Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно..."
Стихотворение
В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и
непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.
Нетрадиционность
и вызов заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и
соединены союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание.
Парадоксальность присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной
развязке истории.
Фантастический,
абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир
предстает в этом стихотворении.
Участниками
полилога и необычной истории становятся инструменты театрального оркестра:
скрипка, барабан, геликон, лирический герой, музыканты.
У каждого есть
свой характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и
громкий барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка»,
«меднорожий, потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие
страданий одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны:
тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура,
плакса, вытри».
Стихотворение
сюжетно, в нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых
и способных на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых
«других».
Поэт рисует образ
скрипки как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не
получающего понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и
единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая
партия. За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции:
издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась по-детски.
«Без слов», «без
такта» с деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает
одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и
выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без
слов, / без такта.
Антитеза, лежащая
в основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума
и молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже
восклицанием «Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой
грубоватого, просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом
«выплакивалась». Однако бранных слов сниженной лексики в стихотворении
значительно больше, что заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул,
глупая, вылязгивала, меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже
хорошее слово «голова» в речи музыкантов звучит иронично как осуждение.
Автохарактеристика
лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка,
подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим
оркестром.
Внутренние
колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и
алогичного выкрика:
Я встал,
шатаясь полез
через ноты,
сгибающиеся от
ужаса пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»
бросился на
деревянную шею.
В искреннем
признании лирический герой обнаруживает свою боль:
«...я вот тоже
ору-
Родной душе поведал
лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности
«доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».
Пренебрежением к
публике звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А
мне - наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я -
хороший». Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий
стихотворение вопрос:
«Знаете что,
скрипка? Давайте -
будем жить
вместе!
А?».
Не будь этого
«А?» - было бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию
человека деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в
себе, как скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.
Фантастическое и
реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир
стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию,
Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с
ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют
неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как -
наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».
Из-за членения стиха на
отдельные строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических
стихах, но этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением
стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего
Маяковского.