Древнерусская иконопись

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,54 kb
  • Опубликовано:
    2006-07-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Древнерусская иконопись


Ижевский государственный технический университет











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине «Культурология»





Выполнил:                                                                   студент гр. ВВ – 11

                                                                                                                                                факультета МиМ

                                                                                      Корепанов А. А.


Проверил:                                                                    Сорокина М. В.








2002 год

Содержание

                                     

                                                                   стр.

Введение ………………………………………………………..  3

1.  История возникновения искусства иконописи …………...  4

2.   Икона – живой художественный организм ……………….   5

3.  Искусство иконописи ………………………………………   8

4.  Вековое развитие иконописи ………………………………  11

Заключение …………………………………………………….   14

Список используемой литературы





















ВВЕДЕНИЕ

          Древнерусская иконопись  - выдающееся явление мирового искусства, часть

драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-

детельств духовного и художественного гения России.

      Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-

ственной религии – тысячи храмов столетие за  столетием украшались драгоцен-

ными мозаиками, стенными росписями и иконами с  изображениями религиозных

сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-

ных последователей христианского  учения – проповедников,  аскетов – монахов и

мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород, 

Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-

ников живописи XI–XV веков, главным  образом  икон,  порой  весьма различных

по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.

Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского

государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-

го национального художественного канона, воплотившегося  в древнерусской ико-

не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и

позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-

ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в

результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-

стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-

веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ

Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-

зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно

с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-

векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-

ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-

зья и сасанидского Ирана.

          Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-

дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-

нако, - в силу  личного  духовного  миро чувствия – всё  чуждое её национальным

устремлениям: порой излишнюю  репрезентативность  имперского  византинизма,

несколько  холодноватую  “отстранённость”  образов  византийского  искусства, а

нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.

          На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-

тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных

образов и – что, быть может, важнее всего  –  гораздо  большая  обращённость ис-

кусства  к  «дольней»  (иначе  говоря  –  вполне  земной)  человеческой  жизни,  к

духовно свободной человеческой личности.







          2.  ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ

          Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы

здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-

го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.

          Икона  (от  греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа

на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-

но своими  глазами,  а  то,  что  он  усматривает  в  реальной действительности, так

сказать,  «духовными  очами»,  «внутренним»  взором,  -  прежде всего глубинные

«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-

фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-

тели именовали  «первообразами»,  или  «прототипами»  всего  вещественного ма-

териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-

этому – сакрально – ритуальное  искусство,  призванное  возводить  «внутренний»

духовный взор каждого  зрителя  от образа к первообразу, от художественной реа-


кета – к запредельному (или, как говорили в древности,  к  «небесному») смыслу –

«прототипу»  этого  изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-

ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-

ность пространственно – временных связей, неизменность и  своеобразная непре-

ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных

иконографических схем. Отсюда же и  сама столь часто  непривычная  для  совре-

менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная  «ковровость»

композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это  и  яв-

ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в

иконописи как бы «обратный»  принцип художественной передачи в  иконе  свое-

го рода «сверхдвижения»  (столь  характерного  для   динамики  духовной  жизни,

особенно  при  создании  гиперболизированных  образов  «святых»)  через  некий

«сверхпокой»,  внешне  выражаемый  в  подчёркнутой  статичности фигур, в отсу-

тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-

ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.

          Однако, несмотря на всю свою  каноническую  кодифицированность,  икона

всегда остаётся живым  художественным организмом, отражающим изменения ис-

торической жизни  нации,  все  нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-

ков  той  или  иной  эпохи  и  даже  того  или иного  района. Почти в любом случае

можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –

новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-

мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-

нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-

дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев

Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

          Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –

минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались

затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-

лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие

листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-

пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом

написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-

ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-

шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-

кого процесса -  освящались и краски, и даже вода для их разведения.

          Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-

ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на

Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного

мира сакральных ценностей.

          Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-

лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для

эпохи средневековья.












3.  ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

правило, не подписывали  своих  имён на иконах), в которых в  силу  его  традици-

онности и жёсткой канонизированности личность художника могла  раскрыться в

основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-

принятой эстетической системы, где  был  абсолютно  недопустим  произвольный 

полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-

но трудно,  и  тем  не менее, как  показало  многовековое  развитие древнерусской

живописи,  истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-

сный  канон отнюдь  не  служил помехой в раскрытии личной  творческой индиви-

дуальности:  как  метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

кий,  «трудные  канонические  формы  во  всех  областях  искусства  всегда  были 

оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие  дарования».

Истинному художнику  было  достаточно сделать  ряд  сознательных, хотя и отно-

сительно небольших отступлений от традиционного  образца, чтобы тот получил в

новом произведении – на ту же привычную  тему  –  совершенно новое звучание, а

порой  и  значительно  обогащённое  внутреннее содержание, как бы повёрнутое к

зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда  проби-

вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный  канон;  любой  иконо-

писный  сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-

ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.  Недаром  ещё

до всеобщего признания древней иконописи  выдающимся  достижением отечес-

твенной культуры  Н. В.  Гоголь  в  середине прошлого века писал о  русских  ико-

нах:  « В них  нет  чрезмерной  восторженности,  экзальтации, но царит  спокойная

сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».


ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она  никогда  не

была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях  талантливых

мастеров прошлого века находили отражение и  реальный  исторический  процесс

бытия, и  все  изменения,  происходившие  в  самых недрах души русского народа,

весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной

позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать  даже  в  кано-

нических  сюжетах  своё  личное  отношение  к  окружавшей их действительности,

свои национальные эстетические и нравственные идеалы.

Вместе  с  тем  иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не

теряла присущей ей художественной возвышенности и  своеобразной,  почти  кос-

мической  надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-

ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

са, а  храмовый  купол  представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

дая икона понималась в свою очередь как подобие храма  и  модель  освящённого

космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой

концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим

воззрением  плоды  поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

жествующий над силами мрачного хаоса».

          Иконопись  в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

кусства.  Но  если  в  частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-

ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери  и  различных святых, то в

церквах и соборах  к  ним  прибавлялись  и  иконы  с многофигурными сценами из

жизни Христа (так называемые праздничные иконы,  или  праздники); здесь же на-

ходилось  и  немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-

лом  сцен  их   жития,  содержащих  множество  занимательных  подробностей   и

дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того

времени.

























5.  ВЕКОВОЕ  РАЗВИТИЕ  ИКОНОПИСИ

Параллельно с развитием  и  усложнением иконографической, собственно ком-

позиционной  основы икон в  древнерусской живописи  исподволь  происходило и

постоянное изменение образной и стилистической систем  в  их непосредственном

художественном проявлении.

          Так, иконы XII – XIII веков отличаются подчёркнуто  репрезентативной  мо-

нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам

о классических статуарных принципах античного искусства.

          В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом  собирания  на-

циональных сил для отпора монголо – татарским  завоевателям, нашла  своё  отра-

жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.

Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-

лигиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных

«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

тикой мистическое  учение  о  божественном сверхприродном свете провозглаша-

лось в восточно – христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-

тавителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,

работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-

на Грека.

          Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно

ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIV века, а  также  в  ряде  икон  типа  псковского  «Собора  Богоматери»),

естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.

И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит  гармони-

чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и  последователей  –  вплоть  до зна-

менитого иконописца рубежа  XV  –  XVI  столетий Дионисия, автора прославлен-

ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.

          Искусство  Рублёва  и  его  школы  по  праву  считается наивысшим взлётом

древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и

одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-

жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,

художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.

          В  XVI  веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная

глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-

туры перерождался в  более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-

нии  XVI  века  параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

нием»  всех  сфер  жизни общества – в силу всё большего укрепления централизо-

ванной самодержавной  власти – шаг за шагом складывается искусство совершен-

но иного  типа,  при  внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием


таточно  умелого,  хотя  и   той   умелостью,   что   порождается  у силенным,  но 

весьма внешним подражанием классическим  образцам  искусства  прошлого. Для

иконописи эпохи Ивана Грозного всё более  характерным становятся строгие, тем-

ные лики и такие же строгие, тёмные,  глуховатые  краски  –  древнерусская икона

переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-

ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –

декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам ре-

алистического искусства.

          Иконы  XVII  века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-

сом художников к реальным сторонам окружающей действительности,  так  и  всё

более  усиливающейся  декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-

рённости исполнительской  манеры,  присущей, например, мастерам царской Ору-

жейной палаты.

          Эти же основные эстетические принципы оставались  почти  неизменными и

в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется  в  том  её  русле,  которое

оставалось исконно традиционным.












          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,

и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

          Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напо-

минательной:  ещё  более  ценилась средневековым человеком её способность ука-

зывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологиче-

ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-

кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви

человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.

          Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных

началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской

иконы  на  всём  протяжении  её  существования. Думается, что в первую очередь

именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  ико-

нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-

сии, но и далеко за её пределами.














         

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-

клопедия», 1972.

2. Брук Я. В. Живое наследие. – М., 1970.

3. Древнерусское искусство. – М.: 1970.

4. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,

1970.

5. Малков Ю. Г.  Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

Похожие работы на - Древнерусская иконопись

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!