Куренье вредит вашему здоровью
Курение и молодежь-очень серьезная проблема, и проблема не
только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все
больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас
заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить,
не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.
Задача данного исследования - представить по возможности полную и достоверную
характеристику этой проблемы в нашей республике.
Тема нашего исследования представляет интерес и для
педагогов, и для врачей, и для законодателей, а расходы, связанные с его
проведением, окупятся с лихвой: здоровье народа стоит гораздо больше. Поскольку
проблема эта отнюдь не нова и определенные данные для анализа уже имеются,
исследование будет построено по аналитическому плану, хотя для учета специфики
Эстонии мы посчитали необходимым ввести и некоторые описательные элементы.
При формулировке вопросов задачей является раскрытие
следующих понятий, составляющих сущность проблемы (в скобках- операциональные
понятия, эмпирически интерпретирующие тот или иной аспект):
1. Распространенность и масштабы явления ( пробовал ли курить респондент и курит ли он
в настоящее время; если да - то регулярно или от случая к случаю, сколько
выкуривает в день, чувствует ли физическое недомогание без сигареты).
2. Когда и как начинают курить (в каком возрасте впервые попробовал сигарету,
почему решил попробовать, когда начал курить регулярно и чем это было вызвано).
3. Влияние социально-экономической неустроенности на
курение (доход семьи
респондента, живет ли он с обоими родителями или нет, работают ли родители
респондента, часто ли бывают конфликты у него с родителями и родителей между
собой, доверительные ли отношения в семье).
4. Влияние группы и референтной группы (сколько примерно человек курят из класса
респондента или среди его коллег, курят ли его друзья, курят ли наиболее
авторитетные для него люди, курят ли люди, с которыми ему больше всего хотелось
бы общаться, курят ли его родители, бросил бы он курить, если бы на новом месте
учебы или работы к его привычке бы плохо относились).
5.Влияние факторов социокультурного уровня (увлечение респондента его отношение к работе
или учебе,предпочтение респондентом денег, знаний или высокого положения в
обществе).
6. Влияние маркетинговых усилий табачных мпаний на
распространенность курения
(доверие респондента к рекламе табака, наличие у него ассоциаций , наиболее
часто внушаемых в рекламе сигарет, бросил бы он курить или стал бы курить
меньше в случае резкого повышения цен на сигареты, возникновении трудностей с
покупкой сигарет, ухудшения качества табака или исчезновения из продажи его
любимых марок сигарет).
7. Отношение некурящих к курению (раздражает ли респондента табачный дым, почему,по
его мнению люди начинают курить, как бы он отнесся к введению ограничений на
курение в общественных местах и на дискриминацию курящих в оплате труда, как
бы он отнесся к курению супруги или супруга).
8. Желание расстаться с привычкой (пытался ли респондент когда-нибудь бросить
курить, сколько времени не курил после этого, собирается ли он бросать в
ближайшем будущем, собирается ли бросить когда-нибудь,чем было вызвано это
желание, будет ли он бросать при ухудшении здоровья).
Ответы на вопросы,сформулированные на основе этих понятий,
помогут, во-первых, дать структурную картину распространенности курения среди
молодежи, позволят выявить значение тех или иных факторов в формировании
привычки к курению.Кроме того, можно будет подтвердить или опровергнуть
следующие гипотезы:
а) Оснсвными причинами курения среди подростков и молодежи являются не
экономическая ситуация, не отсутвие стабильности в обществе, а прежде всего-
влияние группы (и особенно- референтной группы). Поскольку на принадлежность к
ой или иной группе и выбор референтной группы влияют образование, род занятий,
ценности, то и они окажут свое воздействие, хотя корреляция и не будет очень
сильной. При прочих равных условиях зависимости между курением и доходами не
будет.
б) Существует определенная доля курильщиков (в задачу исследования
входит выявление ее величины), для которых курение не является физиологической
необходимостью, и именно эта часть скорее всего сократится при проведении мер
контрмаркетинга.
в) Влияние группы и советы близких друзей могут быть решающими в
стремлении бросить курить, в то время как другие стимулы (в том числе и забота
о здоровье) не будут столь эффективны.
В связи с тем, что основной целью опроса является анализ,
то большая часть вопросов будет направлена именно на интересующий нас сегмент-
молодых курилльщиков, имея целью выявить различия в их установках и поведении.
Но вместе с тем для описания некоторых особенностей этого явления в нашей
стране и исследования структуры общества по признаку отношения к курению нам
будет необходима и репрезентативная выборка среди всей молодежи. В ходе
исследования мы планируем опросить учеников, студентов, учащихся ПТУ и
техникумов, молодых рабочих и безработных от 15 до 20 лет, используя данные
Департамента статистики о численности той или иной группы среди всей молодежи
Эстонии. Всего предполагается опросить 400 человек,что дает достаточную
гарантию точности.
Двойственная ( описательно-аналитическая ) задача
исследования определила и специфику нашей выборки: с одной стороны, она
представляет всю молодежь, но с другой-интересующий нас сегмент
репрезентативной выборки отвечает на дополнительные вопросы. Поскольку выборка
у нас довольно большая и вопросов тоже будет немало, устный опрос
представляется чересчур дорогим и малоэффективным.
Анкета будет состоять из двух частей: общей, которую
заполняют все респонденты репрезентативной выборки, и целевой, которую
заполняют курящие респонденты. Каждый респондент получает обе части в конверте
и по заполнении возвращает их в том же конверте . Неиспользованные вторые части
можно будет пустить по следующему кругу (бумага нынче дорогая).
Информация всегда собирается для достижения какой-либо
цели, и главный этап в достижении цели исследования - интерпретация полученных
данных. Мы будем проводить обработку по следующим направлениям:
1. Измерение числа курящих , изменение их доли за последние годы.
Выявление доли женщин среди курящих, удельного веса курильщиков в разных
социальных группах, доли "социальных курильщиков" по отношению к
общему числу курящих.
3. Выяыление связи между курением респондента и курением в его
окружении, факторами неустроенности, социокультурными факторами, а после
нахождения этих связей можно будет сделать вывод о наиболее существенных
причинах курения.
4. Оценка тесноты связи между курением и маркетинговыми программами,
нахождение наиболее эффективных методов контрмаркетинга.
5. Анализ влияния социальных и культурных факторов на формирование
негативного отношения к курению, нахождение групп, где
"антикурильные" настроения наиболее сильны.
Конечно, нельзя надеяться, что одно только исследование
способно решить проблему, и мы вовсе не ставили перед собой задачи совершить
чудо. Но без всестороннего анализа любые попытки победить курение будут борьбой
с невидимым противником. А знание неприятеля - это непременное условие победы.
Таллиннская Школа
Менеджеров
Молодежь и курение
программа
исследования
Таллинн
1996 год