Тургенев Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский
писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов
«Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность
русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах
«Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети»
(1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей
дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы
самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)
изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне
жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и
психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие
русской и мировой литератур.
* * *
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9
ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа;
похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному
дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы
будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть
крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается
в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на
словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений
ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в
эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои
стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга,
университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на
литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838
печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере
Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в
основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в
Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского
уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на
французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в
университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н.
Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе
1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где
знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных
Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной,
что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь
Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних
дел.
Вокруг «Записок охотника»
В 1843 появляется поэма на современном
материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с
критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына),
сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его
литературную ориентацию: от романтизма он обращается к
иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе,
близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова
(«Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с
певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит
внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала
1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев —
свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его
путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.
Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков»
(1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где
тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в
деревне» (1855).
Главное дело этого периода — «Записки
охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и
Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное
издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова»
(1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих
типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной
человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой,
чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей),
враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.
Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в
отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего
дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена
«лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с
душащей его обыденностью («Певцы»).
1850-е годы. Литературное
окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В.
Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по
высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В
мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным
романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка
с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об
освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России:
зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда —
редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н.
Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений»
Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой
Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с
дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854),
«Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).
Романы
«Рудиным» (1856) открывается серия
тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг
героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную
социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность»
перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.
Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин;
напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде
на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный»
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть
России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек»
Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862;
пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди
остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей —
погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи
«Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но
по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве,
различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях
черты двух вечных психологических типов — героического энтузиаста, Дон Кихота,
и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон
Кихот», 1860).
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев
попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и
воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57
(завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся,
впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский
человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858
он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на
«европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману
статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит
разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А.
Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым
поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А.
Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым
«расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в
статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.
Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки»
(1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте»
мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории
лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни
торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости
человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в
большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо
она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом
современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное)
ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в
романе «Бесы», 1871).
Слава и грусть
Наряду с рассказами о прошлом («Степной
король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными»
повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике
(«Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе»
(1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а
подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти
предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).
Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем. М.; Л.,
1960-68. Т. 1-28.
Литература:
Клеман М. К. Летопись жизни и творчества
И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М.,
1991.
Летопись жизни и творчества И. С.
Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.
А. С.
Немзер