Рентабельность производства и продукции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,24 kb
  • Опубликовано:
    2006-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рентабельность производства и продукции

кафедра бухгалтерского учета и финансов

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика предприятия»

Вариант №19

 

 

 

 

 

2003

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Показатель рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях рыночных отношений…………………………3

2. Задание………………………………………………………………...…8

3. Литература……………………………………………………………...10







1. Показатель рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях рыночных отношений.

Рентабельность — это относительный показатель уровня доход­ности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффектив­ность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели рентабельности продаж;

    в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность  товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной.

 (Т-С)/ Т100, где

Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;

С - полная себестоимость товарной продукции .

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/ С100.

    Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

    Рентабельность предприятия (общая рентабельность) , определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (

активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.

   Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

   Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой ( оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

                                                 прибыль до начисления процентов * 100

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = —————————————————

                                                                  валовая  выручка

  Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия , тем больше рентабельность оборота.   Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется п фоормуле                                                                                                                                               валовая  выручка

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ————————————————

                                                                        активы

Чем выше валовая выручка фирмы , тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует , что

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.

       Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.    Главным из показателей уровня рентабельности является

отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

   Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов , определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования

производственных ресурсов.    Показатели рентабельности ( доходности ) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

  Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов , а значит как объекты технико - экономического анализа , основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных

технико - экономических факторов

Рентабельность является результатом производственного процесса , она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств , снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

  Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей  - факторов : структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств , рентабельности  реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия . Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д.Шереметом.

                             1            1

Р = Е / ———— + ———, где

                   УМ            К

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов , доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основные  производственных фондов ;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

Методика анализа общей рентабельности: 

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины  производственных факторов. 

деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат)Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации ( Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

                Ппр                                        ЧП

       Rз=-----------                  Rз= ---------

                  З                                    З    

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота)Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг ил и чистой при­были на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективностью производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот указатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

            Прп                                          ЧП

Rоб = ---------                         Rоб = ------------

                В                                                       В

 Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (суммы K) или отдельных его слагаемых: соб­ственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, обо­ротного, операционного капитала и т.д.:

                                   БП                            ЧП

Rк = ——,     или     Rк  = ——

        сумК                        сумК

 

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и про­вести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупае­мость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

                   Прп = ƒ(VРПобщ, Удi, Цi, Сi)

Rз = ---------------------------------------------

                   Зпл = ƒ(VРПобщ, Удi, Сi)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 1 :

         Ппл ( при VРПобщпл, Удпл, Цпл, Спл)               15477

Rз = -------------------------------------------------------- = ----------- *100 = 22,8%

                   Зпл (при VРПобщпл, Удпл, Спл)                67937

           Пусл2  (при VРПобщф, Удпл, Цпл, Спл)         15477*0,9

Rз = --------------------------------------------------------- = ------------*100 =22,8%

                   Зусл (VРПобщф, Удпл, Спл)                        67937*0,9

         Пусл2 (при VРПобщф, Удф, Цпл, Спл)         15498

Rз = --------------------------------------------------- = - -----------*100 =23,6%

                   Зусл  (VРПобщф, Удф, Спл)                 65534

         Пусл2 (при VРПобщф, Удф, Цф, Спл)      31586

Rз = ------------------------------------------------ = ------------*100 =48,2%

                   Зусл (VРПобщф, Удф, Спл)               65534

         Пф (при VРПобщф, Удф, Цф, Сф)             18597

Rф = ------------------------------------------------ = ------------*100 =23,7%

                   Зф (VРПобщф, Удф, Сф)                   78523

ΔRобщ = Rф-Rпл =23,7-22,8 = +0,9%

ΔRурп = Rусл1-Rпл =22,8-22,8 =0

ΔRуд= Rусл2-Rусл1=23,6-22,8 = +0,8%

ΔRц = Rусл2-Rусл1 =48,2-23,6=+24,6%

ΔRс = Rф-Rусл2 =23,7-48,2 =-24,5%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровни рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уров­ни и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 189 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.

Далее следует выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

        Пi       VРПi(Цi- Сi)         Цi- Сi          Цi

R =  --- = ------------------ = ------------- = ------- -1

          З       VРПi – Сi              Сi             Сi     

Поданным табл. 12.10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:

              Цпл-Спл                          3,1-2,6

Rпл= --------------------- = ------------*100=19,2%

                   Спл                      2,6

                    Цф-Спл             3,7-2,6

Rусл= --------------------- = ------------*100=42,3%

                   Спл                      2,6

                   Цф-Сф              3,7-3,1

Rф= --------------------- = ------------*100=19,4%

                   Сф                       3,1

План по уровню рентабельности данного изделия перевыполнен ;лом на 0,2% (19,4 - 19,2). За счет повышения цены он возрос на 1% (42,3 - 19,2). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 22,9% (19,4 - 42,3). Аналогичные четы делаются по каждому виду товарной продукции.

Та блица 1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

ид ю-к-

W

Цена,руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность,

%

Изменение рентабельности,%

план

факт

план


план

усл.

факт

Общее

в том числе за счет

цены

себесто­имости

А

5,0

6,0

4,0

4,8

25

44

25


+19

-19

Б

т.д.

3,1

3,7

2,6

3,1

19,2

42,3

19,4

+0,2

+23,1

-22,9




2. Задание.

Рассчитать показатели затрат на 1 руб. товарной продукции. Произвести анализ выполнения плана по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции.

№ п/п

Показатели

План

Факт

Отклонение

% выполнения плана

1

Полная себестоимость продукции, млн. руб.

10017

8536

 

-1481

85,22

2

Товарная продукция, млн. руб

12839

10388

-2451

80,91

3

Выпуск продукции, шт.

128

104

-24

81,25

4

Затраты на 1 руб. товарной прод-ии

78,26

82,08

3,82

104,88

5

Прибыль от реализации

2822

1852

-970

65,63

6

22,05

17,81

-4,24

80,77

7

Рентабельность в % к себестоимости

28,17

21,70

-6,47

77,03

 

8

Уровень прибыли

21,98

17,83

-4,15

81,12

1) % выполнения плана = (факт/план)*100

2) Затраты на 1 руб. товарной продукции

А) план 10017/128=78,26 или (10017/12839)*100= 78,02

Б) факт 8536/104=82,08  или (8536/10388)*100 = 82,17

3) Прибыль от реализации = Товарная продукция – Себестоимость

А) план 12839-10017=2822

Б) факт 10388-8536= 1852

4) Прибыль на 1 руб. товарной продукции

А) план 2822/128= 22,05 или (2822/12839)*100=21,98

Б) факт 1852/104= 17,81 или (1852/10388)*100=17,83

5) Рентабельность в % к себестоимости

А) план (2822/10017)*100=28,17

Б) факт (1852/8536)*100= 21,70

6) Уровень прибыли

А) план (2822/12839)*100=21,98

Б) факт (1852/10388)*100= 17,83

7) Влияние изменения объема товарной продукции

(-2451*78,26)/100= -1918,15 

8) Влияние изменения затрат на 1 руб. товарной продукции

(3,82*10388)/100=396,82

9) Совокупное влияние

-1918,15+396,82=-1521,33

Таким образом прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 970 млн. руб. и план недовыполнен на 34,37%. Это произошло за счет уменьшения выпуска продукции на 18,75%, что в количестве составило 24 шт. В результате этого затраты на 1руб. товарной продукции увеличились на 4,88%

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Волков «Экономика предприятия» Издательство ЮНИТИ 1999.

2. Й.Ворст, П.Ревентлоу "Экономика фирмы" изд. "Высшая школа" 1993г.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнной деятельности предприятия – Мн.: “Экоперспектива”, 1997

Похожие работы на - Рентабельность производства и продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!