Модель экономического развития Азербайджана
Министерство
Образования Азербайджанской Республики
Азербайджанский
Государственный Экономический Университет
Факультет: ______________________________________
Специальность:
______________________________________
Доклад
на
тему:
Модель
Экономического развития Азербайджана
Студента:
________________________
Группа:
________________________
Руководитель:
_____________________
Баку-2007
Модель Экономического
развития Азербайджана
Паспортные Данные
Государства:
Азербайджан
расположен на Южном Кавказе с выходом на Каспийское море. Протяженность
береговой линии - около 780 км. Государства-соседи - Россия, Иран, Грузия,
Армения, Турция.
Территория - 86
600 кв.км.
Население - 8,500
млн. чел.,
Столица – г. Баку
(более 2 млн. жит.),
Государственный
язык – азербайджанский.
Денежная единица
– манат (равен 100 гяпик).
Азербайджан -
Президентская республика
Глава государства
- Президент,
избираемый на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного
голосования. С октября 2003 года – Ильхам Алиев. Исполнительная власть
– Правительство: Премьер-министр (А.Т. Раси-заде) и члены Кабинета министров,
назначается президентом и утверждается парламентом. Законодательная
власть - однопалатный Милли Меджлис (парламент) в составе 125 депутатов,
избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы относительного
большинства. Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2005 г.
Судебная власть –
Верховный суд,
входящие в состав Суда палаты по уголовным и гражданским делам, местные суды.
Структура
Экономики и ВВП.
Природные ресурсы
– Азербайджан - наиболее богатая природными ресурсами страна Закавказья. В ее
недрах залегают большие запасы нефти, природного газа, железной руды, цветных
металлов, алюминия.
Промышленность -
нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее, химическое производство,
машиностроение, черная и цветная металлургия.
Сельское
хозяйство - предприятия первичной переработки сельскохозяйственного сырья
(хлопчатника, овощей, фруктов, табака, продукции овцеводства).
Транспорт - система
железных и автомобильных дорог развита удовлетворительно. Имеются магистральные
трубопроводы: Баку-Новороссийск, Баку – Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан,
Баку-Тбилиси-Эрзерум.
В 2006 году ВВП
Азербайджана составил 17,7 млрд. манат ($19,85 млрд.), что зафиксировало рост
на 34,5% по сравнению с 2005 годом. Объем ВВП на душу населения в 2006 году
достиг $2373, против $1514 в 2005 году. Валовая продукция промышленности в 2006
году составила $14,5 млрд. манат ($16.2 млрд.), что зафиксировало рост на 36.6%
по сравнению с 2005 годом.
В формирование
ВВП роль государственного сектора 23,8%, а негосударственного сектора
составляет 76,2 %.
После
восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал
реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере
экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы
экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным
отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое
развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на
два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса
или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического
развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.
В результате
дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера
азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за
короткий исторический период после восстановления государственной независимости
удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии
страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение
заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране
процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути
развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель.
Знаменателен тот
факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе
экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике
политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа
Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане
(1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и
среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005
гг.)", "Государственная Программа развития машиностроительной
промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)",
"Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике
(2002-2006 гг.)", "Концепция демографического развития
Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в
2002-2005 годах туризма в Азербайджанской Республике",
"Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию
(2003-2005 гг.)", "Государственная Программа социально-экономического
развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и др.), а
также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости
Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и
инвестирования по не-нефтяному сектору" и др.).
Одним из
важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась
подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал
общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация
стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации
месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части
"Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении
добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией
Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП,
МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Турция петроллары, Пензойл, Иточу,
Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия,
Япония, Саудовская Аравия). День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами
вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда
останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация
соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт
века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой
нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию
экономического развития независимого Азербайджана.
В 2006 году валовый
внутренний продукт (ВВП) Азербайджана составил 17735.8 млн. манат ($19,85
млрд.), а индекс реального объема по сравнению с 2005 годом - 134,5%. Объем ВВП
на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. (См.
Таблица 1.)
Таблица
1.
Структура
ВВП по основным базовым отраслям экономики
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Сельское хозяйство,
охотничество и связанные с ней услуги
|
15.9
|
14.7
|
13.8
|
12.2
|
10.8
|
9
|
6.9
|
Рыболовство
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
Промышленность, всего
|
36
|
37.6
|
37.4
|
37.2
|
38.3
|
47.5
|
57.5
|
Добывающая промышленность
|
27.6
|
29.6
|
28.9
|
27.5
|
29
|
39.4
|
51.6
|
Перерабатывающая
промышленность
|
5.3
|
6.2
|
7.4
|
8.6
|
8.3
|
7.2
|
5.3
|
Производство и поставка
электроэнергии, газа и воды
|
3.1
|
1.8
|
1.1
|
1.1
|
1
|
0.9
|
0.6
|
Строительство
|
6.5
|
5.8
|
8.7
|
11.2
|
12.5
|
10
|
7.5
|
Торговля, общественное
питание, гостиницы
|
6.7
|
7.8
|
7.9
|
7.6
|
7.7
|
6.9
|
5.8
|
Транспорт и коммуникации
|
12
|
10.1
|
9.8
|
10
|
9.5
|
8.1
|
7.4
|
Социальное и неформальное
обслуживание
|
16.5
|
15.9
|
14.2
|
13.8
|
13.8
|
10.6
|
8.2
|
Косвенные налоги
|
6.2
|
7.9
|
8
|
7.8
|
7.2
|
7.7
|
6.5
|
В результате
широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в
1995-2006 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности.
Контракты о совместной деятельности по нефте и газодобыче, заключенные с
крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс
ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост
промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во
всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и
нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве
строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим,
что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая
промышленность. За последние десять лет в перерабатывающих отраслях производство
продукции выросло более в 2 раза.
В 1993-2006 годах
открыто много новых предприятий. В результате выработанной общенациональным
лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться
по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий
выросла в несколько раз. В настоящее время в Азербайджане действует около 200
предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В
них открыты тысячи рабочих мест. Как свидетельство роста негосударственного
сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных
субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого
предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса.
Немало работ
проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в
энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана
Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством
Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской
Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по
развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики
(2005-2015 гг.)", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и
более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях.
Валовая продукция
промышленности в 2006 году составила $14454.7 млн. манат ($16.2 млрд.). В 2006
году индекс реального обьема промышленного производства по сравнению с 2005
годом вырос на 36.6%. Этот высокий рост был обеспечен в основном за счет роста
в добывающей промышленности (добыча нефти и газа). Рост в этом секторе составил
144.7%, в перерабатывающей промышленности - 106.9%, в энергетике - 108.8% (см.
таблица 2).
Таблица
2.
Производство
промышленной продукци по видам экономическойдеятельности за январь-декабрь 2006
года.
|
Объем производства
продукции в текущих ценах, млн. манат
|
Индекс физического объема
промышленной продукции, %
|
Вся промышленность
|
14454.7
|
136.6
|
из которого:
|
|
|
Добывающая промышленность
|
10132.1
|
144.7
|
Перерабатывающая
промышленность
|
3729.2
|
106.9
|
из которого:
|
|
|
Производство пищевых продуктов,
табака и напитков
|
1301.8
|
103.7
|
производство нефтепродуктов
|
1226.1
|
102.5
|
производство химических продуктов
|
231.1
|
114.3
|
металлургия и производство
металлических изделий
|
394.2
|
111.2
|
производство машин и оборудования
|
51.8
|
148.4
|
производство оптических и
электрических средств
|
33.9
|
123.7
|
Производство и поставка
электроэнергии, газа и воды
|
593.4
|
108.8
|
Структура
промышленной продукции по секторам производства в 2006 году выглядела следующим
образом: обрабатывающая промышленность - 26,8% против 32,8% в 2005 году,
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9.8% против 12% в
2005 году, горнодобывающая промышленность - 63.4% против 55.2% в 2005 году (см.
таблица 3).
Таблица
3.
Структура промышленности (по
сопоставимым ценам 2000 года, %)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Вся промышленность
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
из которого:
|
|
|
|
|
|
|
|
Добывающая промышленность
|
53.5
|
56.4
|
55.6
|
52.5
|
50.7
|
55.2
|
63.4
|
Перерабатывающая
промышленность
|
31.3
|
18.3
|
29.9
|
31.5
|
34.2
|
32.8
|
26.8
|
из которого:
|
|
|
|
|
|
|
|
производство пищевых продуктов,
табака и напитков
|
3.2
|
3.7
|
3.5
|
3.5
|
3.3
|
2.7
|
2.2
|
производство нефтепродуктов
|
18.4
|
13.8
|
13.4
|
13.2
|
13.7
|
12
|
9.8
|
производство химических продуктов
|
3.4
|
2.9
|
3.9
|
3.9
|
4.7
|
3.7
|
3.4
|
производство других неметаллических
минеральных материалов
|
0.8
|
1.4
|
1.9
|
2.1
|
3
|
3
|
2.4
|
металлургия и производство
металлических изделий
|
0.4
|
0.5
|
0.7
|
1.8
|
3.1
|
3.2
|
2.8
|
производство транспортных средств и
оборудования
|
1.9
|
1.9
|
3.3
|
3.7
|
3.5
|
5.6
|
4
|
Производство и поставка электроэнергии,
газа и воды
|
15.2
|
15.1
|
14.5
|
16
|
15.1
|
12
|
9.8
|
В структуре
обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась
на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство
транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%,
металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов -
2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%,
производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и
оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%,
целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность
- 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%.
В структуре
добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически вся доля
пришлась на добычу нефти и газа.
В результате этих
изменений, в течение 2006 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля
нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2005 годом
возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего
и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского
хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от
7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до
7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1%
до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7%
до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство
ненефтяного ВВП составило 8101.8 млн манат ($9.1 млрд.), а его рост - 112.1%.
Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора
обусловлено развитием того же нефтегазового сектора.
Сельское
хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана,
играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми
потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах
аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов",
"О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили
осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в
пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной
реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее
купля-продажа.
В результате
серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы
все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их
собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной
собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих
и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида
собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для
лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.
Осуществленные в
аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным
образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но
существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества
Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в
стране частной собственности и развитии предпринимательства.
Валовая продукция
сельского хозяйства республики в 2006 году составила в текущих ценах 1893.8
млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2005 года на 0.9%. Валовая
продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве
она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в
растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2006
году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат
($23.5 млн.).
Одним из
факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика
капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с
ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых
предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов
социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в
экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом
объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из
первостепенных мест.
Реформы в
банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам,
возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному
банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию
двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного
капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях
свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя
численность банковских учреждений в стране уменьшилась.
В 2006 году объем
находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных
валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза
( на 105%). Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2006 году
обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление
курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на
рынке над спросом на нее.
В банковской системе
страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк
Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки
оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года, значительных
результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются
открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки
предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате
этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать.
29-го декабря
1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании
Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики".
Основный смысл
философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого
распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому
народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является
сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих
поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с
учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей
развития экономики.
На основе мудрого
решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы
для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых
условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и
вынужденных переселенцев.
Средняя
численность экономически активного населения Азербайджана в 2006 году составила
4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально
зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть,
по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным
государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2006
году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности -
185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4
тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере
образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек,
в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс.
человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в
добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или
1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 51.6%
ВВП Азербайджана.
По сравнению с
2005 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2006 году увеличились
на 88,8%, а расходы на 76,6%. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП
Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП,
бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные
расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов.
Государственный бюджет Азербайджана в 2006 году был исполнен с профицитом.
Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового
внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 3881.2 млн. манатов $3376,6
млн. при росте за год на 88,8%, расходы – 3789,7 млн. манатов $3297 млн. с
ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков
нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В
2006 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн.
По итогам 2006
года денежные доходы населения составили 9949.8 млн. манат ($11137 млн.), а
денежные расходы - 8006.7 млн манат ($8962 млн.). Темпы их роста составили
соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2005 года составили
соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам
2006 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2005 года.
В 2006 году
среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат
($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между
тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так,
если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования
- 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в
перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1
манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале
2006 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная
пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2007 года число
пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1
манат ($46).
После
восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней
экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и
экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в
этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных
международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда,
Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года -
Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими
структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную
экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.
Внешнеэкономические
связи страны:
Обьем
внешнеторгового оборота Азербайджана по итогам 2006 года составил $11639.8
млн., в том числе экспорт товаров $6372.1 млн., а импорт - $5267.6 млн.
Торговый баланс был положительным - $1104.5 млн. По итогам 2006 года во
внешнеторговом обороте Азербайджана удельный вес стран СНГ составил 26% (в
импорте - 39.8%, в экспорте - 14.6%), стран ЕС - 45.3% (в импорте - 30.8%, в
экспорте - 57.2%). (См.Таблица 4.)
Таблица
4.
Внешнеторговый оборот
Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)
Страны
|
Внешнеторговый оборот
|
Импорт
|
Экспорт
|
Баланс
|
Всего
|
11639796.5
|
5267639.5
|
6372157.0
|
1104517.5
|
Страны с переходной
экономикой
|
3034727,1
|
2100813,6
|
933913,5
|
1166900,1
|
Страны СНГ
|
3027885,7
|
2098168,2
|
929717,5
|
1168450,7
|
Страны Центральной и Восточной
Европы
|
6841,4
|
4196,0
|
1550,6
|
Страны с развитой рыночной
экономикой
|
6601248,8
|
2147166,7
|
4454082,1
|
2306915,4
|
Страны Западной Европы
|
5368860,7
|
1692285,4
|
3676575,3
|
1984289,9
|
Из которых
|
|
|
|
|
Страны ЕС
|
5267610,3
|
1624323,1
|
3643287,2
|
2018964,1
|
Другие страны Западной Европы
|
101250,4
|
67962,3
|
33288,1
|
-34674,2
|
Другие страны с развитой рыночной
экономикой
|
1232388,1
|
454881,3
|
777506,8
|
322625,5
|
Развивающиеся страны
|
2003820,6
|
1019659,2
|
984161,4
|
-35497,8
|
Страны с переходной и
центрально-плановой экономикой
|
229921,7
|
222805,7
|
7116,0
|
-215689,7
|
Другие развивающиеся страны
|
1773898,9
|
796853,5
|
977045,4
|
180191,9
|
Главным торговым
партнером Азербайджана является Италия, доля которой во внешнеторговом обороте
Азербайджана в 2006 году составила 25.5% (около $2970 млн.). Лидирующее
положение Италии во внешней торговле Азербайджана объясняется тем, что эта
страна является самым крупным импортером азербайджанской нефти. По итогам 2006
года доля Италии в азербайджанском экспорте составила 44.7% ($2.7 млрд.), а в
импорте - всего - 2.4% ($125 млн.). (См.Таблица 5.)
Таблица
5.
Главные торговые партнеры
Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)
Страны
|
Оборот
|
%
|
Импорт
|
%
|
Экспорт
|
%
|
Торговый баланс
|
Всего
|
11639796,5
|
1000
|
5267639,5
|
100,0
|
6372157,0
|
100,0
|
1104517,5
|
Италия
|
2970011,1
|
25,5
|
124602,9
|
2,4
|
2845408,2
|
44,7
|
2720805,3
|
Россия
|
1525843,5
|
13,1
|
1181584,1
|
22,4
|
344259,4
|
5,4
|
-837324,7
|
Турция
|
773185,0
|
6,6
|
385040,2
|
7,3
|
388144,8
|
6,1
|
3104,6
|
Израиль
|
711008,6
|
6,1
|
26179,7
|
0,5
|
684828,9
|
10,7
|
658649,2
|
Великобритания
|
459361,0
|
3,9
|
453764,6
|
8,6
|
5596,4
|
0,1
|
-448168,2
|
Германия
|
412843,2
|
3,5
|
403838,5
|
7,7
|
9004,7
|
0,1
|
-394833,8
|
Франция
|
403340,8
|
3,5
|
55837,4
|
1,1
|
347503,4
|
5,5
|
291666,0
|
Иран
|
381819,0
|
3,3
|
85917,4
|
1,6
|
295901,6
|
4,6
|
209984,2
|
Туркмения
|
378532,1
|
3,3
|
369007,2
|
7,0
|
9524,9
|
0,1
|
-359482,3
|
Украина
|
355915,9
|
3,1
|
317512,3
|
6,0
|
38403,6
|
0,6
|
-279108,7
|
Грузия
|
334477,3
|
2,9
|
49201,8
|
0,9
|
285275,5
|
4,5
|
236073,7
|
США
|
289842,4
|
2,5
|
1979490
|
3,8
|
91893,4
|
1,4
|
-106055,6
|
Казахстан
|
232908,0
|
2,0
|
127252,0
|
2,4
|
105656,0
|
1,7
|
-21596,0
|
Китай
|
228875,6
|
2,0
|
222493,1
|
4,2
|
6382,5
|
0,1
|
-216110,6
|
Япония
|
188338,4
|
1,6
|
188293,7
|
3,6
|
44,7
|
0,0
|
-188249,0
|
Греция
|
187351,9
|
1,6
|
5368,9
|
0,1
|
181983,0
|
2,9
|
176614,1
|
Финляндия
|
167732,0
|
1,4
|
167732,0
|
3,2
|
|
0,0
|
-167732,0
|
Таджикистан
|
131186,7
|
1,1
|
289,4
|
0,0
|
130897,3
|
2,1
|
130607,9
|
Румыния
|
119380,3
|
1,0
|
39258,1
|
0,7
|
80122,2
|
1,3
|
40864,1
|
Республика Корея
|
115286,2
|
1,0
|
46932,6
|
0,9
|
68353,6
|
1,1
|
21421,0
|
Нидерланды
|
105579,6
|
0,9
|
90938,1
|
1,7
|
14641,5
|
0,2
|
-76296,6
|
Бразилия
|
85317,4
|
0,7
|
85288,0
|
1,6
|
29,4
|
0,0
|
-85258,6
|
Шведия
|
84445,3
|
0,7
|
84367,2
|
1,6
|
78,1
|
0,0
|
-84289,1
|
Испания
|
69019,9
|
0,6
|
16182,1
|
0,3
|
52837,8
|
0,8
|
36655,7
|
Индия
|
58455,4
|
0,5
|
57447,6
|
1,1
|
1007,8
|
0,0
|
-56439,8
|
Другие страны
|
869739,9
|
7,5
|
485361,6
|
9,2
|
384378,3
|
6,0
|
-100983,3
|
После Италии
вторым торговым партнером Азербайджана является Россия, доля которой во
внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 13.1% (около $1.5
млрд.). При этом в импорте Азербайджана Россия занимает первое место. На долю
России в 2006 году пришлось 22.4% (около $1182 млн.) от общего объема импорта
Азербайджана и всего 5.4% ($344 млн.) от общего объема экспорта Азербайджана
(хотя следует отметить, что Россия является самым крупным рынком ненефтяного
экспорта Азербайджана). Доля Грузии во внешнеторговом обороте Азербайджана в
2006 году составила 2.9% ($334.5 млн), в том числе в импорте - 0.9% ($49 млн.),
в экспорте - 4.5% ($285 млн.). Основная статья азербайджанского экспорта в
Грузию - это нефтепродукты.
Основная статья
азербайджанского экспорта - это нефть, доля которого в общем объеме экспорта
Азербайджана в 2006 году составила 84.6%.(См. Таблица 6.)
Таблица
6.
Внешнеторговый оборот
Азербайджана в 2006 году, по товарным группам
Название
товаров
|
Импорт, тыс. долларов США
|
%
|
Экспорт, тыс. долларов США
|
%
|
Всего
|
5267639,5
|
100,0
|
6372157,0
|
100,0
|
живые животные
|
41207,0
|
0,8
|
647,9
|
0,0
|
овощи
|
201665,8
|
3,8
|
156295,1
|
2,5
|
животные и растительные жиры, масло
|
40655,7
|
0,8
|
63369,7
|
1,0
|
продовольственные продукты,
напитки, алкоголь и уксус, табак
|
273233,4
|
5,2
|
101742,0
|
1,6
|
минеральные продукты
|
779758,1
|
14,8
|
5392663,0
|
84,6
|
продукты химической промышленности
|
249167,9
|
4,7
|
193023,3
|
3,0
|
пластмасса, каучук и изделия из них
|
134487,5
|
2,6
|
100563,8
|
1,6
|
кожа и изделия из кожи
|
1889,7
|
0,0
|
3386,7
|
0,1
|
древесина и деревянные изделия
|
53188,5
|
1,0
|
1265,6
|
0,0
|
бумага и картон,статьи
целлюлозно-бумажного производства
|
80510,4
|
1,5
|
2597,0
|
0,0
|
текстильные материалы
|
64191,6
|
1,2
|
60951,3
|
1,0
|
обувь, головные уборы
|
16078,1
|
0,3
|
160,4
|
0,0
|
товары из камня, цемента и керамики
|
80619,3
|
1,5
|
1141,7
|
жемчуг, драгоценные камни,
драгоценные металлы и изделия из них
|
4478,6
|
0,1
|
6,0
|
0,0
|
сплавы
|
615572,2
|
11,7
|
149642,3
|
2,3
|
машины, электрическое оборудование
|
1547302,7
|
29,4
|
37136,2
|
0,6
|
транспортные средства
|
877820,4
|
16,7
|
84780,3
|
1,3
|
музыкальные инструменты,
медицинское и другое оборудование
|
115602,3
|
2,2
|
4649,3
|
0,1
|
разные промышленные товары
|
86661,3
|
1,6
|
5759,1
|
0,1
|
произведения искусства
|
18,8
|
0,0
|
96,5
|
0,0
|
Проблемы
развития страны:
В экономике
Азербайджана действуют противоречивые тенденции. Экономический кризис,
связанный с разрывом хозяйственных связей в результате распада СССР,
карабахским конфликтом и внутренними неурядицами, преодолён лишь частично. Хотя
поступления от развития нефтяного сектора и роста экспорта нефти смягчили
неблагоприятные последствия кризиса, это не нашло отражения в улучшении
социально-экономического положения населения, ликвидации безработицы и диверсификации
экономической структуры страны. Экономика Азербайджана по-прежнему во многом
зависит от добычи энергоносителей. В условиях стремительно растущих объемов
поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов,
имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного
укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны.
Параллельно с этим азербайджанскому правительству приходится заниматься
вопросами модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности.
Можно заключить,
что итоги социально-экономического развития Азербайджана за январь-декабрь 2006
года подтвердили, что основные макроэкономические показатели демонстрируют
положительную динамику. Таким образом, результаты успешно осуществленных за
короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз
наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво
претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.