Средневековая культура Европы. Культурологический анализ
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары.
Факультет Социальная работа
Кафедра педагогики и психологии.
Контрольная работа.
По дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА: «Средневековая культура Европы.
Культурологический анализ»
Выполнила: студентка
первого курса гр.ЗП1-06
заочное отделение
Мадеева Анна Сергеевна.
Проверил:Доцент Скворцов Э.Г.
г. Чебоксары 2006г.
ПЛАН.
Введение
стр. 3
1. Основные периоды развития
эпохи Средневековья. стр. 4
2. Особенности искусства
средневековой Европы. стр. 5-6
3. Литература и музыка
Средневековья. стр. 7
Заключение стр.
8
Список использованной литературы.
Средневековая европейская культура
охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного
формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода
(V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью
итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина
стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса - от культуры
предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические
отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в
мировоззрении людей.
Вся культура раннего Средневековья
имела религиозную окраску
Основу средневековой картины мира
составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения
мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы,
Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал
мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую
систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы
тьмы.
Наряду с сильным влиянием церкви
сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим.
Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами,
сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры
средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение
и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в
течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили
поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Все классы средневекового общества
признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал
и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.
1.Основные
периоды развития эпохи Средневековья.
Начало
Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы,
гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее
территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из
чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно
из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной
Германии, весготы – на севере Испании, осготы – на Севере Италии, англосаксы –
в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской
империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не
менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров,
и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления
и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном
процессе раннего Средневековья.
Средневековая
культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой
сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам
средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.
На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень
развития. Безраздельным было господство феодалов – землевладельцев. Фигура
короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную
власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция)
начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются
централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной
экономики, способствующий становлению культурного процесса.
Важное значение имели крестовые
походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству
Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.
На втором развития зрелого
(классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального
общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней,
происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение
приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение
феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые
горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение
городов-государств, например, Венеции, Флоренции.
2.Особенности
искусства средневековой Европы.
Развитие
средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:
1.дороманское искусство (V-Xвв.),
Которое делится на три периода: раннехристианское
искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и
Оттоновской империй.
В раннехристианский период
официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление
первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые,
восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним
украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные
черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В
изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов
достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение
глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в
изображении фигур согласно духовной иерархии.
Искусство варваров сыграло положительную роль
в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало
основной частью художественного творчества классического Средневековья. И
которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.
Характерной особенностью искусства
Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных,
раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего
проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских
образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование
мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.
Памятником архитектуры дороманского
искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В
этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В
Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших
монастырей.
2. романское искусство (XI-XII вв.)
Возникло во времена царствования
Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая
арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать
каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были
подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях.
Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная
живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита.
Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии.
Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая
благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху
Возрождения.
Помимо культовой архитектуры
активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный
замок – дом – башня прямоугольной или многогранной формы.
3. готическое искусство (XII-XV вв.)
Возникло в результате
развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых
городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые
изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций
зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени
уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые
детали – статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как
изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются
Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.
Так же готика используется в
скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная
индивидуальность, реальная анатомия фигур.
Монументальная готическая живопись
в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы.
Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения.
Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи
начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны
были французские витражи Шартра, Руана.
В книжной миниатюре также начинает
преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее
применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной
миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи
эволюционировал от «классического» стиля к реализму.
Среди наиболее выдающихся
достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и
псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе»,
представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров,
украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.
Литература и музыка
Средневековья.
В период зрелого феодализма наряду и
в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и
светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение
церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос,
рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров.
Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой
веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её
сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.
В конце VIIв. Под покровительством Карла
Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое
Евангелие.
В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение
рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях
рыцарей.
В противовес рыцарскому роману
развивается городская литература. Формируется новый жанр – стихотворная
новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.
В период развития готики произошли
изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло
собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые
исполняли героические песни – баллады, сатирические, боевые и другие песни под
аккомпанемент струнного инструмента – кроты.
Начиная с конца XI в. на юге Франции начало
распространятся музыкально – поэтическое творчество трубадуров. В их песнях
воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов.
Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был
немецкий миннезанг. Песни миннезингеров – «певцов любви» представляли собой, не
только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов.
Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях,
странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или
«мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных
цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства.
В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С
возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган.
Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и
многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.
XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда
как искусство XIV в. принято называть новым, и
именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.
Заключение.
Важнейшей особенностью
европейской средневековой культуры является особая роль христианского
вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков
оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские
страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на
формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные
ценности и идеи.
Все классы средневекового общества
признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и
свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.
Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось
рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев,
манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно
большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура
создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый
литературный жанр – рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.
Наряду с господством христианской
морали и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни
средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта
эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и
цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в
эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и
Просвещения.
Список использованной литературы.
1. Введение в культуралогию:
Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.:
Владос, 1996-336с.
2. Карлин А.С., Новикова Е.С.
Культурология. - СПб.: Питер, 2006.-464с.
3. Ковалева О.В. Культурология в
вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.-248с.
4. Культурология: Учеб. Пособие
для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.-319с.
5. Гуревич П.С. Культурология:
Учебник. - 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2005.- 280с.