Культура и религия Индии - история и современность
План:
Введение……………………………………………………….3
1. Социальная структура
Индии……………………………..4-5
2.Основные направления духовной
культуры Индии……….6-9
3.Искусство
Индии……………………………………………..10-11
Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Страной чудес выглядела Индия в
глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник
Афанасий Никтин (?- 1474/1475) писал следующее: « Дворец его (правителя)
весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом
расписан причудливо, а во дворце сосуды разные».[1]
Греческий историк Диодор
Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.), автор 40 книг по всемирной истории, с
восхищением описывал природу Индии: « Много в Индии больших гор, поросших
всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин,
отличающихся красотой и пересеченных множеством рек… Изобилует Индия и
разнообразными животными- как наземными, так и летающими, отличающимися
величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская
земля, в изобилии доставляя им корм. … Люди там … сведущи в искусствах, быть
может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.
Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много
рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и
железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений,
предметов повседневного пользования и для военного снаряжения».[2]
Удивительно в Индии многое, в том
числе становление и особенности ее культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в
данной работе.
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНДИИ
Общиной индийского общества в
древности, так же, как и в других восточных цивилизациях, была сельская
община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех
богатствах природы требовалось стабильное и надежное производство продуктов.
Сельская община Индии имела свои особенности. В Индии долго сохранялось
коллективное землепользование. Но при этом существовали семейные
наследственные участки. Семьи были большими и строились по патриархальному
принципу: глава семьи- домохозяин ( грихастха) был не только руководителем,
кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми
домочадцами, к которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще
рабынь) не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина не были
совершенно полноправными: « хозяин имел право заложить кого-либо из них в
случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения».[3] Все семьи на равных основаниях
участвовали в любых важных делах общины, будь то постройка храма,
строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно выполняли
эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство единства, взаимопомощи.
Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса
пользовались только домохозяева. В общине жили нанчтые всем коллективом
ремесленники.
Таким образом, община не была
однородной, но она скреплялась внутренними связями, например, обязательным
обменом различными услугами каждого всем и всех- каждому. Закон взаимных
услуг-джадмани- был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины
от внешнего мира, и ее внутреннее единство.
Общину связывала друг с другом не
только джажмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в
положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала свое место и не
выражала недовольства, поскольку варна и каста определялись кармой,
следовательно, были предопределены. Так закрепились в Индии отношения
относительной независимости общины от власти монархов, поскольку вся община
управлялась изнутри, управлялась теми, кто был избран и имел на это право:
старшими по возрасту или общественному положению.
Примерно по такому же принципу (
варно-кастовому) были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга
около IX-VIII веков до н.э. В городах селились
по большей части ремесленники, которые были организованы в корпорации- шрени
и существовали подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству и
платили налоги, также регистрировались по месту жительства.
В государственном ведении
находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля
и судоходство. Но в целом Индия отличается от других восточных культур тем,
что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и
политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности
менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в
обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной
целостности.
Усложнение жизни людей привело к
разделению варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй
сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ
Индийские памятники мысли и
мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием
форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во
многих других культурах, в индийской мифологии мы встречаемся с обожествлением
сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология
весьма сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных
ходов, что в ней , по мнению А.Н. Быстровой[4],довольно
затруднительно выделить рациональное начало. Между тем, оно не только
присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший
впоследствии из мифологии в религиозные и философские учения. Кроме того,
индийская мифология соединяла в себе древнейшие представления
индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии
сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны.
Можно также найти много общего в индийской мифологии с иранскими мифами.
Почти в каждом из божеств,
олицетворяющих силы природы, есть нечто общее с греческими богами- либо имена,
восходящие к общим корням, либо связанные с мифами греков и других народов
сюжеты. Это бог солнца Сурья, богиня зари Ушас, Твашар- божественный мастер и
другие. Среди особо почитаемых богов –бог огня Агни, бог луны Сома.
К древнейшим ведам относятся
четыре сборника- самхиты. Веды преследуют различные в большинстве своем
имеющие магическое, ритуальное значение, культурные цели. Впоследствие веды
были дополнены самыми различными комментариями: это брахманы, араньяки и
упанишады.
Брахман как
философская категория обозначает высшее духовное начало, высшую объективную
реальность, абсолют , в котором все сущее в мире возникает, существует и
прекращает свое существование.[5]
Брахман связан со своей
противоположностью и, одновременно, тождественностью- атманом. Атман
–так же высшее , всепроникающее, но субъективное начало.
Таким образом, брахман- это то, что
предопределяет бытие, а Атман то, что в нем заключено, как соль в воде. Эти две
сущности мира связаны диалектически: они перетекают друг в друга, они
едины, являясь противоположными, и наоборот, противоположны, будучи едиными.
Во всей системе мировоззрения в
Индии много места уделяется человеку, к нему сводятся многие рассуждения о
мире, хотя он и не является центральным звеном в религиозно-философских
взглядах древности. При этом больше внимания уделяется не столько происхождению
человека, сколько его месту в мире и возможностям, связанным с этим. Варны и
касты предписывали человеку его способ существования.
Однако моральная сторона жизни
каждого человека оказывается дважды зависимой: от предназначения свыше, с
одной стороны, и от собственных поступков и деяний, с другой. Карма каждого
человека определяет степень его благополучия. Кроме того, именно карма-
причина того, к какому полу принадлежит человек, в какой варне и касте
рожден, какой срок жизни ему предстоит прожить. И , самое главное, карма
подчиняет себе весь путь человека в цепи дальнейших перерождений.
Эти и другие близкие к названным
воззрения существуют уже в ведических текстах, особенно в упанишадах, где цель
жизни и действий человека состоит в глубоком познании, отрешении от страстей
и желаний.
Индуизм унаследовал у ведических
взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о
роли брахмана как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме.
В индуизме прослеживаются два
направления- шиваизм и вишнуизм. В шиваизме,
кроме устрашающего бога Шивы, почитается уравновешивающая его богиня Кали,
супруга бога Шивы, его женская половина. Поклонение богу-защитнику Кришне
породило еще одно направление религии- кришнаизм.
Особое место в
религиозно-философских взглядах раннего периода индийской мысли занимает
буддизм. Он сложился , с одной стороны, как реакция на постепенно возникающие
новые отношения в обществе, связанные с неизбежным распадом прежней патриархальной
семьи и общины, где каждый принадлежал к определенной варне и касте и должен
был выполнять вполне определенную роль и проделывать заранее предписанный
жизненный путь. С другой стороны-, - это чисто человеческое стремление
каким-либо образом прервать бесконечный процесс перерождений, как бы
вовлекавший человека в безостановочный круг предопределенной обязательной
деятельности.
Основателем буддизма считается
Сиддхартха Гаутама ( 623- 544 до н.э.) В легендах говорит о том, что он
получил прекрасное образование у брахманов, был женат, имел сына. Однажды, сев
вечером под дерево и просидев под ним всю ночь, он пережил момент просветления,
давшее ему знание о том, что жизнь- страдание, но есть путь спасения,
освобождения от страданий, и его понял и затем описал Сидхартха Гаутама,
ставший теперь Буддой.
Путь к освобождению выражен в
«четырех благородных истинах буддизма:
1.Жизнь есть страдание.
2. Причина всех страданий - желания.
3. Страдания можно прекратить путем
избавления от желаний.
4. Это достигается посредством
«правильного знания» и « правильного поведения».
Освобождение - это избрание пути,
лишенного крайностей: как страстных желаний, наполненных сильными чувствами,
так и абсолютного бесстрастия. Это должен быть третий путь, при котором
чувствам человека присущи спокойствие, гармония, уравновешенность.
В основных направлениях буддизма
–хинаяне и махаяне, сформировавшихся практически сразу после его
возникновения, выбор пути понимается неодинаков. Тем не менее, можно
заключить, что специфика духовной культуры Индии в том, что она
стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем,
делая основной акцент на нравственном начале.
В искусство Индии буддизм привнес
совершенно определенные социальные идеи- это идеал несовершения зла и
насилия, которые в искусстве приобретали конкретно-образный характер[6]. Так, в буддизме была создана
целая система символов-образов, обозначавших скрытый смысл учения Будды и
его жизни. Наиболее распространенным символом является изображение колеса
или сияющего круга, который символизирует учение Будды или его самого.
Не менее распространены буддийские
символы быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят различные стадии
жизненных превращений Будды.
Искусство Индии- отражение ее
истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество
противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось
ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст в уста от
брахманов их ученикам.
Во-вторых, в древней Индии не
было своих историографов, и часто практически невозможно установить не
только автора, но и приблизительное время создания.
В-третьих, Индия многонациональная
и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою
литературу.
В развитии искусства Индии можно
условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистской культуры,
период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей:
греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее
искусство по большей части жило прошлыми традициями.
Индийскому искусству присущи
некоторые особенности, которые отличали его во все времена.
Во-первых, традиционность: как бы
ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет свое
неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.
Во-вторых, динамичность. В отличие
от других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение,
ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно
явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.
В-третьих, чувственность.
Представляя весь мир, как результат
божественной любви, сначала индийская мифология, а потом и
философско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют чувственную
форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как
великое творческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.
В-четвертых, символичность.
Искусство соединяет религию,
философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами
связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир
значения и смысла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение данной работы можно
выделить основные моменты:
1. Индийская культура- одна из первых
культур Востока, которая не прекратила своего существования , а остается
живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным
образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это
предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но
и переосмысления их с позиции современности.
2. Индийская культура,
представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в
долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах
Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают
сходство с другими народами, вышедшими « из единой праиндоеаропейской
общины».
3. Духовная культура Индии
соединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего со
стремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть
объективную причину его существования. Во многих религиозных системах
Индии соединяются фатализм и представления о возможности преодоления
фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится
сознательному поведению и образу жизни самого человека.
4. Индийские мыслители создали
первую в истории Востока сравнительно цельную систему философских взглядов,
выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в
Индии встречаются как идеалистические, так и материалистические взгляды на
мир.
5. В центр множества учений,
начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь
самосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная
культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в
Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона
жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы
культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО «
Издательство ЮКЭА», 2000
3. Мифологический словарь./Гл.
редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991
4. Тришин А.Ф. Мировые религии и
религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997
5. Хождение за три моря. Афанасий
Никитин.- М.: Издательская группа «Прогресс»- « Культура», 1995
6. Хрестоматия по истории древнего
мира. Пособие для учителя./ сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991
[1] Хождение за три моря Афанасия Никитина.- М.: Издательская группа «
Прогресс»-« Культура», 1995 С. 97
[2] Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / Сост.
А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991. С.83
[3] Васильев Л.С. История Востока. В 2т.- М.: Высш. шк., 1994. т.1 С. 157
[4] Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное
пособие.-М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000
С.163
[5] Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.В. Мелетинский.- М.: Сов.
Энциклопедия, 1991
[6] Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники.- М.: «
Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997 С. 60