История медицины
Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али
ибн-Сина.
Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма
обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику,
музыку, поэтику,языкознание, медицину, математику, астрономию, химию,биологию,
геологию, и другие.
Через сто с небольшим лет после его
смерти по приказу религиозных фанатиков в
Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после
изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов
"Канона врачебной науки".
Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в
диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов
(районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного
из ближайших селений,
он взял себе в жены мою мать по имени Ситара -
звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."
Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии,
говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи -
четверостишья "для отдохновения души..."
Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене
нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в
благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У
моего мальчика обязательно будет свой сына смеялся Абдаллах.
Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему
сыну Али. Кунья будет Абу
Али". Откуда было знать Абдаллаху, что
напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и
семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным
путям от города к городу, от правителя к правителю.
Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?"
он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей
любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в
Бухару. Мальчика
поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб , где он
проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы
читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу
подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все
есть ответы." Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал
его грамматике , стилистике
и арабскому языку.
Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я
могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы
и редким мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание - хафиз".
"Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн
рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал
Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн
не ходил в
маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к
990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования.
Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает
знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина
становится шейхом. Из его собственной биографии:
"К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие
успехи, что все поражались".
Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет
отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с
приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику,
законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в
семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины,человек
состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам,
которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты
- противники ортодоксального ислама).
Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо
интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от
исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое
отношение к
Корану. Исмаилитом был и первый учитель,
преподававший
Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.
Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя,
но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина
описывает такой случай: "Я дал
такой анализ данного определения, подобного какому он не
слыхал. Он удивился мне ,
как только мог и советовал родителю
моему не занимать меня
ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил
при помощи учителя . а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах
обучать меня. Он сказал : “Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и
показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких
вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня”.
Медициной
Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина ,
согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа
Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке врачевания , - говорится в
автобиографии , - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из
трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что
известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных
, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата
исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать
лет”.
Изучал медицину
Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика ,
автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина
быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько
известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего
эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды
эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно
. и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и
участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему”.
Чем болел эмир Бухары , и
как его лечил Ибн-Сина , точно не известно. Известно лишь , что лечение
помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также
, что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое
книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний
книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим
этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное
творчество.
Библиотекой
Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно , именно во время работы
в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по
медицине , где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками , а
также указание на то , отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой
цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг , а затем
периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для “Канона
врачебной науки” . над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер
отец - Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к
семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением , положение Ибн-Сины
было непрочно и даже опасно , и он принял решение переехать в Гургандж ,
столицу Хорезма.
До самой смерти
Ибн-сина не смог вернуться на родину , скитаясь по чужбине из одного города в
другой. Он побывал у властителей Хорезма ,Абиверда , Нишапура , Туса , Гургана
, Рея, Хамадана , Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти ,
то становился визирем , то попадал в тюрьму , жил и в роскоши и в нищете , но
не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один
раз было разграблено , погибла его библиотека , в том числе
рукопись философской
энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф” (“Справедливость”).
“Канон врачебной науки”
При жизни Ибн-Сины большой
известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в
Багдаде Али ибн-Аббаса под названием “Царская книга”. Одним из непосредственных
предшественников “Канона” был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая
книга по медицине”. Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в
них сведения не были в достаточной степени систематизированы , результаты
наблюдений переплетались с явным вымыслом , рекомендации дополнялись
мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение
настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.
Ибн-Сина , работая над
книгой , поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и
справился с ней , создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических
трудов - “Канон врачебной науки”.
“Канон врачебной науки” -
одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По существу - это целая
медицинская энциклопедия , рассматривающая с большой полнотой (в пределах
знаний того времени) все , что относится к здоровью и болезням человека.
Этот капитальный труд ,
включающий в себя около 200 печатных листов , уже в двенадцатом веке был
переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей.
Когда был изобретен печатный станок , “Канон” оказался среди первых печатных
книг , и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст “Канона
врачебной науки” был издан впервые в 1473году , а арабский - в 1543году.
Точная дата завершения
работы над “Каноном” не установлена. Предположительно это 1020 год.
“Канон врачебной науки” -
это обширный труд , состоящий из 5 книг.
В книге 1-ой излагается
теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается
определение медицины , во второй - речь идет о болезнях , в третьей - о сохранении
здоровья и в четвертой - о способах лечения.
В книге 2-ой описаны
“простые” лекарства , излагается учение Ибн-Сины о лекарствах , их природе , их
испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного , животного и
минерального происхождения с указанием их действия , способов применения , правил
сбора и хранения.
Книга 4-я посвящена
хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению о лихорадке (кризисах
при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойных воспалениях подкожной клетчатки
, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание
“сложных” лекарств , а также ядов и противоядий.
Фармация и фармакология
представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в
систему , связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в “Канонах
врачебной науки” лекарственные средства разнообразны , многие из них позднее
вошли в научную фармакологию.
Систематичность и
логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже те , кто склонен был
преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех “Канона врачебной
науки” был вызван ясностью , убедительностью , простотой описания клинической
картины болезней , точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти
особенности быстро создали “Канону” огромную популярность , а его автору
обеспечили “самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском
мире средних веков”.
Умер Абу Али Хусейн
ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены ,
но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в
мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая литература :
Ю.Н. Завадовский :
“Абу Али Ибн-Сина” ;
В.М. Воскобойников :
“Великий врачеватель” ;
Б.Д. Петров :
“Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
В.А. Смирнова-Ракитина
: “Повесть об Авиценне” ;
А.А. Семенов : “Абу
Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .