Социально-психологический тренинг
2Социально-психологический тренинг.
Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.
Цели : Показать значимость эмоциональной сферы человека
и ее влия-
ние в ходе конфликта,отработать навыки использования
воображения
для реализации своего эмоционального состояния.Понять
характер
собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
2Упражнение 1.
Название: Работа с ассоциативным
рядом"конфликт".
Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают
инструк-
цию ведущего:" В фокусе нашего внимания -
конфликт.Когда мы гово-
рим это слово,у нас возникает ряд ассоциаций,чувств.Мы
слышали о
конфликте,знаем ,как он выглядит в поведении людей.Сейчас
мы исс-
ледуем,как конфликт отражается на внутреннем
состоянии челове-
ка.Пусть каждый скажет,с чем ассоциируется слово
"конфликт".Какой
образ подсказывает ваше воображение?"
После первого ряда произвольных ассоциаций можно
произвести
следующее:
- если конфликт - это мебель,то какая?..
- если конфликт - это посуда,то какая?..
_ если это одежда...
Рефлексия.
- 2 -
В ходе обсуждения ведущий задает вопрос:"Для
чего мы делали
это упражнение?" Важно заметить,что ассоциации были
выражением оп-
ределенного эмоционального состояния,вызванного
словом"конф-
ликт".Для того,чтобы управлять своим
эмоциональным состоянием в
ситуации конкретного конфликта,надо хотя бы определять
характер
этих эмоций,их глубину и степень влияния на поведение.
2Упражнение 2.
Название: Эмоциональная тропинка.
Подберите символические рисунки,с помощью которых
можно отра-
зить свое эмоциональное состояние в различные моменты
развития
конфликта. Нарисуйте в тетради самоанализа свою
"тропинку" и свои
символы для каждого из значимых этапов пути в
конфликте.Можно до-
полнить их краткими фразами.
Пункт А -"все хорошо!"
*---*----*-----*-----*-----*-----*-
----*-----*------*-----*---*---* Пункт В - "все
снова хорошо!"
2Упражнение 3.
Название: Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и
выбирают
"скульптора".Он строит скульптурную группу
"конфликт" и занимает
свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе
упражнения.Где в теле
- 3 -
у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие
чувства и ассоциации
появились в той или иной позе? Обращается внимание на
связь эмоци-
ональной и физической напряженности.
2Упражнение 4.
Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на
фоне из-
мененного состояния сознания.
Ведущий предлагает поработать с конфликтом в
особом состоя-
нии.Ведущий объясняет смысл упражнения примерно
так:"...Эмоцио-
нальное напряжение,возникающее в конфликте,тесно связано
с мышеч-
ным напряжением.Представьте себе лицо человека,который
чувствует
себя в конфликте с кем-либо.Его скулы сведены и
напряжены,зубы
стиснуты.Между бровями пролегли вертикальные складки.Как
мы можем
ожидать от него гибкого поведения,если он закован в
жесткий каркас
напряженных мышц? Человек - существо
целостное.Эмоциональное нап-
ряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот.Поэтому
мы попро-
буем через расслабление мышц достичь снижения
эмоциональной напря-
женности в конфликте.Для этого нужно сесть
поудобнее..."
Далее ведущий приводит ряд формул для
релаксации.Когда группа
погружается в расслабленное,комфортное
состояние,ведущий говорит
следующий текст:" Представьте перед вашим внутренним
взором расши-
тый узорами тяжелый театральный занавес.Он медленно
раздвигает-
ся.Вы знаете,что это пьеса о вашей жизни.На сцене вы
видите знако-
мых людей в конфликтной ситуации.Вы смотрите эту пьесу из
зритель-
ного зала,а среди людей на сцене узнаете себя.Вы
слышите голо-
нравится,и вы решаете переодеть всех в костюмы другой
эпохи.Это
пьеса вашей жизни,и вы - ее режиссер,вы - ее главный
герой.Вы пе-
реносите эту сцену на экран телевизора.Попробуйте
представить ее в
- 4 -
черно - белом изображении... Теперь - в цветном
изображении.Поро-
буйте выключить звук.Теперь участники вашей пьесы
жестикулируют в
полном безмолвии.Через некоторое время вы включаете
звук,чтобы ус-
лышать слова главного героя - себя.Вы включаете звук и
слышите эти
слова.О чем вы говорите?
Представьте экран в виде шахматной доски.Над ней
поднимаются
объемные фигурки.Вы видите на этой шахматной доске
участников ва-
шего конфликта и себя.Где ваше место на этой доске?
Представь-
те,как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую
или выст-
раиваете их в один ряд.
Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в
коробочку.Ко-
робка закрывается,вы набрасываете на нее крючочек и
бережно стави-
те на место.Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться
тя-
желым театральным занавесом.Вы вспоминаете,что все
происходило на
телевизионном экране, и поворачиваете
выключатель.Экран тускне-
ет.Некоторое время на нем остается светящаяся точка.Затем
исчезает
и она".
После приведенного выше текста дается ряд формул
выхода из
аутогенного погружения и проводится обсуждение
упражнения.
Рефлексия.
Учащиеся делятся своим впечатлениями.Ведущий
спрашивает о
том,что мешало выполнению упражнения.Особое внимание
уделяется то-
му,как изменилось эмоциональное состояние после
упражнения,как из-
менилось отношение к конфликту,человеку - стрессору,какие
из прие-
мов,предложенных ведущим,повлияли на это отношение.
В заключении ведущий советует использовать
показанные приемы
саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.
Доклад по теме: Социально-психологический
тренинг.
Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской
Педагогический
Университет. Преподаватель: Беляева Н.В.