Критика Лосевского объяснения учения Аристотеля о материи и случайности
Критика Лосевского объяснения учения Аристотеля о
материи и случайности.
Лосев в книге Аристотель
пишет:
Материя
не есть эйдос, ни эйдос вообще, ни какой-нибудь эйдос в частности.
Поскольку материя есть только возможность осуществления эйдоса, это значит, что
материя есть сам факт осуществления эйдоса и факт уже внеэйдетический,
т.е. внесмысловой. Однако что это значит “внесмысловой факт”? Это значит, что
материя несет с собой не предусмотренную никаким эйдосом случайность его
осуществления. . . .
Эдос
может осуществиться целиком, и материя станет тогда принципом вещественной
красоты. (324 – 5)
Просто удивительно,
сколько внутренних противоречий выражено в этих строчках!
По сути он говорит:
1.
Материя есть не идея.
2.
Материя есть возможность.
3.
Материя есть факт.
4.
Факт – внесмысловой
5.
Осуществление случайности не несет в себе смысла.
6.
Смысл может осуществиться, т.е. стать материей
целиком.
Из 1. и 2.
вытекает: возможность не есть идея. Как же мы понимаем возможность? Очевидно
имея идею возможности, которая не есть идея.
5. и 6.
противоречат друг другу, утверждая : осуществление не имеет смысла и смысл
осуществляется.
4. Утверждает
внесмысловую реальность тем самым внося в нее смысл, или идею.
1. Приписывание
материи отрицательной (смысловой) характкристики, которая внешне отрицает
смысл, наделяет ее смыслом. И это самопротиворечиво.
На стр.328 он также
говорит: никакой вещи не cуществует без
ее материи, поскольку материя – это и есть принцип ее существования. Принцип – это идея, значит материя есть идея. Отсюда вещь есть всего
лишь сцепление определенных идей. И на этом уровне являет ничто иное, как
только чистый смысл.
Все это показывает
еще раз, что избранный метод говорить осмысленно о том, что якобы не имеет
смысла, невозможно. Что же автор хочет все-таки сказать?
Говоря о
случайности и идее, присущим вещи, автор хочет выразить, что нам что-то
неизвестно в мире материи и что-то известно. С этим можно согласиться. Но,
когда у него получается, что нам и нельзя в принципе узнать что-то непонятное в
отдельный момент, возникает серьезное сомнение. Знания о материи все
возрастают, то, что было неведомо и непредсказуемо раньше для многих, теперь
является достоянием каждого. Наука физики изучает материальный мир все больше и
больше, тем самым исключая случайность и саму материю, и в своем окончательном
триумфе окончательно! Когда наука о материи станет совершенной, материи не
будет совсем. Что же будут делать материалисты?
Материя есть для
нас пока мы чего-то не знаем, но не существует вообще, кроме как
идея этого временного незнания в уме.