Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы
"Слово о полку Игореве" — величайший
памятник древнерусской литературы
В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской
литературы — "Слово о полку Игореве". Открытие и публикация в 1800 г.
"Слова" сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Это
произведение обозначило исторические дали отечественной художественной
культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе,
что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятников
мировой литературы. Интересы развивающегося древнерусского государства
требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров.
Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать
историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей,
обличать распри и междоусобицы. Многими чертами "Слово" связано с
литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно
отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки
эпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения
текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов
устного народного творчества, особой лиричностью. Летописи тех времен не
блистали изяществом литературного языка. В них он был сух, документален, но
ведь летописец и должен был рассказывать только то, что видел, без всяких
искажений и прикрас — это было главное правило написания летописей.
"Слово" ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем
события изложены правдивее, чем в других "свидетельствах истории".
Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу,
как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять,
ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей! Конкретная тема, которой
посвящено "Слово о полку Игореве", — неудачный поход в 1185 г. в
половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор
озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и
современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь
киевский Святослав Всеволодович, которому в "Слове" уделяется немало
внимания, а русский народ, Русская земля. Именно эта любовь к родине, к русским
людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его
слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явилась
вдохновительницей и определила выбор художественных средств в
"Слове", усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное
поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению. В
"Слове" нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против
половцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого
раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и
защитить Русь. Все "Слово о полку Игореве" проникнуто пафосом защиты
родины, объединения Русской земли. В 1184 году объединенными усилиями русских
князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и
опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь
не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и
гололе-помешала его конному войску подоспеть вовремя. Повидимому, Игорь тяжело
переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских
князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия
в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со
своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планы
простирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную
Тмутаракань. Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его
недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о
необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной
отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело
его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с
половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Поражение войск
Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий —
русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей
алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских
князей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси, страдавшего от
раздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные
войны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль — единение русских против
общих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор
"Слова" видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских
воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю. Поражение Игоря и
его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора
вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами
русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в
терем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре
объясняют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь, новгород-северский,
потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он
произносит "золотое слово", в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода
за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на
половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко
всем виднейшим русским князьям того времени. Автор "Слова" напоминает
им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит "вступить в
стремя" за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и
славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической: он
вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача
по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в
Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о
возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны "прыснуло море в
полночь, закрутились смерчи на море": Игорь бежал из плена. Описание
побега Игоря — одно из самых поэтических мест в "Слове".
Заканчивается произведение радостно — возвращением Игоря и пением ему славы при
въезде в Киев. Автор "Слова" одним из первых стал использовать многие
литературные приемы, он применял разнообразные художественные средства
изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения.
А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того
времени если и встречалось описание природы, то это был неподвижный, мертвый
пейзаж, который непосредственно связан с событиями, например, описание
местности, где происходило сражение. В "Слове" же природа просто
оживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий;
природа оживляет строки повествования. В основе силы и свежести человеческих
чувств автора "Слова" лежала его любовь к родной страдающей земле.
Любовь к Родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и
формы поэмы. Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. перед
нашествием кочевников, подчинено все содержание "Слова". Призыв к
единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к
родине. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных
читателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского
войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников,
острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Величайшая
патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность,
выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное
своеобразие, необыкновенный поэтический язык "Слова", высокое
мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим,
народным и гуманистическим, полным горячего лиризма.