Миф об Орфее и Эвредике
Миф об Орфее и
Эвридике
Орфей — одна из
самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений,
которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок,
легенд. Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без
греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона,
без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом — корни того, что
мы называем сейчас наукой, искусством, и в целом культурой. Если обратиться к
истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к
развитию, которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры,
законы музыки и т.д. Орфей появляется в очень сложное для истории Греции время:
люди погрузились в полудикое состояние, культ физической силы культ Вакха,
самых низменных и грубых проявлений.
В этот момент, а
это было около 5 тысяч лет назад, появляется фигура человека, которого предания
называли сыном Аполлона, ослепляющего свое физической и духовной красотой.
Орфей — его имя переводится как «лечащий светом» («аур» — свет, «рфе» —
лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он
получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще
2 струны, сделав ее инструментом 9–ти муз. (муз как девять совершенных сил
души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой
версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической
поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном,
выручая своих друзей во время испытаний.
Одним из самых
знаменитых мифов — миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика
умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой
любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы
была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают
сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет
их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с
которой он соединяется после смерти.
Орфей продолжает
борьбу против лунных культов, против культа Вакха, он погибает растерзанный
вакханками. Миф говорит также о том, что голова Орфея какое-то время
пророчествовала, и это был один из самых древнейших оракулов Греции. Орфей
приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил то дело, которое
он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит импульс
для новой религии и новой культуры. Новая культура и религия, возрождение
Греции рождается в тяжелейшей борьбе. В момент, когда господствовала грубая
физическая сила, приходит тот, кто приносит религию чистоты, красивого
аскетизма, религию высокой этики и морали, которая послужила противовесом.
Учение и религия
орфиков принесла красивейшие гимны, через которые жрецы доносили крупицы
мудрости Орфея, учение о Музах, помогающих людям через свои таинства, открыть в
себе новые силы. На учение Орфея опирались Гомер, Гесиод и Гераклит,
последователем орфической религии стал Пифагор, который стал основателем
пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве.
Благодаря Орфею в Греции снова возрождаются мистерии — в двух центрах Элевсинах
и Дельфах.
Элевсины или
«место, куда пришла богиня», связано с мифом о Деметре и Персефоне. Суть
Элевсинских мистерий в таинствах очищения и возрождения, они были основаны на
прохождении души через испытания.
Другую
составляющую религии Орфея составляют мистерии в Дельфах. Дельфы как соединение
Диониса и Аполлона представляли собой гармонию противоположностей, которую
несла в себе орфическая религия. Аполлон, характеризующий порядок,
соразмерность всего, дает основные законы и принципы построения всего, строительства
городов, храмов. И Дионис, как обратная сторона, как божество постоянного
изменения, постоянного преодоления всех возникающих преград. Дионисийское
начало в человеке постоянный неиссякаемый энтузиазм, дает возможность
постоянного движения, стремления, к новому, и Аполлонийское начало стремится
одновременно к гармонии, четкости и соразмерности. Эти два начала были
соединены в Дельфийском храме. Праздники, которые проходили в нем, были связаны
с соединение этих двух начал. В этом храме от имени Аполлона говорят
прорицательницы дельфийского оракула — пифии.
Орфей принес
учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде 9
прекраснейших муз. Каждая из них имеет свою составляющую как принцип, как ноты
в божественной музыке. Муза истории Клио, муза ораторского искусства и гимнов
Полигимния, муза комедии и трагедии Талия и Мельпомена, муза музыки Эвтерпа,
муза, небесного свода Урания, муза божественного танца Терпсихора, муза любви
Эрато, и муза героической поэзии.
Учение Орфея это
учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все
человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар
богов, который живет в душе каждого из нас. И через него можно постичь все: и
силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, божественную гармонию
прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящее жизни,
наполненной вдохновением и светом любви.
Миф об Эвридике и
Орфее
В греческих мифах
Орфей находит Эвридику и силой своей любви трогает даже сердце владыки ада
Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из подземного мира, но с условием:
если он оглянется и посмотрит на нее, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня,
он потеряет ее навсегда. И в драме Орфей теряет Эвридику, не может выдержать и
не посмотреть на нее, она исчезает и вся его оставшаяся жизнь проходит в
безысходном горе.
На самом деле
конец этой истории другой. Да, великая небесная Любовь Орфея вызвала
сострадание в сердце Аида. Но он не теряет Эвридику. Сердце подземного мира
обозначает таинства. Орфей находит Эвридику, потому что приближается к
таинствам неба, к таинствам Природы, к сокровенному. И каждый раз, когда он
пытается на нее смотреть, Эвридика от него убегает — как Звезда волхвов
появляется, чтобы показать путь, а потом исчезает, чтобы дождаться, когда
человек дойдет до тех далей, которые она ему показала.
Эвридика уходит
на небо и с неба вдохновляет Орфея. И каждый раз, когда Орфей через свою
прекрасную музыку, вдохновленный, приближается к небу, он встречается с
Эвридикой. Если он слишком привязан к земле, Эвридика не может так низко
опускаться, и это является причиной их разлуки. Чем ближе он к небу, тем ближе
он к Эвридике.
Орфей об Эвридике
В это время
вакханки уже начали околдовывать Эвридику своими чарами, стремясь завладеть её
волей.
Привлеченный
каким-то неясным предчувствием в долину Гекаты, я шел однажды посреди густых
трав луга и кругом царствовал ужас темных лесов, посещаемых вакханкамй. увидел
Эвридику. Она медленно шла, не видя меня, направляясь к пещере. Эвридика останавливалась,
нерешительная, а затем возобновляла свой путь, словно побуждаемая магической
властью, все более приближаясь к пасти ада. Но я различил спящее небо в ее
взорах. Я позвал ее, я взял ее за руку, я крикнул ей: «Эвридика! Куда идешь
ты?» Как бы пробужденная ото сна, она испустила крик ужаса и, освобожденная от
чар, упала на мою грудь. И тогда Божественный Эрос покорил нас, мы обменялись
взглядами, так Эвридика — Орфей стали супругами навек.
Но вакханки не
смирились, и однажды одна из них предложила Эвридике чашу с вином, обещая, что
если она выпьет его, перед ней раскроется наука магических трав и любовных
напитков. Эвридика в порыве любопытства выпила ее и пала, как бы пораженная
молнией. Чаша заключала смертельный яд.
Когда я увидал
тело Эвридики, сжигаемое на костре, когда последние следы ее живой плоти
исчезли, я спросил себя: где же ее душа? И я пошел в невыразимом отчаянии. Я
бродил по всей Греции. Я молил жрецов Самофракии вызвать ее душу. Я искал эту
душу в недрах земли и везде, куда мог проникнуть, но тщетно. Под конец я пришел
к пещере Трофонийской.
Там жрецы вводят
смелого посетителя через трещину до огненных озер, которые кипят в недрах земли
и показывают ему, что происходит в этих недрах. Проникнув до конца и увидав то,
что ни одни уста не должны произносить, я вернулся в пещеру и впал в
летаргический сон. Во время этого сна ко мне явилась Эвридика и сказала: «Ради
меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мертвыми. Я услышала твой голос, я
пришла. Я обитаю на краю обоих миров и плачу так же, как ты. Если ты хочешь
освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои
крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области
Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном...»
При этом звуке я
пробудился. Это имя, данное мне её душой, преобразило все мое существо. Я
почувствовал, как в меня проник священный трепет беспредельного желания и сила
сверхчеловеческой любви. Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая
Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и
достиг великого посвящения и жизни аскета. Из любви к ней я проник в тайны
магии и в глубины божественной науки; из любви к ней я прошел через пещеры
Самофракия, через колодцы Пирамид и через могильные склепы Египта. Я проникал в
недра земли, чтобы найти в ней жизнь. И по ту сторону жизни я видел грани
миров, я видел души, светящиеся сферы, эфир Богов. Земля раскрыла передо мной
свои бездны, а небо — свои пылающие храмы. Я исторгал тайную науку из-под пелен
мумий. Жрецы Изиды и Осириса открыли мне свои тайны. У них были только их Боги,
у меня же был Эрос. Его силою я проник в глаголы Гермеса и Зороастра; его силой
я произнес глагол Юпитера и Аполлона!