Межкультурный диалог в поле диаспор
Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей
отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта
Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы
русского населения) множества переселенческих этнических
групп. История становления этносферы края свидетельствует об участии в
нем разных народов, которые на протяжении долгого исторического периода
сформировали уникальный этнический организм.
Представители
разных этнолингвистических и этноконфессиональных групп, культур
разместились в Ставропольском крае параллельно с образованием русской и
украинской этнических территорий в соседстве с автохтонными
горскими и степными народами. Складывание переселенческих
этнических групп проходило здесь с конца XVII в., а
их активное распространение, осуществлялось в Ставропольском уезде
Ставропольской губернии, в Пятигорском уезде Терской области, а также на
территории Терского казачьего войска в течение XIX в.
Так, с 1867 по 1897 г., по данным ревизий и местного исчисления, в
Ставропольском крае отмечается отчетливое присутствие украинцев, армян,
греков, немцев, татар, белорусов, поляков, которые составляли микросоциумы не
только по характеру хозяйственных занятий, этнической принадлежности и
вероисповеданию, но и по индивидуальному культурному облику (1).
Самобытный
культурный портрет эти этнические группы сохранили и в период
советского государственного строительства, а также в период реформирования
российского общества. На территории края, который был и остается
перекрестком этнокультурных интересов множества народов и этнических
групп, сложилось их эффективное взаимодействие. Ставрополье,
как и регион в целом, отмечено приливами и отливами этнической
энергии, которая подогревает «этнический котел». Полноправными участниками
межнационального взаимодействия стали: горские и
степные народы, русские (в том числе казачество), украинцы, белорусы,
армяне, греки, представители народов Дагестана, татары, туркмены,
азербайджанцы, грузины, немцы, осетины, евреи, корейцы и многие другие (2).
Этническое
разнообразие края, как ни парадоксально, выступает в качестве одной
из скрепляющих детерминант социокультурного процесса. При определяющей и
объединяющей роли русского народа сложились особенный этнопсихологический
климат, а также целостная аксиологическая система, в которой перемежаются
как традиционные русские и российские, так и оригинальные северокавказские
культурные ориентиры. Важную роль в становлении и современном
развитии культурного пространства Ставрополья играют устойчивые группы
национальных меньшинств, пребывающие в инонациональном окружении, вне своей
исторической родины и материнского этноса – диаспоры.
Феномен
диаспоры зиждется, в первую очередь, на культурной самобытности,
которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма. Отрыв
от исторической родины искупается особой «этнической ревностью»,
акцентированным стремлением к сохранению национальной культуры,
содействием ее развитию, устойчивостью к ассимиляции. Очевидно, что
не каждая этническая группа выступает в роли диаспоры и что диаспора является
определенной стадией развития этнического сообщества, которая отличается
следующими показателями: четкое агрегирование и артикулирование
этнокультурных интересов; высокий уровень сплоченности и
консолидации; эффективные организационные формы существования; действенная социальная
защита своих членов; активная самоорганизация и самоуправление; полноправное
вхождение в систему вертикальных и горизонтальных внутри- и межнациональных
связей; постепенное складывание этноэлит. Основой существования и
эволюции диаспоры выступает коллективная этнокультурная идентичность, с одной
стороны, и гармоничное включение в интернациональный
культурный процесс, с другой стороны.
В
современном пространстве Ставропольского края происходит активизация
диаспор как участников межкультурного диалога. В нем принимают
участие разные субъекты, из которых основные национальности, по данным
Ставропольского краевого комитета государственной статистики, представлены
следующим образом:
русские
– 83%, армяне – 4%, украинцы – 3%, даргинцы –1,4%, греки – 1,2%,
белорусы –1%, ногайцы –0,7%, чеченцы – 0,5%, туркмены - 0,5%,
карачаевцы
– 0,5%, татары – 0,5%, азербайджанцы – 0,4%, грузины – 0,3%, немцы – 0,3%,
осетины –0,3%, евреи – 0,1% и др.
Как
видно, этнический мир Ставропольского края при наличии общих
северокавказских и ставропольских культурно-исторических черт характеризуется
«удивительным многоцветьем», которое «является драгоценным сокровищем
всего человечества, как горный луг, на котором сотни разнообразных и
неповторимых цветов» (3). Такое многоцветье может сохраняться лишь при
динамичном межкультурном диалоге, проходящем в рамках общероссийских
культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная
стратификация, модернизация, этнизация ) и на основе главных
концептов отечественного культурного процесса - многообразия,
универсальности, всеотзывчивости, терпимости, гуманизма.
В
поле диаспор видятся многочисленные возможности для развития культуры
межнационального общения и межнациональных коммуникаций. Здесь выделяются
внутри - и междиаспорный планы.
Первый
план предполагает взаимодействие субкультур внутри этнического
организма. Участниками такого взаимодействия выступают:
-разные
социальные и профессиональные группы (особенно в тех
диаспорах, где сильна социальная и профессиональная стратификация, т.е.
в армянской, греческой, немецкой, украинской, грузинской,
осетинской и т. д.);
-разные
возрастные и демографические группы, «старшие» и «младшие» (особенно в тех
диаспорах, где сильны традиционные семейно-родственные и клановые связи,
т.е. в даргинской и народов Дагестана в целом, чеченской, туркменской,
карачаевской, татарской и т.д.);
-социальный
и политический авангард и остальные члены сообщества (особенно в
тех диаспорах, где сильны разветвленные системы
национально-культурных объединений, т.е. в греческой, армянской,
немецкой и т.д.);
-священнослужители
и руководители национально-культурных организаций (особенно в тех
диаспорах, где сильны религиозные настроения, т.е. в армянской,
народов Дагестана, татарской, туркменской, чеченской и т.д.).
Важнейшим
срезом внутридиаспорной коммуникации выступают связи между этнической
группой и этническими мигрантами, переселенцами новейшей волны, которые в
ускоренном и чрезвычайном порядке пополняют диаспоры. Мощный миграционный
приток этнических сородичей выводит этнические группы из состояния
равновесия, привносит хаос в сложившиеся связи, а также испытывает на
прочность культурную общность диаспоры.
Сложившиеся
социокультурные идеологемы, обеспечивающие эффективную эволюцию
ставропольских диаспор (приверженность российским государственным
приоритетам, уважение и симпатии к русским, к автохтонным
северокавказским народам, этнокультурная и религиозная терпимость),
не представляют ценности для «пришельцев». Их культурные нормативы и проявления
подчас вызывают недоумение и неприятие не только у основного этноса края, но и
у этнических сородичей – старожилов Ставрополья.
Многоуровневая внутридиаспорная коммуникация, в связи с этнической
миграцией, отмечена локализмом, который создает новые уровни
внутриэтнических привязанностей: первый - общая
групповая внутриэтническая комплиментарность; второй -
локальная внутриэтническая комплиментарность на основе общности
исторических мест происхождения; третий - локальная
внутриэтническая комплиментарность на основе общности мест исхода.
В
целом, внутренние связи диаспор приобретают новое содержание и требуют от
этнических сообществ и их национально-культурных объединений нового уровня
организации, современных приемов общения.
Второй
план взаимодействия предполагает межкультурное общение
диаспоры и иных этнических, социальных, политических организмов. В
качестве субъектов такого общения выделяются: диаспора - основной
этнос края, в том числе казачество; диаспора -
иноэтническая диаспора; диаспора - государственные органы и
муниципальные структуры; диаспора - материнский этнос и
историческая родина; диаспора - одноименная диаспора в
пределах России; диаспора - одноименная диаспора в странах ближнего
Зарубежья.
Указанные
отношения имеют выраженное социально-политическое содержание и
предъявляют высокие требования к культурному порогу диаспор.
Не вызывает сомнений, что в рамках обозначенных диалогов
развивается как культура межнационального общения, так
и политическая культура диаспор.
Межнациональный
диалог осложняется также конкуренцией между народами и этническими
группами, в которой проявляется разная степень модернизации,
адаптации к меняющимся социально-экономическим и политико-правовым
условиям (ногайцы и даргинцы, ногайцы и корейцы, армяне и русские, евреи
и русские, карачаевцы и русские и т.д.).
На
фоне этих процессов повышается не только общекультурная, но и
социально-политическая значимость диаспоры, ее широкие возможности в
налаживании межнационального контакта, в предупреждении межнационального
противостояния, в миротворческих процессах.
Можно
утверждать, что любые социальные инициативы диаспор, во-первых, развивают
культуру внутриэтнического общения, а во-вторых, культуру
межнационального взаимодействия. Успех такого общения и
взаимодействия не может обеспечиваться только традицией и
современной этнополитической интуицией народов и этнических групп.
Эффективный межкультурный диалог этнических организмов возможен лишь при
целенаправленной скоординированной деятельности государственных органов,
муниципальных структур и национально-культурных объединений.
Концептуальной
основой такой деятельности являются Основные направления национальной и
региональной политики Ставропольского края, которые в качестве важнейшего
историко-культурного наследия называют «единство и духовную общность
представителей многих этносов, проживающих в России, в первую очередь Северного
Кавказа и Закавказья», которые сложились благодаря объединяющей роли русского
этноса (5).
Укрепление
этого единства является не только наиболее желаемым результатом
межкультурного диалога, но и решающим условием поступательного развития диаспор
Ставропольского края, как и всей его этносферы в целом.
Литература:
1.Кабузан В. Население
Северного Кавказа в Х1Х-ХХ веках. - СПб., 1996.С.6,189,198,205.
2. См.: Авксентьев А.В.,
Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь: СГУ,
1997.
3. Жданов Ю. Солнечное
сплетение Евразии. - Майкоп, 1999. С.21.
4. См.: Пути мира на
Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. Под ред. В.А. Тишкова. -
М.,1999.
5.См.: Основные направления
национальной и региональной политики Ставропольского края и Комплексная
программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000 –
2005 годы. Постановление Губернатора Ставропольского края № 798 от
31.12.99.