Татарское просвещение в XIX веке
План
Введение.
Шигабутдин Марджани – просветитель татарского народа.
Идеолог джадидизма Исмаил Гаспринский.
Джадидисты-просветители.
Список литературы
Введение.
Конец XIX – начало ХХ веков является периодом
небывалого подъема образования и просвещения в среде татар-магометан Поволжья и
Урала. Связано это, в первую очередь, с инициативой, стремлениями и желаниями
самого этноса и в меньшей степени с социальной политикой российского
правительства. Не секрет, что «среди народов, населяющих восточную часть
России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотности среди них
очень высок даже по сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил
татарин, он непременно знает начала вероучения, умеет читать и писать
по-татарски... Муллы занимаются обучением детей за самую ничтожную плату или
даже бесплатно... В России трудно указать народ, у которого была бы так широко
распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно
встретить очень редко» (Я.Д.Коблов, 1908 год).
Кто же или что явилось причиной
небывалой грамотности и интереса татар к образованию? На этот вопрос я
попытаюсь дать ответ в курсовой работе.
Шигабутдин
Марджани – просветитель татарского народа.
Марджани — религиозный
деятель, просветитель, философ, историк. Вышеперечисленные определения не
охватывают все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и
этнограф, и археограф, и востоковед, и педагог. Энциклопедичность его знаний
можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей ХVIII века - Дидро и
Руссо.
Каким же был путь Марджани к
признанию, высотам, позволившим Габдулле Тукаю охарактеризовать его как
"поборника свободомыслия, знания и прогресса, сделавшего первый шаг к
просвещению"? Шихаб ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б. Субхан б. Абд
аль-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года (по новому стилю) в с.
Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.
Предки Марджани со стороны
отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. Первые
сведения по истории Шихабуддин получил от своего деда Субхана б. Абд
аль-Карима, который владел арабским и персидским языками.
Дед Марджани со стороны матери,
Абд ан-Насир, обучал его Кор'ану, Сунне, фикху (мусульманскому праву). Отец
Марджани Баха аддин получил образование в Бухаре и был там одним из уважаемых
людей, которого на свои меджлисы (собрания) приглашал эмир Бухары Хайдар б.
Масум. С отцом он занимался арабским языком, логикой, каламом (раздел
теологической науки).
В пятилетнем возрасте
Марджани лишился матери, а потом воспитывался мачехой в довольно суровой
обстановке. Начальное образование он получил в медресе, где преподавал его
отец, в д. Ташкичу. Юный Шихабуддин не ограничивался изучением предметов,
преподаваемых там, а занимался самостоятельно в домашней библиотеке. Уже с
семнадцати лет он начинает преподавать в этом медресе и, будучи
неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. Оба
его деда и отец, будучи людьми образованными, обладая обширными познаниями по
восточной истории, философии, религии, сумели привить юному Шихабуддину
стремление к учению, знанию. Полученное образование не удовлетворяет Марджани,
постоянно стремившегося к получению новых знаний. В 1838 году он отправляется в
Бухару для продолжения образования.
В Бухаре неудовлетворенный
системой обучения в медресе он, в основном самостоятельно, занимается в богатых
ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением
детей состоятельных людей. В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд — один
из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе
"Ширдар", знакомится с известным историком кади Абу Саидом ас-Самарканди
(ум.1848-49 гг.), который, как пишет Марджани, стал первопричиной того, что он
"начал интересоваться исторической наукой и приступил к исследованию
исторических книг".
В Самарканде, уже обладая
определенными знаниями, Марджани испытывает потребность глубже познать взгляды
своего предшественника и соотечественника Абу Насра аль-Курсави (1776-1812).
В 1845 году Марджани
возвращается в бухарское медресе "Мир-Араб". Именно там Марджани
начинает серьезное изучение культуры, истории, философии Востока. Первые свои
произведения он посвятил истории тюркских народов Средней Азии.
В 1848 году, после
одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на
родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.
В 1867-68 годах Духовное
собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда
и мухтасиба Казани (одна из самых почетных религиозных должностей региона), что
явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман.
С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные
контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит
за изданием текста Кор'ана в казанской типографии (впоследствии выпускает
книгу, посвященную истории и принципам издания Кор'ана в России), организует
сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет
отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных
учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв
мусульманами.
Педагогическая работа
Марджани — еще одна страница его просветительской деятельности в широком смысле
этого слова.
13 сентября 1876 года в
Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа
готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском
языке, исключая урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского
духовенства согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в
ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в которой
призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет Марджани
преподавал в Татарской учительской школе, входил в педагогический совет. Однако
в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями вынужден был
оставить преподавание. За эту деятельность консервативные круги мусульманского
духовенства называли Марджани миссионером, еретиком, вероотступником.
В своем медресе Марджани
многие занятия ведет по собственной программе.В 80-х годах ХIХ века радикально
расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят
занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани
работает над рукописным биографическим словарем "Вафиятуль-асляф ва
тахийятуль-ахляф" ("Подробное о предшественниках и их приветствиях
потомкам"), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и
общественно-политических деятелей мусульманского Востока.
К "Вафиятуль-асляф"
Марджани написал введение — "Мукаддима", которое тоже было издано. В
нем ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию,
подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры,
рассматривает основные религиозные школы, направления в Исламе. По сути, это не
только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным
аспектам и проблемам духовной культуры Востока.
В этот период издаются
наиболее значительные произведения Марджани, среди которых:
"Хаккуль-ма'рифа ва хуснуль-идрак" (“Истина познания и красота
постижения”), 1880 г. — сочинение о мусульманском праве (фикхе), в котором
ученый, в частности, излагает свои социально-политические взгляды;
"Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (“Кладезь сведений о
делах Казани и Булгара”), 1885 г., 1 том — исторический труд о Волжской Булгарии
и Казанском ханстве; "Китабуль-хикма аль-балига аль-джанийя фи
шархиль-акаид аль-ханафийя" (“Книга о зрелой философии, помогающей
объяснить учения ханафитов”), 1888 г. — сочинение, в котором Марджани излагает
свои религиозные взгляды. Умственный просветительский потенциал Марджани
многократно увеличили его путешествия 80-х годов по России и странам Ближнего и
Среднего Востока. В поисках материала для исторических исследований Марджани
посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские
села. 31 августа 1880 года он из Казани отправляется в паломничество, в ходе
которого посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры
мусульманской культуры.
В Стамбуле он знакомится с
автором сборника "Чагатайские и османские языки" Кудратуллой
аль-Кандузи и с известным ученым Ахмадом Джаудат-пашой, снимает копии с
надписей купола мечети султана Салима. В Каире навещает ученого Махмуд-бека
аль-Фаллаки, снимает копии с надписей стен мечети Мухаммада Али-паши.
Просветительские идеи Марджани
охватывают в 70 — 80 годы ХIХ века самые различные стороны обновления
общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости
получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного
наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и
западноевропейской культур). Ученого заботят и вопросы воспитания национального
самосознания татарского народа, беспокоят его благосостояние,
социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым
мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из
"спячки".
Марджани — предвестник
джадидского движения в России, и именно он заложил его основы — реформу
преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой
культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых
была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны
на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым,
еще обнаружены. Например, "Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат
о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират аль-муфрада"
("Отдельные редактирования").
Идейно-философские взгляды
Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка,
просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.
Идеолог
джадидизма Исмаил Гаспринский.
Основатель
джадидизма Исмаил Гаспринский родился 8 марта 1851 года в Крыму, в деревне
Аджикой близ Гаспры, в семье прапорщика Мустафы Гаспринского. Учился в сельской
мусульманской школе-мектебе, затем - в Воронеже и в кадетском корпусе в Москве.
В 15 лет он прервал военное образование и вместе с одним из школьных приятелей
пешком из Москвы по Волге, Дону, Азовскому морю добрался до Бахчисарая.
В родном городе его назначили
учителем русского языка в медресе. В 1871 году Гаспринский отправился в Париж,
где прожил три года, служа в "конторе объявлений" и работая
секретарем у И. С. Тургенева. Здесь он начал писать корреспонденции для русских
газет. В 1874 году он уезжает в Константинополь, где в течение года изучает
турецкий язык.
Вернувшись на
родину, Исмаил Гаспралы становится главой Бахчисарая. Оставив эту должность в
1883 году, Гаспринский приступает к издательской и педагогической деятельности.
Он издает мусульманскую газету "Терджиман" ("Переводчик") в
условиях жесткой цензуры, так как царское самодержавие в своем правлении
опиралось на национальный шовинизм. "Целые три года, я обращался с
ходатайствами к губернаторам и министрам и в течение четырех лет ездил в Петербург,
чтобы добиться разрешения на издание газеты", - писал молодой писатель.
Первым человеком,
одобрившим план издания газеты, был богослов Шихаббадин Марджани. За два года
до выпуска "Терджимана" И. Гаспринский в Симферополе издал брошюру
"Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина". Он
пишет о том, что реформу просвещения надо проводить, опираясь на "новый
метод". Он говорил, что "старый метод" (усул-и-кадим) состоял в
заучивании наизусть Корана и других религиозных текстов, что считалось
религиозными наставниками достаточным для достижения всесторонних знаний.
"Новый метод" И. Гаспринского основывался на фонетическом
принципе чтения в обучении, а также на введении в медресе светских предметов:
арифметики, русского языка, географии и истории. Ожесточенных противников своей
просветительской программы И. Гаспринский встретил в лице служивших царизму
указных мулл, подчиненных Оренбургскому и Таврическому (Крым) муфтиятам, а
также православных миссионеров, например, Н. И. Ильинского (1822-1891 гг.),
ярого врага просвещения народов России.
И. Гаспринский
умер в 1914 году, оставив после себя сотни сторонников, которые продолжали его
учение не только в самой Российской Империи, но и за ее пределами, особенно в
Турции, Персии и Индии. В результате проведенных реформ образовательный и
культурный уровни мусульман России значительно возросли. Ряд мусульманских
городов: Казань, Бахчисарай, Оренбург, Баку, Уфа, Троицк - стали достойными
соперниками других интеллектуальных и культурных центров - Стамбула, Каира,
Бейрута.
Джадидисты-просветители.
Сподвижниками И.
Гаспринского были другие талантливые сыны татарского народа.
Риззауддин
Фахруддинов - в начале 90-х годов прошлого века избран членом Оренбургского
Духовного Собрания. Риззауддин Фахруддинов в совершенстве владел арабским
языком, выписывал из мусульманских стран научные журналы и газеты. На
становление его идеологии повлияли сочинения Шиххаббадина Марджани, учение
Исмаила Гаспринского и случайная встреча в Петрограде с выдающимся мусульманским
мыслителем и политическим деятелем Джамаладдином Афгани.
В мае 1906 года
он покидает эту должность и переселяется в Оренбург по приглашению известных
золотопромышленников Рамеевых. Фахруддинов становится сотрудником газеты
"Вакт", редактором которой является его племянник Фатых Каримов.
Вместе они поднимают газету на высокий уровень и создают при "Вакте"
журнал "Шура", редактором которого он является до 1915 года.
1.
Многотомный
труд "Асар" - состоит из биографий российских мусульманских деятелей.
На данный момент изданы два тома, в которых автор дает не только биографические
сведения, но и прилагает к ним примечания, содержащие богословскую критику.
2.
"Замечательные
люди" - биографии основателей классической мусульманской научной мысли.
Изданы шесть частей этого труда: "Ибн Рушд", "Магарри",
"Ибн Араби", "Выдающиеся женщины в Исламе". Кроме этого,
помещаемые в каждом номере выпускаемого им журнала "Шура" -
"Имам Газали" и "Ахмед Мидхат".
3.
"Замечательные
женщины" - собрание биографических очерков журнала "Шура" в
разделе "Замечательные люди и великие события".
Главный труд
Ризауддина Фахруддинова в области богословия - "Религиозные и социальные
вопросы". В нем автор излагает основные положения мусульманской религии и
освещает актуальные темы современной мусульманской жизни.
Другим
значительным сочинением ученого является "Комментарий на изречения
Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)", а также еще не
изданное сочинение "Святые и чудеса".
Другой
просветитель, Муса Бигиев - родился в 1875 году в Ростове-на-Дону в семье
муллы. Он учился в Казани, Бухаре, Мекке и Медине, где в течение нескольких лет
слушал лекции у самых известных богословов. Он побывал в ведущих центрах
мусульманского образования Египта, Турции и других мусульманских государств.
В 1905 году Муса
Бигиев приезжает в Петроград, где сближается с редактором газет "Ульфет"
и "Тильмиз" Рашидом Ибрагимовым. В этих изданиях он помещает свои
религиозно-реформаторские статьи. С 1907 года начинают выходить его труды по
мусульманскому богословию.
На данный момент
из сочинений Бигиева в свет вышли следующие: "История Корана", написанная
автором на арабском языке; комментарий на сочинение знаменитого арабского поэта
Абу Аль-Магарри "Эльлузумият"; "Доказательства милосердия
Божьего"; "Арабская литература и мусульманские науки";
"Теория мусульманского права"; "Основы Iариата"; перевод
книги знаменитого персидского поэта Хафиза "Дивани" и другие.
Галимзян Баруди -
мударрис, основатель медресе "Мухаммадийе", которое долгое время
служило центром новометодного образования. Родился в 1857 году в Пороховой
слободе г. Казани. Отец отдал его в одно из казанских медресе, а после ее
окончания отправил на учебу в Бухару. Галимзян вернулся на родину в 1881 году и
был выбран вторым муллой в 4-м приходе г.Казани.
В 1901 году он
воздвиг медресе "Мухаммадийе" и ввел в образовательную систему новый метод.
В то время его имя обрело огромную славу, к нему на учебу съезжались мусульмане
со всей России, Кавказа, Туркестана, Сибири и Киргизской степи.
Он сблизился с
авторитетным и влиятельным шейхом Зайнуллой Шарифи Рассулевым, и, получив от
него разрешение, сам начал принимать на обучение мюридов. У многих это вызвало
негодование, а в нелегальном молодежном органе "Таракки" в его адрес
появилось язвительное стихотворение "Ой, шейхем Галимджан". Многие
мударрисы и общественные деятели выступали против Галимзяна Баруди. Однако,
несмотря на это, Баруди прилагал все усилия для того, чтобы в его медресе царил
дух Ислама, истинность которого уже подтверждалась не дряхлой схоластикой, а
науками современности, изучаемыми с целью стать просвещенными мусульманами. Для
обучающихся в медресе Баруди составил много учебников по новому методу
Список источников.
Б.Ф. Султанбеков,
А. А. Харисов, А. Г. Галямов История Татарстана ХХ века (1917 – 1995 гг.) IV часть.- Казань: Хэтер, 1998 – 416с.
История
Татарстана. – Казань: ТАРИХ, 2001. – 544с.
Исхаков Д.М.
Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению.-
Казань.: Иман, 1997. – 80 с.
Махмутов М. И.
Педагогика и ментальность татарского народа в контексте «Запад -
Восток».//Очерки по истории татарской культуры в контексте «Запад-Восток».-
Казань: Фикер, 2001 – 624 с. – с. 252-300.
Тагиров И. Р.
Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век).- Казань: Татарское
книжное издательство, 1999. – 468с.
Тутаев М. З.
Развитие народного образования в Татарии. – Казань: Татарское книжное
издательство, 1975 – 204с.
Ханбиков Я. И.
История развития педагогической мысли татарского народа. – Казань, 1975 – 162с.
Харисов Ф. Ф.
Национальная культура и образование. – Москва.: Педагогика, 2000 – 272с.
Уроки
ушедшего века;
Юзеев
А. Гордость уммы. Марджани. ;
Мусульманские
образование и просвещение в России начала века.;
Просветители.