Экология – школьный предмет или образ жизни?
ЭКОЛОГИЯ –
школьный
предмет или образ жизни?
Экология … Этот
термин еще совсем недавно был знаком только узким специалистам. Сейчас люди
всей планеты слышат его по телевидению, по радио, читают в газетах, в
Интернете.
Человек,
появившись на нашей планете самым последним в процессе эволюции, долгое время
жил на ней в мире и согласии с другими живыми организмами. А затем, в один
прекрасный момент вдруг решил, что он - властелин природы. В середине ХХ века
К.А.Тимирязев написал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Брать их у нее –
наша задача»! И человек брал, брал и брал, не задумываясь о последствиях. А
последствия не заставили себя ждать. Свалки, наступающие пустыни,
загазованность, вымирающие растения и животные, парниковый эффект … Изменить
ситуацию можно, только изменив свой образ жизни и мыслей.
В России делается
многое для того, чтобы ситуация с экологической обстановкой стала лучше. В
конце 90-х годов почти во всех школах города Твери ввели новый школьный предмет
– экология. Стали выпускать учебники. Удачные и не совсем, но они были. Сейчас
ситуация кардинально изменилась. Школьная экология из многих учебных заведений
исчезла.
В средней школе №
31 я веду этот предмет уже около десяти лет благодаря бывшему директору
Дмитриевой Г.Ю. и нынешнему Тихомировой С.Г., которые находят возможность
оставить экологию в расписании 10-х и 11-х классов. На своих уроках я не ставлю
задачи перед учениками заучивать какие-то факты, законы, цифры. На мой взгляд,
главное, чтобы дети научились видеть проблемы, размышлять, пытались как-то сами
изменить ситуацию. Все это время мы и на уроках, и во внеурочное время изучаем
экологическую обстановку Затверечья - района, в котором находится наша школа.
Главной улицей
нашего района является улица Туполева. По этой улице, как мы подсчитали, в час
может проходить более тысячи автомобилей, особенно летом, когда горожане едут в
свои загородные дома. Почти все дома на этой улице небольшие, частные, с
приусадебным участком. Огромное количество свинца из выхлопных газов
автомобилей оседает на всем том, что выращивают люди на своих грядках, кушают
овощи и фрукты, поистине смертельные для здоровья, в полной уверенности, что
они экологически чистые. Ведь они же со своего собственного участка! А ведь таких
улиц в нашем городе очень много. Дети сами учатся находить выход из таких
сложных ситуаций: можно свои участки засадить красивыми цветами, сделать свой
дом уютней, нарядней.
Это только одна
проблема, которую я, как учитель экологии, в силах решить на своих уроках. А
таких проблем в нашем районе много. Ученики изучают законы, по которым можно
наказать нерадивых хозяйственников. Можно, как воинственный ГРИНПИС, пойти на
баррикады. Но лично я не ставлю перед собой такие задачи. Даже если ученик не
бросит бумажку мимо урны, не сломает дерево или не будет мучить кошку – это уже
хорошо. Но, я очень надеюсь, что среди моих учеников сидят будущие директора,
главные инженеры предприятий, мэры и губернаторы. И, может быть, они вспомнят
мои уроки. Тверь – очень красивый, чистый город, но тогда экологическая
обстановка в нашем городе станет еще благополучней.
Учитель биологии и экологии
моу сош № 31
Гаврюшенко Галина Николаевна