Аналитическая психология К. Юнга и коллективное безсознательное
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
“АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
К. ЮНГА И
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ”
Бессознательность человека делится на личное и коллективное.
Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще
подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные
индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник.
Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма
близкий по своей сути и характеру к природе. Поступил в университет на
медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его
истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом
в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и
становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В
1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка,
а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были
всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим
учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные
отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к
европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией,
астрологией.
Как психиатру, ему
немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти
вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в
значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Согласно
сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех
универсальных элементов:
1.Личного сознания
2.Коллективного сознания
3.Личного бессознательного
4.Коллективного бессознательного
В общем, под
коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков,
способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В
центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно,
по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание
душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.” В этой предпосылке юнговской
теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией
“суперэго”. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по
наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая
поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на
различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг
выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
Архетип – содержание
бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с
мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах,
легендах. Архетип – это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием,
хотя имеется множество общих мотивов – приключение героя, битва за отделение от
матери – архетипы, архетипичные фигуры – божественное дитя, двойник, старый
мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным,
потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном
взаимодействии.
Выделяют элементы архетипов:
1)
Эго – оценка в сознании,
игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное.
2)
Персона
– каким
человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека. Персона –
лат "маска, личина". Выражение неадекватной персоны – человек без
кожи.
3)
Тень – центр личного
бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим
компромисс с тенью.
4)
Анима – женский компонент в душе
мужчины
5)
Анимус
– мужской
компонент в душе женщины. (Эти оба компонента – целостность человеческой
натуры).
6)
Самость
–
индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино
сознательное и бессознательное.
Эго – центр, Самость – наружность.
“Самость" выступает , как субъект целостной психики человека, как центр
личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на
достижение целостности и единства составляющих его частей. По Юнгу, человек
подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его
естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем
сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и
подсознательный процесс сублимации заходит в тупик.
Сублимация перестает действовать,
растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества
в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и
безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не
только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в
истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как
Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам,
тоталитаризму.
Отвергнув теорию сексуальности Фрейда,
Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую
интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу
развития культуры и цивилизации.
Юнг выделил два основных
противоположных типа личностей:
1. Экстравертированный - чуждый
самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду
.
2. Интравертированный - обращающий
психическую энергию внутрь самого себя.
Эта типологизация, как и ряд других
фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам
взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на
развитие, как социологии, так и социальной психологии.
Многие современники К.
Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно
сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты
признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным
взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет
психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления
культуры, что привело к определенной однобокости теории. И все же, интерес к
идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное
той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл
Юнг.