Гиппократ - основоположник античной медицины
План
1. Гиппократ –
основоположник античной медицины
2. Деонтологические
принципы Гиппократа
3. Принцип
"не навреди" (модель Гиппократа)
4. Литература
1.
Гиппократ – основоположник античной медицины
Родился в 460
году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из
основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины
Гиппократ был наречён отцом медицины.
Родился он в
городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов
(врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но
Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника.
Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их
обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много
путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало
возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой
опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до
нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым
уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.
Вообще вопрос о
том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не
решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и
все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих
врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э.
в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего
света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в
каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков
было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были
безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы
указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического
периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в
"Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили
для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III
века до н. э.
У Гиппократа было
два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным
руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана
ими.
Гиппократ
скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в
Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э.
показывали путешественникам.
2.
Деонтологические принципы Гиппократа
Велики заслуги
Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной
медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных
работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах
клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления
научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения
врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она
объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами.
Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их
выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения
всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время.
В наш век, когда
раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова
"клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без
лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не
следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи
тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как
"Закон", "О враче", "О благоприличном поведении",
"Наставление". В статье "Закон", выступая против
посредственности в медицине, он писал о врачах, что "по званию их много,
на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче", указывая на
необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели
больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если
бывает весьма полезны, презираются".
Говоря о
необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой
области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть
того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не
технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в
деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно
приступит к хирургии".
В работе "О
благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах поведения
врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и связи
медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в самом
деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё
это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость,
скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность,
изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни,
отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное
превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против
корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения,
против алчности, против хищения, против бесстыдства..."
Долгое время идёт
полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к науке или
искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может
стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной
учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что
действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто
хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём
врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и
тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых
людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё
искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном
случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать
внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и
делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время
самого действия".
В наставлениях
для врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений
вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего
постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении
просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова:
"Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать
зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".
Важное место в
сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он начисто отвергает
дилетантский подход к возможности научных открытий и утверждает значение
исторического изучения того или иного вопроса. "А мне кажется, что
стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не
найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также
точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в
медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и
метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное
открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи
основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к
исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к
новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам
обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".
Ещё совсем
недавно в период переломных моментов развития медицины, когда собственный
фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а
передовые достижения не осваивались по субъективным или объективным причинам,
пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад к Гиппократу".
Нельзя признать и лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не
ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных
личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо
личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это
задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому
мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и
должны быть лучом, направленным в грядущее.
Более 25 веков в
европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные
морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое
существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить
подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача? Если мы
обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием
"биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня она существует в
четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса,
деонтологической модели и в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена
двумя формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и
логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех
моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное
содержание современной биомедицинской этики.
Исторически
первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа
(460-377 гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах
"О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют
"отцом медицины". Эта характеристика не случайна. Она фиксирует
рождение профессиональной врачебной этики.
В древних
культурах - вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской,
греческой - способность человека врачевать свидетельствовала о его
"божественной" избранности и определяла элитное, как правило,
жреческое положение в обществе.
Например, первые
вавилонские врачи были жрецами, и основными средствами лечения были обряды и
магия. Первый египетский целитель Имхотеп (2830 г. до н.э.) - жрец, который
впоследствии был обожествлен, и храм в его честь в Мемфисе был одновременно и
госпиталем, и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным
правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что
отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия - бога медицины в древнегреческой
цивилизации.
Становление
греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального
знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни
городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих
жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными
гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа
были впервые сформулированы и выписаны обязанности врача перед больными, перед
своими коллегами по ремеслу.
Гиппократ писал:
"Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и
богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и
моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать
научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним
достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство
считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать,
преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и
все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и
ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но
никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами
и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и
несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не
покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине
абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое
искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной
болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни
вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного,
неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,
свободными и рабами.
Что бы при лечении
- а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской
из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные
вещи тайной."
Практическое
отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на
заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной
врачебной этики. То, что впоследствии, в христианской морали, станет идеальной
нормой отношения человека к человеку - "люби ближнего своего как самого
себя", "любите врагов ваших" (Мф. 5,44) - в профессиональной
врачебной этике является реальным критерием и для выбора профессии, и для
определения меры врачебного искусства.
Нормы и принципы
поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических
отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием,
обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их
реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня,
приобретая в том или ином этическом документе, будь то "Декларация",
"Присяга" и т.п., свой стиль, особую форму выражения.
Примером
документа, созданного в режиме "модели Гиппократа", является
"Клятва российского врача", принятая 4-й Конференцией Ассоциации
врачей России в ноябре 1994г.:
"Добровольно
вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное
обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми
профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье
моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно
совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все
знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не
только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам
гуманности.
Я клянусь, что
никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового,
этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского
характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь
безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней
нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к
своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти,
обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и
самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и
развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить
благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во
всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача,
этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами
профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России
положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и
искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством."
Ту часть
врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и
пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств
медицинского сообщества, можно назвать "моделью Гиппократа".
Совокупность же рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество,
осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, является принципами,
заданными этикой Гиппократа. Речь идет об обязательствах перед учителями,
коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи,
проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии,
абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о пользе больного,
о врачебной тайне.
Среди
перечисленных принципов основополагающим для модели Гиппократа является принцип
"не навреди". В "Клятве" говорится: "Я направлю режим
больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь
от причинения всякого вреда и несправедливости" В культурно-историческом
контексте этики Гиппократа принцип "не навреди" фокусирует в себе
гражданское кредо врачебного сословия, ту исходную профессиональную гарантию,
которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в
целом и каждым человеком, который доверяет врачу ни много, ни мало - свою
жизнь.
Литература
1. Большая Советская
Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.
2. “История Медицины”, Т. С.
Сорокина, 1992 год.
4. Врачи – философы”, С. Я.
Чикин, 1990 год.