Философия любви в давней Индии
Министерство
образования и науки Украины
Кировоградский
национальный технический университет
Факультет Учета и Финансов
Кафедра экономики труда и менеджменту
Предмет Культурология
Роботу выполнила:
Мишина Ксения Сергеевна
ст. группы ФК 06-1
Работу проверил:
Тупчиенко Николай Петрович
г. Кировоград,
2007 год
1.
Вступление. Понятия Секс и Любовь в Индии.
екс – одно из наиболее
распространенных тем в искусстве. Секс можно найти в искусстве всех обществ. Он
вездесущ и вечен. Вот почему эротическое наследие, которым мы с вами обладаем,
так велико. Правда, большей частью оно нам неведомо. Существуют неизвестные
широкой публике шедевры изобразительного искусства и религиозные картины разных
народов мира, хранящиеся в запасниках музеев только потому, что имеют явное
эротическое содержание. Масса эротической литературы заполняет целые отделы в
крупнейших библиотеках мира, но такие книги не числятся в каталогах, доступ к
ним затруднен, отношение хранителей неоднозначно, а внимание – недостаточно.
На
Востоке издревле к вопросам пола относились серьезно, не считая их постыдными.
В восточном сознании превалировала концепция святости всего
эротического. Индуизм, наряду с большинством древнейших религий, поселил
эротику на небесах, откуда вместе со всем божественным и снизошло к людям
искусство любви, призванное научить человека как можно лучше контролировать
свои сексуальные стремления с тем, чтобы стать полезным членом семьи, общества
и вносить свой вклад в их процветание. Воспетое в знаменитом трактате «Камасутра»,
это искусство заняло достойное и полноправное место среди других необходимых
человеку знаний и навыков. В эротическом искусстве обществ, которые создали
искусство любви: Индия, Китай, Древний Рим, истина выводится из самого
удовольствия, понимается как практика и накапливается как опыт. Удовольствие не
рассматривается по абсолютному закону разрешенного или запрещенного или по
отношению к самому себе. Исследование установок относительно секса, принятых в
Индии – стране поразительных контрастов, является тиглем многих народов,
культур и традиций.
2.
Пантеон индуистских богов.
В
индии практически не существует такой стороны жизни, которая не находилась бы
под покровительством какого-нибудь бога. Тримурти – триединое воплощение
Брахмана, или «троицы», в которую входит мудрый творец Брахма,
благосклонный защитник и хранитель Вишну и Шива – властный и
наводящий ужас бог плодородия, повелитель духов и демонов, мастер танца и
разрушитель миров.
Брахма
– бог, который создал мир, трансформировал первоначальное Единство Высшей
Реальности в многообразие всего живого и переходящих форм.
Индуизм
учит, что знание о любви и сексе состоит из ста тысяч источников, разработанных
Брахманом. В искусстве он изображается четырехголовым божеством красного цвета,
облаченным в белое одеяние и восседающим верхом на гусе. Мифы гласят, что четыре
Веды произошли из четырех голов Брахмы. Поэтому его называют божеством
мудрости, и обращаются к нему в основном ученые люди. Слово «брахма» не имеет
рода, в связи с чем Брахму иногда представляют бесполым или бисексуальным
божеством. Он способен разделяться на мужчину – Ману Свайямбхаву и женщину –
Сарасвати. Брахма начал процесс творения. Он разделился на мужчину и женщину,
которые стали заниматься любовью. Брахма и Сарасвати породили весь род
человеческий.
По
мере становления индуизма как религии большинство верующих разделились на 2
основных течения – виншуитов и шиватов, образовав в их пределах множество
частных направлений и сект.
Вишнуиты
подчеркивают, что единственной реальностью является принцип бытия
(сохранения). Ничто не уничтожается; разрушение и творение суть не что иное,
как видоизменения, сущность же вещей неуничтожима; поэтому верховным является Вишну
– Бог в ипостаси хранителя.
Вишна
мягок, непротиворечив, полон всепрощения и заботы о своих поклонниках, следит
за состоянием богов и людей, а в борьбе с врагами дипломатичен. Его
представляют четыреруким или шестируким божеством великого многоголового змея Шеши
(воплощение бесконечности), который поддерживает его на поверхности
космического Океана. Символы Вишну – скорлупа раковины и диск. Он известен под
именем «Повелитель Вод» и считается правителем всего эротического.
Божественную
супругу Вишну зовут Лакшми. Ее почитают как богиню счастья, удачи, богатства и
материального благополучия. За исключительную красоту ее называют Падма (лотос).
Лакшми
всегда преданна своему мужу и на картинках изображается сидящей на змее Шеши и
массирующей ступни своего повелителя. В зависимости от настроения, она может
быть белой или красной.
Мифы
индуизма повествуют о том, что сын Вишну и Лакшми – это бог любви, Кама.
Кама – вечно юный и самый прекрасный из богов. В искусстве его изображают с
двумя или восемью руками, одетым в голубое платье. Он разъезжает на крокодиле
(также – на попугае), и знамя его несет символ в виде мифической рыбы Макары, в
чреве которой он, согласно преданию, жил некоторое время. Жену Камы зовут Рати
(любовная страсть). Свои жертвы бог любви поражает пятью цветочными стрелами,
возбуждающих желание: из голубого лотоса, жасмина, чампака, ириса и цветка
манго. Древко его лука сделано из сахарного тростника, тетива – из роя жужжащих
пчел. Его небесные спутники – танцовщицы апсары и музыканты гандхарвы.
Индийский
идеал красоты.
конченый индийский
идеал красоты тела изображен в скульптуре… Тало зрелой, чуткой, пышно сложенной
женщины становится эталоном индийской скульптуры. «Широкие, массивные, тяжелые бедра,
которые поддерживают пояс глубокий пупок, лишенное волос лоно, округлая,
твердая грудь, расположенная впритык одна к другой, и шея, пересеченная тремя складками,
вот что приносит блаженство, радость и удовольствие». Так написано в «Брихатсамхити»
про идеал женщины. Этот идеал сохранился аж до второй половины ІІ
тысячелетия...
Этот идеал распростроняется и на формы мужского тела, которое изображается
как мускулистое тело героя, а по своим пухлым формам, скорее, напоминает
женское тело
Из «Ригведы».
«Заговор – привораживание женщины»
Возжелай тела
моего, ног!
Возжелай глаз,
возжелай бедер!
Глаза твои и
волосы, вожделеющие
Ко мне, да
пожухнут от любви!
Льнущей к
дланям моим тебя я
Делаю, к сердцу
льнущей,
Чтобы ты попала
под власть мою,
Чтоб склонилась к
моему желанью.
Те, в чьем сердце
– согласие, –
Коровы, матери
жира,
Да сделают ее для
меня согласной!
Заговор
сопровождается магическими действиями, целью которых является привораживание
женщин.
Уся індуїстська література, як релігійна, так і світська, буквально
сповнена натяками сексуального змісту та статевої символіки і відверто
еротичних описів. У середні віки сам процес космічного творення зображувався як
шлюбний союз бога й богині, тому фігури пар у міцних обіймах зображувалися на
стінах храмів. Деякі релігійні секти навіть запровадили до свого культу як
невід'ємну частину статеві акти, які вважалися засобом врятування.
У стародавній Індії існував особливий розряд жінок, які не були
пов'язані правилами і обмеженнями, регламентованими поведінкою представницьких
вищих каст. Це були гетери. Безсумнівно, багато бідних і дешевих проституток
закінчували своє життя у злиднях або, в кращому випадку, ставали служницями чи
робітницями. Однак, більш характерною є описана в літературі фігура куртизанки
–гарної, освіченої, багатої жінки, яка займала високе положення и користувалася
не меншою пошаною, ніж відомі Аспазії та Фріни а класичній Греції. Існувала й
храмова проституція: у храмах утримувалися сотні проституток.
Список використаної літератури:
1.
История
Древнего мира. Древний восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н.
Бадан, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест 1999 г. – 848 с.
2.
Лекції
з історії світової культури / В.С. Полікарпов: Навч. Посіб. – 3-тє вид.,
стереотип. – Х.: Основа; К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999 г. – 336 с.
3.
Искусство
Индии 4 тыс. до н.э. – 7 век н. э., С.И. Тюлляев, Москва, «Искусство», 1989 г.
4.
Секс
в культурах мира. Збигнев Лев-Старорг, перевод с польского, Москва, «Мысль»,
1991 г.