Немецкая классическая философия
Немецкая классическая
философия
1. Общая характеристика немецкой
классической философии.
2. Критическая философия И.
Канта.
3. Идеалистическая философия И.
Фихте и Ф. Шеллинга.
4. Объективный идеализм Г.
Гегеля.
5. Антропологический материализм
Л. Фейербаха.
1.
Общая
характеристика немецкой классической философии.
Немецкая
философия XIX века – уникальное явление
мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко
исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить
в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее
основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того
времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
В немецкой
классической философии были представлены три ведущих философских направления:
Вклад немецкой
классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
1.
учения немецкой классической философии способствовали
разработке диалектического мировоззрения;
2.
немецкая классическая философия значительно
обогатила логико-теоретический аппарат;
3.
рассматривала историю как целостный процесс, а так
же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
2.
Критическая философия И. Канта
Основоположником немецкой
классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского
университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
Все творчество И.
Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический».
В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного
материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии
и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды
на космос, мир в целом.
В «критический»
период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики,
социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских
работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности
суждения».
Теория развития И.
Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие
планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится
в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на
Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции.
В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы
природы.
В теории познания
И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на
неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например,
антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.
Процесс познания,
по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум.
Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он
посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом
рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание
категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре
класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс
количества включены категории – единство, множество, цельность.
Этические взгляды
И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и
все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического
императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом
всеобщего законодательства».
В центре
эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и
«возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность
кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его
с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного
свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше
всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который
творит свой мир свободно.
Социально –
политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек
наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и
жестком следовании моральному закону.
И. Кант
выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе,
так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение
и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны
будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
Философские
взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого
откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».
Свою
философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте
было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет
сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются
схемой
·
«Я»
первоначально само себя полагает, само себя созидает,
·
«Я»
полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую
действительность (антитезис),
·
«Я»
полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим
миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух
сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает
опыт, информацию «Я».
Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть
активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности.
Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном
субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не
только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.
Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – концепцию»,
она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками.
Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его
устройство.
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию,
практическую философию, иррационализм.
Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы»,
«Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает
объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и
первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного,
вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа
пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы
является ее полярность.
В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического
характера развития истории. Философ выделяет три вида истории:
мировая
история,
история
познания
|
|
Важное значение имеют
антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является
проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека.
Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В
будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной
федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема
отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой
деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.
В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму –
отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и
восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой
классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых
предшественников.
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
- теория
объективного идеализма;
- всеобщий
философский метод – диалектика.
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа»,
«Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия
духа». «Философия права».
В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум,
сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное
действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит
особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная
идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает
самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной
идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный
и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов
материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
·
субъективный
дух – душа, сознание отдельного человека;
·
объективный
дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного
духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
·
абсолютный
дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного
духа являются: искусство, религия, философия.
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода.
Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового
духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его
противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов
получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится
тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и
снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю,
противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель
понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления
материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.
Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Философия природы – распадается у Г. Гегеля
на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.
В «механике» Г. Гегель рассматривает такие фундаментальные философские
категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий
– притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая
фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени
теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении
пространство и время действительны.
В «физике» речь
идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи
исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии»
(например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и
понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности,
восхождении и переходах.
«Органическая
физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела:
геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь
соответственно рассматривается история и жизнь Земли как планеты, специфика
формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма,
соотношение рода и вида.
Г. Гегель
высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей
(необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание
того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Социально-философская
концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы
сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных
догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих
людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных
событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой
разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются
воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю,
прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его
необходимости.
5.
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Материалистические
традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.
В теории антропологического
материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:
·
единственно
существующими реальностями является природа и человек;
·
человек является
частью природы;
·
человек есть единство материального и духовного;
·
человек
должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно
человек – центр всей методологии;
·
идея
существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
·
Бога как
отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения
человека;
·
природа
(материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
·
все, что
нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
В
атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие
основные положения:
·
Бога как самостоятельной реальности нет;
·
Бог –
порождение сознания человека;
·
мысль о
Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и
аффекты;
·
Бог не
является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;
·
религия –
глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
·
корни
религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от
него.
В теории
познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя,
что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в
своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания –
это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах
пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается
показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая,
что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах
отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал
только ощущения, а не практику.
С точки зрения
методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя
имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха
об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности
относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность),
приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина
(человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение
человека и его сознания.
Таким образом,
классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития
диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу,
который господствовал в философии XVII – XVIII вв.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по
истории философии. – СПб, Наука, 1994.
2. Канке В.А. Философия. – М.,
1996.
3. Кант И. Критика чистого
разума. // Мир философии. М., 1991.
4. Кохановский В.П. Философия.
Ростов-на-Дону, 1995.
5. Магомедов А.А. История
философии. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
6. Несмелиев Е.Е. основы
философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
8. Рефераты по истории философии
для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.
Ростов-на-Дону, 2002.
9. Спиркин А.Т. Философия. М.,
2001.
10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь,
судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.
11. Фейербах Л. О «начале философии» //
Мир философии. М., 1991.
12. Фихте И.Г. Первое введение в
наукоучение // Мир философии. М., 1991.