Анализ пьесы Отстровского "Пучина"
Островский. Пьеса «Пучина»
Герои
Сразу же обращает на себя внимание
подзаголовок пьесы Островского: “Сцены из московской жизни”. Это не трагедия,
хотя элемент трагического в пьесе ярко выражен: крах человеческой жизни,
разрушение семейного уклада, семьи, полная социальная и нравственная деградация
главного героя — Кисельникова, в конце пьесы опустившегося до нищеты,
сумасшествия, готового продать дочь в любовницы к богачу соседу. Можно
предположить, что Островского привлёк не частный случай, не судьба одного
семейства, а типичность, обыденность происходящего на сцене.
Пучина – одна из самых глубоких и
мудрых пьес Островского — история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в
пучине житейского моря. А.Н.Островский не просто рисует типы обитателей
Замоскворечья, он максимально раскрывает перед читателями и зрителями
тот общественный строй, который обусловил поведение этих людей. В этом
произведении великий русский драматург представляет целую вереницу живых и
разнообразных характеров таких как
Кирилл Филиллипович Кисельников
Автор
использовала прием «говорящей фамилии». Характер Кисельникова – податливый,
герой практически не имеет собственного мнения, предпочитая плыть по течению
событий. Доверчив, наивен. Кирилл на греческом значит «господин». Сочетание
«Господин Кисельников» – Это слабый господин. Он не способен бороться и
плывет по течению
жизни. Через
образ Кисельникова драматург стремился донести мысль о том, что нельзя быть в
жизни пассивным наблюдателем, необходимо быть активным и бороться, иначе пучина
поглотит и выбраться из нее уже будет невозможно.
Антон
Антонович Погуляев – Его друг.
Антон значит
«рвущийся в бой», соответственно Антон Антоныч – это дважды рвущийся в бой.
Фамилия Погуляев указывает на такие качества как авантюризм, бесшабашность и
доброе сердце. Именно Погуляев пытается уберечь Кисельникова от брака с
Глафирой Пудовной: «Невежество – это ведь болото, которое засосет тебя! Ты же
человек нетвердый. Хоть на карачках ползи, хоть царапайся, да
только старайся попасть наверх, а то свалишься в пучину,
и она тебя проглотит». И именно он, в конце концов, выручает семью
Кисельниковых из нищеты
Пуд Кузьмич Боровцов – Тесть Кисельникова
Автор использовал
«говорящие» имя и фамилию. Фамилия Боровцов рождает ассоциации с боровом. Как
свинья не разборчива в пище, так и Боровцов не разборчив в своих убеждениях. Он
не гнушается обмана и мошенничества. К примеру, он ограбил собственного зятя и
не дал приданного за дочерью.
Пуд – указание на
жадность и прижимистость Боровцова.
Имя Кузьма в
переводе с греческого значит – украшение. Таким образом, автор пытается
показать склонность купца к фальши. Вот чему учит зятя Боровцов: «Ты живи для
семьи, - вот здесь ты будешь хорош и честен, а с другими воюй, как на войне.
Что удалось схватить, и тащи домой, наполняй да укрывай свою хижину».
В этих словах
перед читателем вырисовывается образ
алчного хищника,
заботящегося только о своем благе. Если таков глава семьи Боровцовых, то
такие же и остальные ее члены
Глафира
Пудовна - жена Кисельникова.
Глафира по-гречески значит «утонченная». Поэтому,
сочетанием Глафира Пудовна автор пытается создать образ глупого, недалекого,
но претенциозного существа. После свадьбы робкая девушка Глафира превращается в
скандальную и алчную купчиху.
Анна Устиновна – мать Кисельникова
Имя имеет древнееврейское происхождение и означает
«благодать». В любых условиях она остается такой же преданной матерью,
старающейся оградить своего любимого Кирюшу от любого волнения.
Лизонька – Дочь Кисельникова
Имя Елизавета
имеет древнееврейское происхождение и означает «почитающая Бога». Для
Островского богобоязненность – одно из самых важных качеств. Он наделяет им
только положительных героев (к примеру, Катерину из «Грозы»). Елизавета,
девушка, почитающая Бога даже в нищете, сумела сохранить чистоту души и доброе
сердце.
Развитие конфликта
В пьесе «Пучина» А.Н.Островский не
отошел от основной тематики своих произведений и показал “дно”
послереформенного быта. В тоже время пьеса получилась необычной для автора по
жанру: не драма - эпизод, а драма
судьба,
своеобразный роман в лицах. Герой пьесы Кисельников проходит путь от студента -
идеалиста 30-х годов до мелкого судейского чиновника 40-х годов. Каждое
действие пьесы происходит через 5 - 7 лет и рисует путь молодого человека,
окончившего университет, вступающего в жизнь с надеждами и упованиями на
светлое будущее.
Каков же итог?
Женясь на замоскворецкой девице, он проваливается в быт, как в пучину. Чистота
помыслов заканчивается преступлением – крупной взяткой, которая видится герою
единственной возможностью вырваться из нищеты. Противоречие между естественным
законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет
драматическое действие. “Как в жизни мы лучше понимаем людей, если видим
обстановку, в которой они живут, - писал Островский, - так и на сцене правдивая
обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц и делает выведенные
типы живее и понятнее для зрителей”. В быту, во внешней обстановке ищет
Островский дополнительные психологические опоры для раскрытия характеров
действующих лиц. Такой принцип раскрытия характеров требовал все новых и новых
сцен и картин, так что подчас создавалось ощущение их избыточности. Но, с одной
стороны, целенаправленный отбор их делал доступной для зрителя авторскую точку
зрения, с другой подчеркивал непрерывность движения жизни. Автор прямо
указывает на значительные промежутки времени, отделяющие один акт от другого.
Однако даже при таком строении произведения финал не может быть в бесконечном
отдалении от кульминации и развязки; в этом случае нарушится его органическая
связь с основным конфликтом, и финал обретет самостоятельность, не будучи
должным образом, подчинен действию драматического произведения. Наиболее
характерным примером такой структурной организации материала является пьеса
“Пучина”, последний акт которой представлялся Чехову в виде “целой пьесы”.
Ремарки
В пьесах
А.Н.Островского, а в данном случае в пьесе «Пучина»,
В первой сцене
«Нескучный сад. Луг между
деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья
и вид на Москву-реку...»
Для чего автор
раскрывает перед читателями панораму нескучного сада, вблизи которого жило
купечество? Можно предположить, что А.Н.Островский старается достичь
большей образности, он обращает внимание на детали: скамья, дорожки, деревья...
Перед читателем и зрителем предстает природа Замоскворечья (обилие
деревьев, вид на Москву-реку). Эти описания даны автором еще и для большей
достоверности действия.
Во второй сцене
«Небольшая комната в квартире
Кисельникова»
Эта ремарка
настораживает читателя и зрителя. Ведь Кисельников надеялся разбогатеть, а
обстановка второй сцены говорит об обратном. Эта ремарка очень ясно и откровенно
вводит в содержание развертывающего действия.
В третьей сцене
«Бедная
комната; крашеный стол и несколько стульев; на столе сальная свеча и
кипа бумаг...»
Такое уточнение показывает, что
главный герой пьесы, Кисельников, уже на грани нищеты. Опять А.Н.Островский
обращает внимание на детали, а не смотрит на картину в общем. Свеча на столе
именно «сальная», что вызывает у читателя сопереживание герою, подчеркивается
беспорядок: «кипа бумаг» на столе.
Рассмотренные случаи показывают,
что ремарки, относящиеся к оформлению сцены, помогают раскрытию
содержания и создают определенное настроение.
Тропы
Метафора: «влюблен без памяти»,
«обороты лопнут», «руку крючком согнешь», «пожинать плоды цивилизации», «уши
прожужжали», «слова терять», «На свет выползла», «насквозь его вижу.», «тоска
за сердце сосет», «на волос от каторги»
Метонимия: «свои трудовые» (деньги),
«кончалой» (человек, закончивший обучение)
Сравнение: «Невежество - ведь это
болото», «думал, что из тебя барин выдет, ан вышла-то грязь», «словно кто
варом обдаст»
Синекдоха: «С дому сто рублей получаю»
Эпитет: «душа чистая»
Использованная литература
1.
Ревякин А.И. «Искусство
драматурга А.Н. Островского»- 2-е изд. испр. и доп. – М.:Просвещение, 1974
2.
А. В. Суперанская «Словарь
русских личных имен» - М. Эксмо 2006
3.
Лакшин В.Я. «Александр
Николаевич Островский» - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1982
Интернет ресурсы