Культура эпохи эллинизма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РФ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(Новочеркасский
политехнический институт)
ВОЛГОДОНСКИЙ
ИНСТИТУТ
Факультет: Гуманитарный
Кафедра:
Информационных и управляющих систем
Специальность:
Информационные системы и технологии
Реферат
по
дисциплине: Культурология.
на
тему: Культура эпохи эллинизма.
Выполнил
студент: 3 курса, группы ИС-01-Д1, Шелепень Ю. В.
Преподаватель: Локонова Е. Л.
К
защите Защита принята с
оценкой
"___"___________
2003г. ________________________
____________________
"___"______________ 2003г.
подпись _______________________
подпись
ВОЛГОДОНСК
2003
Содержание:
2.
Становление эпохи эллинизма. Космополитизм
эллинистической культуры………………………………………………………………………………4
3.
Литература и искусство эпохи
эллинизма…………………………………..7
4.
Эллинистическая наука и
философия……………………………………...10
5.
Заключение…………………………………………………………………..12
6.
Список используемой литературы…………………………………………13
Введение.
Каждый
период в истории культуры по-своему ценен и неповторим. Признавая этот факт,
исследователи, тем не менее, особую роль отводят древнегреческой культуре. Художественные
произведения создаваемые древними греками в живописи, скульптуре, архитектуре
легли в основу чувства прекрасного, эпохи Нового времени и по сей день, считаются
не превзойдёнными.
Эпоха
эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции.
Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило
начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап
представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных
достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется
исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с
греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры.
Классицизм
воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа. Именно в
этот период, когда в результате завоеваний Александра Македонского рождалось
понятие ойкумены, греческий дух прорвал национальные границы, культура Эллады
вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой начала
развиваться европейская культура.
Становление эпохи эллинизма.
Космополитизм эллинистической культуры
Во
второй половине 4 в. До н. э. резко усиливается окраинная область балканского
полуострова - Македония. В338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2
разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после
прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав
гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых
городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой
громадной империи.
После
создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и
означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е.
эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра
Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение
с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур
образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой
эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и
греческой системы образования.
Хронологически
эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323
г. до н. э. и последовавшим за этим распада империи на отдельные государства до
31 г. до н. э.- года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно
продолжительный период времени, в течении которого греческая культура получила
распространение на огромной территории от Италии до Индии.
В
результате событий и процессов, связанных с созданием, а затем с распадом державы
Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали складываться особые
формы социально-экономических отношений. На эту территорию переселилось много македонян
и греков, принесших туда свои обычаи и культуру. Развивалось товарное производство.
Политическая организация строилась на сочетании власти монархий с самоуправляющимися
общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение
культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных
языков – обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись
свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия
между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и
индивидуализма. Это было время развития науки и искусства.
Распространение и
утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных военных
действий, результаты которых и даже жизнь целых стран зависели от таланта
полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов
общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал,
которым стала не гражданская норма или отвлечённый собирательный образ, а
конкретная выдающаяся личность. Уже с конца 4 в. до н. э. греки начинают
обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и
алтари, учреждения ежегодные празднества в их честь и т. д.
Вследствие
этих процессов произошло изменение прав и обязанностей граждан полисов. Отныне
они превратились в подданных, и от своих правителей ждали гарантий безопасности
и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в
божественное возмездие и справедливость со временем вытиснилась верой в
могущество удачи и случая. Эта переоценка жизненных ценностей привела к
обособлению личности, раболепству под монархами, росту мистицизма и суеверий.
Вместе
с тем, эллинизм принёс в новые государства подъём и даже расцвет культурной
жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области
художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и
строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию
художественной культуры, художественная деятельность окончательно
профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности
становится неограниченной в пределах ойкумены.
Наконец,
эллинизм весьма существенно изменил религиозные представления греков. С
образованием эллинистических монархий рухнула греческая полисная демократия,
определявшая многие культурные ориентиры, нормы и ценности Древней Греции. И
главным было не то, что простые граждане потеряли возможность участвовать в
городском управлении, а то, что они лишились чувства защищённости, которое
давало им гражданство их полиса. Исчезли самостоятельные города-государства,
люди отныне жили в больших государствах, подчинявшихся единым для всех законам.
Но обретя весь мир, греки лишились своей родины, своего полиса, мысль о котором
поддерживала греков даже на больших расстояниях от него.
Космополитизм, ещё одна характерная черта
эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя
беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Эти новые чувства сразу
нашли отражения в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир
человека. В этих условиях изменилось прежде всего отношение греков к религии,
так как вместе с распадом полисов передавались забвению и их боги. Естественная
прежняя религиозность, связанная с политическими учреждениями и с общественными
воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный
самому себе человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого
уже ждёт не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного
спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью
человека, актом проверки его политической благонадёжности по отношению к своему
полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти,
одиночества.
Литература и искусство эпохи эллинизма.
Литература была почти исключительно религиозной, искусство
подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными
образами богов и демонов.
Человек этого времени предпочитал не принимать участия в
жизни общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения
эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его
внутренний мир.
Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия.
Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.
Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека.
Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического
периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.
Взаимодействие художественных культур Греции и стран
Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании.
Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь
своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов,
многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно
отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой
системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под
прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы,
выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала
воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество
людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились
новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные
архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным
сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так
же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский
маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую
гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его
вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7
м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного
основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался
огонь. Особенности социальной и духовной жизни эпохи не могли не сказаться на
искусстве скульптуры. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало
жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в
лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и
определило главные черты искусства скульптуры того времени- её динамичность,
выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и
находили для этого соответствующие художественные формы.
Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная
скульптура. Ею украшали сады и парки, где обычно устанавливались статуи
нагих Афродит в кокетливых, жеманных и стыдливых позах.
В скульптуре эллинизма человек впервые был запечатлен не
только молодым и красивым, го и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество
заключалось не только в этом, а и стремлении выразить характер, конкретное
состояние духа. В скульптурах такого типа важна не физическая мощь, а сила
мудрости, твёрдости характера и убеждённости духа.
Эпоха эллинизма является временем рождения различных
скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая
из которых отличалась своими художественными особенностями. Среди этих школ
наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения
которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При
входе в гавань при острове Родос мастером Харесом была возведена знаменитая
статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 метров и известная как «Колос
Родосский», ещё одно из «семи чудес света».
Мифология
по-прежнему занимает значительное место в искусстве. Но и боги изменили свою
природу, и отношение к ним стало другим. Художники, создавая образы богов,
стремились решить не религиозную, а художественную задачу. Эллинистические боги
не рассчитаны на религиозное поклонение зрителя, в них складывается скорее
стремление передать совершенство человеческого тела и выразить человеческие
чувства и страсти.
В
эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распространение получили
фрески и особенно мозаики. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных
зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в
Пелле, в произведениях мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и
Диоскуриада с Самоса (уличные музыканты) мозаичисты обращались к бытовым
сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из
современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные
тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто
гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и
сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.
В
расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимущественно декоративные
цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения
поверхности. Нарастало в то же время ремесленное отношение к форме и росписям.
Достоинство видели в усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в изысканности
цветовых решений (черно-лаковые и красно лаковые сосуды), много фигурности
мелких рельефных композиций ("мегарские чаши").
Эллинистическая наука и философия.
Если
в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма
на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина
достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый
Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся
математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и
оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными
светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ
Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность
Земли. астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений
предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.
Крупнейшим
учёным той эпохи был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сделавший ряд
великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории
механики и гидравлики. Интенсивное развитие науки расширило и углубило знания
человека о мире, показало ему всю сложность окружающей действительности.
Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя
изменили представления человека о его месте в мире. Типичной чертой
эллинистического мировоззрения становится индивидуализм, что нашло своё
отражение в философии, религии и искусстве эллинистической эпохи.
Философия
эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значительным направлением в
философии этого периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг.
до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления легли естественнонаучные
взгляды Демокрита (теория атомов). Источником познания философы эпикурейской
школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление
человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек преодолевая
страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Эпикур был
также зачинателем этики и гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура моги
рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и
кружку разбавленного вина.
Стоики-Зенон (ок. 336\332-264\262 гг. до н.
э.) и его школа, видели основную задачу философии в разработке учения о
поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга.
Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставляли принцип
добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают
только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он
должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не
пытаться противостоять ей.
В
это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном
( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже
призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса
не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и
вернуться в лоно природы.
Созданная
Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения,
что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддаётся. Поэтому подлинный
мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия
внешнего мира.
Несмотря
на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и
скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к
проповеди пассивности и конформизма.
Вывод:
Культура эпохи
эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас
памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются
свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только
как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас
сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На почве эллинистической культуры впервые
появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад
античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому
эллинистическая философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма
явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Восточный мир без эллинисткой культуры был
бы совсем иным, ведь всё дальнейшее развитие художественной культуры в Египте,
Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало невозможным благодаря
культурному влиянию Греции. Наконец, эллинизм стал в регионе восточного
Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного
художественного мышления, явившегося основой стиля классицизма в искусстве.
Список используемой литературы:
1.
С. Карпушина, В. Карпушин «История мировой культуры
(учебник для вузов)». Москва 98г.
2.
А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская «Мировая
художественная культура».
Москва 92 г.
3.
Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология
(учебное пособие)». Логос 2000г.
4.
А. И. Чернокозов «История мировой культуры».
Москва 89г.
5.
П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е
издание». Москва 2001г.