Развитие культуры 1920 – 1930 гг.
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: «Развитие культуры 1920 – 1930гг.»
Проверила: Хисамова О.В.
Выполнила: Бронникова Екатерина
г. Салават
2002 г.
Советский период в истории России продолжался 74
года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской
революции
Советская Россия предприняла грандиозную попытку
воплотить в жизнь великие идеалы просветительного гуманизма - свободу,
равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать
западному миру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершить
новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь
развития.
Революционные события в России стали также вызовом
марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям,
согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической
сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития.
Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще
только складывался и не достиг даже зрелого состояния.
Хотя Россия в
начале века занимала пятое место в мире по общему экономическому уровню, в
целом она оставалась страной достаточно отсталой. К этому следует добавить то
обстоятельство, что Россия к началу строительства нового общества пережила три
года участия в Первой мировой войне, три революции и три года гражданской
войны. Она была полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище.
Никогда еще никакая другая страна не испытывала такого истощения и
опустошения.
Именно в таких, крайне неблагоприятных условиях
начиналось строительство социалистического общества и социалистической культуры.
Все это прекрасно видел и понимал главный вдохновитель строительства новой
России - В.И. Ленин.
Ленин пришел к убеждению, что история и
исключительные условия предоставили России уникальный шанс: попытаться – пусть
не без риска – построить социалистическое общество и осуществить мечту о
светлом будущем. Реализация этого шанса продолжалась 74 года.
В военно – экономической области
Советский Союз, в которой Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй
мировой державой – после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря
успехам научно – технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере
проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие,
высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях
производства, за исключением космоса.
В развитии культуры советского периода России
можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917
– 1932гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения,
проходивший на фоне широкого культурного плюрализма. Второй
приходится на 1932 – 1956гг. и связан с процессом построения социалистической
культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Содержание последнего
этапа (1956 – 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов и ошибок,
поиск путей к социализму.
Первый этап становления новой, социалистической
культуры протекал в исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой
Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально –
экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на
большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми
различными фактами и процессами.
Сразу после победы Октябрьской революции перед новой
властью встал вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том,
что следует охранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом
невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г.
Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части
собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с
которым Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное
образование исключило духовные дисциплины.
По отношению к другим областям духовной культуры
Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.
Здесь она руководствуется известными ленинскими
положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны
принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были
национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея,
Оружейная палата и многие другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250
новых музеев.
Для создания основ новой культуры Советская власть
разрабатывает широкую программу по ликвидации безграмотности,
которая составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство
принимает декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться
грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное
образование.
Формирование новой
интеллигенции потребовало резкого увеличения числа университетов и
вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах
открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году
по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и
Японию, вместе взятых.
Такая форсированность в подготовке специалистов
объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но
и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство
относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно,
видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения
стала массовая эмиграция русской интеллигенции.
Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров,
изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом
мировую известность.
Поиск и становление новой культуры происходили в
атмосфере интенсивной художественной жизни. В России 20-х годов существовало
множество разных литературно – художественных течений, школ и группировок.
Пролеткульт – культурно–просветительная и
литературно-художественная добровольная организация возникла в 1917г. Ее
теоретики – А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин.
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей,
куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович.
Были художники и писатели, которые предпочитали
остаться «вольными стрелками». Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М.
Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов.
Особую роль в формировании социалистической
культуры сыграл М. Горький - признанный «буревестник
революции», оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства
советского периода. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал
глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о серьезных опасностях, которые
подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих
опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.
В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий
о формальном методе в искусстве, благодаря им появилось большое число новых,
хорошо известных и сегодня журналов: «Новый мир», «Молодая гвардия»,
«Октябрь», «Звезда» и другие.
Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом
коллективизации, ситуация постепенно меняется. Число художественных течений
начинает неуклонно сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены
естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных
органов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется. От прежнего культурного
плюрализма и художественного многообразия практически ничего не остается.
Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается найденой. В развитии
советской культуры начинается новый этап.