Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Российский государственный
университет им. И. Канта
Исторический факультет
Иконографические сюжеты в Древнерусской живописи
Искусствоведческо-терминологический
словарь,
выполнила
студентка I курса
специальности
«история»
Калининград
2007
-А-
Агиосоритисса
– см. Заступница
Архангел
Гавриил -
изображается иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена им
Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в
левой - с зеркалом из ясписа.
Архангел
Михаил – изображается
с жезлом в левой руке.
-Б-
Благовещение - Матерь Божия на иконах
Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда
сидящей, как на престоле. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми
лучами.
-В-
Васиотисса
- один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому она
изображается стоящей с Младенцем на правой руке.
Введение
во храм - сюжет иллюстрирует текст апокрифического
Первоевангелия Иакова о том, что будущая Богоматерь была посвящена Богу и
отдана в Иерусалимский храм, где прожила 12 лет.
Вознесение
Господне - вверху
иконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийся
Христос. Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны и
вверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесь
олицетворяет христианскую Церковь.
Воскресение
Христово -
Спаситель изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный
лучами, небесными кругами (мандрола), — знаменующими Его божественное
достоинство и славу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги
Спасителя попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые
крестообразно над бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука
протянута Адаму. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды
руки к Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во
главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, — сонм праотцов.
Горы, в верхней части, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в
преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с
губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.
Воскрешение
Лазаря - на
иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа - темная
высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю.
Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам
Христа.
Вход
Господень в Иерусалим - Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус
сел, и процессия тронулась. Множество народа встречало известного Своими
чудесами и исцелениями Учителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми
ветвями, радостно крича: «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя
Господне Царь Израилев!» Иисус со славой входил в Иерусалим - город, где Он
вскоре будет предан, подвергнут истязаниям и мучительной смерти — распятию на
кресте.
-Г-
-З-
Заступница («Агиосоритисса») - на иконах этого типа Богородица
изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в
руке.
-И-
Иоанн
Богослов — изображается среди скалистого ландшафта,
сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит
перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного
озарения.
-К-
Кириотисса
- один из иконографических типов изображения Богоматери,
стоящей и держащей перед собой Младенца.
-О-
Одигитрия
(«Путеводительница») - на этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука
которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенец
сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит
свиток, реже — книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и
Пречистой Девы не касаются друг друга.
Оранта
(«Молящаяся») — один из типов изображения Богоматери, восходящий к
раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на
земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками,
разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жесте
заступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас
Эммануил.
-П-
Панахранта
– см. Всемилостивая.
Покров
Богоматери -
Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки,
Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний.
Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. На
престоле — со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета —
воплощение света, светящегося покрова.
Положение
во гроб - в
каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь,
над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы
и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был
распят Господь.
-Р-
Рождество
Христово - изображение
спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери
и сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящих
Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов
и Омовения Младенца.
-С-
Снятие
с креста - в
композиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса,
Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади или
склоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа и
целует его лицо, позади нее — жены-мироносицы, Мария Магдалина целует руку
Христа. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.
Собор
Богоматери -
центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на
коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери
поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и
персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту
стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе,
восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству
– св. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Сошествие
во ад – см.
Воскресение Христово
Спас
Благое Молчание — редкая икона Христа. «Спас Благое
Молчание» изображает Христа до Своего прихода к людям. И это единственное
изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда.
Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность
Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель
изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими
рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья.
Спас Вседержитель
(«Пантократор») — На иконе Христос предстает перед нами на
троне, облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа
периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи,
небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая
поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Спас на
престоле — фигура Христа изображается восседающей на
престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого
мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.
Спас
Нерукотворный - существует два вида изображений Нерукотворного
образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа Спас на убрусе лик
Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами.
По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с
тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными,
вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. На иконах Спас на чрепии нет
изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы
или простой каменной кладки. Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с
открытыми глазами.
Спас
Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. Эммануил
переводится как «с нами Бог». Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и
со свитком в руках.
-Т-
Троица
– изображаются Отец, Сын и Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, на
котором стоит чаша.
-У-
Умиление
(«Елеуса») – изображается Младенец-Христос, припавший
левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение
Матери и Сына.
Успение
Богоматери -
оплакивающие Богоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и
Павел склоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят три
святители. В центре композиции - Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатой
в белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы,
и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторых
изводах композиция усложняется вознесением Богоматери.
-Ч-
Чудо
Георгия о змие - всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция
икон «Чудо Георгия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном.
Сокращенный вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В
правом углу обычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос,
благословляющий Победоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и
царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем,
царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и
народ, дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий
Победоносца короной.
Список
использованной литературы:
1. Алпатов М.В., Древнерусская
иконопись. – М., 1974.
2. Лазарев В.Н., Русская
иконопись от истоков до начала XVI в. –
М., 1983.
3. Успенский Б.А., Семиотика
иконы. – М., 1995.
4. Языкова И.К., Богословие
иконы. – М., 1994.