраста.
Безработицу можно структурировать в зависимости от ее причин
на:
- безработицу в результате
потери работы в результате увольнения;
- безработицу вследствие
добровольного отказа от работы;
- безработицу, связанную с
выходом на рынок труда после перерыва;
- безработицу в связи с выходом
на рынок труда впервые.
1.3. Формула Оукена.
Если фактический
уровень безработицы (U) превышает естественный уровень
безработицы (U*) – эту разницу называют уровнем
конъюнктурной безработицы (Uk), - то общество
«недополучает» некоторую часть ВВП. Если Yf (N*) – это ВВП при полной
занятости, Y(N) – ВВП при фактической занятости,
то (Yf (N*) - Y(N) называют «конъюнктурным разрывом».
Американский
экономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому превышение
фактического уровня безработицы на 1 % от ее естественного уровня приводит к
снижению объема фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП примерно на
2,5%.
-25-
Это так называемая формула (закон) Оукена:
( YF - Y)___
U – U* = YF , где - параметр Оукена (2,5).
По закону Оукена потери от
безработицы вычисляются по формуле:
ВВП
потенциальный - ВВП фактический = (U факт – U естеств.)
ВВП потенциальный,
где =
2,5; U естеств. = 6 %.
2. Формы безработицы.
В зависимости от экономических
причин, порождающих безработицу, она делится на четыре типа: фрикционную, структурную,
циклическую, сезонную.
Фрикционная безработица возникает при перемещении
работников от одного места работы к другому. Такая безработица выступает
следствием кратковременных изменений на рынке труда и существует потому, что
процесс подбора работников и рабочих мест требует определенного времени. Уровень
фрикционной безработицы в экономике определяется притоком людей на рынок труда
и выходом из него и тем, насколько быстро безработные находят на работу. Эта
скорость зависит от развитости институциональной структуры рынка труда.
В условиях постоянно
меняющейся рыночной экономики фрикционная безработица неизбежна потому, что
происходят структурные сдвиги. Еще одной причиной служат увольнения в
результате банкротств отдельных фирм, неудовлетворительная их работа. Поэтому
государственные программы для снижения естественного уровня безработицы путем
уменьшения фрикционной безработицы обычно включают в себя совершенствование
информирования о вакансиях, осуществляемом службами занятости, различные
программы переподготовки.
Наоборот система
страхования по безработице, увеличивает число фрикционных безработных, так как,
с одной стороны, работник может дольше искать подходящую для него работу, а с
другой – фирмы легче идут на увольнения, зная, что работник не останется без
средств к существованию, что, в конечном счете, увеличивает экономическую
эффективность.
-26-
Структурная безработица возникает при длительных изменениях
в структуре экономики, которые приводят к несоответствию между
существующей квалификацией или профессиональными требованиями со стороны
рабочего места. Могут возникать также структурные территориальные несоответствия.
Структурная и
фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами,
фрикционная и структурная безработица составляют естественную безработицу. Формы безработицы как
фрикционная и структурная, не могут быть устранены, они естественны для
динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость характеризуется наличием
естественной безработицы. Понятие естественного уровня безработицы тесно
связано с категорией потенциального уровня ВВП. Потенциальный ВВП – это такой объем ВВП,
который может быть произведен в условиях полной занятости при наличии
естественной безработицы. В связи с этим становится ясно, что фактический и
потенциальный ВВП могут не совпадать, как и не всегда совпадают фактическая и
естественная безработица.
Циклическая, конъюнктурная, или спросодефицитная безработица возникает при
недостаточном совокупном спросе, определяется изменениями экономической
конъюнктуры.
При классификации
безработицы выделяют также безработицу вынужденную и безработицу добровольную
(или безработицу ожидания). Вынужденная безработица возникает, когда работник может и
хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Добровольная безработица возникает, когда работник
мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски
вышеоплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.
Сезонная безработица вызвана колебаниями в
уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых
отраслей экономики.
Скрытая безработица состоит из людей, которые
не входят в экономически активное население на данный момент времени, но
хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них
подходящей. В России скрытой безработицей называется ситуация, когда работники,
формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работы
и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день,
неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.
-27-
3. Безработица в Брянской
области.
Учащиеся, студенты,
пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались
поисками работы и были готовы приступить к ней. По данным обследования по
проблемам занятости общая численность безработных в 2000 году составила 87
тысяч человек и сократилась по сравнению с 1999 годом почти на 19,7 % (см.
Табл. № 4 на стр. 15)
Официально
зарегистрировано в службах занятости в качестве безработных на конец 2002 года
13,4 тыс. человек, из них на 90% назначено пособие по безрабо- тице. Среди
безработных 69,9 % - женщины. Также серьезной проблемой остается поиск работы
для молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, составляющей 30,3 % от общего
количества зарегистрированных безработных.
За содействием в
трудоустройстве в службы занятости в течение 2002 года обратилось 146,5 тысяч
человек, что на 2,07 тысяч человек меньше, чем в 2001 году. За этот период
трудоустроено 55,5 тысяч человек (2001год. – 48,9 тыс. чел.).
В 2002 году 7,1 тысяча работников
крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по
инициативе администрации, в том числе 87,4 % - это работники промышленности. В
течение 2002 года 10,5 тыс. человек побывали в вынужденных административных
отпусках, в том числе 83,2% - работники промышленности, 9,8 % - работники
строительной отрасли.
Большая часть
безработных ~ 79,0% проживает в городской местности и
21 % в сельской местности. Средний
возраст безработных – 35 лет. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 35%;
лица в возрасте от 30 до 49 лет - 57 %;в возрасте от 50 до 59 лет – 7,8 %; в
возрасте от 60 до 72 лет – 0,2 %. Уровень безработицы в нашей области в 2000
году уменьшился, но остается по-прежнему высоким – 12,98 % (отношение
численности безработных к экономически активному населению). За 2001-2002 г.г.
наблюдается тенденция к снижению уровня безработицы (2001 год – 10,0%, 2002
год – 8,5 %).
Общая ситуация на
рынке труда остается сложной. Проблемы, возникающие в связи со сложившейся
ситуацией, требуют приведения в действие всех средств активизации рынка труда:
создания новых рабочих мест; введение профориентации для безработных;
стимулирование новых форм занятости: содействие малому предпринимательству,
благоприятные условия для самозанятости, привлекательные системы вознаграждения
для надомников и др.
Активизация рынка труда
на основе имеющихся резервов позволили уменьшить давление избыточной рабочей
силы на рынок труда.
-28-
Инструментом реализации
задач в части стабилизации, а затем улучшения ситуации на областном рынке труда
стала программа содействия занятости населения области на 2001-2003 г. Она
предусматривает достижение главного конечного результата реализации комплекса
запланированных мероприятий – сдержать уровень регистрируемой безработицы – не
допустить превышение уровня регистрируемой безработицы в 2001-2003 году в 3,4%.
-29-
III. Государственное
регулирование рынка труда.
Современный рынок труда
испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность
государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его
в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной
экономики.
Если безработица превышает
естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то
необходимо вмешательство государства.
Современная
государственная политика не может базироваться на идее, что социальное
развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому
благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и
экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной
занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли
социальной и экономической составляющих развития безработица не может
рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная
способность населения, бюджеты теряют
налогоплательщиков, а предприятия – кадры,
увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку
безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия
причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и
экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является
результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и
рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация
безработицы может достигаться в более широком контексте экономических,
социальных, образовательных и других направлений политики (табл.5 на стр. 30)
Тесная связь занятости и
экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и
занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и
способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск
падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации
развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание
безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут
перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное
сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и
предложения рабочей силы.
-30-
С точки зрения влияния на занятость,
эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным
воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности
на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех,
кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание
высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом
составляет задачу экономической политики.
Табл 5.
«Направления
государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости».
Направления
политики
|
Направления действий
|
Экономические возможности для
занятости
|
- антиинфляционная политика;
- налоговая политика;
- поддержка инвестиционной активности;
- промышленная политика;
- региональная политика развития рабочих мест;
- внешнеэкономическая политика
|
Защита труда
|
- наем и увольнение;
- рабочее время;
- заработная плата;
- управление персоналом;
- безопасность труда;
- нейтрализация дискриминации;
- коллективные соглашения и договоры
|
Социальное страхование и социальная
помощь
|
- социальная помощь;
- льготы для семей;
- помощь инвалидам;
- помощь малообеспеченным;
- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное;
на случай болезни
|
Образование и профессиональное
обучение
|
- общее образование
- профессиональное первичное стационарное
образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на
производстве
|
-31-
2. Управление занятостью.
Основная цель систем
управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в
приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.
Управление занятостью
является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Она осуществляется
Министерством экономики, Министерством труда и социального развития,
Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими
министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью
осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по
управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные)
службы занятости.
Принято выделять два типа
воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению
уровня занятости на предприятиях); Пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок
труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим,
пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение). Они
содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения
трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная
защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения
доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на
«уровне прожиточного минимума».
Посреднически-вспомогательная
роль государства на рынке труда, частично берет на себя функцию поиска и
предоставления рабочих мест, создания общенациональной сети по трудоустройству.
Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют
максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
В широком смысле механизм
госрегулирования включает экономические,
юридические, социальные и
психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они
осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости,
банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного
регулирования рынка труда рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и
бюджетная политика правительства, совершенствование
-32-
законодательства о социальном
обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах.
Таким образом,
современное государственное регулирование рынка труда представляет собой
комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и
иных мер.
Государственные меры борьбы с
безработицей в России:
- создание Федеральной
государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры
занятости населения. В России действует около 2,5 тыс. центров занятости, в
которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников.
- поощрение
государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную
плату на начальных этапах переходного периода в России;
- досрочный выход на
пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в
начале переходного периода;
- расширение программ
переподготовки;
- социальная помощь
безработным через пособия по безработице.
-33-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
По данной курсовой работе
можно сделать следующие выводы:
1. Рынок труда, подчиняется в
целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который
имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами
являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы
социального и социально-психологического характера
2. В экономической науке
существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ни неоклассическая,
ни монетаристская, ни кейнсианская, ни институционалистская концепции в
отдельности не дают полной и адекватной картины функционирования рынка труды, хотя
и отражают его отдельные элементы.
3. Современный
рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько
не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и
неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных
отраслей экономики.
4. В отраслевой структуре
рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности
занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной
структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность
работников физического труда сокращается.
5. Безработица выступает как
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от
причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную,
циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем
уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы.
6. Среди основных
направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить:
- программы по стимулированию роста
занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы по подготовке и
переподготовке кадров;
- программы содействия найму рабочей
силы;
- программы по социальному
страхованию безработицы.
-34-
7. Особое место в системе
регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой
специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей
силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение
конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и
переподготовка безработных, выплата пособий.
-35-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУEМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.; Новосибирск,
Сибирское университетское издательство, 2003 г., ст.37;
2) ФЗ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»,
г. Москва, 2003г.;
3) «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича), Санкт–Петербург, издательство «Питер», 2001г. -544 стр.;
4) «Экономика», Учебник под ред. доктора экономических
наук, профессора А.С. Булатова, Москва, «Юристъ» 2002г. – 896 стр.;
5) «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин
Б.М. Издательство «Норма», г. Москва, 2002г. – 416 стр.
6) «Экономика труда», Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. (конспект
лекций), г. Ростов–на–Дону. Издательство «Феникс», 2002 г. – 242 стр. (Серия
зачет и экзамен);
7) «Современная экономика труда. Теория и государственная
политика» Эренберг Р.Дж., Смит Р.С., Москва, Издательство МГУ, 1996 г.;
8) «Фирма, рынок, право», Коуз Ф., г. Москва, Издательство
«Дело», 1993г.;
9) «Экономика труда в промышленности», Петроченко П.Ф.,
Лясников И.А., Москва, 1978 г.;
10) «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и
практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.,
11) «Основы изучения человеческого развития», под ред. Баркалова
Н.Б., Иванова С.Ф., г. Москва, Издательство «Права человека», 1998г., гл. 4
12) «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев
Г.С.,
Новосибирск 1997 г.;
13) «Поведенческие предпосылки современного экономического
анализа» Уильямсон О., THESIS, том 1, выпуск 3, Москва, 1992 г.;
14) «Наемный труд на переломных этапах развития экономики» Под ред.
Цвылева Р.И., Москва, 1999 г.,
15) «Рынок труда России», Гарсиа–Исер М.Х., Смирнов С.Н.,
Москва 1998г.
16) «Придерживание рабочей силы: свидетельства «Российского экономического
барометра», Капелюшников Р.И., Аукуционек С.П., Москва, 1996 г.;
17) «Безработица и эффективность государственной политики на
рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, ТЕИС,1999г.;
18) «Численность и естественное движение населения Брянской области
в 2001г.», Статсборник, Брянск, 2002 г., стр.2;
19) «Брянская область в цифрах» Госкомстат России Брянский
областной комитет государственной статистики, Брянск,2003, стр. 20, стр. 41;
20) «Ситуация на рынке труда в Брянской области» Брянский
облкомстат, Брянск 2001 г., стр. 1-9, стр.12-14, стр. 19-23;
21) «Российский Статистический Ежегодник 2002 г.»,
Госкомстат России, Москва, 2002 г. стр.141,151,155.
Похожие работы на - Рынок труда и безработица
|