Экологические права и обязанности граждан России
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
План:
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие и общая характеристика
экологических прав граждан……….4-8
2.Административный и судебный
порядок защиты экологических прав граждан……………………………………………………………………….9
3.Роль Конституционного Суда РФ в
обеспечении экологических прав граждан………………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….11
Список
источников…………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Для выживания человечества нет
большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и
водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом и
является одной из глобальных проблем современности. Конституция РФ гласит: «
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам». ( ст. 58)
Конституционная обязанность
конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране
окружающей природной среды[1]
закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного
законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды.
Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе Российской
Федерации от 29 января 1997г.
24 апреля 1995г. вступил в
силу Федеральный закон «О животном мире»[2].
Действуют и иные природоохранные акты.
За нарушение природоохранного
законодательства установлена имущественная, административная и уголовная
ответственность.
Данная работа предполагает
рассмотрение экологических прав и обязанностей граждан Российской
Федерации.
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Основным правом каждого человека
является право на жизнь. Это положение закреплено в Конституции Российской
Федерации в ч.1 ст. 20.[3]
Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной
декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным
Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской
декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и
в последующих документах.
Статья 42 Конституции РФ
закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между
собой экологических права человека:
1) право на благоприятную
окружающую среду;
2) право на достоверную информацию
о ее состоянии;
3) право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Содержание экологических прав
граждан состоит из трех частей:
1) возможность действовать
определенным образом в своих интересах;
2) право требовать от субъектов
исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или
воздерживаться от их совершения;
3) обращаться за защитой
нарушенного права к государственным органам.
Конституция впервые наделила
понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной
легитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в
ст.11 Закона РФ от 10 января 2002г. « Об охране окружающей среды».[4]
Окружающая среда является
благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее
чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового
разнообразия и эстетического богатства.[5]
Конституцией РФ также предусмотрено
право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде,
которой располагают специально уполномоченные государственные органы в
области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от
уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и
контроля. Данное право конкретизируется в ч.1 ст. 11 Закона, а также в
Федеральном законе от 20 февраля 1995г. « Об информации, информатизации и
защите информации»[6],
который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву.
Третье экологическое право,
закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Законе « Об охране окружающей
среды», который занимает центральное место в системе экологического
законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:
Статья 11 Закона провозглашает
права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды:
1.
Каждый
гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от
негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,
чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей
среде.
2. Граждане имеют право:
- создавать
общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять
обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным
лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране;
- принимать
участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе
подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в
иные непротиворечащие законодательству РФ акциях;
- выдвигать
предложения о проведении общественной экологической экспертизы и
участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать
содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти
субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны
окружающей среды;
- обращаться в
органы государственной власти РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами,
заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей
среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать
своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в
суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять
другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
-сохранять
природу и окружающую среду;
-бережно
относиться к природе и природным богатствам;
-соблюдать иные
требования законодательства.
Статья 12 Права
и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений,
осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды
1. Общественные и
иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области
охраны окружающей среды, имеют право:
- разрабатывать,
пропагандировать и реализовать в установленном порядке программы в области
охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в
области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к
осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- за счет
общественных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать
деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
-оказывать
содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти
субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны
окружающей среды;
-
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор
подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях, в
соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении
референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обслуживании проектов,
касающихся охраны окружающей среды;
- обращаться в
органы государственной власти РФ и местного самоуправления по вопросам о
получении своевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а
также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую
среду;
- организовывать
и проводить в установленном порядке слушания и экологическую экспертизу по
вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность
которых может нанести вред окружающей среде;
Подавать в
органы государственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене
решений о проектировании, размещении , строительстве, реконструкции , об
эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать
негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в
суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Статья 13 п.3
указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным
и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области
охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном
порядке.
Статьи 11 и 12
Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданина России- его
экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих
статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют
содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ[7], Лесного кодекса РФ[8], Закона « О недрах» и других,
посвященных отдельным природным ресурсам.
2.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Различают
административный и судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических.
Административный порядок регламентирован Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 12 апреля 1968г. « О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта 1980г.[9] Согласно ему:
- жалобы
подаются в те государственные органы, к непосредственному ведению которых
относится разрешение вопроса и которые являются вышестоящими по отношению
к тем, чьи действия или решения обжалуются;
- если жалоба
подается в тот орган, к ведению которого рассмотрение жалоб не относится,
в течение 5 дней жалоба направляется в соответствующий орган с
уведомлением об этом заявителя;
- все
государственные органы должны систематически проверять состояние дел по
рассмотрению жалоб в подчиненных им предприятиях, учреждениях,
организациях и принимать меры для устранения причин, выявления нарушений
прав граждан.
В настоящее
время действует новая редакция Закона РФ « О прокуратуре», утвержденная
Федеральным законом РФ от 17 ноября 1995г. с последующими изменениями и
дополнениями.
В соответствии
с этим Законом одна из основных функций прокуратуры РФ- это надзор за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами
и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления, органами военного управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Помимо
административного порядка, Закон предусматривает и судебный порядок защиты.
3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Особая роль в защите
экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному
органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит
разрешение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
граждан и проверка по запросам конституционности закона, применяемого или
подлежащего применению в конкретном деле (п.»з» ч.1 ст. 3 Федерального
конституционного закона РФ от 21 июля 1994г. « О Конституционном Суде РФ»).[10]
В соответствии со ст. 97 Закона
жалоба допустима в том случае, если закон затрагивает конституционные права и
свободы граждан.
По итогам рассмотрения жалобы
может быть принято одно из следующих решений: признать закон либо
отдельные его положения соответствующими Конституции РФ; признать закон
либо отдельные его положения не соответствующими Конституции РФ.
Тогда дело, во всяком случае,
подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные
расходы граждан и их объединений возмещаются ( ст. 100)
Юридическая сила постановления
Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть
преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них
основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)
Таким образом, решение
Конституционного Суда РФ позволяет предотвратить массовые нарушения прав
граждан, в том числе и экологических.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно
сделать краткие выводы:
1.Статья 42 Конституции РФ
закрепляет три самостоятельных, но тесно связанных между собой
экологических права человека:
1) право на благоприятную
окружающую среду;
2) право на достоверную информацию
о ее состоянии;
3) право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Содержание экологических прав
граждан состоит из трех частей:
1) возможность действовать
определенным образом в своих интересах;
2) право требовать от субъектов
исполнения их юридических обязанностей;
3) обращаться за защитой
нарушенного права к государственным органам.
3. Окружающая среда считается
благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее
чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового
разнообразия и эстетического богатства.
4. Различают административный и
судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических.
5. Особая роль к защите
экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному
органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит разрешение
дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверка
по запросам судов конституционного закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993г.
2. «Земельный кодекс РФ» от
25.10.2001 №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 ред. от 07.03.2005г.)
3. «Лесной кодекс РФ» от
29.01.1997г. №22-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.01.1997г. ред. от 09.05.2005.)
4. Закон РФ « Об охране
окружающей природной среды» от 2 июня 1993г.
5. Закон РФ от 10 января 2002г.
« Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (с изм. от 09.05.2005г.)
6. Закон РФ « О прокуратуре
Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.1995 №47
Ст. 4472; 1999 №7 Ст. 878; №47 Ст. 5620
7. Федеральный конституционный
закон РФ от 21 июля 1994г. « О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ.1994. №13
Ст. 1447
8. ФЗ « О животном мире» от 24.
04.1995г. №52-ФЗ (ред. от 29.12.2004г. принят ГД ФС 22.03.1995г.)
9. Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 12 апреля 1968г. « О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан» в ред. от 4 марта 1980г.// Ведомости Верховного
Совета ССР. 1980г. №11 Ст. 192
10. Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд.-М.: Из-во
НОРМА-ИНФРА, 2001.
11. Ерофеев Б.В. Экологическое право:
Учебное пособие для студентов .-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003
[1] Закон РФ « Об охране окружающей природной среды» от 2 июня 1993г.
[2] ФЗ « О животном мире» от 24.04.1995г. №52-ФЗ ( ред. от 29.12.2004)
принят ГД ФС 22.03.1995
[3] Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
[4] Российская газета. 2002. 12 января
[5] Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003г.
С.9
[6] СЗ РФ. 1995. №8 С.609
[7] «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ
28.09.2001 ред. от 07.03.2005г.)
[8] «Лесной кодекс РФ» от 29.01.1997г. №22-ФЗ (ред. от 09.05.2005)
[9] Ведомости Верховного Совета ССР. 1980г. №11 Ст. 192
[10] СЗ РФ. 1994. №13.Ст. 1447