История кино
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых
искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или
театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы
кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино
оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему
привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры
- всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия,
средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.
Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и
Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» – заснятый
эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких
кинозарисовок. На зрителей это произвело ошеломляющее впечатление.
Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно
быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после
первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая
1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в
Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые
советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона
«Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели
москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного
антрепренера Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним
из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю
Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел
молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции,
опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.
Начали сниматься игровые фильмы с незамысловатым сюжетом. Американец
Д.У.Гриффит снял их к 1914 году свыше 450. В годы Первой Мировой войны центр
мировой кинопромышленности переместился в американский Голливуд в солнечной
Калифорнии. Экраны всего мира заполнила продукция голливудских студий. Это были
фильмы, различные по жанрам, стилям и качеству. Различной была и их
направленность: музыкально-развлекательная, семейно-бытовая, остро социальная.
Среди последних фильм Э.Штрогейма «Алчность», антивоенный фильм К.У.Вицера «Большой
парад».
Любимым актером миллионов людей стал Чарльз Спенсер Чаплин, который
комическим гротеском подчеркивал трагедию жизни «маленького человека». Он
вырос в Лондоне в беспросветной нищете. В 1897 году начал выступать на сцене.
Во время турне его водевильной группы по Америке в 1912 году ему предложили
сняться в кино. Уже во второй его картине «Автогонки в Венеции» (1914) он
создал образ бродяги, которого он придерживался во многих своих фильмах. Вскоре
Чаплин начал ставить картины, в которых снимался сам: «Малыш», «Золотая
лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена». Звезды тогдашнего кино –
это в основном американцы: Дина Дурбин, Дуглас Фербенкс, Кларк Гейбл, Герольд
Ллойд.
Кино быстро стало мировой модой. Несомненно, оно было наиболее популярным
видом массового искусства 20-30гг. В эти годы начали сниматься игровые фильмы с
незамысловатым сюжетом. В эти же годы кино качественно изменилось: в 1927 году
был снят первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело
цвет. Это особенно повышало значимость зрительного образа, способного передать
ту или иную идею. И здесь на развитие кино, превращение его во влиятельнейший
вид искусства решающее воздействие оказал модернизм. Можно сказать, что
современное кино – детище модернизма.
Постепенно на первый план в западном кинематографе выходят
психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка
разрешения проблем «среднего класса», все глубже проявляются демократические
тенденции. Среди лучших фильмов 30-х годов: «Под крышами Парижа» (реж. Клеер,
Франция), «Жизнь принадлежит нам» ( Ж.Ренуар, Франция).
Англии в 30-х годах зарождается художественно-документальное кино. В то
время режиссером номер один был Альфред Хичкок. Широкую известность он приобрел
благодаря снятой в 1929 году первой английской звуковой ленте «Шантаж». А после
фильма «Леди исчезает» (1938), где в экспрессионистском стиле соединились
страшное, смешное и романтическое, его стали считать мастером игрового
напряжения.
В Германии, где послевоенный кризис общества ощущался наиболее остро,
фильмы имели экспрессионистскую направленность и были посвящены
психопатологическим переживаниям людей, утративших контакт с окружающей
действительностью (реж. Р.Вине и П.Лени).
В таких странах, как Германия, Япония и Италия, вплоть до их военного
разгрома, кино было подчинено целям фашистской шовинистической пропаганды. В
Германии и Италии широко демонстрировались «исторические» фильмы, которые
фальсифицировали действительность и историю в угоду фашистским идеологам. После
появления на белом полотне экрана первых живых картинок у человека возникли все
основания полагать, что отныне движущийся образ живых существ и предметов можно
будет сохранить на века, и он был вправе воскликнуть: "Прошлое принадлежит
мне!" Но прошлое не принадлежит никому, если судить о нем по этим
картинам, ведь они не несут отпечатка нашей памяти, который неуловимо
накладывается на то, что вызвано ею, и кажутся еще более устаревшими, потому
что течение времени не изменило их вида. Древние поэмы оживают в устах молодых.
Будущему принадлежит право определять ценность некоторых произведений. Пьесы,
как ни подвластны они времени, иногда могут пережить актеров, впервые
вдохнувших в них жизнь. Но, кинематографическое произведение, связанное со
своей эпохой, как ракушка, прилепившаяся к скале, не подчиняется закону
времени, которому закон бросает вызов: неизменное в меняющемся мире, с течением
времени оно лишь удаляется от нас.
Еще раз вспомним с благодарностью ученых и изобретателей: Плато, Рейно,
Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер - всех тех, кто из любви к
открытиям помогли изобретению, которое они считали лишь "научной
игрушкой" и которое оказалось новым средством выражения машиной,
фабрикующей грезы, арсеналов поэзии.