Русский человек все вынесет… по роману Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Сочинение на тему «Русский человек все
вынесет…» по роману Н.С. Лескова «Очарованный странник» (Тема Родины в
произведениях Н.С. Лескова)
Роман Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» был
написан в 1873 году. В Европе еще недавно отгремели последние выстрелы
франко-прусской войны, принесшей славу российской дипломатии, которая
перечеркнула позор Крымской войны. Но в то же время на лидерство в Европе
заявляет свои права Германская империя. Не случайно в последней главе романа
Иван Северьяныч указывает на возможность войны с немцами.
В России же в это время завершается цикл либеральных
реформ, проведенных после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В
период с 1861 по 1870 годы в Российской империи были проведены реформы армии,
суда, образования, печати, земского и городского самоуправления. По некоторым
реформам можно было подвести первые итоги.
И вот в такой стране живет бывший конэсер, ныне служащий в
монастыре Иван Северьяныч Флягин – истинно преданный своей Родине человек. Уже
в портрете приводится его сходство с «добрым русским богатырем Ильей Муромцем»,
чем подчеркивается его единство с Россией, ее историей и культурой. Это
единство прослеживается на протяжении всего произведения. Конечно же, особенно
сильно оно проявляется в татарском плену, где Иван Северьяныч испытывает
чувство ностальгии. Тяжко жить русскому человеку в степи, на каспийских
солончаках. Не случайно в романе дается воспоминания плененного Ивана Флягина
об обычной, простой русской жизни. Он тоскует о повседневно быте русского
человека, которого он лишен на солончаках. Трудно не оценить и не понять слова
Ивана Северьяныча о том, что «очень домой в Россию хотелось». Также нерушимая
связь главного героя с Россией проявляется во время его службы в армии и
особенно в его последней фразе в романе: «… мне за народ очень помереть
хочется».
По особому Иван Флягин относится к православию, как к
религии России. Он, как и большинство людей XIX века,
человек глубоко верующий. Ему постоянно видятся храмы, убитый им монашек,
монастырь, куда он уходит в конце романа. Для него все неправославное – не
настоящее. “Живешь невенчанный и умрешь неотпетый”, - говорил Иване Северьяныч.
Из этих слов видно насколько для него важно следование православным законам и
обычаям. Он даже не признавал имен за своими татарскими детьми, так как «они
были без всех церковных таинств». Жизнь без веры была совершенно немыслима
для Ивана Северьяныча. Он даже на быт смотрел с позиции веры, говоря в
последней главе о «бесенятах-ребятишках».
Иван Северьяныч Флягин в своей жизни вынес много страданий:
и убийство монашка, и татарский плен, и убийство Груши, и войну на Кавказе. Так
Иван Северьяныч олицетворяет весь русский народ, также перенесший много
мучений.
Российский народ страдал всю свою историю. Разве не
страданием было нашествие хана Батыя и установившееся за ним многовековое
монголо-татарское иго? От набегов татар погибали тысячи русских людей.
“Мертвых, издыхающих попирали ногами”, - так пишет Николай Михайлович Карамзин
о разорении татарами Киева. Но, не смотря на такие набеги, Русь смогла сбросить
с себя это тяжкое иго.
Пережил русский народ и террор опричнины, установленной
Иваном IV Грозным, когда массовые казни и грабежи
прокатились по многим русским городам.
Нельзя не сказать и об огромном количестве войн, в которых
участвовала Россия. Но среди них, конечно, следует выделить две истинно
народные войны: Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну.
Жертвуя собой, русские люди спасли Отечество и одержали эти великие победы.
Но, возможно, самым страшным испытанием для Росси стали три
революции и страшная гражданская война. В эти годы Россия могла распасться, то
есть перестать быть Россией. Но Россия выдержала и это испытание.
До этого момента я говорил об иге, терроре, войнах,
революциях, то есть об отрицательных явлениях, но, как ни странно, одной из
главнейших причин страдания России являются реформы. Так было всегда от эпохи
Петра I до сегодняшних преобразований. Странно, любые
реформы проводятся в конечном итоге для улучшения жизни, а в России они
получают прямо противоположный результат. Почему? Наверное, прав Федор Тютчев:
«Умом Россию не понять…В Россию можно только верить».
Будем верить.